Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Патриотизм враждебен правде Божией
Мотив разный
Есть область, в которой патриотизм и Христианство совпадают. Это, например, практическая забота о людях. Или участие в оборонительной или освободительной войне. Поскольку, на практике так получается, что, защищая людей и святыни, Христианин практически защищает и государство, и другие составляющие земного отечества. Из чего «православные патриоты» выводят такой гибрид как « христианский патриотизм ».
Но, кроме того, что это совпадение имеет место лишь отчасти, далеко не во всём, дело в том, что даже в этой области совпадать может только практика, внешний образ поведения патриота и Христианина. Но, мотив их – всё-равно различен. При том, что действие Христианина и патриота на войне может быть одно и то же, в идеологической части, т. е. в мотивах, патриотизм полностью расходится с Христианством, является 100-процентной подменой.
Христианин сражается и умирает не за какие-то абстрактные понятия как-то: «народ», «родина», «отечество» и т. д., за которые сражается патриот, а за конкретных людей (всех конкретных людей этой страны, которую он защищает), нуждающихся в защите. И не за такие абстрактные и чуждые Христианству понятия как, например, «национальная культура», а за конкретные Христианские святыни этой страны.
Следует заметить, что церковное употребление выражения «за отечество» в отношении воинов, во-первых, не выражает Предание, но есть лишь обычай. И если уж употребляется это выражение, то под словом «отечество» следует понимать лишь конкретных людей и Христианские святыни, которые защищает воин, а не ещё что-либо земное. Тогда это просто сокращение пространного понятия в одно слово для практического удобства. Т. е. вопрос терминологии. Если же слово «отечество» понимать в патриотическом смысле, т. е. наделять это понятие идеологической ценностью и включать в его состав что-либо земное, тогда это подмена, за которую Христианин не должен убивать и умирать.
И руководствуется Христианин не патриотизмом, а Заповедью Христа о любви: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13).
Например, воюя в ВОВ по одну линию фронта с коммунистами против одного и того же врага, Христианин не мог быть солидарным с СССР. Поскольку должен руководствоваться иными мотивами; и воевать не за " родину", не за " Сталина", ни за что другое. А только за конкретных людей и Христианские святыни. Т. о., могла иметь место только внешняя, чисто практическая солидарность (ради оборонительного статуса войны). Но ни в коем случае не идеологическая.
Патриот внешне может делать то же самое. Но, мотив его – иной, ложный. Он также сражается и умирает, но не за конкретных людей и святыни, а за такие абстрактные понятия как «родина», «отечество». И руководствуется он не Заповедью Христа о любви, а идеологией патриотизма, любовью к такому абстрактному понятию как «родина», «отечество».
Т. е., поведение Христианина и патриота могут совпадать лишь практически, но идеологически – не совпадают. Получается страшная подмена, – патриот, внешне, т. е. практически, делая то же самое, убивает и умирает не ради Заповеди Христа о любви, не за конкретных людей и святыни, а ради земной идеологии и любви к абстрактным понятиям, т. е. делает это (сражается и умирает) по иным, ложным мотивам. Соответственно, в глазах Бога это разные вещи. Цена этого - спасение души. Поскольку, то, что не ради Христа и Его Заповедей (пусть даже это внешне то же самое) - Христом не принимается. Получается, если человек пострадал за " любовь к родине", руководствуясь патриотизмом, - это напрасная жертва.
Интересы не совпадают
Но, это ещё не всё. Радикально и полностью различаясь по мотивам, Христианство и патриотизм даже во внешнем образе поведения совпадают лишь отчасти, не полностью. Есть области и ситуации, в которых даже во внешнем Христианин не может поступить как патриот, а патриот не поступит как Христианин (иначе перестанет быть патриотом). Действительность такова, что бывают ситуации, когда Заповеди Бога и интересы страны – расходятся, когда требования патриотизма не просто не совпадают, но прямо противоречат Заповедям Бога.
Например, когда " для блага своей страны" нужно идти убивать, ну скажем, финнов, афганцев, армян (про чеченцев не упоминаю, т. к. там, насколько известно, были притеснения русского населения, и в таком случае требовалось вмешательство), т. е., когда государство требует участия в войне, которая не является ни оборонительной, ни освободительной. Или какая-нибудь политическая программа, полезная для внешнего благосостояния страны, но ущемляющая интересы Церкви.
Читал про один пример. Перед очередной кампанией против Греции был смотр турецких войск. Из строя вышел один турок и заявил, что он Христианин и не может воевать против своих братьев по вере. Турецкий офицер ему тут же отрубил голову. От тела пошло благоухание. Т. е., очевидно, что этот человек скончался как свидетель (мученик), поступил как Христианин, но очевидно, что не как патриот. Ведь он отказался воевать за интересы своей земной родины Турции. Но разве не только так и должен был поступить Христианин?!
Ещё пример. Жестокое обращение с пленными. Только, чтобы эта ситуация была максимально наглядной, давайте её доведём до логического конца. Дело в том, что жестокое обращение с пленными действительно служит интересам родины, поскольку создаёт атмосферу страха для потенциальных врагов. С таким врагом больше боятся воевать. Некоторые народы пользовались этим средством (ассирийцы, некоторые индейские племена, нынешние чеченцы). Т. о., жестокое обращение с пленными – это логичное, крайнее проявление патриотизма. И вполне очевидно, что в такой ситуации позиции Христианина и патриота не совпадают даже внешне. В случае жестокого обращения с пленным врагом Христианин должен быть на стороне пленного врага, а не своих соотечественников-извергов.
В интернет-полемике моя соучастница задала патриотам такой вопрос: «А, кстати, бомбить братьев по вере в Сербии вполне возможно, если быть последовательным патриотом " великой Америки"? Или как? Как тут поступить православному (и не только) христианину - бомбить или не бомбить? » И знаете, что ответил один из патриотов-оппонентов: «...Когда православные убивают православных – скажем как в случае с нападением Грузии на ЮО и отпором со стороны России, или участием в войне против России румын во время ВОВ, или в княжеских междоусобицах – то отдают кесарю кесарево. О чём тут уже говорили неоднократно». Понятен ответ? С точки зрения патриотов, «всё нормально», это «кесарево».
Эти примеры показывают невозможность последовательно (т. е. до конца) соблюсти патриотизм, оставаясь Христианином. Неизбежность в некоторых ситуациях такого выбора показывает несовместимость Христианства и патриотизма инепоследовательность такого гибрида как « христианский патриотизм ».
Коль есть области, в которых Христианство и патриотизм не совпадают, отсюда ясно, что они не тождественны. А коль есть область, в которой именно патриотизм выходит за рамки Христианства (патриотические действия, которые являются грехом), отсюда ясно, что патриотизм не есть часть Христианства, но именно иная, чуждая идеология.
В одной из интернет-дискуссий я задал патриотам такой вопрос: «В случае конфликта между интересами России и интересами Церкви чьи интересы вы предпочтете? » На этот вопрос патриоты мне так и не ответили. На форуме «Слово» я предложил голосование по этому вопросу. Просил голосовать только православных. И подавляющее большинство проголосовало за Церковь. За Россию проголосовало только 6 анонимных голосов, которые так и не признались, не назвали себя. Из чего я сделал вывод, что это голосовали не православные, чтобы исказить картину голосования. А из православных оппонентов даже самые яростные патриоты признались, что не голосовали. Т. е., не решились голосовать за Россию в ущерб Церкви. Слишком уж явный выбор. А ведь этот вопрос – как лакмусовая бумажка. Уже сам по себе, сама возможность его постановки, показывает несовместимость Христианства и патриотизма, показывает человеку невозможность быть и тем, и другим. И ответ на него показывает человеку одно из двух, – что либо он не патриот, либо он не Христианин.
Так что, сама возможность выбора между интересами «родины» и интересами Церкви показывает, что Христианин не может быть последовательным патриотом.
Патриот же не может быть на 100% верен Христу; какой-то частью своего сердца он не Христианин.
Примеры свящ. истории
Свящ. история и история Церкви показывает враждебность патриотизма правде Божией.
Прав. Авраам поступил не как патриот своей родины, Ура Халдейского. Иначе, не исполнил бы повеление Божие.
Раав-блудница укрыла соглядатаев Израиля (Нав. гл. 2). Т. е. фактически предала свою родину. И т. о. оказалась на стороне правды Божией.
Прор. Иеремия по повелению Бога проявил крайне непатриотичную позицию, передав народу слова Бога по поводу Иерусалима: «Так говорит Господь: кто останется в этом городе, умрет от меча, голода и моровой язвы; а кто выйдет к Халдеям, будет жив, и душа его будет ему вместо добычи, и он останется жив. Так говорит Господь: непременно предан будет город сей в руки войска царя Вавилонского, и он возьмет его» (Иер. 38, 2-3), патриоты за это слово Божие решили: «Да будет этот человек предан смерти, потому что он ослабляет руки воинов, которые остаются в этом городе, и руки всего народа, говоря к ним такие слова; ибо этот человек не благоденствия желает народу сему, а бедствия» (Иер. 38, 4). И бросили пророка в яму. А разве сегодня не точно так же поступили бы патриоты?
И само Христианство в Римской империи было явлением антипатриотическим. Что и показывают гонения. Все римские императоры гнали Христиан из патриотических соображений, ради земного блага империи. Но, кто был прав пред Богом, – патриоты или Христиане, которых гнали патриоты?
Сам факт, что по мотивам патриотизма в истории происходили гонения на Церковь, радикально разводит патриотизм и Христианство.
Более того. Одним из мотивов Распятия Христа был именно патриотизм. Когда «Первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом» (Ин. 11, 47-48), они беспокоились именно о том, что проповедь Христа о Небесном Царстве отвлечёт народ от борьбы за земное отечество. Именно после этого совещания и совета Каиафы, что «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб» (Ин. 11, 50) они «Положили убить Его» (Ин. 11, 53).
Война
Статус войны
Один из самых ярких примеров такого расхождения интересов – это вопрос участия в войне. Нередко государство требует, в том числе и от странников (Христиан), сражаться за свои интересы.
Так вот. Христианин имеет право участвовать только в оборонительной или освободительной войне (в т. ч. духовно освободительной, т. е., ради освобождения какого-либо народа от нечестия и свободы распространения в нём Православной веры). Т. е. только для защиты или освобождения конкретных людей (их жизни, чести и Православной веры), Христианских святынь, Православной веры и благочестия. Т. е., только за то, что касается вечности. Более того, за эти вещи Христианин обязан сражаться.
И не имеет права воевать ни за что другое. Ни за «родину», ни за «отечество», ни за «величие России», ни за государственные интересы (экономические, политические, территориальные, культурные и т. д.). Ради Заповеди Бога: «Не убивай» (Исх. 20, 13).
ОСК РПЦ: « Признавая войну злом, Церковь все же не воспрещает своим чадам участвовать в боевых действиях, если речь идет о защите ближних и восстановлении попранной справедливости. Тогда война считается хотя и нежелательным, но вынужденным средством. Православие во все времена относилось с глубочайшим почтением к воинам, которые ценой собственной жизни сохраняли жизнь и безопасность ближних. Многих воинов Святая Церковь причислила к лику святых, учитывая их христианские добродетели и относя к ним слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 13)» (VIII.2.).
Вспомним пример прп. Сергия. Перед Куликовской битвой он советовал блгв. кн. Димитрию заплатить дань. И лишь когда выяснил, что это не помогло, поскольку Мамай жаждал крови и намеревался уничтожить на Руси Православную веру, тогда благословил на битву. Т. е., он не благословлял воевать ради таких вещей как политический статус Руси, материальное состояние, культурная самоидентичность и т. д. А благословил за веру и за людей (которых Мамай намеревался обратить в ислам или уничтожить). Как видите, здесь нет никакой идеологии патриотизма. Здесь чистое Христианство.
Если представить такую гипотетическую ситуацию, что захватчики никого не убьют, никого не обесчестят, никого не обидят, а только сменят государственный режим и культурный имидж страны (если это не касается веры и благочестия), тогда Христианин не вправе убивать ради политических и культурных интересов страны, ради таких несущественных вещей как название страны, государственный режим, политические интересы, культурный облик страны и другие принадлежности мира сего, ничего не значащие ни для веры, ни для благочестия, ни для вечности.
Сами рассудите. Что требует большего мужества? Пойти на войну и умереть или выжить? Или отказаться и наверняка пострадать от властей? Понятно, что отказ от участия в несправедливой войне требует большего мужества.
Средства
Стоит заметить, что даже в оборонительной войне не все средства приемлемы для Христианина. И не все приказы начальства можно выполнять. Например, бомбёжку я считаю недопустимой, поскольку могут гибнуть мирные жители. В этом случае Христианину следует отказаться выполнять приказ. Понятно, что это требует большего мужества, чем выполнить приказ. Заповедь Божия важнее, чем государственная присяга, чем «родина».
Тем более, война между Христианами – это явление крайне возмутительное и греховное.
Ситуацию со свт. Николаем Японским нельзя считать нормальной. Патриотизм довёл свт. Николая Японского до ошибки, - во время войны он благословил японских Христиан воевать против русских Христиан. Для японцев эта война, насколько я понимаю, не была оборонительной. Жизни и чести их жён русские не угрожали. Т. о., православные японцы не должны были воевать против православных же русских. И благословение свт. Николая японцам на патриотическую позицию нельзя считать правильным. Он не должен был благословлять Христиан воевать против Христиан. Это ошибка. Подлинно Христианской позицией для православного японца в той ситуации был отказ от участия в войне с православными русскими. Но такая позиция и требовала наибольшего мужества. Поскольку, участник войны может быть убит, а может остаться жив; а отказавшийся точно пострадает от властей. И не каждый способен отказаться. И бывает, что Христиане воюют против Христиан. Но, людей будет судить Бог. А от нас требуется - осудить грех. И назвать вещи своими именами, а не подгонять идеал под действительность. Так что, благословение свт. Николаем японских Христиан на войну нельзя считать Христианским образцом.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы