Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религиозные конфликты на рубеже XX – XXI вв.



Структурный анализ религиозных конфликтов показывает, что их субъектами могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, религиозные организации и группы, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.).

Изучая многообразие особенностей религиозных конфликтов современности, можно отметить, что общими особенностями религиозных конфликтов являются: «взрывной» характер их возникновения и возросшая жестокость действий организаторов и участников гражданских беспорядков; тенденции к быстрой эскалации, тотальной мобилизации и использованию сторонами конфликта всех имеющихся средств и способов ведения борьбы, в том числе и запрещенных международным правом – геноцид, создание концлагерей, депортация, «этнические чистки», захват заложников, террористические акции, массовое мародерство, пытки и т.п.; использование политических лозунгов и требований с ярко выраженной религиозной направленностью; профессионализация, высокая степень организации, тактики действий и технической оснащенности; нарастающая милитаризация борьбы, в которой все больший размах приобретают террористические и военные действия.

Особое звучание в последние годы в религиозной сфере приобрела проблема экстремизма, связанная с деятельностью радикальных исламских фундаменталистов.

С появлением в структуре религиозных конфессий новых религиозных движений на повестку дня вышел вопрос их взаимодействия и параллельного сосуществования с традиционными религиями.

В то же время, несмотря на длительный период существования научной мысли в сфере религиозных конфликтов, вопрос об их причинах возникновения до сих пор остается дискуссионным. Проведенная современными конфликтологами систематизация различных взглядов на происхождение религиозных конфликтов позволила выделить следующие обобщенные группы причин их возникновения:

- незавершенность процессов формирования «молодых этносов», исповедующих собственную религию;

- существенные различия уровней так называемого «религиозного статуса»;

- особая роль интеллектуальных и политических элит в «мобилизации религиозных чувств»;

- внутривидовая агрессивность человека.

Последствия религиозных конфликтов современности дает нам возможность сделать вывод, что на повестку дня сегодня вышел такой термин, как «интернационализации конфессиональных конфликтов». При этом внешние действующие силы вовлекаются во внутренний конфессиональный конфликт по ряду причин и условий.

В их числе:

- наличие религиозных сородичей за рубежом (их политическая и материальная поддержка);

- идеологическая общность, которая может связывать одну из сторон конфликта с внешними действующими лицами;

- геополитические соображения государств традиционного и нового зарубежья;

- включение во внутригосударственные конфликты мирового сообщества в лице ООН, ОБСЕ и других структур, а также единственной оставшейся сверхдержавы (США), ратующей за утверждение «нового мирового порядка»;

- миграции и связанные с ними нарушения демографического равновесия в некоторых регионах, побуждающие родину мигрантов проявить на международном или двустороннем уровне заботу о своих соотечественниках.

Принципиальное изменение места и роли религии в процессе развития мирового сообщества связано, по мнению автора, с рядом причин. Важнейшими среди них выступают следующие: внутренние, политико-идеологические, внешние, геополитические.

К первым необходимо отнести развал единой, мощной державы Советского Союза, ослабление властной вертикали на уровне государственного управления страной, ослабление социально-экономической политики на местах, возникновение националистического сепаратизма, утрата прежних мировоззренческих идеалов и ориентиров, возникновение идеологического вакуума, поиск новых национально – политических и мировоззренческих идентичностей.

Вторая группа причин связана с возникшими на рубеже ХХ – ХХI веков новыми мировыми геополитическими реалиями, новым витком борьбы крупнейших держав за сферы влияния и контроля во всемирном масштабе.

Анализ современной ситуации показывает, что использование религиозного фактора зарубежными государствами создало в современной России комплекс проблем, связанных с возникновением новых угроз национальной безопасности на всех названных уровнях.

Активная деятельность арабских и турецких эмиссаров, представляющих конкретные организации и движения радикального исламского фундаментализма, разнообразные новые религиозные движения зарубежного и отечественного происхождения, использующие религиозный фактор для достижения иных, нерелигиозных целей, оказывают существенное влияние на процесс модернизации России.

Указанные проблемы являются, прежде всего, целями политическими, создающими угрозы сохранению целостности России, независимости ее внешней и внутренней политики, построению суверенной демократии в обществе, устойчивости и сбалансированности социальной жизни.

 

ПРИМЕРЫ:

 

В ХХ веке произошло немало конфликтов на религиозной почве, подробнее остановимся лишь на нескольких из них.

Конфликт между Индией и Пакистаном является столкновением двух различных конфессий – индуизма и ислама. Сам раздел Индии на Пакистан и Индийский Союз в 1947 году произошёл по конфессиональному признаку. Но так как население некоторых штатов Индии (Джамму и Кашмир) составляют мусульмане, Пакистан не перестаёт по сей день предъявлять территориальные претензии к Индии, желая присоединить к себе штаты, население которых исповедует ислам [2].

Дискриминация отдельных религиозных групп населения, проявляющаяся в социально-экономическом неравенстве, а также в преобладании в политической элите страны представителей определенной конфессии. Такая ситуация сложилась, например, в Ираке, где исторически господствовало арабское суннитское меньшинство, в то время как большая часть арабского населения была представлена шиитами; кроме того, на севере страны проживают курды. Такое положение сохранялось как при короле, вплоть до революции 1958 г., так и при последующих режимах, включая правление Саддама Хуссейна. Господство суннитов вызывало недовольство у шиитского большинства, что привело к шиитскому восстанию 1991 г. Конфликт между суннитами и шиитами дал о себе знать и во время событий 2003 г.

Безусловно, самым значимым событием столетия стало появление исламского фундаменталистского политического движения, в котором объектом агрессии религиозных экстремистов становятся современные политические институты и властные структуры, представленные «неверными», поскольку именно они являются главным препятствием на пути установления основ исламского порядка [2].

В свою очередь, противостояние сербов и хорватов хорошо демонстрирует тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделённым на две нации именно по религиозному признаку [2].

В современном мире не так часто происходят религиозные конфликты такого масштаба. Но всё чаще проявляется иная форма религиозного, этноконфессионального противостояния. Она выражается в виде кратковременных, локальных, зачастую спонтанных столкновений (конфликтов) между представителями «мирного» населения. Как правило, основой для их возникновения служат личные, субъективные мотивы какой-либо группы людей, радикально настроенных и агрессивно выражающих свою неприязнь по отношению к какой-либо религии, этносу.

Конфликты подобного характера не обошли стороной и Россию. В СМИ регулярно появляется информация о разного рода столкновениях на этноконфессиональной почве между гражданами страны или между приезжими и местными жителями.

Например, 12 июня 2011 года произошёл межэтнический конфликт в посёлке Кобралово – массовая драка между русскими и дагестанцами, начавшаяся на дискотеке в честь Дня России [3]. Немного позже, 2 июля 2011 года, имел место конфликт на Урале в посёлке Сагра под Верхней Пышмой между местными жителями и наркоторговцами – азербайджанцами и цыганами. В результате конфликта от полученного огнестрельного ранения скончался 28-летний уроженец Азербайджана [4].


Поделиться:



Популярное:

  1. XIII- первая половина XV вв.
  2. Абонемент на космические путешествия и другие религиозные убеждения, которые заставляют вас препятствовать собственному успеху и счастью
  3. Антропоцентризм итальянских гуманистов XIV-XV вв.
  4. Апологетика и патристика (III-V вв.)
  5. Аравия до Ислама: характер занятий местных жителей, социальные отношения, религиозные верования.
  6. Артхашастра (II-III вв. н. э.)
  7. Архаический период (VIII-VI вв.до н.э.)
  8. Борьба Руси с внешней агрессией в ХIII–ХIV вв.
  9. В 1565–1571 гг. на Филиппинах обосновались испанцы и начали вводить колониальный режим на захваченных ими островах. Китайцы, поселившиеся здесь еще в X — XIII вв., восстали против колонизаторов.
  10. В войнах XV — XVI вв. развивалась тактика русского войска, что было связано с изменением его состава и структуры и появлением новых средств борьбы.
  11. В системе социальных норм наряду с правом выделяют: мораль, корпоративные нормы, обычаи, религиозные нормы.
  12. Великая греческая колонизация» VIII – VI вв. до н.э. Ее причины и последствия.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 4110; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь