Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Памятник – ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде.
Мама́ ев курган — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои начиная с сентября 1942 года заканчивая январем 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовет! ». На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более 35 000 защитников Сталинграда. Этимология названия Название «Мамаев курган» известно издавна. Свое название легендарный Мамаев курган получил со времен Золотой Орды. На его вершине были когда-то сторожевые дозоры. Застава была учреждена темником Мамаем. История про темника Мамая уходит своими корнями глубоко в прошлое, во времена Золотой Орды. Существует легенда что темник Мамай захоронен на кургане, названном в его честь, в гробнице и золотых доспехах. Что подтверждается многочисленными раскопками на Мамаевом Кургане в прошлом. Но гробница так и не была найдена. Памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» Основные композиции: Вводная композиция-горельеф «Память поколений» Аллея пирамидальных тополей Площадь Стоявших насмерть Стены-руины Площадь Героев Монументальный рельеф Зал Воинской славы Площадь Скорби Главный монумент «Родина-мать зовет! » Воинское мемориальное кладбище Мемориальный дендропарк у подножия Мамаева кургана Танковая башня на постаменте, за Храмом " Всех Святых", - часть общего ансамбля линии обороны Сталинграда, состоящего из таких же башен в нескольких районах города. Памятник «Родина-мать зовет! » выполнен по проекту скульптора Е. В. Вучетича и инженера Н. В. Никитина. Скульптура представляет собой фигуру женщины с поднятым вверх мечом. Этот монумент – аллегорический образ Родины, призывающей всех людей объединиться, чтобы разбить врага. Проводя аналогию, можно сравнить статую «Родина-мать зовет! » с античной богиней победы Никой Самофракийской, которая также призывает своих детей дать отпор захватчикам. Силуэт скульптуры «Родина-мать зовет! » изображен на флаге и гербе Волгоградской области. Вершина для строительства памятника была сформирована искусственно. До этого самой высокой точкой Мамаева кургана в Волгограде являлась территория, находящаяся в 200 метрах от нынешней вершины. Сейчас там расположен храм Всех Святых. Строительство монумента «Родина-мать зовет» продолжалось в течение восьми лет (с мая 1959 по октябрь 1967 гг.) На момент своего создания эта скульптура являлась самым высоким в мире монументом. В 1972 и 1986 годах на главном памятнике Мамаева кургана проводились реставрационные работы, а в 2010 году начались работы по обеспечению его безопасности. В качестве прообраза статуи «Родина-мать зовет! » в Волгограде назвались Анастасия Пешкова, Екатерина Гребнева и Валентина Изотова. Однако официально эти сведения до сих пор не подтверждены. На создание памятника без постамента ушло 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Общая высота скульптуры — 85 м (по некоторым сведениям 87 м). Прежде чем приступить к возведению мемориала, в Мамаевом кургане был вырыт фундамент глубиной 16 м, а на нем установлена 2-метровая плита. Высота самой 8-тонной статуи женщины-матери составляет 52 метра. Для обеспечения жесткости каркаса использовано 99 металлических тросов, находящихся в постоянном натяжении. Толщина железобетонных стен памятника не превышает 30 см, внутренняя поверхность скульптуры выполнена из отдельных камер, наподобие конструкции жилого здания. Изначально 33-метровый меч весом 14 тонн был изготовлен из нержавеющей стали в титановой оболочке. Однако колоссальные размеры статуи вызывали сильное раскачивание меча, особенно в ветреную погоду. В результате конструкция деформировалась, листы титановой обшивки меча сместились, при покачивании возникал неприятный металлический скрежет. Для устранения этих явлений в 1972 году была проведена реконструкция, в результате которой лезвие меча заменили на другое, выполненное из фторированной стали, с отверстиями в верхней части для уменьшения парусности. Через шесть лет скульптура «Родина-мать зовет! » по рекомендации экспертной группы НИИЖБ была укреплена. Расчеты устойчивости проводил тот же автор, который рассчитывал устойчивость Останкинской телевизионной башни в Москве – доктор технических наук Н. В. Никитин. Монумент «Родина-мать зовет! » на Мамаевом кургане в Волгограде является второй частью триптиха. Первая его часть расположена в Магнитогорске и называется «Тыл – фронту! ». Третья часть, под названием «Воин-освободитель» находится в Трептов-парке (Берлин, Германия). При создании триптиха подразумевалось, что меч, который выковали уральские кузнецы, подняла Родина-мать в Сталинграде, а опустили его советские воины в Берлине, одержав победу в Великой Отечественной войне. Потомки выполнили волю маршала Советского Союза, героя ВОВ, участника Сталинградской битвы Василия Ивановича Чуйкова и согласно завещанию военачальника похоронили его у подножия монумента «Родина-мать зовет! ». Именем этого полководца также названа улица в Центральном районе Волгограда, на которой расположен Мамаев курган.
16. Новизна планировочного решения площади Людовика XV (Конкорд) в Париже. Площадь Согласия – одна из самых красивых в Париже – занимает обширный участок между Тюильрийским садом и Елисейскими полями. Площадь была разбита в середине XVII века по проекту архитектора Габриэля и сначала носила имя Людовика XV. Подобно другим «королевским» площадям, она была украшена конной статуей монарха, но было в ее планировке и нечто принципиально новое: она не застроена по периметру домами, благодаря чему с любой точки площади открываются широкие перспективы. Можно сказать – площадь пространственно связана с остальным городом. В период правления «короля французов» Луи-Филиппа (1830-1848) на площади появился древнеегипетский обелиск, два фонтана, конные группы и мраморные статуи с изображением городов Франции. В 1835 году архитектор Гитторф завершил оформление площади, соблюдая принципы планировки Габриэля. Так площадь Согласия обрела свой нынешний вид. Обелиск, украшающий площадь Согласия, — подарок египетского вице-короля Мехмета-Али. Он был доставлен в Париж из храма Амона в Фивах. Возраст монумента – примерно 3600 лет. Обелиск высечен из розового гранита. Высота его – 23 метра, вес – 230 тонн. С четырех сторон он покрыт иероглифами, прославляющими фараонов Рамзеса II и Рамзеса III. Для транспортировки монументального «подарка» из Египта был построено грузовое судно «Луксор». Морское путешествие из Египта до Тулона продолжалось два года и 25 дней. Еще три года обелиск пролежал на берегу Сены, пока на площади монтировались подъемные устройства, разработанные инженером Аполлинером Леба. 16 августа 1835 года обелиск был установлен на гранитный пьедестал в присутствии королевской семьи и 200-тысячной толпы парижан. Кстати, на установку Луксорского обелиска ушло всего… три часа. Отдельные эпизоды транспортировки и установки изображены на пьедестале. В 1999 году верхушка Луксорского обелиска была увенчана золотым наконечником, на отливку которого ушло 1, 5 кг чистого золота. Подобные обелиски («иглы Клеопатры») были также установлены в Лондоне и Нью-Йорке. По двум сторонам обелиска Гитторф установил два фонтана 9-метровой высоты, имитирующие фонтаны площади св. Петра в Риме. Фонтаны Гитторфа украшены статуями Тритона, Нереиды и других мифических персонажей, а также восемнадцатью ростральными колоннами. По вечерам фонтаны подсвечиваются. Недавно завершились работы по капитальной реставрации фонтанов на площади Согласия. При короле Луи-Филиппе на площади Согласия были установлены восемь монументальных статуй, символизирующих крупные города Франции: Лион и Марсель (ск. Петито), Бордо и Нант (ск. Гайонет), Руан и Брест (ск. Корто), Лилль и Страсбург (ск. Прадье). В 1870-1914 годах, когда Эльзас и Лотарингия были оккупированы немцами, статуя Страсбурга, покрытая черным крепом, стала местом патриотического паломничества французов. Площадь Согласия украшена фонтанами на «морскую тему» не случайно – в ее северной части высится здание Министерства морского флота. А по другую сторону Королевской улицы (rue Royale) находится один из самых роскошных парижских отелей – знаменитый отель Крийон (бывший дворец Омон). По своей архитектуре оба здания перекликаются с дворцами Лувра. В феврале 1923 году в отеле «Крийон» на площади Согласия останавливался Сергей Есенин со своей женой Айседорой Дункан, но из-за своего скандального поведения Есенин был выдворен не только из отеля, но и из Франции.
17. Доменико Фонтана и его градостроительные приемы реконструкции Рима (план 1585 года). Доменико Фонтана — итальянский архитектор и инженер раннего барокко. Построил: Сикстинская капелла базилики Санта-Мария-Маджоре, Собор Святого Петра (Basilica Sancti Petri), Период барокко характеризуется изобилием монументальной скульптуры, которая, размещаясь на городских площадях, имела не только изобразительное, но и архитектурное назначение. В этом возвышении значения монумента решающую роль сыграли Микеланджело и Доменико Фонтана. В 30-х годах XVI в. Микеланджело составляет проект Капитолийского ансамбля и в 1538 г. на специально сделанном цоколе из желтоватого мрамора ставит бронзовую статую Марка Аврелия (Статуя Марка Аврелия, найденная среди античных руин, была ошибочно принята за конный монумент императора-христианина Константина Великого, поэтому католическая церковь чтила статую мнимого Константина почти наравне с изваяниями святых. Папы поставили ее перед своей резиденцией - у Латеранского дворца. Но стоило выяснить действительную принадлежность статуи, как папы совершенно к ней охладели и легко уступили ее Микеланджело для украшения площади Капитолия. В настоящее время на месте монумента перед Латеранским дворцом стоит обелиск). Обратим внимание на то обстоятельство, что осуществление Капитолийского ансамбля началось не со строительства зданий (как это бывает обычно), а с размещения монумента. В течение нескольких лет конный памятник Марка Аврелия стоял среди пустыря, окруженный свободным пространством, и худояшики, еще недавно размещавшие свои монументы у границ площадей, теперь могли убедиться, что объемно трактованная скульптура способна организовать пространство вокруг себя и закрепить середину площади. Так был вторично открыт прием центрального расположения монументов. Почти аналогичным образом формировалась и площадь св. Петра. В 1586 г. Доменико Фонтана поставил египетский обелиск против середины еще недостроенного собора, и только через 70 лет началось проектирование площади, на которой обелиск занял математический центр. Этот факт в еще большей степени указывает на возросшее значение монументов, однако с 80-х годов XVI в. монументы не только определяют композицию площади, но и являются вспомогательным средством в планировочном решении целых городских районов. Работая над планировкой Рима, Доменико Фонтана ставил в первую очередь обелиски, которые являлись у него своеобразными вехами, и лишь потом вел самые улицы. Таким образом, путь, пройденный монументальной скульптурой от раннего Возрождения до полного развития концепций барокко, был чрезвычайно большим. В эпоху Возрождения скульптура едва отделялась от архитектурных сооружений и еще размещалась у фасадов дворцов и соборов, теперь же она наполнила площадь множеством статуй, занявших и центр, и окраины, - у монументальных лестниц, откосов и балюстрад. Рисунок мостовой подчинился расположению монументов, давая то широкие овалы, то звезды, то великолепный каменный паркет. План Рима с выделением улиц, проложенных в XVI-XVII вв.: 1 - площадь дель Пополо; 2 - Испанская лестница; 3 - мавзолей Августа; 4 - перекресток Четырех фонтанов; 5 - площадь Колонны; 6 - площадь Квиринала; 7 - ворота Пиа; 8 - площадь Санта Мариа- Маджоре; 9 - Латеранская площадь; 10 - Колизей; 11 - Капитолий; 12 - Пантеон; 13 - площадь Навона; 14 - площадь Фарнезе; 15 - замок св. Ангела; 16 - площадь св. Петра; 17 - Ватикан; 18, 19 - улица Рипетта; 18-20 - улица Корсо; 18-21 - улица Бабуино; 22-22 - улица Систина; 23-23 - улица Номентана; 24-24 - улица Карло Альберто; 25-25 - улица Мерулана; 26-26 - улица Сан-Джованни ин Латерано; 27 - улица Джулиа
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1106; Нарушение авторского права страницы