Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определение предмета патриотизма



Христианство и патриотизм

Доклад на пастырском семинаре Можайского благочиния

(Московская епархия) 22.06.2012г.

 

Свящ. Алексей Шляпин

Христианство и патриотизм

 

Ситуация

 

В церковном сознании РПЦ имеет место навязанный со стороны государства и нации ложный стереотип, будто патриотизм является составляющей Христианства.

На самом деле патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания.

 

В отличие от своего более радикального проявления, национализма, патриотизм – вещь более опасная. Именно в силу своей меньшей радикальности и поддержки со стороны государства. Как медленный и менее заметный яд, отравляющий церковное сознание.

 

Вообще, на почве государства и нации в церковное сознание проникло много ложных идей и стереотипов, которые паразитируют на Православии. Это: цезарепапизм, монархизм, национализм, одобрение коммунизма, оправдание тиранов (И. Грозного, Сталина), царебожие и др.

Однако, ключевым, объединяющим началом, которое лежит в фундаменте всех этих искажений является патриотизм. Это и есть корень и начало преткновения и " православных монархистов", и " православных коммунистов". Все они являются " православными патриотами".

 

Определение предмета патриотизма

 

Предмет патриотизма, т. е. предмет любви, гордости и служения патриотов, составляют понятия « родина » и « отечество ».

 

Библейское употребление

 

В Свящ. Писании слово « родина » употребляется в смысле: земля (страна) рождения, место происхождения, родство, родные.

 

«И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12, 1).

 

«Не плачьте об умершем и не жалейте о нем; но горько плачьте об отходящем в плен, ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей» (Иер. 22, 10).

 

«Он умножил падающих, даже падали один на другого и говорили: «вставай и возвратимся к народу нашему вродную нашу землю от губительного меча» (Иер. 46, 16).

 

«И скажи: так говорит Господь Бог дщери Иерусалима: твой корень и твоя родина в земле Ханаанской; отец твой Аморрей, и мать твоя Хеттеянка» (Иез. 16, 3).

 

«Опоясанных по чреслам своим поясом, с роскошными на голове их повязками, имеющих вид военачальников, похожих на сынов Вавилона, которых родина земля Халдейская» (Иез. 23, 15).

 

«Но пойдешь в землю мою, на родину мою [и к племени моему], и возьмешь [оттуда] жену сыну моему Исааку» (Быт. 24, 4).

 

«И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою» (Быт. 31, 3).

 

«Я Бог [явившийся тебе] в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей [и Я буду с тобою]» (Быт. 31, 13).

 

«Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи [Боже], сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! » (Быт. 32, 9).

 

«Но он сказал ему: не пойду; я пойду в свою землю и на свою родину. Моисей же сказал: не оставляй нас, потому что ты знаешь, как располагаемся мы станом в пустыне, и будешь для нас глазом; если пойдешь с нами, то добро, которое Господь сделает нам, мы сделаем тебе» (Чис. 10, 30-32).

 

«Вооз отвечал и сказал ей: мне сказано все, что сделала ты для свекрови своей по смерти мужа твоего, что ты оставила твоего отца и твою мать и твою родину и пришла к народу, которого ты не знала вчера и третьего дня» (Руф. 2, 11).

 

Во всех случаях стоит еврейское слово, которое означает: «рождение, происхождение, потомки, дети, родство, родные»; а в (Руф. 2, 11) также: «земля, страна».

 

Слово « отечество » употребляется как синоним слова «родина», а также: место, где человек рос и воспитывался.

 

«Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город» (Евр. 11, 13-16).

 

«Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13, 57).

 

«Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем» (Мк. 6, 4).

 

«Он сказал им: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя; сделай и здесь, в Твоем отечестве, то?, что?, мы слышали, было в Капернауме. И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве» (Лк. 4, 23-24).

 

«По прошествии же двух дней Он вышел оттуда и пошел в Галилею, ибо Сам Иисус свидетельствовал, что пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4, 43-44).

 

«И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков, и Иосий, и Симон, и Иуда? » (Мф. 13, 54-55).

 

«Оттуда вышел Он и пришел в Свое отечество; за Ним следовали ученики Его» (Мк. 6, 1).

 

Во всех случаях стоит греческое слово « патрис », которое означает: «отечество, родина».

 

При сопоставлении с параллельными местами выводится также значение: «место, где человек рос и был воспитан», «дом отца»:

 

«И пришел в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4, 16).

 

«Ибо и братья твои и дом отца твоего, и они вероломно поступают с тобою, и они кричат вслед тебя громким голосом. Не верь им, когда они говорят тебе и доброе» (Иер. 12, 6).

 

Также, словом «отечество» переведён греческий термин « патриа », который имеет значение: «племенная ветвь, род, семейство, племя»:

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякоеотечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 14-15).

Здесь надо подчеркнуть, что, во-первых, имеется ввиду не патриотический смысл (который вкладывают в слово «отечество» патриоты), и даже не территориальный, а исключительно генеалогический. Точнее это слово можно было бы перевести словом «отцовство».

Это же слово переведено как «племя»:

«Вы сыны пророков и завета, который завещевал Бог отцам вашим, говоря Аврааму: и в семени твоем благословятся все племена земные» (Деян. 3, 25);

и как «род»:

«Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова» (Лк. 2, 4).

 

По толкованию блж. Феофилакта Болгарского: «племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов...то есть и горние, и дольние чины Он сотворил, и от Него произошли те, которые именуются отцами».

 

Свт. Феофан Затворник: «Можно полагать, что святой Павел имел при сем в мысли отношения отчества и сыновства, которые угодно было Богу установить между тварями... в отношении к отеческой промыслительности Он есть существенно Отец, но благоволил и среди тварей учредить такие отношения, по коим одни именуются и на деле суть отцы в отношении к другим (мысль блаженного Иеронима). Блаженный Феодорит пишет: «Бог есть в собственном и подлинном смысле Отец. Ибо не был прежде сыном, а потом стал отцом, но всегда Он Отец, и Отец по естеству. Другие отцы, как плотские, так и духовные, свыше заимствовали сие наименование. Называет же Апостол отцами на земли отцов по естеству и отцами на небесах нарицает отцов духовных»».

 

Прп. Иоанн Дамаскин: «Должно знать и то, что наименования отечества, сыновства и исхождения не от нас перенесены на блаженное Божество, но, напротив, нам переданы оттуда, как говорит божественный Апостол: сего ради преклоняю колена моя ко Отцу, из Него же всяко отечество на небесех и на земли (Еф. 3, 14–15)».

 

Т. е., здесь нет речи ни о патриотизме, ни об «отечестве» в патриотическом смысле, но говорится о том, что отношения отечества и сыновства в т. ч. на земле происходят от Единого Отца.

 

Надо подчеркнуть, что идеологическую ценность в данном случае имеет не факт существования отдельных племён («отечеств»), а возведение этого порядка к Единому Отцу. Т. е., заметьте, Писание в данном случае подчёркивает аспект единства, происхождения от единого источника. А не тот аспект, который вкладывают в понятие «отечество» патриоты, – т. е. разобщённости, местечковости, выделения одного отечества из всех.

 

Итак, библейское употребление понятий «родина» и «отечество» включает 2 аспекта: территориальный и генеалогический (место происхождения и родственники). Не более того. Т. е., гораздо уже патриотического их употребления.

 

Патриотическое употребление

 

Патриоты употребляют понятия «родина» и «отечество» гораздо шире библейского их употребления. И в этом – большая проблема патриотизма. Настолько, что фактически эта идеология изнутри гнилая. Дело в том, что у патриотов нет единого определения, ни даже единого понимания предмета своей любви и своего служения, т. е. понятий «родина» и «отечество».

 

Употребляя термины " родина" и " отечество" каждый патриот вкладывает в них разные составляющие, свой набор ингредиентов. Это могут быть: государство, нация, национальная идея, какая-нибудь идеология, народ, национальная культура, история, территория этой страны, природа этой страны, конкретные люди, нехристианские «святыни», Христианские святыни. И многое другое. Для одного это: берёзки, русская деревня и разрушенное капище. Для другого: двуглавый орёл, Иван Грозный с нимбом и Малюта Скуратов. Для третьего: родной фольклор с его языческими обрядами, циничными сказками и пошлыми частушками. И у каждого – своя собственная подборка и своё индивидуальное сочетание этих ингредиентов. И каждый будет называть это «родиной» или «отечеством».

 

Т. о., понятия «родина» и «отечество» в патриотическом их употреблении (т. е. при выходе за рамки библейского их употребления) – полнейшая абстракция. За которыми не стоит единой для всех патриотов онтологической реальности.

 

Более того. Составляющие понятий «родина» и «отечество» могут быть несовместимыми, взаимоисключающими. Например, один под словом «родина» может иметь ввиду в т. ч. православные храмы, а другой под этим же словом – в т. ч. мавзолей Ленина или языческое капище (и хорошо ещё, если это сочетание не в одной и той же патриотической голове). И оба будут считать своей родиной «Россию»; а себя – «патриотами России».

 

И это – проблема патриотов. Которые не могут между собой договориться. Не могут даже дать единого определения предмета своей любви и служения.

Такой эксперимент можно провести в полемике с патриотами на любом форуме. Я иной раз в полемике просил патриотов дать определение «родины». И они не только не могут дать единого определения (в этом можно быть уверенным); но, как правило, и своё индивидуальное определение от каждого дать не способны.

 

Итак, патриотизм только снаружи кажется единой идеологией. На самом же деле за единой демагогической оболочкой патриотизма скрывается труха субъективных представлений.

 

Сравните это с Православием. В котором есть общая, единая для всех, объективная в отношении каждого отдельно взятого православного Христианина, совокупность вероучительных определений. И более того. Есть единая объективная онтологическая реальность, стоящая за этими определениями.


Определение патриотизма

 

Под этим словом имеют ввиду 2 смысла:

 

Идеология

 

Если же человек говорит о любви к «родине» вообще, к «отечеству» вообще, к России, то это не сторге (естественное чувство привязанности), которое может быть нравственно-нейтральным, и которое может быть только к чему-то конкретному, а некий идеологический настрой на любовь, сознательная сердечная направленность, сознательное посвящение сердца, – либо филиа (греч.: любовь, привязанность, дружба), либо агапи (греч.: собственно любовь, т. е. сознательная, жертвенная, идеологическая).

Т. о., в отношении «родины» вообще, «отечества» вообще», России патриотизм всегда является именно идеологией.

 

Итак, на самом деле, когда человек, называющий себя «патриотом», употребляет слово «патриотизм», он имеет ввиду идеологию.

Если бы не так, отвержение патриотизма не вызывало бы такой яростной оппозиции со стороны патриотов. Ведь, защиту своих ближних и заботу о них на практике уранополиты не отрицают. Следовательно, патриотам именно недостаточно практики. Для них важно согласие с их идеологией.

Итак. Патриотизм – это идеология, которая включает:

 

-Признание земной «родины» или земного «отечества» или чего-либо из земных составляющих этих понятий идеологической ценностью.

 

-Признание своей принадлежности к данной «родине» или к данному «отечеству» в идеологическом смысле.

 

-Вменение себе или другим долга солидарности с земной «родиной» или земным «отечеством».

 

-Признание приоритета интересов «родины» или «отечества» над какими-либо нравственными интересами личности.

 

- Гордость за свою земную «родину» или земное «отечество» или за что-либо из составляющих этих понятий (народ, предки, история, победа, оружие и т. д.). Признание этой гордости добродетелью.

 

-Вменение себе или другим долга любви (духовной, идеологической) к земной «родине» или земному «отечеству» или чему-либо из земных составляющих этих понятий. Признание этого добродетелью и долгом.

 

-Претензия на признание добродетелью естественного чувства привязанности к «малой родине» (которое патриоты проецируют на «родину» вообще, на «отечество» вообще). Вменение этого чувства себе или другим как долга.

 

-Вменение себе или другим долга служения земной «родине» или земному «отечеству».

 

Полное или частичное приятие этих характеристик или какой-либо из них является патриотизмом в идеологическом смысле.

 

Слово Божие

 

Патриотизм несовместим со Словом Божиим.

 

Любовь

 

Бог не давал заповеди о любви к «родине» или «отечеству».

Бог заповедал любить « ближнего » (Мф. 19, 19 и др.), « друг друга » (Ин. 13, 34; 15, 12; 15, 17), т. е. конкретного человека, конкретных людей. Но, в Свящ. Писании нет заповеди любить народ или какую-то общность под названием " отечество" или " родина", включающую что-либо помимо людей и святынь (будь то культуру, фольклор, народные обычаи и т. д.).

 

Т. о., идеология патриотизма – это как минимум разбавление Христианства, самовольное добавление к словам Бога. Вопреки предупреждению: «Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом» (Притч. 30, 6).

 

Более того. Слово Божие запрещает любить что-либо от мира сего. А, ведь, родина или отечество – это часть мира сего.

И в смысле филиа: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4, 4). Здесь стоит слово « филиа » (любовь, привязанность, дружба).

И в смысле агапи: «Не люби? те мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15). Здесь оба раза стоит « агапао » (собственно любовь).

 

Свт. Тихон Задонский: «Языческое дело — искать земного и прилепляться к нему, ибо они не имеют вечного упования, Христом приобретенного, как светом Евангелия не просвещенные...Великое безумие — любить создание бессмысленное и бесчувственное, которым взаимно любимы быть не можем. Вещь бесчувственная, бессмысленная, мертвая любить нас не может: и нам не подобает ее любить, но одного Бога любящего нас, и ближнего, по образу Его созданного» («Плоть и дух», гл. ХХVII «Презрение мира», «Причины, побуждающие к презрению мира»).

 

Так что, Христианин не может любить «родину» или «отечество» или Россию. Поскольку те составляющие этих понятий, которые относятся к миру сему (т. е. к социальному миру, а не природному) недостойны любви Христианина. Это грех идолослужения, духовный блуд. Христианин не имеет права отдавать им сердце. Поскольку, отдавать своё сердце можно только Богу. Соответственно, любить сознательной, жертвенной, идеологической любовью (агапи или филиа) можно только Бога и то, что причастно Богу и вечности. Но, ни что земное.

 

А в нашей земной реалии этой вечной составляющей являются только конкретные люди.

 

А страна, государство, культура, идеология и т. д., т. е. всё то, что патриоты имеют ввиду под понятиями «родина» и «отечество» помимо конкретных людей и Христианских святынь, - всё это сгорит в огне Второго Пришествия. Всё это вещи исключительно земные (если не прямо греховные), непричастные вечности. Следовательно, недостойные любви. Христианин не имеет права отдавать им сердце, любить их, служить им. Это грех идолослужения. С какой стати, как верно заметил свящ. Даниил Сысоев, человек должен отдавать свое сердце тому, что умрет раньше него?!

 

Бог сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12, 30).

Патриоты же требуют долю человеческого сердца для России. А согласен ли на долю Господь?

Кроме Бога можно любить только то, что ради Него. И этим является не народ, не страна, не Россия, а только конкретный ближний, ради причастности образу Божию, что и следует дальше из Заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет» (Мк. 12, 31).

 

Что касается Христианских святынь, то в вещественном отношении, как предметы, храмы и иконы не войдут в вечность. Однако, они имеют функцию отношения к вечности. И именно ради этой их функции Христианин может любить их. Т. е., как то, что причастно Богу. А не как предметы, не ради вещественной их красоты или исторической и национальной принадлежности. Иначе, это будет та же любовь к миру сему.

Собственно, это есть составляющая любви к Богу, – любовь к тому, что причастно Ему. Как и любовь к ближнему есть тоже составляющая любви к Богу.

И в этом своём качестве, отношения к Богу, причастности вечности, они не принадлежат понятию земной «родины» или «отечества», поскольку превосходят их. Поскольку храмы и иконы, которые за пределами земной «родины», для Христианина не могут представлять меньшую ценность.

А та функция этих вещей, которую можно рассматривать как ингредиент земной «родины» (культурная, архитектурная, художественная ценность) для Христианина не имеет значения, и он не должен прилагать к ним сердце ради этой их функции.

 

Т. е., любить что-либо из составляющих понятие «родина» Христианин может только по аспекту святости, принадлежности к Церкви (как то храмы и Христианские святыни на территории земной родины). Но, в таком случае не имеет значения национальная принадлежность этих вещей, и патриотизм здесь ни при чём. Территориальная их принадлежность для Христианина имеет значение лишь практическое, как данность, но не идеологическое.

Если же человек любит какие-либо составляющие понятия «родина» по аспекту национальному, принадлежности к земной родине (даже если это Христианские святыни, но мотив любви относится не к аспекту святости, а к аспекту принадлежности к земной родине ), тогда это не Христианство, а язычество.

 

Нам дороги русские святые, русские святыни – по аспекту святости, а не по аспекту национальности. Потому, что они святые, а не потому, что они русские. Иначе, это язычество.

Христианину подобает любить русского святого потому, что он святой. Но это не патриотизм. Патриотизм тогда здесь ни при чём. Любить же русского святого потому что он русский – это не Христианство.

И святыня нам дорога потому, что она причастна святости. А не потому, что она находится на территории данной страны.

И святое место нам дорого потому, что его касалась нога святого. А не потому, что его касалась нога русского святого. Иначе, это язычество.

 

Итак, из всех составляющих понятий «родины» и «отечества» отношение к вечности имеют только конкретные люди и Христианские святыни. Поэтому, только они достойны любви Христианина.
Но. Дело вот в чём. Конкретных людей, населяющих земную «родину» (например, Россию), Христианин должен любить так же, как и тех людей, которые живут вне России. Он не может их любить больше. Просто потому, что остальных он не имеет права любить меньше. То же и со святынями. Христианские святыни Иерусалима или Сирии для Христианина не могут значить меньше, чем святыни России. Поэтому, когда речь идёт о том, что имеет отношение к вечности (конкретных людях и святынях), уже некорректно их включать в понятие земной «родины» просто потому, что они превосходят это понятие, имеют вселенский масштаб. Иначе, Христианская любовь, любовь ради Заповеди Христовой, подменяется любовью по иным мотивам, по мотивам крови или национальности или подданства. А это уже не Христианство. Христианская любовь к ближним не может ставиться в зависимость от иных, земных, мотивов. Т. о., для Христианина любовь к ближнему русскому не может отличаться от любви к ближнему негру. Любовь к святыням на территории России не может превосходить любовь к святыням Палестины. В любви к ближнему приоритет зависит не от национальности, не от подданства или гражданства, т. е. ни от каких патриотических мотивов. А от отношения к Православной вере (Христианин должен «Делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6, 10)), и от фактической близости местонахождения человека на данный момент, т. е. от реальной возможности оказать ему помощь. Чисто практический приоритет, не более того. Милосердный самарянин именно фактически оказался близок к впадшему в разбойники. Так и для Христианина русского происхождения, который оказался, например, в Америке, приоритет любви имеет православный негр, который находится рядом, и которому есть возможность непосредственно оказать помощь, а не русский соотечественник где-то там в России.

Но, в таком случае вообще теряет смысл говорить о любви к «родине» или «отечеству», имея ввиду конкретных ближних. Корректнее говорить просто о любви к ближнему, не связывая её с понятиями «родина» и «отечество».

 

Свт. Феофан Затворник: «Мера погашения страстей есть мера сроднения его (христианина) с человечеством и ангелами. Сначала напрягается он думать и чувствовать, что несть иудей, ни эллин, несть раб, ни свободь, несть мужеский пор, ни женск (Гал. 3, 28; Кол. 3, 11), а наконец доходит до того, что, подобно Макарию Великому, желал бы все человечество обнять единым объятием и считать родным последнейшего на свете человека» («Начертание христианского нравоучения»).
«Так что национализм, согласно свт. Феофану Затворнику - результат непреодоленных страстей» (свящ. Даниил Сысоев). К патриотизму это также относится, поскольку и патриотизм выделяет «своих».

 

Гордость

 

Гордость своим земным отечеством или какой-либо его составляющей (историей, оружием, победами, предками и т. д.) принципиально ничем не отличается от гордости другими земными вещами, делами мира сего. Всё по той же схеме, – человек гордится своим отечеством. Это ничто иное как та же « гордость житейская ».

 

Прп. Моисей Оптинский: «Разве есть благородная гордость? Ее нет, а есть одна только гордость бесовская».

 

А Свящ. Писание неоднократно осуждает гордость:

 

«...Гордость, безумство, – всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мк. 7, 22-23).

 

«Всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Ин. 2, 16).

 

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4, 6).

 

«Погибели предшествует гордость, и падению – надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Пр. 16, 18-19).

 

«Гордость ненавистна и Господу и людям и преступна против обоих» (Сирах. 10, 7).

 

«Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, – и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день, и идолы совсем исчезнут. И войдут люди в расселины скал и в пропасти земли от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю» (Ис. 2, 11-19).

 

Служение

 

Слово Божие прямо запрещает служить чему бы то ни было и кому бы то ни было кроме Бога:

«Господа, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи...» (Втор. 6, 13).

«Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4, 10).

 

Т. о., служение «родине» или «отечеству» или России или государству – это идолослужение.

 

Христианин не должен служить ни «отечеству», ни государству, но лишь «отдавать кесарево» и почитать власть, т. е. не более чем внешнее, исключительно практическое исполнение обязанностей. Не более того. Без участия сердца, без какой-либо идеологии.

 

Русский язык в этом отношении ущербен, поскольку не разводит понятий. Т. о., если, употребляя русское слово «служение», не апеллировать к понятиям греческого языка, то можно умом впасть в грех идолослужения.

 

Например, Христианин-воин не должен служить (греч.: латрейа ) отечеству; но это должно быть лишь внешнее, чисто практическое исполнение воинских обязанностей (греч.: стратеуомай ), т. е. работа воина. Не более того. Государство не имеет права требовать служения отечеству.

 

Т. о., воинский отзыв: «служу отечеству» - греховен.

 

Я, со своей стороны, каюсь, что, когда служил в армии, произносил этот отзыв. Теперь отрекаюсь от этого. Я служу только Богу.

 

Вмч. Феодор Тирон сразу после призыва в армию на предложение как воину принести жертву идолам ответил: «Я воин моего Царя Христа, и не могу быть воином какого-либо другого царя».

На это препозит сказал: «вот эти все воины – христиане, и однако же они – воины римского царя».

Вмч. Феодор ответил: «Каждый знает, кому он служить, я же служу моему Небесному Царю и Владыке – Богу и Единородному Сыну Его – Иисусу Христу».

 

Христианин служит (в смысле латрейа ) не людям, не стране, не государству, не нации, не народу, а единственно и исключительно Богу. А людям Христианин служит только в смысле « диакониа » (греч.), т. е. заботится о них, об их вечном спасении и временном благополучии.

 

Исход

 

Слово Божие призывает, чтобы Христиане, свои Богу, вышли (если не физически, то в любом случае духовно, идеологически) из среды своего народа, своего отечества, чтобы войти в состав нового народа, – народа Божия: «Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель» (2 Кор. 6, 16-18).

«Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13, 13-14).

 

Здесь надо пояснить: что значит: духовно выйти из своего народа, перестать быть русским?

Люди часто не понимают, что такое «дух», что значит «духовно». Думают, что, мол, да, на каком-то «духовном», непонятно каком, уровне, духовной частью своего существа, я не русский, а так я русский.

Но, ведь, дух – это ум, сознание человека.

Следовательно, духом, духовно перестать быть русским – это значит: умом, сознанием перестать быть русским, перестать считать себя русским, перестать осознавать себя русским. Это и есть «духовно».

Так же как «нищие духом» – это те, кто считает себя нищим, осознаёт себя нищим.

 

Т. о., кто хочет быть Христианином, непременно должен совершить исход из мира. Так что, уже не принадлежит своему этническому народу. Церковь – это иной народ, который странствует по территории всех народов. Но не принадлежит ни народу, ни государству, и не может быть солидарен с ними. «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живого...» (2 Кор. 6, 14-16).

 

Т. о., когда человек становится Христианином, он уже перестаёт быть русским, татарином и т. д., перестаёт быть сыном народа, из которого происходит по крови. И уже не принадлежит своему народу и племени, поскольку Сын Божий «Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени» (Откр. 5, 9).

 

Ведь, ясно, что, например, когда моавитянка Руфь вступила в народ Израильский, она полностью перестала отождествлять себя с моавитянами; так и Урия хеттеянин был полностью Израильтянином и нисколько не мог отождествлять себя с хеттами.

Так и русский, вступая в народ Божий (Церковь), уже нисколько не может отождествлять себя с русским народом (языком), из которого он вышел.

Ведь, Церковь – ни что иное как тот же Израиль, вобравший в себя выходцев из всех народов. Т. е. это конкретный народ, иной народ, нежели русский или любой другой из языческих народов.

 

Свящ. Даниил Сысоев: «В трудах патриотов и националистов часто приходиться слышать обличение тех, кто пытается совместить принадлежность к двум разным народам. Патриоты часто обличают тех, кто имеет двойное гражданство. Так почему же христиане забывают об этом. Мы - всегда христиане, и языками больше не будем никогда. В чине присоединения язычников Церковь молится, " Боже, Ты собрал ИЗ ЯЗЫКОВ, Церковь, народ Свой". Бог выбрал нас из языков, а мы пытаемся вернуться обратно. Это старое искушение Израиля - " мы будем как все языки". Да не будет так! »

По Слову Божию: «Никто не может служить двум господам...» (Мф. 6, 24).

 

Свящ. Даниил Сысоев: «Писание и Предание (то чему учили все, всегда и повсеместно) не признает в принципе двойной Родины у христиан. У нас есть одна Родина - небо, и есть гостиница, где мы сейчас странствуем. По словам Василия Великого, мы всегда на чужбине, где бы мы не жили, но на всяком месте владычество Божие. А что касается православных патриотов, которые желают служить двум господам, то про них сказал апостол Иаков: " человек с двоящимися мыслями нетверд во всех путях своих" (Иак. 1, 8)».

 

Свт. Тихон Задонский: «Сердце у человека одно: когда он ищет временного, тогда забывает о вечном, когда же обращается к вечному и углубляется в него, тогда забывает о временном и нерадит о нем. Двояких попечений-о временном и вечном, двоякой любви-к временному и вечному, в сердце быть не может. Непременно преобладает одно из двух: или временное, или вечное» («Отечник...»).

 

Мч. Прокл на вопрос игемона: «какого ты рода? » ответил: «род мой Христов».

 

Прпмч. Епиктет и мч. Астион договорились на вопрос судьи об имени, отечестве и родителях отвечать не иначе как: «мы Христиане, это имя наше, род и отечество». Прпмч. Епиктет так и отвечал: «мы – Христиане и рождены от христианских родителей».

 

Свт. Геннадий Схоларий: «Я не называю себя эллином, потому что я не верую в то, во что веровали эллины. Я мог бы назвать себя византийцем, потому что я был рожден в Византии. Но я предпочитаю просто называть себя Христианином» (Дворкин А. Л., «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви»).

 

Мч. Стефан (Наливайко) на вопрос, к какому он принадлежит государству, написал в анкете: «Новому Иерусалиму». А для неосведомленного следователя пояснил: «Сходящему с небес».

 

Божия Матерь в явлении прп. Серафиму Саровскому сказала о нём: «сей – нашего рода».

 

И я, по слову Писания, (будучи русским по крови и происхождению) в русский народ уже не вхожу, но напротив, я вышел из русского народа с тех пор, как стал Христианином (хотя, и не сразу осознал это). Я был русским. А теперь я не русский, я Христианин.

 

Народ Божий

 

Итак, становясь Христианином, человек выходит из своего народа (языка) и входит в состав народа Божия.

 

Народ Божий – это не русский народ и никакой другой народ мира. Русский народ – это лишь один из народов (языков, гои), часть которого вошла в Церковь Христову.

Народ Божий – это Вселенская Православная Церковь Христова. Вначале он включал в себя одну общину прав. Авраама; потом – один народ Израильский; а теперь – Церковь Христову, собранную из выходцев разных народов, странствующую в этом мире.

 

«И прибегнут к Господу многие народы в тот день, и будут Моим народом» (Зах. 2, 11).

 

«Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел... некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2, 9-10).

 

«Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2, 19).

 

Т. о., Израилю в Новом Завете соответствует не Россия, не Византия, и никакая другая страна, а Церковь Христова, которая и есть та самая община прав. Авраама, тот самый Израиль, народ Божий, но вобравший в себя представителей от всех народов.


Поделиться:



Популярное:

  1. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  2. I этап. Определение стратегических целей компании и выбор структуры управления
  3. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА
  4. III. Определение посевных площадей и валовых сборов продукции
  5. VII. Определение затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства
  6. X. Определение суммы обеспечения при проведении исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы
  7. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости торговой организации, определение критериев неплатежеспособности
  8. Анализ показателей качества и определение полиграфического исполнения изделия
  9. Б.1. Определение психофизиологии.
  10. Безопасность работы при монтаже конструкций. Опасные зоны при подъеме грузов. Определение габаритов опасных зон.
  11. Введение: Значение изучения данного предмета
  12. ВЗВЕШИВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАССЫ ТЕЛА


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.141 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь