Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Это не сделает вас настолько счастливым, как вам кажется



 

Вам сказали, что завтра с вами может произойти одно из двух событий: либо вас собьет автобус и вы на всю жизнь останетесь полностью парализованным, либо вы выиграете в лотерее $27 млн. А потом попросили предсказать, насколько счастливым вы будете ощущать себя через год в каждом случае. Как вы думаете, насколько бы различались уровни вашего удовлетворения жизнью? Дэн Гилберт, профессор психологии из Гарварда, использует этот пример, чтобы показать, как нереалистичны наши прогнозы в том, что касается собственного счастья[114]. На самом деле спустя год в уровнях вашего счастья не было бы почти никакой разницы! В это сложно поверить, но это так. Гилберт называет подобные ошибки в предсказаниях «переоценкой воздействия». Мы значительно переоцениваем силу и длительность воздействия, которое на нас может оказать то или иное событие.

В своем замечательном выступлении для TED.com[115]Гилберт цитирует опозорившегося конгрессмена Джима Райта; Мориса Бикхэма, отсидевшего в тюрьме 37 лет; Гарри Лангермана, отказавшегося вложить $3000 в маленькую закусочную, которой заправляли два брата по фамилии Макдональд. Каждый из этих людей убежден, что стал счастливее в результате произошедших с ним событий. Морис Бикхэм сказал однажды, еще находясь в тюрьме: «Я ни минуты не жалею. Это был потрясающий опыт». Значит ли это, шутит Гилберт, что для счастья человеку нужно стать влиятельным политиком, но потерять все, провести много лет в заключении и упустить свой шанс заработать миллионы? Может, в этом весь секрет?

Настоящий секрет заключается в том, что счастье не приходит к нам извне – мы сами синтезируем его. У нас есть психологическая иммунная система, которая меняет наше восприятие событий, чтобы нам жилось легче. По большей части это неосознанный процесс. Благодаря ему через год после ужасного инцидента парализованный человек достигает своего прежнего уровня счастья.

Как это происходит? В одном замечательном эксперименте людей попросили разложить шесть репродукций картин Клода Моне в порядке своих предпочтений. Когда задание было выполнено, исследователи объявляли участникам, что у них – так уж вышло – есть две лишние копии тех картин, которые оказались на третьем и четвертом месте. И предлагали выбрать одну из двух репродукций в качестве подарка. Люди выбирали номер три. Проходило время – 15 минут, 15 дней или 15 месяцев, – и эксперимент повторяли, в точности. Тех же самых людей просили распределить по местам шесть тех же самых репродукций. Но на этот раз выбор испытуемых оказывался совершенно иным. Теперь та картина, которую они получили в подарок (изначально третье место), перескакивала на одну позицию вверх и становилась второй. А та, от которой они отказались (изначально четвертое место), опускалась до номера пять. Вот он синтез счастья в чистом виде.

Но самые поразительные результаты Гилберт получил тогда, когда провел этот эксперимент с людьми, страдающими амнезией. К всеобщему удивлению, был засвидетельствован такой же эффект. Значит, изменения в предпочтениях происходят не из-за того, что люди помнят свой прежний выбор. Испытуемые с амнезией вообще не помнили, что уже принимали участие в этом эксперименте. Однако сам опыт совершенного выбора изменил систему их предпочтений.

Мы начинаем отдавать предпочтение тому, чем завладели, и можем адаптироваться почти к любой ситуации (исключение составляет непрекращающаяся боль) – до такой степени, чтобы почувствовать себя в ней счастливыми. То есть, как бы ни сложились обстоятельства, мы сможем принять их и найти радость в новых условиях. А значит, те потенциальные возможности, которые мы так боимся упустить, те дела, с которыми мы так боимся не справиться, та работа, которую мы можем получить или потерять, окажут на наше психологическое благополучие гораздо-гораздо-гораздо меньший эффект, чем нам кажется. Но почему-то мы не замечаем этой переоценки воздействия и приносим колоссальные жертвы в погоне за успехом, который так мало даст нам взамен. Мы все можем привести массу блестящих доводов, почему мы отказываемся от своего настоящего в пользу заманчивых перспектив, которые должны открыться перед нами в будущем, или во избежание ужасающего нас провала – но успех и счастье это не цель, а процесс.

Поэтому придерживайтесь своих главных ценностей, фокусируйтесь на том, что любите и в чем вы сильны. Оправдывая свою сумасшедшую занятость будущими успехами, мы отдаем свое сегодняшнее благополучие, отношения с близкими и удовольствие от работы за ложную веру в счастье, которое не придет к нам никогда. Работайте, но не жертвуйте своим настоящим в пользу будущего, не отказывайте себе в том, что приносит вам радость, – ваша жертва не оправдается. Помните: вы сможете быть счастливым независимо от того, как сложится ваша дальнейшая карьера.

 

Достаток времени

 

Может, вы слышали эту менеджерскую притчу про двух консультантов, которые решили посоветовать рыбаку из маленькой мексиканской деревушки, как ему преуспеть в своем деле. Они предлагают ему взять в кредит денег, чтобы купить больше лодок. Он спрашивает: «Зачем? » – на что те отвечают: «Чтобы заработать на дальнейшее расширение». Это расширение, на их взгляд, должно продолжаться до тех пор, пока бизнес наконец не выплывет (извините за каламбур) на Нью-Йоркскую фондовую биржу – и тогда у рыбака появится возможность удалиться на заслуженный отдых… ровно в такую же маленькую деревушку, как та, где он сейчас живет!

Если финансовое состояние и социальный статус не влияют на психологическое благополучие, то что тогда влияет? К чему стоит стремиться? Что по-настоящему ценно? В 2008 г. Pew Research Center попросил американцев расставить в порядке убывания значимости те аспекты их жизни, которые они считают важными для своего счастья. Шестьдесят восемь процентов опрошенных посчитали, что наиболее важно для них иметь свободное время – оно оказалось желаннее детей (62 %) и успешной карьеры (55 %). Достаток времени – ощущение, что у нас хватает времени на все то, чем мы бы хотели заняться, – вот самая большая роскошь XXI в.[116]

Но если успех – это иметь время на важные для вас занятия, то как его достичь? Конечно, можно основать свою компанию, расшириться, вывести ее акции на фондовую биржу и стать таким богатым, чтобы дальше ни в чем себе не отказывать. Но вполне вероятно, что за такой успех вам придется заплатить непомерную цену. Другой вариант – внимательнее следить за тем, на что вы тратите время. Задумайтесь на минуточку, как тщательно вы взвешиваете свои денежные расходы. Мы ведь все очень долго и мучительно примеряемся, прежде чем отдать кому-то свои кровные гроши. И при этом как мы распоряжаемся своим временем? А ведь время – гораздо более ограниченный и ценный ресурс. Но мы разбрасываемся им направо и налево.

Если хотите почувствовать себя более успешным человеком и увеличить свои временные запасы, чаще считайте часы, а не деньги.

 

 

Что для вас ценно?

 

На протяжении всей этой главы мы говорили о том, что внешние, материалистические ценности – это плохо. Я предложил вам несколько других представлений об успехе, которые не включают в себя богатство, славу и крутизну, – но мы не разобрались с тем, чего вы сами хотите.

Я выдвинул предположение, что главная причина нашей занятости – это желание заполучить побольше всего. Истоки такого стремления легко усмотреть в глобальном капитализме – весь современный мир, рынки, реклама, социальные нормы однозначно дают нам понять: чем больше у нас всяких вещей, тем мы лучше. Однако, как мне кажется, дело не только в этом. Тут есть другой, гораздо менее приметный аспект.

Чтобы понять, куда я клоню, подумайте о тех установках, которые вы получаете на работе. Вы не замечали, что любое «руководство к действию» всегда включает только те потенциальные достижения, которые легко измерить? Так что же, тогда все неподвластные цифрам составляющие вашей работы не имеют никакого значения? Конечно, нет. Но подобрать такую шкалу, по которой можно было бы оценить, например, ваши успехи в общении с клиентами, очень трудно – гораздо проще задаться какой-нибудь приятной на слух, ладной и ПУСТОй (поддающейся измерению, удобоваримой, сбыточной, точной, ограниченной по времени) целью, вроде такой как «к концу этого года сократить вполовину число поступающих жалоб».

Вот и личные цели тоже намного легче привязать к каким-то материальным ориентирам – отчасти потому, что все так делают, а отчасти потому, что так проще оценить свой успех, ведь $1000 однозначно лучше, чем $500, iPhone 5 лучше, чем iPhone 3, а быть старшим менеджером лучше, чем просто менеджером. Материальные, внешние ценности очевидны, они не требуют пояснений, на пути к ним не заблудишься – это продукт, готовый к употреблению. И мы залатываем ими зияющую дыру, которая образуется в нашей жизни из-за того, что мы не потрудились определить свои истинные ценности.

Чтобы разобраться с личными устремлениями, надо приложить старания. Многие из нас очень смутно представляют себе, что для них по-настоящему важно. Вроде плавают в голове какие-то неоформленные облачка идей, желаний и представлений, но ничего конкретного. Однако для того, чтобы прорваться сквозь неуверенность и высветить нужные решения, наши замыслы должны быть подобны лучу прожектора. А пока наши личные приоритеты не прояснены, а усилия не сфокусированы, мы полагаемся на такой внятный и удобный материализм.

В этом разделе мы поговорим о нескольких простых способах укрепить позиции своих личных ценностей.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  4. I том А – Л (ссылки по Буквам)
  5. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  6. I. Лиува II. Виттерих. Гундемар. Сисебут. Свинтила. Сисенанд. Хинтила. Тульга. Хиндасвинт. Реккесвинт. Вамбы. Эрвиг. Эгика. Витица. Родерих. Арабское завоевание Испании. Агила II. Ардо. Пелагий.
  7. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  8. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  9. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  10. IV. Как узнать волю Господню.
  11. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  12. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 487; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь