Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Роль музыкального восприятия
В интеллектуальном и эмоциональном Развитии человека В наиболее развитом виде слушательское восприятие уподобляется функции интерпретации. Система операций, происходящих в психике слушателя, свидетельствует о сложности и многоступенчатости этого процесса. По Б. В. Асафьеву музыкальное восприятие «вторично организует организованное (композитором) движение» [Асафьев Б., 1971]. Обращаясь далее к теории Б. В. Асафьева, подчеркнем, что слушатель в процессе восприятия участвует в создании интонационного словаря эпохи. Все это подтверждает, с одной стороны, сложность самого акта музыкального восприятия, с другой - то, что он, несомненно, способствует многостороннему психическому росту слушателя. Способность простейшего звукового анализа - сложная интеллектуальная операция, приобретаемая в результате воспитания. Роль многообразного опыта (о чем говорилось ранее) свидетельствует о многосоставной психической деятельности слушателя. Например, собственная музыкальная перцепция звукового материала включает познавательную, ориентировочную, мне-мическую, коммуникативную, оценочную, прогностическую, корректировочную стороны. Однако развитие мышления в процессе восприятия музыки идет специфическим путем. Композитор и исполнитель при создании и исполнении произведения способны использовать информационные возможности жизненных впечатлений слушателя. Тем самым стимулируется работа воображения, так как они вызывают в воображении слушателя определенные ассоциации. Но конкретный образ при этом возникает не всегда. Появляются, по словам Е. В. Назайкинского, «смутные, комплексные ощущения, часто эмоционального характера», которые слушатель зачастую не способен литературно описать. Однако это не значит, что он не воспринял содержание. Существует, так называемое, континуальное мышление, то есть мышление доречевого уровня, его предтеча. Это - важная составляющая в развитии интеллекта, в которой наиболее интенсивно мыслительный процесс синтезируется с ощущениями и эмоционально-чувственными функциями. Именно к континуальному мышлению в большинстве случаев, как никакое другое искусство, апеллирует музыка. Поэтому так сложно, а порой и невозможно описать музыку словом, да и переведенная на вербальный язык, она все равно оставляет широкий спектр толкований. О том, насколько важно для психики человека континуальное мышление свидетельствуют новаторские направления XX века в поэзии и живописи: футуризм, кубизм (кубофутуризм в России), супрематизм, абстракционизм и т. д. Об обращении к континуальному мышлению свидетельствуют многие стихотворения Велими-ра Хлебникова, полотна В. В. Кандинского, К. С. Малевича, П. Н. Филонова и др.
Известно, что «звучащее произведение может быть фоном для деятельности, объектом непосредственного общения и средством общения» [КадцынЛ., 1990. С. 67]. В наиболее развитом виде музыкальное восприятие функционирует тогда, когда музыка является «объектом непосредственного общения». Именно в этом случае слушатель прежде всего осознанно или неосознанно ищет содержание. Одно из центральных понятий содержания в музыке - комплекс представлений. В зависимости от степени развития музыкального восприятия процесс познания содержания, по мнению Л. М. Кадцы-на, направлен от представлений к интерпретации. Уровень представлений является исходным пунктом и предполагает личностный характер слушательского восприятия. Здесь взаимодействуют три формы сознания: интеллект, эмоциональность и ассоциативность. Однако это взаимодействие различно. В непрограммной музыке, например, интеллект является источником эмоции и ассоциативного отражения. Ассоциативные представления возникают на основе сравнений. А отбор ассоциаций происходит от интеллекта и эмоционального мира. В вокальной и сценической музыке указанные три формы сознания имеют другую зависимость: интеллект порождает ассоциации, и затем возникают эмоции. При развитом музыкальном восприятии на основе рефлексии возникает слушательская интерпретация -истолкование, объяснение смысла. И на основе интерпретации формируется слушательская концепция как высшая форма деятельности слушателя, полноправная составляющая музыкального творчества. Музыкальное восприятие содержит акт переживания. По мнению психологов «сам процесс переживания... понимается как реакция на интеллектуальное отражение мира в познании» [Там же. С. 23]. То есть, и акт переживания направлен также на постижение смысла. Слушательское переживание по степени его эволюции можно разделить следующим образом: 1) состояние как простейшая форма переживания; 2) настроение - первая форма осознанного переживания; 3) эмоция - осознанное переживание, выражающее эстетическую оценку ситуации; 4) чувство как самая сложная форма переживания. связано формирование интеллектуальных потребностей слушателя - как ценностно-целевой установки его деятельности. Классификация потребностей: 1) простые -прикладные (в этом случае слушатель еще недостаточно глубоко осознает содержание), 2) сложные - познавательные, 3) высшие - как потребность общения, например, с данным произведением, стилем, исполнителем и т. д. Высшие потребности формируются на основе познавательных потребностей. В них заложена установка на постижение концепции музыкального произведения. Восприятие музыкального содержания, проникновение в его смысл немыслимы без понимания музыкальной семантики. Напомним принципы классификации музыкальных знаков, данные В. В. Медушевским: 1) по материально-конструктивным свойствам, 2) по характеру значений, 3) по типу связи знака и значения, 4) по сфере жизненного опыта, 5) по месту знаков в шкале общего - индивидуального. Все многообразие музыкальной семантики делится на экстрамузыкальную и интра-музыкальную семантику. Экстрамузыкальная семантика связана с подражанием немузыкальным явлениям и процессам: шагам, шумам волн, речи и т. д. Интраму-зыкальная семантика основана на имитации музыкальных звуков и образов, встречающихся в быту: колокола, боя часов, барабанной дроби, позывных горна и др. Постижение музыкальной семантики основывается на опыте
общения с музыкальной культурой, в результате которого в сознании отражаются слепки этих эталонов. Развитие музыкального восприятия направлено от понимания языка к пониманию речи. В отличие от языка, музыкальная речь, как и вербальная, всегда предполагает индивидуальную трактовку языковых средств. Музыкальная семантика носит связующую функцию между языком и речью. Восприятие начинается с распознания лексики, то есть с музыкального языка, который основан на средствах музыкальной выразительности. Как известно, они бывают специфически-музыкальные (лад, гармония, мелодия) и неспецифически-музыкальные (темп, ритм, тембр, регистр, артикуляция и др.). Именно неспецифически-музыкальные средства выразительности образуют как бы «вход» в систему коммуникативных значений специфически-музыкальных средств. Неспецифически-музыкальные средства в большинстве случаях лежат в основе музыкальной семантики. Здесь слушатель решает ряд творчески-познавательных задач. Основная задача связана с интуитивным пониманием смысла музыки. Существенный момент - включение эмоциональных и оценочных процессов. И этот переходный момент в понимании - от языка к речи - облегчается музыкальной семантикой. По своей структуре семантика - некий эталон, который лежит в основе образа. Оценочная деятельность в музыкальном восприятии. Интеллектуальному развитию слушателя способствует оценочная деятельность. Это - понятие историческое. Например, только в XVIII веке появился такой знак, как аплодисменты, и лишь в XIX столетии вошло в обиход слово «жюри». Оценочная деятельность разнообразна. Это может быть: высказывание критика и научная разработка теоретика, оценка педагога-музыканта и композитора, суждения испол- нителя и слушателя. Но какой бы ни была оценочная деятельность, музыкальное восприятие невозможно вне нее. Изучение оценочной деятельности необходимо во многих аспектах. Во-первых, для выяснения соотношения оценки профессионалами и слушателями. Во-вторых, для практики эстетического воспитания. В-третьих, при анализе структурных элементов музыки. В-четвертых, для изучения психологии человека, уровня его культуры и нравственно-психологического, а порой, и общественно-политического климата общества в целом. Оценочная деятельность обязательно требует общения, она соединяет слушателей. Поэтому так легко и непринужденно незнакомые люди вступают в контакт после концерта или спектакля. Оценочная деятельность создает свой язык, который неоднороден. Она рассредоточена во времени, и каких-либо временных ограничений здесь нет. Особенно наглядно это подтверждают мемуары музыкантов, где можно встретить описание впечатлений о концертах, состоявшихся давно. Во многом оценочная деятельность, как компонент восприятия, представляет собой осознанный процесс. В ней выражается общественная природа человека, его социально-культурная обусловленность. Поэтому оценочная деятельность очень часто связана с коммуникативной ситуацией. В сферу оценочной деятельности входит также оценка способа слушания музыки. Например, восприятие музыки на фольклорном празднике отличается от симфонического концерта в филармоническом зале или слушания программы рок-фестиваля. Способ общения с музыкой - явление историческое, социальное, жанровое и т. д. Для каждого конкретного случая характерно такое понятие как «правило игры». Оценка включает различные виды психической деятельности: 1) перцепцию, 2) апперцепцию, 3) оценоч-
ную операцию, 4) оценочное сообщение, 5) фиксацию оценки. Узнавание содержит эмоциональную окраску и аналитическое действие, основанное на перцепции. По определению Б. В.Асафьева, это «эмоциональная оценка " приветствуемой слухом интонации" ». Особого анализа требует авторская оценка, отраженная в произведении. К ней следует отнести: стилизацию, гротеск, окарикатуривание, воспроизведение иностилистического материала. В заключение необходимо еще раз подчеркнуть: оценочная деятельностью активизирует все психические возможности индивида, весь его предшествующий опыт. Лекция 4 Музыкальное восприятие и возраст Музыкальное восприятие, как и всякое другое, в определенной степени обусловлено возрастом. Н. Н. Лан-ге еще в 1914 году указывал, что возраст, происходящие физиологические изменения оказывают влияние на психику: «Каждый возраст имеет свои особые чувствования и желания, мысли и настроения, накладывает свой отпечаток на ощущения, восприятие, память, внимание...» [Ветлугина /-/., 1980. С. 227]. Однако в дальнейшем наука доказала, что физиологические изменения - это лишь предпосылка для изменения в восприятии (в том числе и в музыкальном), важно также и внешнее воздействие: окружение, социальные причины, целенаправленное воспитание, самообразование. Л. С. Выготский в работе «Развитие высших психических функций» утверждал, что в возрастном аспекте психические функции развиваются неравномерно. Л. И. Божович, разрабатывая положения Л. С. Выготского, сделала вывод, что «границы возраста могут сдвигаться в зависимости от деятельности ребенка и условий, в которых он находится» [Там же. С. 230]. Исследования Л. И. Божович касались, в первую очередь, влияния возраста на развитие детей, однако выводы о подвижности возрастных границ актуальны по отношению к любой возрастной группе. Напомним, что Н. Н. Ланге выделял пять возрастов: детский, отроческий, юношеский, зрелый и старческий. Итак, музыкальное восприятие определяется не только физиологическими изменениями в организме, но и слушательским опытом, информационным багажом. Утверждение, что между восприятием и возрастом нет прямой причинной связи, имеет положительные и отрицательные стороны. Негативным является то, что если не обеспечить должных условий развития музыкального восприятия, то оно может не прогрессировать. Позитивные выводы заключаются в том, что уже в раннем возрасте можно добиться успехов в развитии музыкального восприятия. Эксперименты показывают, что способность к восприятию художественного произведения не всегда находится в прямой зависимости от возраста. Гораздо большее значение имеет воспитание. Поэтому музыкальное восприятие следует рассматривать не только как физиологическое, но и как социальное явление, свидетельствующее о культуре человека. Тем не менее, отмечая важную роль целенаправленного развития музыкального восприятия, необходимо признать, что у людей одной социальной группы (то есть, поставленных, примерно, в равноценные условия развития) и близких друг другу по природным задаткам основных музыкальных способностей, но различных возрастов, уровень музыкального восприятия будет довольно резко отличаться. Аналогичные выводы можно сделать, если проанализировать эволюцию музыкального восприятия человека в разные периоды жизни, особенно на примере прослушивания одного и того же произведения или группы произведений. Выясняется, что в раз- ные периоды жизни человек каждый раз по-новому, порой с разной оценкой воспринимает эти сочинения. Встает вопрос: в чем причина разницы в восприятии? Только ли в накоплении общего и музыкально-эстетического опыта? Безусловно, опыт важен. Человек развивается не только в детстве и в молодости, особенно в период обучения. Данный процесс продолжается всю жизнь, если это касается любознательной личности. Несомненную роль играют и возрастные изменения. Ими во многом продиктованы те или иные музыкальные предпочтения. Например, тотальное увлечение сегодня молодежью рок-направлениями, не находит отклика у людей старшего возраста. Отсюда возникает такое понятие как «молодежная музыка». Науке еще предстоит ответить на вопросы: каковы особенности музыкального восприятия в разные периоды жизни человека, каково в эволюции музыкального восприятия соотношение результатов накопления опыта и возрастных изменений? Основные стадии формирования музыкального восприятия. В своем развитии музыкальное восприятие, по теории российского психолога и педагога А. Л. Готсдинера, проходит четыре стадии, каждая из которых соответствует той или иной возрастной группе. Оговоримся, что ссылка на конкретный возраст предполагает определенные условия: во-первых, это касается детей с довольно хорошими природными задатками основных музыкальных способностей, во-вторых, детей с первых месяцев жизни должна окружать обстановка, благоприятная для музыкального развития. То есть данная возрастная эволюция возможна только в результате планомерных занятий. Первый этап - низший, включает две стадии: сен-сомоторного научения и перцептивных действий. Стадия сенсомоторного научения предполагает первич- ные, нерасчлененные ощущения. Музыка на этой с" Рб~ дии воспринимается нерасчлененно, аморфно, как расплывчатое пятно без четких контуров. Ребенок реагирует на стук погремушек, звон «неваляшек». Формируется эта стадия на первом году жизни. Стадия перцептивных действий характеризуется возникновением активных встречных подстрочных движений, направленных на обследование предмета, а также появлением голосовых реакций. На этой стадии дети с удовольствием выражают свое отношение к музыке движением ручками, в том числе играют в «ладушки»; при активном ритме они притопывают; если звучит выразительная мелодия, то пытаются «подпевать», издавая протяжные звуки. Все это является реакцией на характерные признаки произведения. Черты этой стадии: 1) в памяти запечатлеваются основные константные признаки музыкального сочинения, 2) появляется большая точность восприятия - выделяется фигура из фона, возникает ощущение завершенности на тонике, сильной доле. 3) отмечается эмоциональная реакция на основные «контуры» музыки, которые все более сопровождаются определенными движениями. На этой стадии постоянное обращение взрослых к ребенку во время звучания музыки стимулирует развитие апперцепции. Однако реакцию на основные музыкальные компоненты не следует принимать за восприятие музыки, так как осмысленности, постижения содержания даже на элементарном уровне еще нет. Это только зачатки слуховой дифференциации и эмоциональный отклик на мелодию, ее ладовые, ритмические, тембровые, динамические особенности. Данные стадии охватывают период дошкольного детства. Второй, высший этап также включает две стадии: образование эстетических моделей и эвристическую стадию. На этом этапе начинается формирование музыкаль- ного восприятия. На стадии образования эстетических моделей в памяти запечатлеваются алгоритмы музыкальных произведений, жанров, средств музыкальной выразительности. Запоминаются и обобщаются отдельные отрывки из музыкальных сочинений. В этот период в сознании формируются определенные «модели» лада, жанра, начинается осознание формы. Складывается устойчивое эмоциональное отношение к определенным произведениям, что становится базой для образования эстетического эталона. И что очень важно: впервые появляется собственное оценочное отношение к воспринимаемой музыке, хотя оно чаще всего опирается на эмоциональный критерий. Музыкальное восприятие все более переходит от чувственного к чувственно-логическому Завершение этой стадии обычно приходится на конец младшего школьного возраста - 11 лет. Наступление эвристической стадии характеризуется появлением способности предвосхищать, предугадывать дальнейшее развертывание музыкальной ткани. В этот период возрастает активность «соучастия», процесс восприятия все чаще опирается на представления. Основная черта эвристической стадии - совершенствование оценочной и интерпретационной сторон восприятия. Здесь происходит наиболее полное постижение произведения. Эта стадия особенно нуждается в накоплении опыта, знаний о музыке. Эвристическая стадия формируется в течение всего подросткового возраста и захватывает начало юности - 16-17 лет. Отмечается и такое явление, при котором музыкальное восприятие взрослого человека вообще не достигает эвристической стадии. Здесь налицо недостаток музыкальной культуры. Возрастная эволюция музыкального восприятия -процесс не прямолинейный. Прежде всего, между всеми четырьмя стадиями нет четких границ, они плавно переходят одна в другую. Черты высшей стадии зарождают- ся в низшей. Нередко приходится наблюдать, что восприятие разных стилей находится на различных стадиях формирования музыкального восприятия. В этом сказывается отсутствие какой бы то ни было системы в музыкальном развитии, когда ребенок или подросток обретают свой музыкальный опыт только на основе общения с одним музыкальным стилем или направлением. В частности, сегодня мы повсеместно сталкивается с тем, что молодежь хорошо приобщена только к массовым музыкальным жанрам, и в восприятии отдельных из них демонстрирует высокую стадию развития. В то же время восприятие других направлений (симфонической музыки, фольклорной, в том числе и своего народа) отсутствует. Неслучайно Б. Л. Яворский в своей музыкально-педагогической системе рекомендовал включать в учебный репертуар произведения музыкальных стилей разных эпох. Только при таком подборе музыкальный слух, а вместе с ним и музыкальное восприятие, будет открыто различным пластам музыкальной культуры. Итак, даже при целенаправленном, научно обоснованном музыкальном воспитании, формирование адекватного музыкального восприятия охватывает длительный период. Развитие этой психической функции требует от человека умственного и эмоционального напряжения, концентрации внимания и волевых усилий. Развившись к началу юношеского возраста, оно постоянно находится в динамике, чутко реагируя и на физиологические изменения, и на новый опыт, и на культурный фон. Лекция 5 Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 975; Нарушение авторского права страницы