Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Спящая в кошаре. 1911. Холст, масло.
Московский пейзаж. 1930-е годы. Холст, масло.
Киргизка. 1914. Холст, масло. Скульптура 1920-е годы. Яркие представители. Николай Андреев создал серию скульптурных портретов вождя, в том числе известную «Ленин — вождь» (1931—1932). Другой видный скульптор этого периода — Иван Шадр. В 1922 году он создал статуи «Рабочий», «Сеятель», «Крестьянин», «Красноармеец». Своеобразие его метода — обобщение образа на основе конкретной жанровой завязке, мощная лепка объёмов, выразительность движения, романтический пафос. Самое яркое его произведение — «Булыжник — орудие пролетариата. 1905 год» (1927). В том же году на территории гидроэлектростанции на Кавказе ЗАГЭС установлен его же работы памятник Ленину — «один из лучших». Вера Мухина формируется как мастер тоже в 20-е. В этот период она создает проект памятника «Освобожденный труд» (1920, не сохранился), «Крестьянка» (1927)[9]. Из более зрелых мастеров отмечают творчество Сарры Лебедевой, которая создавала портреты, в том числе характерный портрет Дзержинского (1925). В своем понимании формы она учитывает традиции и опыт импрессионизма. Александр Матвеев характеризуется классической ясностью в понимании конструктивной основы пластики, гармоничностью скульптурных масс и соотношения объёмов в пространстве («Раздевающаяся женщина», «Женщина, надевающая туфлю»), а также знаменитый «Октябрь» (1927), где в композицию включены 3 обнаженные мужские фигуры — сочетание классических традиций и идеала «человека эпохи Революции» (атрибуты — серп, молот, буденовка)[9]. Социалистический реализм В 1934 году на I Всесоюзном съезде советских писателей Максим Горький сформулировал основные принципы соцреализма как метода советской литературы и искусства[10] Этим моментом датируется начало новой эпохи советского искусства, с более жёстким идеологическим контролем и пропагандистскими схемами[10]. Основные принципы: · Народность. Как правило, героями соцреалистических произведений становились труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные[10]. · Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой жизни для всей людей[10]. · Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития, который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории (в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и своё сознание, отношение к окружающей действительности)[10]. В годы, последующие за этим постановлением ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций, был проведён ряд крупных мероприятий, направленных на развитие искусства в требуемом для государства русле. Расширяется практика государственных заказов, творческих командировок, устроения масштабных тематических и юбилейных выставок. Советские художники создают множество произведений (панно, монументальных, декоративных) для будущего ВДНХ. Это означало важный этап возрождения монументального искусства как самостоятельного. В этих работах стало очевидным, что тяга советского искусства к монументальности является не случайной, а отражает «грандиозные перспективы развития социалистического общества»[10]. Николай Андреев- Ранним произведениям Н. А. Андреева, в основном — жанровой, социальной тематики, свойственны традиционные академические приёмы с элементами получившей уже большое распространение в русской скульптуре раскованной импрессионистской манеры, живописной пластической модуляции. В дальнейшем художник обращается кнеоклссицисткой стилизации, тяготеет к модерну, модной «дионисийской» направленности (эротизм, образы вакханок и т. п.). Характерным произведением, отмеченным печатью драматизма кризисной, предреволюционной и предвоенной эпохи, является памятник Н. В. Гоголю (бронза, гранит, 1904—1909), рельф, опоясывающий пьедестал, и повторяющий приём, использованный скульптором П. К. Клодтом в памятнике И. А. Крылову в Летнем саду, составляют гротесковые фигурки гоголевских героев, контрастирующих с трагизмом фигуры писателя, «углубленного в мир своих мистических видений». В это же время скульптор создал памятники доктору Ф. П. Гаазу (1909). После 1917 года скульптор активно сотрудничал с советской властью, участвовал в реализации плана монументальной пропаганды. В пределах этой программы им созданы памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву(1918—1922). В начале 1920-х Н. А. Андреевым создано с натуры огромное число портретов Ленина, вошедших в его знаменитую «лениниану» (около 100 скульптурных и 200 графических портретов). Подавляющее большинство этих работ носит парадно-официальный характер (1930—1932; Исторический музей), один из портретов этой серии был включён в оформление партийного билета ВКПб. Фигура «Ленин-вождь» (1931—1932, завершил и перевёл в мрамор — брат скульптора, В. А. Андреев). Н. А.Андреевым создано с натуры также огромное число портретов политических деятелей, советских идеологов, деятелей культуры, в том числе — делегатов конгресса Коминтерна (А. В. Луначарского, И. В. Сталина, М. Горького, К. С. Станиславского, М. А. Чехова, Ф. И. Шаляпина и многих других; 1921—1922, Третьяковская галерея). В советское время Н.А. Андреев выступает и как театральный художник. В этом жанре он также предстаёт как типичный представитель соцакадемизма; им выполнены эскизы декораций спектаклей Московского художественного театра («Каин» Дж. Байрона, 1920; «Ревизор» Н. В. Гоголя, 1921; и др.). Основные работы Импрессионистический памятник Гоголю — magnum opus Андреева. Памятники в Москве 1909 — памятник Николаю Гоголю, Пречистенский бульвар (архитектор постамента — Фёдор Шехтель) 1909 — памятник доктору Фёдору Гаазу, Малый Казённый переулок памятник клятве Герцена и Огарёва, Воробьёвы горы 1925 — скульптура «Рабочий», Пролетарская площадь 1926—1929 — памятник Александру Островскому, Театральная площадь, у здания Малого театра (архитектор — Ф. О. Шехтель[2][3]) В 1923 году Николай Андреев принимал участие в оформлении Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Также он является создателем графических образов Ульянова (Ленина), один из которых был размещён в партийном билете КПСС. Иван Шадр.- Иван Дмитриевич Иванов родился 30 января (11 февраля) 1887 года в селе Такташинском Челябинского уезда Оренбургской губернии (ныне деревня Такташи Городского поселения рабочий посёлок Мишкино Мишкинского района Курганской области). Отец — Дмитрий Евграфович Иванов (май 1860 или 17 июня 1862 — 8 апреля 1926), Мать — Мария Егоровна (в девичестве Овчинникова, дочь крестьянина села Ряполово Ковровского уезда Владимирской губернии (ок. 1863 – 23 ноября 1935)[2][3]. Село Такташинское – место сезонной работы плотника Дмитрия Евграфовича Иванова, а постоянное место жительства – город Шадринск Шадринского уезда Пермской губернии (ныне в Курганской области). Прадед Ивана расписывал стены в Спасо-Преображенском соборе, отец и дяди тоже были строителями и богомазами (церковными живописцами). Но по основному роду занятий Дмитрий Евграфовича был плотник. Иван Дмитриевич был третьим сыном в семье, насчитывавшей двенадцать детей (трое младенцев умерли). Предположительно Ивана крестили в Свято-Троицкой церкви с Островного Маслейской волости Челябинского уезда (ныне в Мишкинском районе Курганской области)[4]. В 1898 году Ваню отвезли в Екатеринбург на фабрику купцов Панфиловых, где он был сначала мальчиком на побегушках, потом сторожем и грузчиком. В 1901 году Иван сбежал с фабрики. Без всякой подготовки он успешно сдал экзамен по рисунку в Екатеринбургскую художественно-промышленную школу, где учился до 1906 года у Т. Э. Залькальна. Летом 1907 года Иван вместе с сокурсником Петром Дробышевым отправился странствовать по России по тем местам, где побывал в своё время Максим Горький. Они побывали на Каме, Волге, Дону, путешествовали по Кавказу, Украине, заехали в Москву, Иван пешком дошёл до Санкт-Петербурга. В столице, после неудачной попытки поступить в Академию художеств, Иван подрабатывал, в частности, уличным пением. Однажды его голос услышал режиссёр Александрийского театра М. Е. Дарский, который принял живое участие в судьбе юноши. Он помог Ивану поступить на Высшие драматические курсы Санкт-Петербургского театрального училища, чтобы он мог учиться на певца. В училище И. Шадр продолжал рисовать и заниматься скульптурой. Его рисунки попали к И. Е. Репину, который дал им высокую оценку. По ходатайству петербургских ценителей таланта Ивана Дмитриевича Шадринская городская управа назначила ему стипендию. В Санкт-Петербурге Шадр посещал также рисовальную школу Общества поощрения художеств Н. К. Рериха и Музыкально-драматическую школу. В столице Иван прожил до 1908 года, затем год служил в Русской императорской армии. Могила Шадра на Новодевичьем кладбище Москвы. В 1910 году Иван уехал за границу. Сначала в Париж, где был студентом высших муниципальных курсов скульптуры и рисования в Академии де ла Гранд-Шомьер под руководством Ф. О. Родена иЭ. А. Бурделя. В 1911 году парижские учителя отправили И. Шадра на стажировку в Рим в Институт изящных искусств[it]. В 1912 году Иван Дмитриевич возвращается в Россию. В Москве он обучается в Московском археологическом институте. В 1918 году Шадр уезжает в Омск забрать семью в Москву, однако остался в этом городе до 1921 года. Там он выступал с лекциями по искусству. Работал в Политпросвете 5-й Армии и в Сибревкоме. В 1921 году, как только было восстановлено железнодорожное сообщение, Шадр уехал в Москву. В 1926 году И. Шадр стал членом Общества русских скульпторов, в дальнейшем Союза советских скульпторов. Иван Дмитриевич Шадр умер 3 апреля 1941 года в Москве[5]. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2, надгробие — скульптор И. Рабинович, архитекторыГ. П. Гольц, А. А. Заварзин[6]). И. Д. Шадр был женат на москвичке Татьяне Владимировне Гурьевой (1893—19 августа 1974), похоронена рядом с мужем на Новодевичьем кладбище. Детей в их семье не было. Вера Игнатьевна Мухина родилась 19 июня (1 июля) 1889 года в Риге (ныне Латвия). Родительский дом сохранился — улица Тургенева, 23/25[2]). Родители относились к купеческому сословию, предки Мухиной жили в Риге после Отечественной войны 1812 года. Семья была состоятельная: в 1937 году у Веры Игнатьевны открылось наследство в 4 миллиона латов.[3]Детские и девические годы (1892—1904) провела в Феодосии, куда увёз её отец, опасавшийся за здоровье дочери (Вере было два года, когда от туберкулеза умерла её мать).[3]В Феодосии будущая художница получила первые уроки рисунка и живописи. Окончив гимназию и переехав в Москву, она училась живописи в студиях К. Ф. Юона, И. О. Дудина и И. И. Машкова. В 1912—1914 годах жила в Париже, где в Академии Гранд Шомьер училась у французского скульптора-монументалиста Э. А. Бурделя. Позже путешествовала по Италии, изучая скульптуры и живописьпериода Ренессанса. В 1918 году Вера Игнатьевна вышла замуж за военного врача Алексея Замкова. В 1923 году вместе с А. А. Экстер оформила павильон газеты «Известия» на первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в Москве. Вера Игнатьевна Мухина участвовала в осуществлении Ленинского плана монументальной пропаганды. Монумент «Рабочий и колхозница». Москва Выдающийся мастер XX века. Её монумент «Рабочий и колхозница» был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция В. И. Мухиной венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б. М. Иофаном. В 1939 году монумент был установлен недалеко от северного входа на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). С 1947 года эта скульптура является эмблемой киностудии «Мосфильм». В 2003—2009 годах была осуществлена реставрация монумента, и он был установлен на сооружении-пьедестале, по внешнему виду приближенном к Парижскому павильону 1937 года. В 1938—1939 годах В. И. Мухина работала над скульптурами для щусевского Москворецкого моста: «Гимн Интернационалу», «Пламя революции», «Море», «Земля», «Плодородие», «Хлеб». «Хлеб» (1939) — это единственная композиция, осуществлённая В. И. Мухиной, остальные были воссозданы по эскизам после её смерти. Некоторые проекты В. И. Мухиной так и остались неосуществлёнными, в том числе памятники Я. М. Свердлову, В. И. Ленину и челюскинцам. Один памятник М. Горькому был установлен в 1943 году у Белорусского вокзала Москвы, другой — в 1952 году в Нижнем Новгороде. С 1947 года по 1953 год — член Президиума АХ СССР. Академик АХ СССР (1947).
Работы В. И. Мухиной в Москве Монумент «Рабочий и колхозница» рядом с ВВЦ. Скульптура «Наука» установлена у здания МГУ. Скульптуры «Хлеб» и «Плодородие» (другое название-«Урожай») около Водного стадиона. Скульптуры «Земля» и «Вода» (другое название-«Море») в Лужниках. Памятник П. И. Чайковскому у здания Московской консерватории. Памятник Максиму Горькому у Белорусского вокзала. Памятник Максиму Горькому у Института мировой литературы. Семь надгробий на Новодевичьем кладбище[5]. В других городах Скульптурная композиция «Фархад и Ширин» (арх. И. Ю. Каракис) для комплекса Фархадской ГЭС. Памятник Максиму Горькому в Нижнем Новгороде (архитекторы П. П. Штеллер и В. В. Лебедев) и т. д. Скульптура на крыше планетария в Волгограде — «Мир», последнее творение Веры Мухиной Лебедева, Сарра Дмитриевна- Родилась в семье чиновника. Училась в Школе рисования, живописи и скульптуры Михаила Бернштейна и Леонида Шервуда (1910—1914), работала в скульптурной мастерской Василия Кузнецова (1914). С 1925 года жила в Москве. С 1926 года член Общества русских скульпторов. Участвовала в реализации плана «монументальной пропаганды». В межвоенное двадцатилетие создала множество портретов своих современников: Вяч. Иванова (1925), Феликса Дзержинского (гипс, 1925), Александра Цюрупы (1927), Абрама Эфроса (гипс, 1927), Валерия Чкалова (1937), Соломона Михоэлса и Веры Мухиной (оба — гипс, 1939), Александра Твардовского (гипс, 1943 и мрамор, 1950), Владимира Татлина (известняк, 1943—1944), Мариам Асламазян (1949), Константина Паустовского (1956) и др. К лучшим образцам русской мемориальной пластики принадлежит изваянное Лебедевой надгробие Бориса Пастернака на Переделкинском кладбище (песчаник, 1965). Надгробие представляет собой стелу строгих форм с романтичным профилем поэта в технике углублённого рельефа. К 40-летней годовщине смерти Пастернака (2000 год) памятник работы Лебедевой, к тому времени нуждавшийся в реставрации, был заменён точной копией работы скульптора Дмитрия Шаховского. Лебедевой же принадлежит портрет Пастернака, выполненный из известняка (1961—1963). Творчество[править | править вики-текст] В раннем творчестве испытала влияние импрессионизма, затем увлеклась кубизмом. С начала 1920-х годов стремилась в своих работах «соединить художественные открытия этих течений с последовательно реалистическими принципами изображения».[1] Работы С. Д. Лебедевой отличает тонкий психологизм, обобщение и сложное структурное понимание натуры, что органично сочетаясь в пластике мастера, даёт самобытное, глубокое проникновение в выразительный внутренний строй личности портретируемого. Семья[править | править вики-текст] Была женой художника Владимира Лебедева. Произведения[править | править вики-текст] «Робеспьер» (рельеф, гипс тонированный, 1920); «Краснофлотец-ударник Власов» (1931); «Девочка с бабочкой» (1936); «Портрет В. П. Чкалова» (1936—1939); «Шахтёр» (1937); «Фигура со знаменем (А. Г. Стаханов)» (1939); Сарра Лебедева — автор проектов памятников Александру Пушкину (1937—1938), Феликсу Дзержинскому (1940), Антону Чехову (1944—1945) в Москве (не установлены); автор памятника на могиле Бориса Леонидовича Пастернака
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1417; Нарушение авторского права страницы