Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Музыкальный слух как краеугольная проблема.



Сенсорные музыкальные способности - это фундамент музыкального дарования человека. Они основаны на ощу­щении и отражают чувственную природу человека. Ве­дущей сенсорной музыкальной способностью является музыкальный слух. Его нельзя отождествлять с биоло­гическим слухом. Если последний направлен на фикса­цию звуков, связанных с природой, бытом, техникой, че­ловеческим говором, проявлениями чувств и эмоций (вздохи, восклицания и т. д.), то музыкальный слух функ­ционирует только как реакция на различные проявления музыкального искусства (характеристики музыкального звука, средства музыкальной выразительности, музы­кального построения и т. д.). Поэтому порой приходится наблюдать, что музыкально развитые люди, страдающие глухотой в результате болезни, ранения или по старости, не дослышивают бытовые звуки, речь, но чутко реагиру­ют на музыку, отмечая, в частности, фальшивые звуки. Для примера приведем на первый взгляд парадоксаль­ную характеристику поведения генерала Аносова из уже упоминавшейся повести «Гранатовый браслет» Купри­на: «Как многие глухие (генерал был контужен во время русско-турецкой войны. - Г. О.), он был страстным люби­телем оперы, и иногда, во время какого-нибудь томного дуэта, вдруг на весь театр раздавался его решительный бас: " А ведь чисто взял до, черт возьми! Точно орех раз­грыз". По театру проносился сдержанный смех, но гене­рал даже не подозревал этого: по своей наивности он думал, что шепотом обменялся со своим соседом све­жим впечатлением» [Там же. С. 262].

По сравнению с биологическим слухом, музыкаль­ный сформировался значительно позднее, в результате


 




длительной эволюции человеческой психики, подобно тому, как на основе органов зрения постепенно разви­лось чувство колорита. Появление музыкального слуха связано с высоким уровнем психической эволюции че­ловека. В формировании музыкального слуха отра­зилось, с одной стороны, стремление здоровой челове­ческой психики к совершенствованию, с другой - это показатель качественно высокого результата активной практической деятельности, прежде всего по эстетичес­кому освоению действительности.

Музыкальный слух исторически изменялся. Он пре­терпел длительную эволюцию и на ранней стадии был очень примитивен, реагируя лишь на самые элементар­ные характеристики музыкальной ткани. Как свидетель­ствует Е. В. Назайкинский: «Музыкальный слух - лишь малая надстройка на фундаменте, уходящем в глубины тысячелетий. Она возводится усилиями самого челове­ка и его воспитателей, примеряется к музыкальной жиз­ни, к инструментам и произведениям» [Назайкинский Е., 1988. С. 177]. То есть в формировании музыкального слу­ха как психической функции человека в целом, так и кон­кретно у отдельно взятого индивидуума огромную роль сыграли волевые усилия и воспитательная работа. Фун­даментом развития музыкального слуха является память в самых разнообразных проявлениях.

Качество музыкального слуха отражает особеннос­ти музыкальной и общей культуры эпохи и цивилизации. Не последнюю роль играет и экологическая чистота ок­ружающей среды (причем не только загрязненность воз­духа, но и насыщенность звуками). Чем выше уровень музыкальной культуры, тем тоньше у носителей этой куль­туры музыкальный слух. На его качество влияет и опыт общения с музыкальными стилями и направлениями. На­пример, музыкальный слух любителя и знатока европей­ской классики отличается от музыкального слуха жителя


какого-либо поселения из южной Африки, воспитанного только на традиционной музыке своей этнической группы. Итак, «музыкальный слух - основная музыкальная спо­собность, связанная с разнообразной реакцией на му­зыкальные звуки и возможностью ощущать функцио­нальные связи между звуками в музыкальной системе и музыкальном произведении» [Рагс Ю., 1978, с. 625]. Музыкальный слух отличается многосторонностью, которая формируется по мере его совершенствования. У взрослого, музыкально образованного человека, при­общенного ко всем достижениям европейского академи­ческого музыкального искусства, развиты такие стороны музыкального слуха как звуковысотный слух, интонацион­ный, ладовый, мелодический, гармонический, тембровый, динамический, артикуляционный, полифонический, архи­тектонический и т. д. Наличие столь различных сторон му­зыкального слуха свидетельствует о целенаправленной работе над ними и о знакомстве именно с европейской академической музыкой. Например, человек с неразви­тым гармоническим слухом никогда не отреагирует на кра­соты элептических последований в сцене смерти Изоль­ды из оперы «Тристан и Изольда» Вагнера, не обладая архитектонического слухом, слушатель не отметит разни­цу в формообразовании между фугой Ь-тоН Баха из I тома «Хорошо темперированного клавира» и «эпизодом наше­ствия» из Седьмой симфонии Шостаковича, а без отто­ченного тембрового слуха нельзя наслаждаться красоч­ными тембровыми изысками Ноктюрнов для симфоничес­кого оркестра и женского хора Дебюсси. На практике все стороны музыкального слуха функционируют комплексно и дают целостное представление об услышанной музыке.


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  4. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  5. I. РАЗВИТИЕ СЛУХОВЫХ ОРИЕНТИРОВОЧНЫХ РЕАКЦИЙ
  6. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  7. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  8. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  9. IV. Как узнать волю Господню.
  10. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  11. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  12. А как мы можем узнать, кем человек является на самом деле?


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь