Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Религиозный конфликт: сущность, особенности, уровни⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18
Религиозный конфликт – это, прежде всего, конфликт человеческий, обусловленный противоречиями интересов различных социальных групп, объединенных в два или более враждебных лагеря, при условии, что каждый лагерь руководствуется единой для всех его членов системой ценностей, взглядов на мир, нравственных и моральных убеждений. При этом, каждое отдельный лагерь пытается представить субъектом конфликта не себя, а оппонента. Субъектом такого конфликта является группа людей, но объектом выступают определенные моральные нормы и ценности, относительно иерархии, которых имеются разногласия между сторонами. В принципе, поскольку не бывает людей с абсолютно одинаковыми идеалами, такие разногласия можно признать естественными, можно также в большинстве случаев и найти пути их разрешения: либо путем взаимоприобщения к ценностям друг друга, либо путем терпимости и признания права на инаковерие. Однако эти пути не всегда возможны. Препятствием разуму и доброй воле здесь лежит фанатизм. Специфика религиозных конфликтов заключается в том, что они затрагивают духовную жизнь людей, внутренний мир верующих, связанный с миром иным, божественным. Религиозный конфликт рассматривается при этом как социальный конфликт, возникающий либо внутри религиозного " жизненного мира", либо на стыке его с " миром" секулярным (конфликт " священного" и " светского" ) Характер и уровень конфликтности верующих целесообразно измерять по двум направлениям - конфликтогенности религиозного сознания и реального конфликтирования на религиозной почве. На " пересечении" трех признаков - модели религиозности, конфессиональной принадлежности и уровня конфликтности - могут быть выстроены конфликтологические типы религиозности. Понятие " религиозность" можно определить, как реализуемую в жизни индивида или группы архетипическую установку на трансцендирование " социального" в целях духовной самореализации (" спасения", " просветления", " духовной эволюции" и т.п.). Данное понятие представляет собой идеальный тип. В соответствии с мерой отклонения от " эталона" можно выделить три уровня религиозности (экзистенциальный, мировоззренческий и нормативно-этический), характеризуемые разной силой " концентрации" асоциальности. Субъектами экзистенциальной религиозности являются мистики; мировоззренческой - личности, способные к рефлексии своих религиозных представлений; нормативно-этической - рядовые верующие, усвоившие религиозные установки в процессе социализации. Первый уровень религиозности ориентирован на духовное развитие человека, предполагающее преодоление его социальной обусловленности, последний - на укрепление в нем общественного начала и поддержание социального порядка. Между представителями этих уровней существует извечный конфликт. С этим связана проблема дуалистичности оценок разных проявлений религиозности, исходящих из приоритета потребностей и интересов либо отдельной личности, либо общества в целом. Органическое совмещение двух этих противоположных систем отсчета - важное условие объективного анализа религиозных феноменов. Религиозные нормы – нравственный регулятор земного бытия людей. Люди (этносы) имеют разные идеалы, долгосрочные прогнозы, желанные цели, формирующие различные психологические доминанты (религии), порождающие межконфессиональные противоречия.
Субъектами религиозных конфликтов могут выступать нации (этносы) – приверженцы различных религий, религиозные организации и группы, личности, а также религиозные и государственные институты (государство и его органы власти, церкви, партии, движения, организации и др.).
Анализ религиозных конфликтов позволил конфликтологам выделить следующие их основные типы:
конфликт религии с традицией («материнским лоно»);
конфликт религии с иноверием (другой религией);
конфликт религии с ересью (внутриконфессиональным компонентом);
конфликт религии с неверием (атеизмом).
Общими особенностями религиозных конфликтов являются: «взрывной» характер их возникновения, тенденции к быстрой эскалации, тотальной мобилизации и использованию сторонами конфликта всех имеющихся средств и способов ведения борьбы, в том числе и запрещенных международным правом – геноцид, создание концлагерей, депортация, «этнические чистки», захват заложников, террористические акции, массовое мародерство, пытки и т.п.
Как правило, в ходе конфликта широко используются методы «психологической войны», форсируется создание этнократического государства, опирающегося на хорошо отлаженный репрессивно-карательный аппарат. Решительность и взаимоисключаемость выдвигаемых сторонами претензий обусловливают крайне жестокий характер противоборства. Особую опасность представляет использование противоборствующими сторонами наемников. В ходе эскалации конфликта его участники активно стремятся привлечь на свою сторону этнически и конфессионально близкие им народы, финансовые и политические круги других государств, мировое общественное мнение, что ведет к интернационализации и «горизонтальной эскалации» конфликтов, придает им межрегиональный, а в некоторых случаях и глобальный характер. В результате этого межконфессиональные конфликты, независимо от присущей им региональной специфики, несут с собой крайне разрушительные последствия. Вопрос о причинах религиозных конфликтов до сих пор остается дискуссионным – специалисты разного профиля по-разному отвечают на него. Так, по мнению С.Хантингтона, конфессиональные конфликты являются результатом «столкновения цивилизаций». Этого же мнения придерживаются и другие аналитики, которые в своих трудах делают вывод о том, что международные отношения грядущего века будет характеризовать и определять столкновение цивилизаций, " нарезка" которых производится на основе общности культуры и вероисповедания. Однако история не дает основания говорить о действии правила, согласно которому религия выступает главным, тем более единственным фактором расслоения человечества на соперничающие общности. Во-первых, сами конфессии ни в социальном, ни тем более в политическом отношении не представляют собой монолитный организм. Внутри них сосуществуют различные, нередко соперничающие, а то и непримиримо враждебные течения (ереси, старообрядчество в православии, ваххабизм в исламе и т.д.). В силу этого религия может быть причиной внутриэтнического конфликта. Во-вторых, религиозная общность не размывает нации и государства, не устраняет связанные с ними особенности и интересы народов. Она не обеспечивает ни бесконфликтное развитие отношений между ними, ни мирное урегулирование возникающих конфликтов (подтверждением этому может служить ирано-иракская война). Кроме того, многочисленные гражданские войны, имевшие место в истории, свидетельствуют о том, что религия не гарантирует социальное согласие и мир внутри нации или государства, где она является господствующей. В-третьих, нередки случаи, когда религиозные различия, связанные с ними общественные идеалы и настроения, отступают на второй план перед угрозой жизненно важным интересам людей. Народы и государства, относящиеся к разным конфессиям, способны объединяться во имя общих, вне религии лежащих целей. Именно этим объясняется тот факт, что в современном мире наблюдаются процессы не только соперничества и размежевания конфессий, но и их сотрудничества, сближения. наибольшим конфликтным потенциалом обладает модель религиозности со следующими параметрами: мировоззренческий фактор представлен установками на " разделение" (формула " добра и зла" ), " волюнтаризм" или " синергизм" (формула " судьбы" ), " преобразование" мира или " изоляцию" от него (формула " отношения к миру”); в организационном плане религиозная группа является сектой, культом или идеологической оппозицией внутри господствующей конфессии; в религиозной группе велика доля людей в возрасте 40– 60 лет (самый конфликтный возраст); большая часть верующих активно проповедует и осознает свое глубокое отличие от неверующих на уровне и сознания, и поведения; наименьшим конфликтным потенциалом обладает модель религиозности со следующими параметрами: мировоззренческий фактор представлен установками на " интеграцию" (формула " добра и зла" ), " фатализм" или " синергизм" (формула " судьбы" ), " адаптацию" к миру (формула " отношения к миру" ); в организационном плане религиозная группа является церковью или деноминацией – т.е. " традиционной" для российской конфессиональной среды; в религиозной группе велика доля людей в возрасте 20– 30 и старше 60 лет (самый бесконфликтный возраст); большая часть верующих не занимается активной проповеднической деятельностью и указывает на отсутствие глубоких различий в сознании и поведении между собой и неверующими.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-04; Просмотров: 5027; Нарушение авторского права страницы