Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Наиболее яркие представители «Мира искусства»
Александр Николаевич Бенуа Русский художник, историк искусства, художественный критик, основатель и главный идеолог объединения «Мир искусства». Вдохновитель и лидер «Мира искусства», он многие годы играл заметную роль в художественной жизни России, сильнейшим образом воздействуя на Формирование общего духовного облика и эстетических воззрений, творческое становление и определение проблематики исканий целого круга мастеров, связанных с ним идейно-творческой близостью либо на него ориентировавшихся. Среди них Сомов и Бакст, Лансере и Добружинский, Остроумова-Лебедева и Серебрякова, Билибин, Кругликова, Яремич (Переписка Бенуа). Узы дружбы и творческой общности ряд лет связывали Бенуа с Серовым, тесное творческое взаимодействие и взаимообогащение существовало между ним и Рерихом, Кустодиевым, Петровым-Водкиным, Грабарем и многими другими. Родился 21 апреля (3 мая) 1870 года в Санкт-Петербурге, в семье петербургского архитектора Николая Леонтьевича Бенуа и его жены Камиллы, дочери архитектора А. К. Кавоса. Начальное образование получил в гимназии Человеколюбивого общества, окончил гимназию Мая. Некоторое время учился в Академии художеств, также занимался изобразительным искусством самостоятельно и под руководством старшего брата Альберта. В 1894 году окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В 1894 году начал свою карьеру теоретика и историка искусства, написав главу о русских художниках для немецкого сборника «История живописи XIX века». В 1896—1898 и 1905—1907 г. работал во Франции. Стал одним из организаторов и идеологов художественного объединения «Мир искусства», основал одноимённый журнал. В 1916-1918 годах художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галереюЭрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник и режиссер, в частности работал над постановкой и оформлением спектаклей БДТ. В 1925 году принял участие в Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже. В 1926 году А. Н. Бенуа покинул СССР. Жил в Париже, где работал над эскизами театральных декораций и костюмов. Участвовал в балетной антрепризе С. Дягилева «Ballets Russes» как художник и автор-постановщик спектаклей. Скончался 9 февраля 1960 года в Париже. В последние годы работал над обстоятельными мемуарами.
Влияние Бенуа-художника и художественного деятеля сказалось на эволюции различных видов и жанров русской живописи и графики, с ним связана целая полоса в истории отечественной сценографии. Ряд лет он возглавлял декорационную часть лучшего драматического театра России — Московского Художественного театра. Инициатор и художественный руководитель «Русских сезонов» в Париже, он был среди тех, кто закладывал основы интернациональной славы русского балета и осуществлял реформу театрально-декорационного искусства, охватившую мировой музыкальный театр (читайте театральную биографию Бенуа). За те двадцать предреволюционных лет, (1898—1917), Бенуа менялся непрерывно. Он достиг профессиональной зрелости в среде дягилевского «Мира искусства» и стал глашатаем идей этой среды. Его увлекала задача ознакомления русского общества с достижениями европейского искусства. Он боролся за воскрешение славы и традиций культуры России XVIII и начала XIX века.
Константин Андреевич Сомов
Русский живописец и график, мастер портрета и пейзажа, иллюстратор, один из основателей общества «Мир искусства» и одноименного журнала. Сын учёного-искусствоведа А. И. Сомова. Константин Сомов родился в семье известного музейного деятеля, хранителя Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна (урождённая Лобанова) была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. В 1879—1888 годах учился в гимназии К. Мая. С сентября 1888 года по март 1897 года учился в петербургскойАкадемии художеств: основной курс — до 1892 года, затем, с октября 1894 года, занятия в мастерской И. Репина. В 1894 году впервые участвовал в выставке Общества русских акварелистов. В 1897 и 1898 годах занимался в Академии Коларосси в Париже. С 1899 года жил в Петербурге. Ещё в гимназии Сомов познакомился с А. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым, с которыми позже участвовал в создании общества «Мир искусства». Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901—1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект» (1901), нарисовал обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др. Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) состоялась в Петербурге в 1903 году; в Гамбурге и Берлине в этом же году были показаны 95 произведений. В 1905 году начал сотрудничать в журнале «Золотое руно». Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции «Граф Нулин» (1899), «Влюблённые» (1905) и др. В январе 1914 года получил статус действительного члена Академии художеств. В 1918 году в издательстве Голике и Вильборга (Петроград) вышло наиболее известное и полное издание с эротическими рисунками-иллюстрациями Сомова: «Книга маркизы» («Le livre de la Marquise»), где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке. Существует редкий вариант этого издания так называемая «Большая „Книга маркизы“» дополненный ещё более фривольными иллюстрациями. В 1918 году стал профессором Петроградских государственных свободных художественных учебных мастерских; работал в школе Е. Н. Званцевой. В 1919 году состоялась его юбилейная персональная выставка, в Третьяковской галерее. В 1923 году Сомов выехал из России в Америку в качестве уполномоченного «Русской выставки»; в январе 1924 года на выставке в Нью-Йорке Сомов был представлен 38 произведениями. В Россию он не вернулся. С 1925 года жил во Франции; в январе 1928 года приобрёл квартиру на бульваре Эксельманс (фр. Boulevard Exelmans) в Париже.
Другие работы можно посмотреть здесь: http: //gallerix.ru/album/Somov
Осип Браз «Портрет М В Добужинского» М. В. Добужинский был сыном артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. После первого курса юридического факультета Петербургского университета Добужинский попытался было поступить в Петербургскую Академию Художеств, но не был принят и занимался в частных студиях до 1899 г., когда, закончив университет, поехал за границу и продолжил художественные занятия в студиях Мюнхена. Вернувшись в 1901 г. в Петербург, он сблизился с объединением " Мир искусства" и вошел в число самых заметных его представителей. Дебютировал Добужинский в графике - рисунками в журналах и книгах, городскими пейзажами, в которых сумел впечатляюще передать свое восприятие Петербурга как города, где величественная классическая архитектура фантасмагорически соединяется с уродливыми реалиями урбанизма XX в. Добужинский занимался и станковой графикой, и живописью, успешно преподавал - сначала вместе с Л. С. Бакстом в частной художественной школе Е. Н. Званцевой, а позднее в разных учебных заведениях; после революции ему доводилось проектировать праздничное убранство улиц, состоять одним из хранителей Эрмитажа и даже читать популярные лекции по искусству. Но наиболее весомыми были его работы в театре и в книжной графике. Вскоре после того, как он удачно оформил несколько спектаклей в Старинном театре и Театре В. Ф. Комиссаржевской (1907-08), МХТ пригласил его на постановку пьесы И. С. Тургенева " Месяц в деревне" (1909).
Больше работ Добужинского по ссылке http: //www.artcyclopedia.ru/dobuzhinskij_mstislav_valerianovich.htm
Лео́ н Само́ йлович Бакст (настоящее имя — Лейба Ха́ им Изра́ илевич Розенберг) Автопортрет, 1893 год
Стиль ар-деко, стремительно захвативший в начале прошлого века всю Европу, добрался и до России. Здесь новое течение назвали модерном, а его адептов в области живописи – мирискуссниками (по названию журнала «Мир искусства», созданного кружком молодой богемы, возглавляемым Сергеем Дягилевым). Вершиной его творчества стала работа для «Русских сезонов», которые Сергей Дягилев представил Европе и Новому Свету в первом и втором десятилетиях минувшего века. Бакст оформил, ставшие известными на весь мир, постановки «Шахеразады» и «Дафниса и Хлои». В творчестве живописца удивительным образом сочетались сочная цветовая гамма и графические линии, роскошь и утонченная изысканность. Разумеется, его творчество не находило благожелательного отклика в критике последователей передвижников, однако художник все же стал членом Императорской Академии Художеств в 1914 г. (невзирая ни на еврейское происхождение, ни на принадлежность к иудаизму) и регулярно появлялся на страницах остромодных журналов «Аполлон» и «Золотое руно», ставших сегодня библиографической редкостью на рынке букинистов. Однако, по закону территориального ценза Бакст не имел права жить в столице, и художник переехал Париж, где его имя звучало абсолютно по- французски, критика восторженно относилась к трудам живописца, а публика ходила на спектакли порой исключительно ради декораций и костюмов художника. У кавалера Ордена Почетного Легиона Бакста появились подражатели, его наперебой приглашали работать с крупнейшими театрами и труппами, что сначала привело к напряженным отношениям с дягилевской труппой, а затем и к полному разрыву. Мотивом его было и то, что в тому времени и причудливые изгибы модерна сменились прямыми линиями конструктивизма. На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. И сам Дягилев, безупречно улавливавший веяния моды, стал все чаще заказывать эскизы декораций Пабло Пикассо.После Первой мировой войны Бакст оставил Европу и переехал работать в Новый Свет, где в частности трудился для труппы прославленной танцовщицы Иды Рубинштейн и выступал с лекциями. В Россию он уже больше не возвращался, а в Париж приехал, признанный всем миром, за год до кончины — в 1923-м. В 1924-м году художника, находившегося в расцвете творческих сил, настиг апоплексический удар, а его творчество продолжил сын Андрей Бакст. Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских, и в особенности — на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. Бесценным оказалось влияние Бакста и на законодателя парижской моды начала прошлого века Поля Пуаре, создавшего свои коллекции на основании работ русского художника. Забытый в советские времена у себя на родине, Бакст был «реабилитирован» в последние годы многим публикациями в прессе, выходом книг и постановками Андриса Лиепы, представившего на сцене Большого театра дягилевские балеты «Шахеразада» и «Игры» в оформлении Леона Бакста. Апостол русского модерна вернулся из забвения. Работы Бакста смотрите по адресу: http: //gallerix.ru/storeroom/1498823822/ Сама статья: http: //art.mirtesen.ru/blog/43896460013/Leon-Bakst
Портрет И. Я. Билибина (Б. Кустодиев, 1901) Сын военно-морского врача, потомок древнего рода, И. Я. Билибин предполагал стать юристом и закончил полный курс юридического факультета Петербургского университета (1896-1900). Но одновременно занимался в Рисовальной школе' при ОПХ, в мастерской А. Ашбэ в Мюнхене, в школе М. К. Тенишевой у И. Е. Репина. Уже исполнив первые работы для журнала (1899) и став в следующем году членом объединения '" Мир искусства", он продолжал учебу вольнослушателем в мастерской И. Е. Репина в АХ. Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, издававшимся для детей: " Царевна-лягушка" (1901), " Василиса Прекрасная" (1902), " Марья Моревна" (1903). За ними последовали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстрации к " Вольге" (1904) и к " Сказке о золотом петушке" (1910). Русской сказочной теме художник посвятил все свое творчество, серьезно для того подготовившись: много ездил по России, особенно по Северу, с интересом изучал русское народное и декоративное искусство. Билибин рано выработал свой графический стиль, основанный на тщательно прорисованном и подробном узорчатом контурном рисунке, расцвеченном акварелью. Стиль этот получил название " билибинский", сделался популярным и породил немало подражаний. Сам художник перенес его из иллюстраций к сказкам в журнальную и промышленную графику (открытки, рекламные плакаты, календари и пр.), а также в политическую карикатуру, которой занимался в годы первой русской революции. Его же он использовал и в своих театральных работах, тем более что Билибину предпочитали заказывать декорации к спектаклям на темы русских сказок или русской старины. Правда, первой его работой в театре были декорации к средневековому мираклю " Действо о Теофиле" (1907). Затем он оформил оперные спектакли " Золотой петушок" (1909) и " Садко" (1914) Н. А. Рим-ского-Корсакова, " Руслан и Людмила" М. И. Глинки (1913) и стал признанным театральным художником. В разгар революционных событий, осенью 1917 г., Билибин уехал из Петрограда в Крым, где владел участком земли, а в начале 1920 г. ему удалось добраться до Египта. Он жил сначала в Каире, потом в Александрии - оформлял балетные спектакли для труппы Анны Павловой, делал эскизы росписей для православного храма. В 1925 г. переехал в Париж, где интенсивно работал - оформил 10 спектаклей, среди которых наибольшую известность приобрели оперы " Сказка о царе Салтане" (1929) и " Сказание о граде Китеже и леве Февронии" (1934) Н. А. Римского-Корсакова, " Князь Игорь" А. П. Бородина, " Борис Годунов" М. П. Мусоргского (обе 1930), а также иллюстрировал народные сказки, в том числе и французские. В 1936 г. Билибин вернулся на родину и был хорошо принят. Он получил место профессора графической мастерской ИЖСА в Ленинграде, в 1939 г. стал доктором искусствоведения. Тогда же художник оформил спектакли " Сказка о царе Салтане" (1937) и " Полководец Суворов" (1939), выполнил иллюстрации к роману А. Н. Толстого " Петр I" (1937) и к " Песне про купца Калашникова" М. Ю. Лермонтова (1939). Работы Билибина по ссылке http: //www.artsait.ru/art/b/bilibin/art1.php
18. Историческая живопись конца XIX – начала XX века
В русской живописи конца XIX — начала XX века сложилась ветвь исторического жанра, обобщавшая характерные черты, национальное своеобразие русского исторического быта. Здесь имеются в виду картины на исторические темы А. П. Рябушкина, С. В. Иванова, Н. К. Рериха, исторический архитектурный пейзаж А. М. Васнецова. Главный путь русского исторического жанра определялся интересом художников к отечественной истории, судьбам народа, героическим подвигам исторических деятелей и простых людей. Корифеем реалистической живописи XIX века был В. И. Суриков. Его исторические полотна и поныне служат классическим образцом этого жанра. Художник выбрал из истории России несколько переломных исторических событий, полных трагических коллизий, столкновений могучих характеров, взрыва страстей. Он нашел образы, обладающие большой силой наглядности, переживаний и мысли, — « Утро стрелецкой казни », « Боярыня Морозова », «Покорение Сибири Ермаком», « Меншиков в Березове ». Художник показывая, как в трудные моменты исторических переломов складываются судьбы народа и национальный характер, выковываются героические личности, запечатлел в многоликих толпах разнообразные оттенки переживания, объединил в сложное и богатое живописное целое народную массу, старинную архитектуру, пейзаж, художественные особенности быта.
О. Э. Браз. «Портрет художника Сергея Васильевича Иванова», Художественное образование С. В. Иванов получил в МУЖВЗ (1878-82), где учился у И. М. Прянишникова, и в Петербургской АХ (1882-84). Член ТПХВ (с 1899), С. Иванов принадлежит ко второму поколению художников-передвижников, существенно обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения. Первая картина - " В дороге. Смерть переселенца" (1889), принесшая ему славу, - образными средствами еще была близка раннему творчеству передвижников повествовательностью мотива, подробно прописанными деталями, но взгляд на происходящее выражен уже по-новому. Трагический финал - смерть кормильца, одиночество осиротевшей семьи - подчеркивается пустынным пейзажем выжженной степи. Нелепо торчащие вверх оглобли повозки усиливают впечатление безысходности произошедшего. В произведении активнее использованы художественные средства композиции, поэтический подтекст играет большую роль, нежели у реалистов старшего поколения. Именно в поисках обновления живописного языка С. Иванов участвовал в создании СРХ. Для этого объединения стали характерны декоративное обобщение силуэтов, многообразное использование освещения, выявление законов пленэра. С 1900 г. в искусстве С. Иванова все отчетливее проявляются черты импрессионизма. Трепетная изменчивость потоков света выделяет главные объекты композиций. Лаконичными выразительными средствами художник пытается достичь наиболее емкой передачи замысла. В 1905 г. появляется его картина " Расстрел", поразившая современников пронзительно отчаянным звучанием протеста. На опустевшей после казни площади остался лежать лицом в землю расстрелянный; вдали высятся мрачные силуэты домов и чуть намечены фигуры уходящих жандармов. Такой сжатости повествования и силы выразительности в передаче мотива из современной истории не достигал никто из предшественников живописца. Лаконично-заостренная трактовка образов намечается в творчестве С. Иванова еще раньше, с 1890-х гг., в картинах на исторические темы: " Смута" (1897), " Приезд иностранцев в Москву XVII столетия" (1901), " Царь. XVI век" (1902), " " Едут! " Карательный отряд" (1905-09). В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. С середины 1890-х годов начинается новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений. В исторической живописи Иванова есть черты, роднящие его с искусством Сурикова и Рябушкина. Живописцу понятно состояние возбужденной массы в острые драматические моменты («Смута», 1897, Музей-квартира И. И. Бродского); «По приговору веча», 1896, частное собрание), его влечет сила русских народных характеров и он, подобно Рябушкину, находит красоту в явлениях народного быта, утверждает понимание этой красоты русским человеком. Иванов чутко улавливает живописные искания времени; его произведения этих лет приобретают особую колористическую звучность. В 1899 году Сергей Иванов был принят в «Товарищество передвижников». В настоящее время его, наряду с Архиповым, Рябушкиным, причисляют к «поздним передвижникам»[1], то есть ко второму поколению художников-передвижников, существенно обновивших изобразительный язык представителей старшего поколения[2]. Однако поиск иных тем и способов выражения внутреннего состояния продолжался. Иванов, неудовлетворенный (по его словам) «милыми сценками», преобладавшими в бытовом жанре передвижников, стремился к искусству остродраматическому, чутко передающему «биение человеческой души». Он постепенно, возможно, под влиянием работы на пленэре изменил свой рисунок и палитру. Это произошло в 1903, в годы создания Союза русских художников, в котором Иванов сыграл определенную роль. Художник обратился к историческому жанру, писал портреты своих близких, иллюстрировал книги. Он оставался художником-реалистом, несмотря на наступившие времена поисков, модерна, отказа от предметного искусства. Иванов выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья — в духе стиля модерн — почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия» (Приезд иностранцев в Москву XVII столетия, 1901); «Царь. XVI век» (1902), Поход москвитян. XVI век, 1903). В них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. В 1908-13 годах выполнил 18 работ для проекта «Картины по русской истории».
Большое место в композициях отводилось ретроспективному пейзажу. Жизнь народа и черты национального характера, их связь с грядущими судьбами России - такова смысловая основа исторических картин С. Иванова. До конца жизни художник оставался реалистом. Серьезно изучая живую натуру, он свободно, поэтически переосмыслял ее, привнося в нее свое понимание красоты национального быта. Творчество С. Иванова отражает характерные поиски искусства конца XIX - начала XX в. Работы Иванова по ссылке: http: //www.artsait.ru/art/i/ivanovS/art1.php
Николай Константинович Рерих (1940-е годы) Русский живописец и археолог, писатель и философ, путешественник и общественный деятель Николай Константинович Рерих был одной из самых ярких фигур русского символизма и модерна, человеком-легендой. Он родился 9 октября 1874 в Петербурге, в семье нотариуса. Его предками со стороны отца, Константина Федоровича, были представители древнего шведского рода, поселившиеся на прибалтийских землях при Екатерине II. Мать художника, Мария Васильевна (в девичестве Калашникова), происходила из псковского купеческого рода. Сама атмосфера в родительском доме, в котором бывали химик Д. И. Менделеев, востоковед К. Ф. Голстунский, историк Н. И. Костомаров, известный живописец и график М. О. Микшеин, была пронизана художественными и научными интересами, что, безусловно, оказало огромное влияние на развитие личности молодого человека. Окончательно стать художником Рерих решил еще учась в гимназии К. И. Мая. Первым его учителем рисования был М. О. Микшеин. После окончания гимназии Рерих учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, слушал лекции на историко-филологическом факультете и, несмотря на недовольство отца, посещал классы Академии художеств (1893 — 97). Учителем Николая Константиновича в Академии Художеств был А. И. Куинджи, сыгравший огромную роль в жизни Рериха. “Мощный Куинджи был не только великим художником, но так же был великим учителем жизни” — вспоминал Рерих. Он считал художественному содержанию образа должны быть подчинены и композиция картины и техника исполнения. Рерих с детских лет интересовался археологией. В студенческие годы он стал членом Российского Археологического общества и ежегодно выступал на его собраниях с отчетами о проведенных им раскопках. В 1899 — 1904 гг. он занимался изучением славянских и угро-финских древностей. Художник уже в это время мечтал о возрождении монументальной живописи — он хотел написать “Начало Руси”, подробно толкующее об этой эпохе. Темы из древнерусской жизни предстают в его картинах в виде красочных символов-обобщений: “Укушуйник”, “Пскович”, “Иван-царевич наезжает на убогую избушку” (1894), “Гонец. Восста род на род” (1897). “Город строят” (1902) и др. Истоки художественного метода Рериха — в неразрывной связи с природой. Соединив археологию с искусством, Рерих написал цикл архитектурно-исторических пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских городов. В 1895 году Рерих знакомиться с музыкальным и художественным критиком, специалистом в области древней культуры стран Востока В. В. Стасовым, личность которого оказала огромное влияние на творчество Рериха. Знакомство со Стасовым укрепило возрастающий интерес молодого художника к Востоку. У Стасова Рерих знакомиться с кумиром молодежи того времени, философом В. С. Соловьевым, мировоззрение которого было пронизано идеей нравственного самоусовершенствования, провозглашенной Л. Н. Толстым, и было близко художнику. В 1898 году Рерих окончил университет и поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и помощником редактора нового журнала “Художественная промышленность”, в котором он публиковал свои статьи о задачах творчества. В 1900 — 1901 гг. Рерих совершенствовался в живописи в студии исторического живописца академического направления Фернана Кормона в Париже. Кормону очень нравились русские эскизы Рериха и он поддержал молодого художника в его стремлениях в искусстве. Рерих считал своим духовным учителем известного французского художника-монументалиста Пюви де Шавана, который оказал большое влияние на стилистическую манеру художника. Одной из первых работ, начатых Рерихом в Париже, была картина “Идолы” 1901 г., в работе над которой проявились новые черты его творчества: стремление к декоративности цветовых отношений и обобщенности форм. Его картины “Иноземные гости” и “Заморские гости”, написанные в начале 1900-х гг., это стилизация славянской древности. Рерих — яркий представитель стиля модерн, которому присущи декоративность, изысканные живописные эффекты, преобладание растительных орнаментов. В 1901 году Рерих вернулся в Россию и 28 октября женился на Е. И. Шапошниковой. В этом же году он становится Секретарем общества поощрения художеств. В это время он пишет такие картины как “Город. Утро”, “Городок”, “Городок зимой” и др., в которых использует традиции народного творчества. Произведения, выполненные в 1900 — 1902 гг. были показаны на академической весенней выставке в Петербурге и выставке “Мира искусства” в Москве, а в 1903 г. — на выставках “Мир искусства” “Современное искусств” в Петербурге. В 1904 году Рерих увлекся прикладным искусством и оформлением интерьеров. В конце XIX века этот вид творчества был особенно популярен. Для церкви в Талашкине Смоленской губернии, имении меценатки и художницы М. К. Тенишевой, Рерих разработал три панно для интерьера комнаты, выполненные в духе искусства народов севера: “Охота”, “Пляски” и “Олени”. Дальнейшая деятельность художника в Талашкине продолжалась в стиле модерн. После выставки “Мира искусства” в 1902 г., на которой были представлены четыре его картины, Рерих сближается с А. Н. Бенуа и С. П. Дягилевым, эстетические позиции которых импонировали ему. Начинается его сотрудничество с “Миром искусства”. В 1903 году Рерих становится участником только что образованного “Союза русских художников”. В 1903 — 1904 гг. Рерих совершает поездку по старинным русским городам, результатом которой стала серия “архитектурных пейзажей”: картина “Смоленск. Крыльцо женского монастыря” (1903), этюды “Ростов Великий” и “Вознесенский монастырь в Угличе” и т.д.. В 1904 г. он работает над эскизом для мозаики “Александр Невский поражает ярла Биргера”, колористическая гамма которого отличается декоративностью и красотой. Рериху убыли близки просветительские цели символистов. Он был убежден в высоком предназначении художника и искусства. В 1904 году художник сотрудничает с брюсовским журналом “Весы”, для которого пишет две статьи о задачах искусства. Рерих полностью оформил августовский номер “Весов” за 1905 г., создав обложку “Царь”, заставку “После грозы” и виньетки. В этом же номере — его иллюстрации к “Принцессе Мален” М. Меттерлинка, сказка и рисунки на индийскую тему “Девассари Абунту с птицами” и “Девассари Абунту превращается в камень”. В 1905 году художник принимает участие в оформлении фасада дома Общества “Россия” на большой Морской улице Петербурге. В этом же году художник снова обращается к разработке принципов монументального искусства (“Славяне на Днепре”), работает над эскизом стенописи “Сокровище ангелов”, занявшим особое место в творчестве художника. Эта картина, ставшая первой работой Рериха на тему индийских легенд, была представлена на выставке “Мира искусства” в 1911 г. и сопровождалась в каталоге словами автора: “За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная твердь на камень опирается”. Весной 1905 г. в Праге состоялась первая выставка Рериха за рубежом. Впоследствии эта выставка экспонировалась в Вене, Венеции, Мюнхене, Берлине, Дюссельдорфе, на “Осеннем салоне” в Париже и имела большой успех. С 1906 года Рерих перешел к работе с темперой, которая больше всего подходила для декоративно-прикладной живописи. В это время художник путешествовал по Италии и Швейцарии, выразив свои впечатления в целой серии рисунков и этюдов; участвовал в международных выставках в Венеции, Вене, Берлине, Париже, благодаря которым его творчество стало широко известно за рубежом. По возвращении в Петербург в 1906 г. Рерих был назначен директором Рисовальной школы Императорского Общества поощрения художников, в должности которого он находился до 1918 г. В результате его деятельности на этой должности, школа стала в ряд крупнейших и авторитетных художественных учебных заведений России. В 1906 г. Рерих вместе со своим другом мозаичистом В. А. Фроловым создал свое первое произведение в мозаике “Бой”, в котором выразил понимание единства всего сущего. С 1906 по 1914 гг. художник активно работает в сфере монументально-декоративной живописи. Художнику посчастливилось сотрудничать с крупнейшими архитекторами — А. В. Щусевым, В. А. Покровским. В 1906 — 1908 гг. Рерих, выполняет мозаику “Спас и князья святые” для южного портала Троицкого собора Почаевской Лавры Тернопольской губернии (архитектор А. В. Щусев). Художником была выполнена частичная роспись пяти церквей и более 30-ти эскизов для них, однако наиболее значительные его произведения в этой области — росписи Святодуховской церкви в Талашкине под Смоленском (1911 — 1914); панно Сеча при Керженце и Покорение Казани для Казанского вокзала в Москве (1915 — 1916) не сохранились. Интересен эскиз “Царица Небесная над рекой жизни”, выполненный для церкви Покрова Богоматери в селе Пархомовка Киевской губернии, который является синтезом разных религиозно-философских систем, основанный художником на знании мифологий Индии и Тибета, мифологий язычества и христианства. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 3214; Нарушение авторского права страницы