Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Не подтверждается согласием отцов



 

Некоторые из св. отцов высказывались в духе патриотизма. Не стоит забывать, что не все слова и поступки святых могут рассматриваться как основание их канонизации. Некоторые из их слов и поступков обусловлены не святостью, а печатью духа времени (настроения эпохи), есть человеческое несовершенство, ошибки и грехи.

Но, стоит заметить, что патриотическая позиция св. отцов – локальна как по месту (Русская поместная Церковь, и ещё свт. Николай Японский), так и по времени (период Российской империи). Т. е. имеет и историческую, и территориальнуюограниченность, не имеет характера вселенскости. Т. о., не соответствует критерию Предания, выраженному прп. Викентием Лиринским: то, как верили «повсюду, всегда, все».

Не имеет подтверждения в Слове Божием (которое не учит патриотизму и не содержит заповеди о любви к родине).

Не выражена определениями Вселенских Соборов.

Не подтверждается согласием отцов (некоторые из которых прямо опровергали патриотический настрой; и все они, осуждая вообще привязанность к земному, говорили то, что несовместимо с патриотизмом).

Следовательно, патриотические высказывания, которые имеют место у некоторых св-х отцов, не выражают Предание Церкви. Но есть лишь частное мнение, обусловленное духом времени (общим настроением), характерным для определённой страны и определённой эпохи. Т. е. это человеческое.

 

Патриотизм - это просто одна из болезней Русской поместной Церкви, локальная и территориально, и исторически.

 

Кроме того. Мы можем допускать ошибку, проецируя на святоотеческие высказывание тот смысл, то наполнение, которое вкладывают в понятия «родина» и «отечество» патриоты. Что тот или иной святой вкладывал в понятия «родина» и «отечество»? Может, они и имели ввиду под этими терминами только конкретных людей, населяющих территорию данной страны, и святыни? А не плюс ещё что-то, земное.

Если так, тогда вопрос – в терминологии.

 

Разбор примеров

 

Свт. Филарет Московский:

«555. В пятой заповеди под наименованием «родители» следует понимать всех, кто бывает для нас вместо родителей.

556. Вместо родителей для нас являются: 1) государственная власть и Отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором мы все — дети нашего Отечества; 2) пастыри и учители духовные, потому что они учением и Таинствами рождают нас в жизнь духовную и воспитывают в ней; 3) старшие по возрасту; 4) благодетели; 5) начальствующие...

558. Наша любовь к Отечеству должна простираться до готовности положить за него жизнь свою (Ин. 15, 13)» (Катехизис, ч. 3, «О пятой заповеди»).

 

Свящ. Даниил Сысоев: «В подлинном Катехизисе пререкаемая фраза звучит несколько иначе:
" Кто заступает для нас место родителей? 1). Государь и отечество, потому что государство есть великое семейство, в котором Государь ест отец, а подданные - дети Государя и отечества."
В этой форме толкование Катехизиса более личностно. чем в той форме, как она приводиться сейчас. Этот взгляд связан с системой государственных взглядов свт. Филарета, аналогию которым можно найти в учении Феофана Прокоповича и все европейской системе абсолютистской монархии. Государь - Помазанник Божий, чтобы быть отцом народа».

 

Однако, Слово Божие не даёт оснований считать царя «отцом».

 

Более того. Утверждение Катехизиса о том, что государь, отечество или кто бы то ни было на земле заступает для нас место родителей, противоречит Слову Божию:

 

«Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Пс. 26, 10).

 

«Только Ты – Отец наш; ибо Авраам не узнаёт нас, и Израиль не признаёт нас своими; Ты, Господи, Отец наш, от века имя Твое: «Искупитель наш»» (Ис. 63, 16).

 

«И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах» (Мф. 23, 9).

 

Т. о., именование «царь-батюшка» есть ни что иное как вошедшее в обычай прямое нарушение русским народом этой Заповеди Христа. Это есть порочный обычай, один из исторических грехов русского народа.

Если наименование отцами земных родителей, а также епископов и священников, само Свящ. Писание и Свящ. Предание не рассматривает как противоречащее данной Заповеди. То такое обращение к земному царю есть прямое нарушение Заповеди. Эта порочная историческая практика не подтверждена ни Писанием, ни Преданием, поскольку функции земного царя, даже православного, - земные.

 

Неуместно здесь и слово: «любовь».

Свящ. Даниил Сысоев: «Достаточно подставить в это выражение определение любви данное апостолом Павлом, как станет понятна неряшливость текста. Представим себе слова: " мы должны долготерпеть отечество, милосердствовать к отечеству, не завидовать отечеству, не превозноситься над отечеством, не гордиться над отечеством, не бесчинствовать во имя отечества, не искать своего, а искать того, что нужно отечеству, не раздражаться отечеством, не мыслить зла об отечестве, не радоваться неправде отечества, а сорадоваться истине отечества, все покрывать в отечестве, всему надеяться в отечестве, всему верить в отечестве, всего надеется в отечестве, все переносить в отечестве, любовь к отечеству никогда не перестанет, хотя и пророчества упраздняться, и языки умолкнут, и знание упраздниться... А теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь к отечеству, но любовь к отечеству из них больше" (сравни 1 Кор.13). Абсурдность этой фразы на мой взгляд очевидна. Или фраза: " Бог есть любовь к отечеству, и пребывающий в любви к отечеству в Боге пребывает" (сравни 1 Иоанна. 4, 16). - разве не является кощунством? Так что слово надо употреблять или в Библейском смысле и тогда патриоты будут идолопоклонниками, покланяющимися твари вместо Творца, или просто надо понять неточность фразы и заменить словом " почитание власти", с чем уранополиты спорить никогда не будут.
И еще раз напомню, что в Предание входит не то, во что верили отдельные Отцы, а то, чему учили все, всегда и повсеместно. Признаками Предания является древность, всеобщность и повсеместность»
.

 

Сказанное касается и патриотических взглядов других св. отцов:

 

Прав. Иоанн Кронштадтский: «Люби отечество земное… оно тебя воспитало, отличило, почтило, всем довольствует; но особенно люби отечество небесное… то отечество несравненно дороже этого, потому что оно свято и праведно, нетленно. Это отечество заслужено тебе бесценной кровью Сына Божия. Но чтобы быть членами того отечества, уважай и люби (его) законы, как ты обязан уважать и уважаешь законы земного отечества».

 

Свт. Игнатий Брянчанинов: «…вы оставили плуг, снова взялись за меч... движимые и руководимые истинною преданностью и любовью к Царю и Отечеству. В благословенной России, по духу благочестивого народа, Царь и Отечество составляют одно, как в семействе составляют одно родители и дети их. Развивайте в русских воинах живущую в них мысль, что они, принося жизнь свою в жертву Отечеству, приносят ее в жертву Богу и сопричисляются к святому сонму мучеников Христовых… Сказанное мною сказано... от любви к дорогому отечеству, которое жалею – жалею!

Всякому православному христианину свойственно желать всевозможных благ, во-первых, православному отечеству, во-вторых, единоплеменным и всем православным народам, наконец, всему человечеству» (Из Писем к Н. Н. Муравьеву-Карскому).

 

Утверждение любви к земному отечеству и усвоение государю роли «родителя» – противоречит Слову Божию и не подтверждается Преданием Церкви, согласием отцов. Это частные ошибочные взгляды этих святых в духе времени.

 

Приоритет отношения Христианина свт. Игнатием расставлен не корректно, не в согласии со Словом Божиим, которое заповедует «Делать добро всем, а наипаче своим по вере» (Гал. 6, 10), т. е. определяет приоритет только отношением к Церкви, но не к крови или подданству.

 

Приносить что-либо (жизнь) в жертву «Отечеству» – это явное язычество, идолослужение. В этом свт. Игнатий явно погрешает и расходится с позицией древних Христиан, которые разрушили в Риме алтарь «Отечества».

Воин-Христианин может приносить свою жизнь в жертву только и исключительно Богу, т. е. отдавать её ради Заповеди Бога о любви к друзьям своим. А не «отечеству». Зачем между жертвой человека и Богом вводить это посредственное абстрактное понятие «отечество»?! Которое в таком случае – ни что иное как идол.

 

Причисление свт. Игнатием погибших воинов к мученикам не подтверждается соборной позицией Церкви. 13-е каноническое правило свт. Василия Великого определяет их роль как достойную, но небезупречную.

 

Эти же святые в других случаях высказывались вполне в духе уранополитизма. Т. о., эти их патриотические высказывания противоречат не только Писанию и Преданию Церкви, но и контексту их собственной позиции, укоренённой в Предании. И есть человеческое мнение, обусловленное духом времени (настроением эпохи).

 

Свт. Филарет Московский: «Библия не дала ли доброго воспитания народу Божию ветхозаветному? Не дала ли еще более совершенного воспитания народу Божию новозаветному? Премудро устрояя воспитание будущих граждан Царствия Небесного, не имела она недостатка в мудрости, чтобы преподать верные правила для образования доброго гражданина царства земного, и имела нужду преподать оные, потому что худой гражданин царства земного и для Небесного Царства не годен. Так, стоит труда поискать в Библии учения о воспитании. Древнейшее о сем учение можно найти в слове Господа к Аврааму: Авраам бывая будет в язык велик и мног, и благословятся о нем вси языцы земнии: вем бо, яко заповесть сыном своим и дому своему по себе, и сохранят пути Господни творити правду и суд (Быт.18: 18, 19). Здесь, во-первых, в образе похвалы воспитанию, какое дает Авраам своим детям, преподается главное правило воспитания: Заповедай сынам своим сохранять пути Господни, творить правду и суд - или, чтобы то же сказать по-нынешнему, - давай детям воспитание благочестивое и нравственное, сообразно с Законом Божиим. Во-вторых, здесь показываются и благотворные последствия такого воспитания: Авраам будет в язык велик и мног [Быт.17: 5] - отец семейства, дающий детям своим воспитание благочестивое и нравственное, может надеяться от себя потомства многочисленного, уважаемого и благополучного. Не трудно понять, что не может того же ожидать не радящий о таком воспитании, а угрожает ему противное. Далее, прямо высказанные правила воспитания находим в ветхозаветных книгах, по преимуществу учительных, в книге притчей Соломоновых и в книге Иисуса сына Сирахова».

 

Слова о «худом гражданине царства земного» можно истолковать в патриотическом смысле только вырвав их из контекста.

 

Свящ. Даниил Сысоев: «Мне кажется очевидным, что для святителя худой гражданин царства земного вовсе не тот, кто не желает посвящать своего сердца земному отчеству, а тот, кто воспитан не на словах Божиих, а на лжи. Худой гражданин царства земного тут тот, кто ворует, убивает и вообще воспитан не на Библии, а на чем-то другом. В смысле святителя Филарета худыми гражданами царства земного, негодными для Царства небесного являются не уранополиты, а множество наших сограждан сейчас вне зависимости от их патриотизма. Если люди воспитаны не по Библии, то они негодны для Царства небесного и для земного. Кто из уранополитов с этим спорить бы стал? Эти слова никак не говорят о том, что патриотизм является христианской добродетелью. Чтобы это сделать, надо просто вырвать их из контекста. Если бы понимать их в том смысле, что любой, кто предает свою земную родину по любой, самой высокой причине, уходит из нее, призывает ее защитников сдаться - оказался бы заведомо плохим гражданином Царства небесного, то тогда святитель оказался бы в вопиющим противоречии с Писанием, где Авраам (эмигрант), Раав (изменница), Иеремия (пораженец) оказались бы вне Царства. А учитывая, что все они просто точно исполняли волю Бога, то вне Царства оказался бы Сам Бог».

 

Т. е., свт. Филарет имел ввиду " худого гражданина царства земного" не в смысле патриотизма, а в смысле вообще греховного поведения в обществе.

 

Ап. Павел: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный вовеки, аминь» (Рим. 9, 1-5).

 

Свт. Иоанн Златоуст: «...Итак, какая причина? Опять Сам возлюбленный Иисус. И, конечно, (апостол) не Его называет причиной, так как говорит: я желал бы отлучен быть от Него " за братьев моих". Но это указывает только на его смиренномудрие; он не хочет подать и вида, что говорит о деле великом и что приносит это в дар Христу. Потому он и сказал: " родных мне по плоти", - чтобы скрыть величие дела. А что он желал всего для Христа, выслушай следующее. Сказав: " родных мне по плоти", присовокупил: " которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь" (Римл. 9: 4-5).

2. Что же это, спросишь. Если (Павел) хотел быть отлученным для того, чтобы уверовали другие, то ему надлежало о том же молиться и за язычников, а если он молится только об иудеях, то показывает, что желал отлучения не ради Христа, а ради сродства с иудеями. И, конечно, если бы молился об одних только язычниках, то это не было бы так явно, а так как молится об одних иудеях, то ясно показывает, что заботится об этом для славы Христа... Не без причины сказал (апостол) то, что сказал, но на том основании, что все, порицая Бога, говорили, что изгнаны и лишены чести те, которые удостоились именоваться сынами Божьими, приняли закон, познали Бога прежде всех народов, пользовались особенной славой, служили Богу прежде всей вселенной, получили обетования, были отцами своих колен и, что всего важнее, стали праотцами Самого Христа (это и значат слова: " от них Христос по плоти" ) и что, вместо них, введены люди из язычников, никогда не знавшие Бога. Так как, говоря это, они хулили Бога, то Павел, слыша это, терзался, скорбел о славе Божьей и желал быть отлученным, если это было возможно, под тем условием, чтобы спаслись иудеи, - чтобы такое богохульство прекратилось и не казалось бы, что Бог обманул их прародителей, которым обещал дары. (Павел желал быть отлученным), чтобы ты понял, насколько его сокрушало мнение, будто осталось без исполнения обетование Божье, данное Аврааму: " потомству твоему отдам Я землю эту" (Быт. 12: 7). После же этих слов (апостол) присовокупил: " не то, чтобы слово Божье не сбылось" (Римл. 9: 6). Здесь он показывает, что готов все это претерпеть за слово Божье, то есть за обетование, данное Аврааму. Как Моисей, по-видимому, ходатайствовал за иудеев, но все делал для славы Божьей [говорил: прекрати гнев, чтобы не сказали, что Ты не мог спасти и " вывел, чтобы умертвить их в пустыне" (Второз. 9: 28)], так и Павел говорит: я пожелал быть отлученным, чтобы не сказали, что обетование Божье осталось без исполнения, что Бог не сделал обещанного и слова Своего не привел в действие. Потому он говорит это не за язычников (им ведь не дано было обетования, они не служили Богу и не хулили Его), а молился об этом за иудеев, получивших обетование, и за прочих близких ему. Замечаешь ли, что если бы он молился за язычников, то не так ясно открывалось бы, что он делает это для славы Христовой; а так как он желал быть отлученным за иудеев, то особенно ясно показал, что он желал этого для Христа...» («Беседы на послание к Римлянам», Беседа 16).

 

Итак, Апостол желает быть отлучённым от Христа за израильтян не ради плотского родства с ними, а ради Христа. Т. е., ради того, что им принадлежат обетования Божии, которые по их жестокосердию как бы не исполняются, и т. о. хулится имя Божие. Чтобы обетования Божии на них исполнились, и прекратилось богохульство из-за жестокосердия иудеев.

 

Из рассуждений свящ. Даниила Сысоева предлагаю патриотам тест.

Ап. Павел говорит, что он «из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев... Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою (дословно: ущербом, уроном, вредом). Да и все почитаю тщетою (ущербом, уроном, вредом) ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор (дословно: отбросы, остатки, сор, помёт, навоз), чтобы приобрести Христа» (Флп. 3, 5-8).

 

Итак, готовы ли, например, русские патриоты вслед за Апостолом сказать: « я русский из русских, но считаю это ущербом, почитаю это за навоз, чтобы приобрести Христа »? Или патриотизм помешает им подражать Апостолу?

 

Св. правители и воины

 

Церковь их прославила не за их социальную роль, не за государственно-общественные деяния, не за роль правителя, не за воинские подвиги. А за личное благочестие. Которое внешне проявилось в том числе и в благоверном правлении. Но не за подвиг правления как таковой. Основание канонизации всегда - личная святость человека. И ни что иное. Иначе, как бы мы могли обращаться к ходатайству этих людей по их смерти, если бы прославление могло быть результатом только внешнего подвига, а не внутренней сопричастности человека Духу Святому? Церковное прославление - это не награда за подвиг. Это свидетельство личной святости, совершившегося внутреннего подвига человека, т. е. сопричастности его Духу Святому. Которая внешне может выражаться во внешнем подвиге (например, мученичества, или благоверного правления и др.).
Но и во внешнем, заметьте, для Церкви имеет значение не правление как таковое, а благоверное правление. Т. е. не сама по себе роль правителя (иначе прославлению подлежали бы все правители), а её Христианское исполнение. Также, как и Христианское исполнение любого другого жизненного поприща человека. Проще говоря, в понятии «благоверное правление» к функции прославления относится только слово « благоверное »; а слово « правление » (или слово «воин», «стратилат» и т. п.) относится лишь к функции обстоятельств, в которых совершился Христианский подвиг этого человека, которые сами по себе не имеют идеологической ценности, но есть лишь внешняя данность.

 

Кроме того. Нет основания утверждать, что в своих государственно-общественных деяниях прославленные Церковью правители и воины руководствовались патриотическими мотивами, а не собственно-Христианскими.

Ведь, поступки Христианина, внешне тождественные поступкам патриота, руководятся (должны руководиться) иными мотивами, - собственно-Христианскими, Заповедями Бога. Поэтому, тождество внешнего образа поведения в некоторых ситуациях не является основанием для констатации тождества идеологии, не даёт основания для записывания Христианина в " патриоты". Поскольку, есть некая область совпадения внешнего образа поведения патриота и Христианина. Христианин, естественно, будет заботиться о защите и благополучии своих ближних, в том числе и сограждан. Нисколько при этом не являясь патриотом. Руководствуясь исключительно собственно-Христианскими мотивами.

 

Пример тому: прп. Сергий Радонежский и блгв. кн. Димитрий Донской. Когда же наконец патриоты перестанут спекулировать их именами в оправдание патриотизма?!

Нету в словах и благословении прп. Сергия и намёка на патриотизм. Мамай шёл на Русь с целью уничтожения людей и святынь и искоренения Православной веры. Т. о., блгв. кн. Димитрий Донской шёл на эту битву не ради защиты " экономических интересов" страны (ведь, он готов был заплатить дань, чтобы избежать битвы, что и прп. Сергий ему советовал), не ради " величия России", не ради её " национальной или культурной самобытности". Он шёл не «за родину», не «за отечество», он шёл исключительно с целью защиты людей, святынь и Православной веры. Т. е., с той целью, которой и должен руководствоваться правитель-Христианин, без всякого там патриотизма. Т. е. с исключительно Христианской целью. На это и благословил его прп. Сергий.
Так что, патриотизм здесь ни при чём. Это просто Христианство и Христианский долг правителя.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. V. Отцовство у человека — социальное изобретение
  2. Гитлер решил переехать в Германию, но пока вынужден был оставаться в Вене в ожидании скоромного отцовского наследства. Его
  3. Мой прадед по отцовской линии
  4. Ноосфера и «воскрешение отцов» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский)
  5. Об установлении отцовства и взыскании алиментов
  6. По иску об установлении отцовства и взыскании
  7. Проблема «отцов» и «детей» в романе Ф. М. Достоевского «Бесы». Образы отца и сына Верховенских.
  8. Происхождение детей. Установление отцовства в добровольном порядке
  9. Пс.44:17 Вместо отцов Твоих, будут сыновья Твои; Ты поставишь их Князьями по всей Земле. - выходит во Главе Страны Царь Самодержец, а Князья – Главы Авто Республик частей Страны?
  10. Судебное установление отцовства
  11. Тема 1. Становление теории образа и эстетические взгляды на искусство Отцов и Учителей Церкви.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь