Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Донателло. Конный памятник кондотьеру Гаттамелате. 1447–1453. Падуя



(подробнее в 11 вопросе)

 

 

Памятник Петру I у Михайловского замка.Санкт-Петербург (вопрос21) Перед главным фасадом Михайловского замка в 1800 году, по указу импе ратора Павла I был установлен монумент Петру I.     Статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге Конная статуя Чингисхана (монг. Чингис хааны морьт хө шө ө ) в Цонжин-Болдоге — крупнейший из памятников Чингисхану в Монголии и крупнейшая конная статуя в мире. Высота 40 метров без постамента
   

 


9.Площадь Синьории во Флоренции, ее монументы

Еще в эпоху готики при постройке главной площади Флоренции было стремление придать ей по возможности форму прямоугольника в соответствии с планомерным строительством домов. Площадь представляется глазу много симметричней, чем на плане.

Площадь Синьории (итал. Piazza della Signoria) — L-образная площадь перед дворцом Палаццо Веккьо во Флоренции. Площадь была центром политической жизни во времена Флорентийской республики. Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio) - важнейшее общественное здание Флоренции и уникальный образец светской архитектуры средневековья. Он представляет собой мощную крепость, высота его сторожевой башни достигает 94 м (самая высокая башня в городе). Строительство палаццо Веккио продолжалось с 1284 по 1341 гг., автором проекта считается знаменитый архитектор Арнольдо да Камбио.

За все время своего существования Piazza della Signoria сменила немало названий. В период Римского правления здесь был театр. По историческим данным, позднее на его месте были построены дома для богатых флорентинцев и башни, которые предназначались для известного семейства Уберти.

После поражения битвы с гвельфами в 1260 году все выстроенные дома были разрушены. Долгое время здесь было запрещено строительство, а площадь в период Флорентийской республики была местом сосредоточения политической и социальной жизни города. Когда-то здесь даже устраивались публичные сожжения на костре, проводимые Святой Инквизицией.

Сегодня на площади Синьории также можно увидеть мраморную доску, на которой отмечено место, где был сожжен в 1498 году Джироламо Савонарола — религиозный проповедник и реформатор, осужденный со своими товарищами в качестве еретиков.

Главные исторические памятники

Площадь Синьории особенно привлекательна Старым дворцом, более известным как Палаццо Веккьо. Когда-то этот исторический памятник, построенный в 1298-1310 годах, назывался дворцом Синьории.

В самом центре площади находится знаменитый «Фонтан Нептуна», автором которого является Бартоломео Амманнати. Главной фигурой огромного сооружения является статуя морского бога, сделанная полностью из белого мрамора. Сами флорентинцы называют ее «Бьянконе», что в переводе означает «Белый гигант».

 

С фонтаном соседствует конный памятник Козимо I Медичи, выполненный в 1594 году скульптором-маньеристом Жаном де Булонем, прославившимся как Джамболонья. Памятник с первого взгляда поражает своей величественностью, благородной осанкой седока и четкими формами. Бронзовые барельефы изображают главные события из жизни великого герцога.

Лоджия Ланци, построенная с 1376 по 1382 года, предназначалась для собраний и заседаний Флорентийской республики. Свое название это сооружение получило в честь ландскнехтов — пехотинцев немецкого происхождения, нанимаемых для охраны Козимо I.

Лоджия Ланци на площади Синьории во Флоренции

В настоящее время в Лоджии выставлены замечательные статуи, среди которых Персей Бенвенуто Челлини.

Крайняя слева скульптура «Мардзокко» (лев с ирисом на щите) также создана Донателло. Будучи древней флорентийской эмблемой, данная композиция в случае необходимости вполне могла бы сойти за символ городских свобод.. Ещё два каменных льва были установлены около лоджии Ланци.

 

Статуи, находящиеся на площади Синьории, являются уникальными высокохудожественными шедеврами, не имеющими аналогов. Их создавали с целью вдохновения правителей Флоренции, направляющихся в Палаццо Веккьо. Особенно выделяется знаменитый «Давид», установленный слева от входа во дворец. Правда, мраморная статуя является копией работы Микеланджело, так как оригинал был заменен еще в 1873 году.

 

 

Скульптура под названием «Юдифь с головой Олоферна» первоначально была изготовлена для резиденции Медичи, но была перенесена на площадь после объявления республики. Ее автором является Донателло – известный итальянский скульптур, представитель эпохи Возрождения

Справа от дворца можно увидеть другую скульптуру под названием «Геркулес, победивший Какуса». Его автором является художник, относящийся к эпохе маньеризма, Баччьо Бандинелли.

 

 

Помимо льва Донателло, рядом с дворцом Синьории было еще несколько львов, причем не только каменных, но и живых. Каменные львы охраняли вход в лоджию Ланци, один из них римский, второй был создан в 17 веке.

Что касается живых львов, то они содержались на заднем дворе правительственной резиденции, в специальном питомнике, расположенном на улице с говорящим названием – Львиная. Рождение львенка здесь всегда было поводом для веселого праздника, а смотритель питомника считался фигурой значимой и уважаемой.

Однако, обилие львов не помогло продлить жизнь Второй республике, и уже 23 мая 1498 года Савонарола был сожжен на площади, на том самом месте, где каких-то четыре года назад он своими руками бросал в костер картины, книги и драгоценности, собранные в близлежащих дворцах. Найти это место не трудно, на него указывает круглая плита из мрамора.

10.Система площадей Петербурга в начале XIX века

Застройка города к началу XIX в. была еще сильно разрежена. В первой четверти XIX в. началось градостроительное преобразование городского центра: достройкой «пробелов», урегулированием застройки, возведением новых крупных объектов, таким образом было обеспечено архитектурное единство и созданы великолепные классицистические ансамбли.
Подход к городу как к ансамблю был декларирован указом об учреждении Комитета строений и гидравлических работ (1816), которому надлежало действовать, «взяв, с одной стороны, правильность, красоту и приличие каждого здания в применении к целому городу, а с другой — выгодное расположение, прочность и безопасность, как собственно каждому строению принадлежащую, так и соседственную...»
В первой трети XIX в. завершилось формирование системы ансамблей в центре классицистического Петербурга – Дворцовой площади, Сенатской площади, Адмиралтейской площади, Исаакиевской площади, ансамбля Михайловского дворца, Михайловского замка, Казанского собора, Марсова поля, стрелки Васильевского острова, Александрийского театра. В период завершения пространственной композиции основных частей Петербурга, в течение первых десятилетий XIX века, синтезируются архитектурные искания всего XVIII века (от регулярного плана к пространственной композиции).
Закрепилось значение реки как основной композиционной оси городского плана. Застройка центральных площадей с исключительной силой подчеркнула осевое значение Невы в архитектуре города. Система трех площадей, переходящих одна в другую и образующих единую главную площадь вдоль берега, — площадь, к которой сходятся главные лучевые магистрали города, — создала исключительный по своей архитектурной и масштабной силе центр столицы. Река явилась не только осью центрального ансамбля, но и важнейшим элементом городского пейзажа, его составной частью, иногда — фоном для больших архитектурных перспектив, иногда — передним планом для обширных пейзажных панорам. Масштабами водной магистрали определились и масштабы городской застройки — размеры громадных центральных площадей, широких набережных, длиннейших прямых проспектов. Река, направление ее фарватера, громадные открытые пространства, создаваемые ею в центре города, оказали прямое влияние и на формы центрального архитектурного ансамбля Петербурга. Тройная площадь, тянущаяся от Зимнего дворца до здания Сената и Синода, — представляет по своему очертанию и по своему масштабу как бы повторенное на берегу русло многоводной реки. По периметру этой площади, вокруг нее и в непосредственном соседстве с ней оказались сосредоточенными здания исключительной монументальной силы и архитектурной значимости. Это сочетание мощного природного фактора с предельной концентрацией архитектурных форм создало в Петербурге исключительный по своей мощи архитектурный массив городского центра.
Построение петербургского центра носит ярко выраженный пространственно-пейзажный характер. Основное воздействие в архитектурном окружении оказывают пейзажные перспективы. Человек все время находится внутри обширной панорамы, раскрывающейся то одним отдаленным планом (вид на стрелку Васильевского острова с набережной и мостов), то несколькими планами с чрезвычайно сильными задними «кулисами» (вид на Сенатскую площадь и собор св. Исаакия с противоположного берега Невы), то как прямая перспектива, ориентированная на определенный архитектурный массив (вид на Петропавловскую крепость с набережных, вид на Адмиралтейскую башню с центральных проспектов). Обширнейшее пространство Марсова поля, с его разнообразными чисто пейзажными перспективами на Инженерный замок, на Михайловский и Летний сады, характерно своей архитектурной организованностью; это пейзаж, созданный архитектурой.

11.Монумент Гаттамелаты в Падуе

Памятник Гаттамелате – девятиметровый монумент, установленный рядом с базиликой святого Антония Падуанского. Возведен в 1453 году выдающимся скульптором Донателло и считается одной из лучших его работ. Кроме того, данный монумент явялется первой бронзовой статуей, отлитой в Европе со времен античности. Изваяние изображает кондотьера (военачальника) Эразмо да Нарни, прозванного в народе Гаттамелатой (в переводе " Медовая кошка", льстивая кошка «пятнистая кошка») за вкрадчивость манер и хитрый характер.

Памятник Гаттамелате создает ощущение благородного достоинства и силы, поступь коня под всадником размеренная и спокойная. Огромный размер монумента одновременно внушает величие и позволяет ему выступать самостоятельным архитектурным элементом, не теряясь на фоне громадной базилики. Для создания дополнительной опоры Донателло использовал древний античный прием: копыто коня опирается на сферу.

Как отмечает С. О. Андросов: «Донателло вознес более чем трехметровую статую на восьмиметровый постамент. Такое решение затрудняет рассмотрение монумента для зрителя, однако его нельзя не признать в данном случае оправданным. Только поднятый на большую высоту памятник мог восприниматься как цельное, самостоятельное произведение рядом с расплывающейся громадой собора, тем более что Донателло направил движение лошади перпендикулярно основной оси собора. Кондотьер как бы покидает собор, удаляясь от него на спокойно шагающей лошади. Однако колоссальный пьедестал Гаттамелаты имеет и символическое значение. Он не случайно украшен изображением дверей, закрытых с западной стороны и приоткрытых с восточной. Это намек на то, что из царства мертвых нет возврата.

(не сто процентная информация, лишь по некоторым источникам)Дело в том, что памятник имел когда-то функцию кенотафа (ложного надгробия) и находился среди могил на кладбище, окружавшем собор. Такой переходный характер монумента, когда он оправдывался церковными потребностями и не являлся самостоятельным и независимым памятником, очевидно, был предписан заказчиками. Донателло же смог решить этот кенотаф так, что спустя пять веков большинство зрителей и не догадываются о его культовом назначении».

Надо подчеркнуть ещё одну особенность падуанского памятника. Донателло сознательно укоротил ноги Гаттамелаты, чтобы они не свешивались за пределы корпуса лошади, — это позволяет подчеркнуть массивность ее тела, ноги лошади тоже слегка утолщены, чтобы снизу они не казались слишком тонкими. Все эти особенности свидетельствуют о вдумчивой и серьезной работе мастера над памятником Гаттамелаты.

Интересна постановка скульптуры — она рассчитана не на фронтальное восприятие, как можно было бы ожидать, а на взгляд сбоку. Силуэт коня и всадника отчетливо вырисовывается на светлом фоне неба, скульптор даже сознательно возносит статую на очень высокий постамент для достижения большего эффекта. К тому же между темным постаментом и самой статуей помещена светлая мраморная плита, так что конь и всадник кажутся парящими в воздухе.
Конь — очень сильный, мощный, но кондотьер управляет им совершенно без усилий. Он свободно сидит в седле — как человек, привыкший командовать. В чертах лица Гаттамелаты читается уверенность и сила. Это не портрет (ведь к этому времени прославленный воин уже основательно постарел и одряхлел), но обобщенный образ отважного полководца, несомненно, вдохновленный римскими портретами.
Главная проблема любого конного памятника — то, что при взгляде на него глаз первым делом воспринимает прямой угол, образующийся от пересечения горизонтали и вертикали — коня и всадника, создавая некое ощущение диссонанса. Однако Донателло прекрасно решает и эту проблему — закругленные волюты седла соприкасаются с шеей коня, равно как и эфес меча; командорский жезл в руке, как бы опирающийся на гриву, способствуют объединению лошади и наездника.


 

12Обелиск. Его применение в планировочной структуре Рима и других городов.

Римские города получили ту или иную планировку в зависимости от назна чения, местоположения и занимаемой территории. В композиции военных лаге рей и небольших городов преобладала прямоугольная планировочная система. Крупные города, особенно те из них, которые размещались на пересеченной ме стности, не имели геометрической схемы. Остия, например, получила свободно трактованный план с главной улицей (Декуманус максимус), проложенной па раллельно реке Тибр. Вдоль этой улицы сплошной шеренгой выросли обще ственные здания: театры, термы и др. Пальмира имела живописную композицию, выстроенную вдоль главной магистрали, названной впоследствии улицей Ко лонн. Следует отметить, что главные улицы в римских городах играли гораздо большую композиционную роль, чем в городах Древней Греции.

Расположенный вдали от моря и связанный сухопутными дорогами со мно гими населенными пунктами, лежащими вокруг него, Рим получил радиальную систему улиц. Лучевые магистрали связывали дальние районы города с городс кими центрами. Улицы имели прямолинейное направление. В точках схода этих улиц были поставлены обелиски.


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1329; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь