Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Критерий позиции Христианина



 

Вообще, нужно понять, что Христианин, в отличие от патриота, воюет с врагом на войне не по признаку его национальности или иного подданства. А по признаку неправоты его позиции. Т. е. в силу того, что тот находится в роли агрессора, насильника. И только в этом случае Христианин и имеет право воевать. Т. е., как я пояснил, только в оборонительной или освободительной войне.

Т. к. любой завоеватель убивает людей, насилует женщин, обижает мирное население. Т. о., Христианин на войне отдаёт жизнь за тех, кто находится в роли жертвы и нуждается в защите; а отнимает жизнь у тех, кто избрал роль (или согласился с ролью) насильника. Т. е., предпочитает интересы жертвы интересам насильника. Т. е., воюет Христианин с захватчиком ради целомудрия и любви, а не ради интересов «отечества». Защищает конкретных людей, терпящих обиду и нуждающихся в защите, а не «единоплеменников». В этом разница с позицией патриота.

 

Т. о., не всегда Христианин должен быть на стороне единоплеменников.

Если единоплеменники выступают в роли агрессора, тогда Христианин должен выступить против единоплеменников в защиту обижаемой стороны.

Если война между единоплеменниками и единоверцами, Христианин должен выступить против единоплеменников в защиту единоверцев (если единоверцы не выступают в роли агрессора или объективно неправой стороны, – в этом случае Христианину стоит уклониться от участия в войне).

 

Это подтверждается и традицией Церкви.

В праздник Похвала Пресв. Богородицы мы читаем акафист, написанный по поводу избавления жителей Константинополя от захватчиков, ряды которых составляли в т. ч. славяне.

 

Т. о., когда «православные» русские патриоты восхищаются победами Святослава, который, между прочим, воевал и с православной Византией, то изменяют народу Божию (Церкви). Поскольку, для православного русского свои – это православные византийцы. А язычник Святослав для нас чужой.

Мы – на стороне православных византийцев.

 

Т. е., мы, Христиане, – на стороне единоверцев, а не на стороне единоплеменников-язычников или безбожников.


Практика Церкви

 

Позиция первых Христиан

 

«Послание к Диогниту» (неизвестный Христианский апологет) – прямо говорит о небесном гражданстве:
«5. Ведь христиане ни местом жительства, ни языком, ни обычаями не отличаются от прочих людей, поскольку не обитают в особых городах, не пользуются неким отличным от других наречием и не имеют своеобразного образа жизни. У них нет никакого учения подобного рода, которое было бы изобретено по замыслу и стараниями суетных людей, и привержены они не человеческим идеям, как некоторые. Но христиане, населяя города эллинские и варварские, кому как довелось, и следуя обычаям соотечественников в одежде, пище и остальном быту, показывают при этом удивительное и, по общему мнению, необъяснимое устроение своей внутренней жизни:

живут на родине, но как иноземцы;

участвуют во всем, как граждане, и все терпят, как пришельцы;

всякая чужбина им - родина и всякая родина - чужбина;

женятся, как и все, и детей рождают, но родив, не бросают;

трапезу устраивают общую, но не всеобщую;

плотью обладают, но не по плоти живут;

на земле обитают, но отечество их на небе;

подчиняются установленным законам и собственной жизнью превосходят законы;

любят всех, и всеми гонимы;

не знаемы, но и судимы;

умерщвляемы, но и оживляемы;

нищенствуют, и многих обогащают;

во всем нуждаются и всем изобилуют;

бесчестят их, и в бесчестии прославляются;

злословят их, и в злословии праведность их открывается;

бранят их, а они благословляют;

издеваются над ними, а они почтительны;

творят добро, и как злодеи, казнимы;

Казнимы, и радуются казни, как новой жизни.

Иудеи с ними воюют как с иноплеменниками и эллины их преследуют, но не имеют ненавистники назвать причину вражды.

6. Короче говоря, что в теле душа, то в мире христиане. Как душа пребывает рассеянной по всем членам тела, так христиане - по городам мира. Душа обитает в теле, но она не от тела - так и христиане обитают в мире, но они не от мира. Невидимой сохраняется душа в видимом теле - так и христиане, живя в мире, известны людям, но их богопочитание остается невидимым. Плоть ненавидит душу и воюет с ней, безвинной, потому что душа препятствует ей предаваться наслаждениям; ненавидит и мир христиан, безвинных, потому что они противостоят его наслаждениям. Душа любит ненавидящую ее плоть и члены тела - так и христиане любят ненавидящих их. Душа заключена в теле, но сама содержит тело - так и христиане заключены в мире, как в темнице, но сами содержат мир. Бессмертная душа обитает в смертном жилище - так и христиане находятся среди тленного мира, небесного ожидая нетления. Душе идет на пользу, если ее ограничивают в еде и питье - так и число казнимых христиан возрастает с каждым днем. В такое положение поставил их Бог, и нет им дозволения от него отказываться...» (" Раннехристианские апологеты II-IVвв", «Послание к Диогниту»).

Разве те, о ком это сказано, не уранополиты?!

 

Также. Сравните патриотическую позицию иудеев в 70-м г., когда был разрушен Иерусалим, и позицию Христиан, которые по повелению Бога заблаговременно покинули Иерусалим.

Кто из них был правее пред Богом? Разве Христиане были не правы, когда по повелению Божию покинули Иерусалим?

 

Монашество

 

Идеал Христианской жизни, т. е. монашество, особенно в лице высочайших подвижников, основателей, – это и есть реализация выхода из мира даже на внешнем уровне. Кто они, – уранополиты или патриоты?

 

А, ведь, монашество – это ни что иное как просто Христианство, в своём высочайшем проявлении.

Свт. Василий Великий сказал: «Нет добродетели монашеской, и нет добродетели мирской. Есть только один вид добродетели – добродетель Христианская» (цитирую по памяти, не помню откуда).

Свт. Игнатий (Брянчанинов): «Монашество есть не что иное, как обязательство с точностью исполнять Евангельские заповеди... Монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям» («Приношение современному монашеству»).

Итак, нет двух путей. Есть только один путь. Христос говорит: «Я есмь путь...» (Ин. 14, 6).

Другое дело, что есть два образа прохождения этого пути. Но различаются они не в принципе, а только степенью. Все монашеские принципы – это ничто иное как просто Христианские добродетели в превосходной степени исполнения. Поэтому ориентиром для мирян являются именно они, те самые монашеские принципы, т. е. Христианские добродетели. А не иные какие принципы (мирские или общественные).

Другое дело, что миряне не достигают исполнения Христианских добродетелей в такой степени как монахи. Но ориентир – единый.

 

Соответственно, выход из мира – это не монашеский принцип, а вообще Христианский. Монашество же просто есть ни что иное как наиболее последовательное исполнение в т. ч. этого Христианского принципа.

 

Св. отцы

 

Прямо противоречат

 

Есть высказывания св. отцов, которые прямо противоречат патриотизму и отрицают значимость для Христианина земного отечества. Например:

 

Блж. Августин:

«...стыдно и бессмысленно смеющиеся над спасительной религией пусть умолкнут, обратив внимание на следующее: если их богам не было стыдно, что усерднейший их почитатель, сохраняя верность данной им клятве, потерял отечество, не имея другого... то тем менее следует ставить в вину христианству плен его святых, которые, с нелживой верой ожидая вышней отчизны, признают себя странниками даже в постоянных местах своего жительства» («О Граде Божием»).

 

Три святителя:

 

Свт. Григорий Богослов:

«У всех высоких, о человек! одно отечество – горний Иерусалим, в котором сокрыто житие наше. У всех один род, и если угодно смотреть на дольнее, – это персть, а если на высшее, – это дыхание, которого стали мы причастниками, которое заповедано нам хранить, и с которым должно предстать на суд и дать отчет в соблюдении горнего нашего благородства и образа. Посему всякий благороден, кто соблюл сие дыхание добродетелью и стремлением к Первообразу; и всякий не благороден, кто осквернил оное пороком и принял на себя чуждый образ – образ змия. Дольние же сии отечества и породы суть только забава привременной нашей жизни и лицедейства. Ибо и отечеством именуется то, что каждый предвосхитил или насилием, или собственным бедствием, и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы ни играли названиями; и благородным родом называется или издавна богатый, или недавно разбогатевший, напротив неблагородным – который ведет начало от родителей, или по несчастию, или по любви к справедливости, бедных. Ибо можно ли назвать издревле благородным, что частию начинается ныне, а частию разрушается, и одним не дается, а другим приписывается? Так я об этом разсуждаю. И потому предоставлю тебе высоко думать о гробах и баснях; а сам попытаюсь, сколько могу, освободиться от обольщения, чтобы или возвратить, или сохранить благородство». (Слово 33).

 

«Равны для меня и отечество и чуждая страна, и переселение для меня — не более, как переход с одного чужого места на другое, не мое» (Слово 6).

 

«Много путей многобедственной жизни, и на каждом встречаются свои скорби; нет добра для людей, к которому бы не примешивалось зло; и хорошо еще, если бы горести не составляли большей меры! Богатство неверно; престол – кичение сновидца; быть в подчинении тягостно; бедность – узы; красота – кратковременный блеск молнии; молодость – временное воскипение; седина – скорбный закат жизни; слова летучи; слава – воздух; благородство – старая кровь; сила – достояние и дикого вепря; пресыщение нагло; супружество – иго; многочадие – необходимая забота; бесчадие – болезнь; народные собрания – училище пороков; недеятельность расслабляет; художества приличны пресмыкающимся по земле; чужой хлеб горек; возделывать землю трудно; большая часть мореплавателей погибли; отечество – собственная яма; чужая сторона – укоризна... Одно только прекрасно и прочно для человека: взяв крест, преселяться отселе» («Песнопения таинственные», слово 11).

 

«Для душ возвышенных одно отечество – духовный Иерусалим, а здешние грады… часто меняют своих обитателей» (Творения..., М., 1843. Ч. II., 260).

 

Свт. Василий Великий:

«У святых сих не одно было отечество, потому что каждый происходил из особого места. Что же из этого? Как назовем их? не имеющими ли отечества или гражданами вселенной? Как при взносе денег в складчину вносимое каждым делается общим достоянием всех вкладчиков, так и у сих блаженных отечество каждого есть общее отечество всех, и все, будучи из разных мест, меняются друг с другом отечествами. Лучше же сказать, какая нужда доискиваться земных их отечеств, когда о настоящем их граде можно домыслиться, каков он? Град мучеников есть град Божий, емуже художник и содетель Бог (Евр.11, 10), вышний Иерусалим...(Гал.4, 26)» (Беседа 19 «На день святых четыредесяти мучеников»).

 

«Гордишься ты 6огатством, величаешься предками, восхищаешься отечеством, красотою телесною, воздаваемыми от всех почестями? Внемли себе, что ты: смертен, что земля еси и в землю отъидеши (Быт.3, 19)» (Беседа 3 «На слова: внемли себе (Втор.15, 9)»).

 

«Мы полагаем, дети, что настоящая жизнь человеческая вовсе ничего не значит; совершенно не почитаем и не называем благом того, что доставляет нам совершенство в этой только жизни. Ни знаменитости предков... ни самого царства, ни всего прочего, что ни наименуют из человеческого, не признаем великим, даже достойным желания, и не обращаем взора на тех, кто имеет сие, но простираем надежды далее, и все делаем для приуготовления себе другой жизни. Поэтому, что к оной споспешествует нам, о том говорим, что должно любить сие и домогаться сего всеми силами, а что не переходит в оную, то — презирать как ничего не стоящее» (Беседа 22 «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений»).

 

Свт. Василий Великий на угрозы епарха Модеста отвечал между прочим:

«...Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. Лучше же сказать: везде место Божье, где ни буду " странником и пришельцем" (Пс.38: 13)...» (Житие свт. Василия Великого).


Свт. Иоанн Златоуст:

«И для чего ты гордишься отечеством, говорит Он, когда Я повелеваю тебе быть странником всей вселенной, когда ты можешь соделаться таким, что весь мир не будет тебя достоин? Откуда ты происходишь, – это так маловажно, что сами языческие философы не придают этому никакого значения, называют внешним и отводят последнее место» (т. 7, ч. 1, с. 96).

 

«Итак, не будем же гордиться предками. Скажи мне в самом деле, – что такое род? Не что иное, как одно пустое имя» (т. 7, ч. 2, с. 599).

 

«Разве ты не знаешь, что настоящая жизнь есть путешествие? Разве ты гражданин? Ты – путник. Понял ты, что я сказал? Ты не гражданин, а путник и странник. Не говорите: у меня такой-то город, а у меня такой-то. Ни у кого нет города; город – горе [прим. - на небесах]; а настоящее есть путь. И мы путешествуем каждый день, пока движется природа... Когда ты войдешь в гостиницу, то, скажи мне, украшаешь ли эту гостиницу? Нет, но ешь и пьешь и спешишь выйти. Настоящая жизнь, есть гостиница. Мы пришли и проводим здесь настоящую жизнь; постараемся же выйти с доброю надеждою; ничего не будем оставлять здесь, чтобы не погубить там... Так мы и в настоящей жизни будем смотреть на жизнь, как на гостиницу, и ничего не будем оставлять здесь, в гостинице, но все понесем в отечество. Ты – путник и странник» (Беседа: «Когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен, и о садах и писаниях, и на слова: “Стала царица одесную Тебя” (Псал.44: 10)»).

 

«Первая добродетель, и добродетель всеобщая состоит в том, чтобы быть странником и пришельцем в этом миpе и не иметь ничего общего с здешними вещами, но быть в таком отношении к ним, как к чуждым для нас, - подобно тем блаженным ученикам, о которых (апостол) говорит: " …скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин" (Евр. 11: 37, 38). Они называли себя странниками, а Павел сказал о себе ещё нечто большее: он не только называл себя странником, но говорил, что он мёртв для мира и мир мёртв для него: " …для меня", - говорит он, - " мир распят, и я для мира" (Гал. 6: 14). А мы ведём себя, как здешние граждане, и устрояем все дела свои в жизни так, как живые граждане. Чем праведники были для мира, т. е. странниками и мёртвыми, то мы для неба; а чем были они для неба, т. е. живыми гражданами, то мы для мира.Потому мы и мертвы, что уклонились от истинной жизни и избрали времен­ную; тем мы и прогневляем Бога, что не хотим отстать от земных благ, тогда как нам уготовано небесное блаженство... Святые были странниками и пришельцами. Признавал себя таким Давид, это несомненно. Послушай, что он сам говорит: " …странник я у Тебя и пришелец, как и все отцы мои" (Пс. 38: 13). Те, которые жили в шатрах и за деньги приобретали места для погребения, очевидно, были такими стран­никами, что даже не имели, где хоронить мертвецов своих. Что же? Не называли ли они себя странниками по отношению только к одной земле палестинской? Нет, по отношению к целой вселенной, - и это справедливо: они не видели в ней ни­чего такого, чего желали, но всё было для них странно и чуждо. Они хотели упражняться в добродетели, а здесь было множе­ство пороков, и потому всё здешнее было для них чуждо; они не имели ни одного друга, ни одного близкого человека, кроме немногих. А как они были странниками? Они не забо­тились о здешнем и доказывали это не словами, а самыми делами. Как и каким образом? Бог сказал Аврааму: оставь мнимое отечество и иди в землю чужую (Быт. 12: 1), - и он не остался там по любви к близким, но без сожаления покинул, как бы чужую землю... жил жизнью небесного города...Таков был и сын его. Когда его гнали и нападали на него, он не противился и уступал, как находящийся в земле чужой, – ведь странники, чему бы ни подвергались, переносят всё, так как находятся не в отечестве... А Иаков? Не искал ли он только одного хлеба и одежды, таких потребностей, которые свойственны истинным странникам, пришедшим в крайнюю бедность? Будучи гоним, он не усту­пал ли, как странник? Не работал ли по найму? Не терпел ли безчисленных бедствий, путешествуя везде, как странник? Перенося всё это, они показывали, что ищут другого отечества. О, какое различие! Они ежедневно томились желанием освободиться отсюда и возвратиться в своё отечество; а мы – напротив. Когда случится какая-нибудь горячечная болезнь, то мы, бросив всё, подобно малым детям, плачем и боимся смерти, – и справедливо терпим это, потому что не живём здесь, как странники, и не спешим туда, как в отечество, а идём, как на казнь... Не таковы были те мужи, но они сами спешили туда; а Павел даже воздыхал о том, как он сам говорит: “…мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем…” (2 Кор. 5: 4). Таков был Авраам и подобные ему; они были, говорит (апостол), странниками для целой вселен­ной и искали отечества. Какого? Не того ли, которое оставили? Нет; что препятствовало им, если бы они хотели возвратиться туда и быть его гражданами? Они искали отечества небесного... Итак очевидно, что они называли себя странниками в этом смысле. Положим даже, что они называли себя странниками по чужой земле: тогда что говорит Давид? Разве он не был царём, не был пророком? Разве он жил не в своём отечестве? Почему же он говорит: “…странник я у Тебя [и] пришлец”? Как – “пришлец“? “Как”, – говорит, – “и все отцы мои”. Видишь ли, что и они были пресельники? У нас, говорит, ныне есть отечество, но не истинное отечество. Как – “пришлец”? Земли; следовательно и они были пришельцы земли. Как они, так и он, и как он, так и они». («Толкование на послание к евреям»).

 

«Теперь поставим на средину Авраама, разоблачим его и посмотрим, каков он был философ? Во-первых, он не дорожил отечеством: “Пойди“, – сказал ему (Господь), – “из земли твоей, от родства твоего” (Бт. 12: 1), – и он тотчас вышел. Его не удержал в этом случае ни родительский дом, ни узы дружбы, и ничто другое, – иначе он бы не вышел» (Беседа 21).

 

«Изгнан ли ты за пределы отечества? Представь себе, что ты не имеешь здесь отечества, но если хочешь быть любомудрым, то и всю землю тебе заповедано считать чуждой» («Слово к тем, которые соблазняются происшедшими несчастьями, а также о гонении и бедствии народа и многих священников, и о непостижимом, и против иудеев»).

 

Заметьте, что приведённые св. отцы проповедовали в т. ч. во времена «православной» империи.

 

Вообще о земной жизни


Это я привёл те высказывания св. отцов, которые прямыми словами отвергают патриотическую позицию и отрицают значимость для Христианина земного отечества.

А ведь стоит иметь ввиду, что общий контекст и направление святоотеческой мысли рассматривает Христианина как странника на земле, а землю как место изгнания, место странствия, «гостинницу», т. е. несовместимы с патриотизмом, даже когда речь прямо не касается вопроса земного отечества, а идёт вообще о земной жизни. Ведь, всё, что касается земли и земной жизни вообще, также относится и к любому земному отечеству в частности, в т. ч. и к России.

И таких высказываний можно привести много. Например:

 

Свт. Амвросий Медиоланский:

«Да пожелаем отряхнуть от себя бедствия и выйти из лукавого века, не иметь беспрестанного странствования и возвратиться к тому отечеству и природному нашему дому. Ибо здесь, на земле, мы — странники и пришельцы» («О смерти брата две книги», кн. 1).

 

Блж. Августин:

«Пробудись, ибо настал день: пробудись, как пробудились уже лучшие из твоих сынов, чьи доблесть, страдания и даже смерть за истинную веру приобрели нам настоящее отечество. В это отечество мы зовем и тебя и убеждаем присоединиться к числу его граждан»

«...первое в светлом благочестии наслаждается покоем, а второе волнуется мрачными страстями; первое по мановению Божию смиренно является на помощь и праведно мстит, а другое горит страстью порабощать и вредить; первое — слуга Божией благости, чтобы помогать по желанию, а другое обуздывается могуществом Божиим, чтобы не вредило настолько, насколько желает вредить; первое насмехается над вторым, ибо то против своей воли приносит пользу своими преследованиями, а последнее завидует первому, собирающему в отечество своих странников... Продолжением Царства Божия, горе состоящего из святых ангелов, этой лучшей части Града Божия, никогда не странствовавшей на чужбине, служит род благочестивых людей — менее совершенная часть Царства Божия, до времени странствующая вдали от отечества и пока только стремящаяся к нему»

«Грешно, когда ведущие жизнь добрую и отворачивающиеся от дел людей плохих снисходительно относятся к чужим грехам, от которых должны были бы отучать или которые должны были бы обличать, — относятся снисходительно потому, что боятся оскорблений со стороны дурных людей, боятся вреда в тех вещах, которыми они сами, как добрые и невинные, пользуются дозволительным образом, но с большей жадностью, чем следовало бы это тем, которые странствуют в этом мире, уповая при этом на горнее отечество»

«...прежде был рожден Каин, принадлежащий к человеческому граду, а потом Авель, принадлежащий к граду Божию... лишь только существование этих двух градов стало выражаться сменою поколений рождающихся и умирающих, первым родился гражданин этого века, а потом уже — чужой для этого века, принадлежащий к граду Божию, благодатью предназначенный, благодатью избранный, по благодати — странник земли, по благодати —гражданин неба»

«...мы знаем, что существует некоторый Град Божий, гражданами коего мы страстно желаем быть в силу той любви, которую вдохнул в нас Основатель его. Граждане земного града предпочитают своих богов этому Основателю Града Святого, не ведая, что Он есть Бог богов»

(«О Граде Божием»).

 

«Надежда моя, Христе Боже... Ты — Бог мой живой и истинный, Отец мой святой, Господь мой щедрый, Царь мой великий... вождь мой в отечество...

...В высоту идем, к покою Иерусалима. Но мы, находясь в теле, странствуем от Тебя, Господи, «не имеем, здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13: 14). «Наше же жительство — на небесах» (Флп.3: 20)... вздыхаю неизглаголанными воздыханиями на месте странствования моего, где «уставы Твои были песнями моими» (Пс.118: 54).

И, вспоминая Иерусалим, возвожу к нему чувство сердца, к Иерусалиму, отечеству моему, и к Тебе, Обладателю его... Я не возвращусь, пока Ты всего меня не соберешь от рассеяния в покой того любимого отечества»

«Крестные страдания Сына Божия являются причиною примирения человека с Богом

Господи, Царь мой, Боже всемогущий, Пастырь добрый приносит Тебе то, что Ты поручил Ему. Он, по совету Твоему спасти человека, приводит его к Тебе... чтобы заслуживший наказание удовлетворением Его получил прощение, и повинный за преступления геенне при таком Вожде уже наслаждался возвращением в отечество»

(«Молитвы и молитвенные духовные рассуждения (из дополнений к сочинениям)).

 

«Если для сего тела презренного и тленного являешь Ты, Господи мой, столько великих и неисчислимых благодеяний... то каковы же, как велики и неисчислимы будут те блага, которые уготовал Ты любящим Тебя в оном небесном отечестве, где узрим Тебя лицом к лицу?.. Если столько приятностей имеет темница; то сколько имеет их отечество? »

«Блаженны те, которые изведены из опасностей моря сего, сподобились дойти к Тебе, Боже, безопаснейшей пристани. Истинно блаженны пришедшие из моря на берег, из изгнания в отечество, из темницы в чертог... Издали видим тебя, отечество наше, отечество безопасное. Приветствуем тебя с моря сего, воздыхаем о тебе в юдоли сей, и со слезами усиливаемся, как бы то ни было, достигнуть тебя... Ты, Господи... слезящими очами издали, как звезду утреннюю солнце правды, едва видим Тебя, ожидающего нас на бреге небесного отечества. Вот к Тебе взываем Тобою искупленные, но и ныне еще пребывающие в изгнании»

(«Беседы души с Богом»).

 

«...мы, странствующие в удалении от Господа в настоящей смертной жизни (См.2Кор.5, 6), если желаемвозвратиться в отечество, где можем быть блаженными, должны пользоваться сим миром, а не наслаждаться им…

...Поскольку Она (Премудрость) сама есть истинное Отечество, то и соделала Себя путем для нас к Отечеству» («Христианская наука или Основания Герменевтики и Церковного Красноречия»).

 

Свт. Григорий Двоеслов:

«...мы все, что получили на пользу жизни, превращаем в виновность свою; но все, превращенное нами в пищу нечестия, превращается в орудие отмщения. Так, мы спокойствие человеческого мира превратили в суетную безпечность, земное странствование приняли за жилище в отечестве... Поэтому справедливость требует, чтобы нас било вместе все, что все вместе, по несправедливому принуждению, служило нашим порокам» («40 бесед на Евангелия», Беседа 35).

 

«…в настоящей жизни мы как бы на пути, которым продолжаем шествие к Отечеству» («40 бесед на Евангелия», Беседа 11).

 

«С поспешностью познавайте повеления Божии, таинства Искупителя, радости Небесного Отечества... с поспешностью снедайте Пасху, т. е. с усилием домогайтесь торжества в Небесном Отечестве. Никто не должен медлить на пути сей жизни, дабы не потерять места в Отечестве» («40 бесед на Евангелия», Беседа 22).

 

«Поскольку высшее оное гражданство состоит из Ангелов и человеков и, по нашему мнению, в него взойдет столько рода человеческого, сколько там осталось избранных Ангелов... то следует, чтобы сами уже люди, возвращающиеся в Небесное Отечество, при возвращении туда, подражали чему-либо, заимствованному из их сонмов» («40 бесед на Евангелия», Беседа 34).

 

«И есть люди, в душах которых можно возжечь пламень любви к отечеству небесному не столько наставлениями, сколько примерами»

«Такою ревностью горел он о приобретении Господу душ, что, управляя несколькими монастырями, он в то же время ходил повсюду, по церквам, городам, деревням, даже по частным домам христиан и в сердцах своих слушателей возжигал любовь к отечеству небесному»

«С отроческих лет любовь к воздержанию возжгла в нем любовь и к отечеству небесному»

«Господь хранит тех, которые уничижают себя в настоящей жизни... сопричисляются к согражданам отечества небесного те, которые не стыдятся презрения со стороны людей»

«Праотец человеческого рода, за вину свою лишенный райских наслаждений, стал терпеть несчастие слепоты и изгнания, в котором и мы теперь находимся; через грех он вышел из себя самого и не может вкушать тех радостейнебесного отечества, которыми прежде наслаждался»

«...жил в монастыре один брат по имени Антоний, который многими ежедневными слезами выражал жажду к радостям небесного отечества. Когда он с особенным старанием и с великою жаждою изучал Св. Писание, то искал в нем не предметов для познаний, но слез для сердечного сокрушения, дабы возбужденный ими ум распалялся и, оставляя земное, летел созерцанием в страну небесного отечества»

(«Собеседования о жизни италийских отцов»).

 

свт.Василий Великий:

«Изгнан ты из отечества? Но имеешь отечеством небесный Иерусалим» (Беседа 4 «О Благодарении»).

 

Свт. Григорий Богослов:

«Здесь ты странник и пришелец на чужой земле. Отсюда возвратит тебя Бог в твое Отечество» (Творения).

 

Свт. Иоанн Златоуст:

«Святые были странниками не в том смысле, какой имеет это слово само по себе, а в другом, особенном. Мы называем странниками людей, оставивших свое отечество и пришедших в чужую землю. А святые были не такие странники; нет, презрев всю вселенную и признав землю ничтожною, они обращали взор к небесному граду, не по гордости, но по великодушию, не по надменности, но по любви к мудрости... они пожелали быть странниками по отношению к скоротечному и преходящему, чтобы получить блага постоянные. Итак, они были странниками не потому, что не имели отечества, но потому, что стремились к отечеству вечному. Объясняя это, Павел говорил: “Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества” (ст. 14). Какого, скажи, отечества? Не прежнего ли, которое они оставили? Нет, говорит: “Если бы они в мыслях имели то [отечество], из которого вышли, то имели бы время возвратиться; они стремились к лучшему, то есть к небесному. …которого художник и строитель Бог. Посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» («Слово о том, что кто сам себе не вредит, тому никто вредить не может»).

 

«Не всегда мы будем в этой чуждой нам стране; но немного спустя переселимся в отечество наше... что пользы – в чужой стороне оставить богатства, а в истинном своем отечестве не иметь и необходимо нужного? Итак, умоляю вас, поспешим, пока еще есть время, перенести туда то, что приобрели здесь, в чужой земле» («Восемь слов на книгу Бытия»).

 

«В настоящем веке ты поставлен путником, а не господином; мы проходим в этом мире, пользуясь им, какгостиницей. Как путешественники, отдохнув недолго в гостинице, отправляются далее в путешествие, так и, совершая путь этой жизни, не долго поживши, как на постоялом дворе, мы уходим из здешнего жилища» (Беседа 5: «К тем которые высоко ценят настоящие блага и напрасно стремятся к житейской гордости»).

 

«Мы – странники и пришельцы: не будем же огорчаться ничем печальным... Так думай и теперь, что ты странник и пришлец, и пусть ничто не смущает тебя в этой чужой стране. Ты имеешь город, художник и строитель которого – Бог, а пребывание твое здесь кратковременно и непродолжительно. Пусть, кто хочет, бьет, обижает, поносит: мы – в чужой стране и живем в бедности. Тяжело потерпеть это в отечестве, между согражданами: тогда – это величайшее бесчестие и несчастье. Но если кто будет там, где у него нет ни одного знакомого, то ему все легко перенести... Оскорбляющие нас совсем не знают, кто мы такие, то есть, что мы – граждане неба, записаны в горнем отечестве и принадлежим к лику херувимов... и мы сидим в гостинице, ожидая наших спутников, идущих тем же путем...” (Прем.Сол.5: 3)» («Толкование на Евангелие от Иоанна», Беседа 79).

 

«Настоя­щая жизнь есть странничество... И это есть самая лучшая и даже первая наука – знать, что мы странники в настоящей жизни. Древние исповедовали это и потому особенно прославились. Выражая это, Павел говорит: “Бог не стыдится их, называя Себя их Богом” (Евр.11: 16).

Почему, скажи мне: “их“? Потому, что они признавали себя странниками и пришельцами. Это – корень и основание великой добродетели. Кто здесь странник, тот там будет гражданином... Если иудеи, желавшие возвращения в Иерусалим, даже после освобождения, оплакивают прошедшее, то какое мы можем иметь извинение, какое оправдание, не пи­тая сильной любви к горнему Иерусалиму? » («Толкование на 119 пс.»).

 

«Советую как вам, так прежде вас себе самому распяться миру и не иметь ничего общего с землей, но питатьлюбовь к горнему отечеству, к славе, которой ожидаем оттуда, и к вечным благам. Мы – воины Царя небесного» («Толкование на послание к ефесянам»).

 

«Все в этой жизни – и радостное, и печальное, есть только путь; и то и другое одинаково проходит; ничего нет в ней твердого и постоянного, но, подобно всему в природе, и радости ее и горе являются и исчезают. Как странники или путешественники, идут ли луговой поляной, или дикими пропастями, ни там не закрепляют себе навек радости, ни отсюда не выносят на всю жизнь печали, потому что они странники, а не местные жители, они только проходят через то и через другое и стремятся к своему отечеству, – так прошу и вас ни светлой стороной настоящей жизни не увлекаться, ни в горестях ее не погружаться с головой, а смотреть всегда на то только, каким бы образом с полным дерзновением явиться в общее всем нам отечество. Вот это есть постоянное, прочное и бессмертное благо; а все прочее – цвет травной, дым, или что-нибудь еще ничтожнее того» («Слово о том, что не должно стыдиться прославлять Честный Крест, что Крестом Христос спас нас и что нам надлежит хвалиться им; также о добродетели, о том, как (Христос) желает нашего спасения, и о милостыне»).

 

«Настоящая жизнь есть лишь путь, а тамошняя жизнь есть отечество» («К Халкидии»).

 

Свт. Кирилл Александрийский:

«Воля же Отца состоит в том, чтобы человек оказался причастным Святаго Духа и из земного сделался небесным гражданином» («Толкование на Евангелие от Иоанна», кн. 2, Библиотека отцов и учителей Церкви, т. IX, Паломник, Москва, 2001, с. 590).

 

Свт. Софроний Иерусалимский:

«...мы также являемся путниками, пробегающими краткую стезю нашей жизни и совершающие наш путь; и одни, прожив прекрасным, святым образом жизнь, достигают Небеснаго Царства, где — наше жительство. .. » («Омилия, произнесенная на поклонение честному и животворящему Кресту в среднюю седмицу Святыя Четыредесятницы, говорящая также и о том, что по силе очистившим свой ум постом, возможно неосужденно приступить и причаститься Божественныхъ Таин»).

 

Прп. Симеон Новый Богослов:

«...весь мир сделается совершеннейшим паче всякого слова. Сделавшись духовным и божественным, соединится он с умным миром, явится некиим мысленным раем, Иерусалимом небесным, некрадомым наследием сынов Божиих. Этой земли не наследовал еще ни один человек: все мы странники и пришельцы. Когда же земное соединится с небесным, тогда и праведники наследят ту землю, обновленную уже, которой наследниками имеют быть те кроткие, кои ублажаются от Господа» (Слова, слово 45).

 

Свт. Илия Минятий:

«…если мы смертны, если мы одна горсть земли, не сегодня завтра умрем и истлеем, если и самый мир этот временный, – «преходит бо образ мира сего» (1Кор. 7, 31), - говорит Павел; если здесь мы только странники и наше отече­ство на небесах – «не имамы… зде пребывающаго града» (Евр. 13, 14), но «наше… житие на небесех есть» (Флп.3, 20); если мы имеем господином и Отцом одного Бога, если в святом креще­нии мы обещали Ему быть верными рабами, то послужим Богу всем помышлением нашим, всей нашей душой и всей крепо­стью нашей. Мир лживый и суетный! Пусть тебе служит и ра­дуется тобой тот, кто не надеется наследовать рай и не верует в Христа распятого» («О пути узком и пути широком. Слово на Евангелие от Матфея. О служении Богу и мамоне»).

 


Поделиться:



Популярное:

  1. A. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  2. C. Библейское обоснование позиции Претрибулационизма
  3. F. Оценка будущей стоимости денежного потока с позиции текущего момента времени
  4. Анализ рынка и рыночной позиции
  5. Базовые теоретические оппозиции в прикладной лингвистике
  6. Бэкон - история критерий истинности. Знание сила.
  7. В продвинутых фотокамерах существуют 3 основных вида настройки автоматического замера экспозиции: матричный, центрально - взвешенный и точечный. Начнём с самого маленького:)
  8. В результате противоречивости этих двух структур в Сутевом строении образуется ряд концептуальных зависимостей, сила и мощь которых – на стороне преимущественного лидерства победившей оппозиции.
  9. Внеротовые методы репозиции повреждений скуловой кости
  10. Внутриротовые методы репозиции повреждений скуловой кости
  11. Глава 3 Сексуальное и эротическое одиночество: трагизм позиции Вейнингера
  12. Диагностика состояния рынка труда и выбор позиции компании


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 759; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.093 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь