Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Проблемы методологии психологии



Тема 1. Проблемы методологии психологии

Структура и функция методологического знания. Базовые понятия

Для науки основное назначение методологического знания состоит в том, что оно выполняет рефлексивную функцию, т. е. функцию интеллектуального средства, позволяющего ученому или практику выйти в рефлексивную позицию осознать свои познавательные средства адекватность их применения. Для современной науки характерно расширение сферы рефлексии. Одно из основных направлений в современной методологии науки - рефлексия познавательных средств, имеющихся у ученого, влияние этих средств на познание им объекта.

Э.Г. Юдин выделяет два вида методологического знания - дескриптивную и нормативную методологию.

Дескриптивная методология – охватывает исследования, имеющие характер ретроспективного анализа уже осуществленных процессов научного познания. С.Д. Смирнов отмечает, что даже в тех случаях, когда мы осуществляем выбор и обоснование направления научного исследования, мы опираемся на рефлексию ранее пройденного пути к знанию. Методологический анализ ранее пройденных этапов развития науки выполняет целый ряд функций для развития научного познания. Это:

· Катализация, стимулирование процесса научного познания. Эта функция методологического знания осуществляется за счет критического осмысления идей, имеющихся в культуре, анализа существующих научных теорий концепций.

· Организацияструктурирование научного знания как целого за счет его интеграции и синтезирования, за счет разработки общенаучных средств форм познания общенаучных понятий, категорий, методов, подходов, а также за счет выделения философско-мировоззренческих принципов.

· Выработка стратегии развития науки, оценка перспективности того или иного научного направления.

Данная функция методологического знания становится особенно важной при планировании междисциплинарных исследований.

В российской философии второй половины XX в. крупнейшими специалистами в области дескриптивной методологии можно назвать Б. М. Кедрова, М. К. Мамардашвили, П. П. Гайденко, В. С. Степина.

Нормативная методология играет в науке роль предписаний и норм, направленных на решение ряда организационных проблем научно-исследовательской деятельности. По Э. Г. Юдину, она выполняет три основных функции: обеспечивает правильность постановки проблемы (по форме по содержанию), дает средства для решения уже поставленных задач и улучшает организационную сторону исследований. Крупнейшим российским методологом, разрабатывавшим нормативные аспекты науки, был Г.П. Щедровицкий. Проблемы нормативной методологии разрабатываются Н. Г. Алексеевым, О. С. Анисимовым, П. Г. Щедровицким и др.

Основные понятия методологии науки

Базовыми понятиями методологического анализа научного исследования являются предмет исследования, объект исследования, средства исследования и познавательная ситуация.

Предмет исследования – это совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения. Предмет науки для психологии - системообразующая категория, поскольку, как очевидно из всей ее истории, система научного знания строилась в зависимости от того, что было признано учеными в качестве предмета науки.

Наиболее приемлемая связь у метода не с предметом, а с целью исследования; более того, метод реализуется в связи с теми условиями, которые предполагаются при достижении цели (то есть задачами). Если исследователь не добился цели, то это произошло потому, что он использовал не те методы, а вовсе не потому, что исследовал не тот предмет, был в рамках не той предметной области. Далее: междисциплинарность предметной области современных исследований в психологии (хотя любая наука с точки зрения совокупности определённых критериев – междисциплинарная) позволяет говорить о разноплановых методах исследования, но никак не об аморфной (неопределённой) предметной области. Кроме того, существует традиционная принципиальная разница между необходимыми и достаточными условиями существования феномена: так, для использования того или иного метода нам действительно нужна определённая исследовательская реальность (именно предметное поле исследования как ориентир для исследования, а не ограниченность конкретным предметом), но для того, чтобы эту реальность исследовать, необязателен какой-то конкретный (предзаданный) набор методов. Этот набор со всей очевидностью связан одновременно со смыслом, замыслом исследования (решаемой проблемой) и прогнозом получения каких-либо фактов (гипотезой), что в наиболее чётком виде сформулировано и задано именно в цели исследования и уточняющих её задачах. Наконец, такая характеристика предметной области, как эмпиричность (И.А. Мироненко, 2006), является принципиальнейшей для предмета психологического исследования, поскольку выступает основанием для того, чтобы считать этим предметом не заданное изначально некоторое поле явлений, подлежащее изучению, а результат этого изучения, итог конкретного исследования. Из этого следует, что метод как элемент исследования является, условно говоря, обязательным на начальном этапе этого исследования, а предмет становится вербализуемым – на завершающем, то есть он выступает как результат накопления вновь и вновь получаемых фактов; и в пределе именно развитие науки ведёт к становлению и оформлению её предмета, а не задаётся им. Таким образом, предмет и метод, кроме всего, разделены ещё и во времени.

Структура научного предмета (по Щедровицкому Г.П.):

· Факты, или единицы эмпирического материала;

· Средства выражения, среди которых окажутся языки разного типа, математические описания, системы понятий и др.;

· Методические предписания и системы методик, фиксирующие приемы научно-исследовательской работы;

· Онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения;

· Модели, репрезентирующие частные объекты исследования;

· Знания, объединяемые в теоретическую систему;

· Проблемы;

· Задачи научного исследования.

Объект исследования – область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций.

Средства исследования – базовые понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства.

Познавательная ситуация - фундаментальная категория методологии науки. Специфика психологии как науки в том, что познавательная ситуация в ней - субъект-субъектная, то есть и исследователь, и испытуемый в психологическом исследовании или психолог и клиент в практике неотъемлемы от ситуации. Первым в истории психологии как самостоятельной науки общепсихологическим подходом стал ассоцианизм, где главным методом исследования была аналитическая интроспекция. Постепенно в психологии была осознана и необходимость учета личности исследователя или создателя теории. Таким образом, основными методами исследования в методологии науки являются исторический анализ развития науки, логический анализ имеющегося научного знания и методологический эксперимент.

 

Современные представления о классической, неклассической и постнеклассической науке

Классическая наука

Картина мира в классической науке характеризуется, прежде всего, детерминистическими представлениями о причинно-следственных связях. Как показывают исследования методологов науки, один из источников детерминистической картины мира в классической науке - идея Бога. Например, В.В. Зуев и С. С. Розова (2000) применительно к истории таксономии в биологии утверждают, что «естественная наука на первых этапах своего развития в вопросе о способе бытия таксона исходила из божественного происхождения окружающего мира, в соответствии, с чем объекты науки рассматривались как предзаданные научному познанию актом божественного творения. В XVII-XVIII столетиях это мировоззрение оформилось как натуралистический подход, в рамках которого на первое место выдвинулся естественный, а не божественный источник жизни природы, а предметом исследования, согласно представлениям ученых-натуралистов, выступила природа, изначально состоящая из объектов».

Идеалы научного познания, характерные для классической науки, были заложены в философии Декарта, развиты в позитивизме и сформулированы в окончательном виде в неопозитивизме, в частности, в виде критерия верифицируемости. Эталоном научности в классическом естествознании, как известно, стала ньютоновская механика. Для классической психологии идеалом научности поначалу стала физиология ( «физиологическая психология» В. Вундта). Классические идеалы научности широко распространились и в только зарождавшейся в то время дифференциальной психологии прежде всего, благодаря Ф. Гальтону.

Позднее этот идеал утвердился и в других областях науки, например в психодиагностике интеллекта. Так, в классической тестологии, сформировавшейся за рубежом к концу 30-х гг., естественнонаучный идеал поистине торжествовал: имели место статистический подход к тестовым нормам, огромные выборки стан­дартизации, строгий контроль условий тестирования в сочетании с допущением о врожденности интеллекта и его неизменности на протяжении жизни. Этот идеал научности, наряду с исходными допущениями, был пересмотрен в психодиагностике только к концу 60-х гг. В некоторых отраслях психологии представления о научности стали меняться на неклассические еще раньше. Одной из заслуг Л. С. Выготского является то, что в отечественной психологии именно он начал работу по замене идеалов научного познания. Философской основой всей классической науки, как уже было отмечено, стал дуализм Декарта.

Неклассическая наука

В неклассической картине мира пространственная среда неоднородна по своим свойствам. Законы имеют относительный характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов (яркий пример - соотношение классической, или ньютоновской, и квантовой механик как частное - общее). Наконец, для неклассической научной картины мира характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представления о том, что целое не равно простой арифметической сумме его частей. Широко распространившиеся в науке 50-70-х гг. идеи общей теории систем и кибернетики изменили научную картину неклассической психологии.

Неклассическая наука имеет иной идеал научности. Научным признается результат, не имеющий опоры на непосредственные данные органов чувств. В.С. Степин не без иронии отмечает, что ученый Нового времени вряд ли удовлетворился бы ссылками на показания приборов. В неклассической науке признаются также научными результаты, вообще не имеющие прямой эмпирической основы, в том числе и результаты мысленных экспериментов. Как уже было сказано, для неклассической науки характерно, что теоретическая модель изучаемой реальности конструируется априори, а затем ученые находят ей эмпирическое подтверждение.

Эти особенности характерны для неклассического идеала научности в психологии. Как было отмечено, неклассическая психология включает в познавательную ситуацию и исследователя, и испытуемого. Неклассическая психология признает дополнительность различных видов описания психических явлений, например структурных и функциональных. Неклассическая психология признает научными выводы, полученные при наблюдении единичного случая. Модели, созданные априори, также характерны для неклассической психологии - вспомним трехмерную модель интеллекта Дж. Гилфорда (1954). Неклассический идеал научности формировался в рамках различных психологических школ; и снова необходимо назвать имена Л. С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Левина.

Постнеклассическая наука

Постнеклассическая наука отличается от неклассической менее существенно, чем неклассическая от классической. Тем не менее можно отметить различия по всем трем основаниям. Прежде всего, в постнеклассической науке произошел полный отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве, что особенно заметно по общенаучно - методологическим концепциям последней четверти XX в. Изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью (яркий пример - концепция И. Пригожина). Как уже было отмечено, эти представления начинают входить и в научную картину современной психологии.

Довольно заметно изменились представления о научности. Тенденции, отмеченные П. Фейерабендом еще в 60-х гг., стали широко распространёнными. Принцип «допустимо все» реализуется в построении теоретического знания, когда современные представления физики сопоставляются с идеями миропорядка, сформулированными в древней философии, и подчеркивается преемственность идей. Работа Ф. Капры «Дао физики» (1994) в этом смысле не уникальна, но она - очень характерное явление именно постнеклассической науки. В другой, не менее известной своей работе «Уроки мудрости: Встречи с интересными людьми» (1996), где собеседниками автора становятся физики В. Гейзенберг и Дж. Чу, психолог С. Гроф и лидер «антипсихиатрии» Р. Лэйнг, экономист X. Хендерсон и специалист по новой медицине К. Саймонтон, Ф. Капра делает вывод о таких чертах новой парадигмы (в принятых нами терминах - постнеклассической науки), как целостность, системность, новое обоснование своего предмета, новое понимание научного закона, предмета и объекта науки. В. В. Майков рассматривает трансперсональную психологию как характерное для современной (постнеклассической) науки явление. В ней сформулирован трансперсональный взгляд на предшествующие подходы в психологии и показано, что между ними «нет непреодолимой пропасти: они, по сути, являются ступенями магистрального развития психологии». В постнеклассической науке преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого. Практическая психология ассимилирует достижения духовных практик, созданных в разное время и в разных точках земного шара. Эта тенденция в развитии практической психологии начинается с К.Г. Юнга и Р. Ассаджиоли, который впервые построил свою психотерапию, используя практику восточной медитации.

Философские основания в постнеклассической науке претерпели изменения. В их число все чаще включают философские идеи, высказанные мыслителями прошлого. Для отечественной постнеклассической науки характерно то, что ученые активно осваивают философские идеи, высказанные писателями, поэтами, художниками, т. е. людьми, которые не были профессиональными философами. По мнению П.С. Гуревича (1999), для российской философии как ни для какой другой характерно, что философско-антропологические идеи формулировали поэты и писатели, причем в виде метафор и художественных образов. В. П. Зинченко (1994а) предложил термин «поэтическая антропология», чтобы обозначить им философские идеи о сущности человека, о его развитии и др., созданные поэтами. В.П. Зинченко проделал огромную по объему, тщательную работу по изучению поэтической антропологии О. Мандельштама и многих других русских поэтов.

Таким образом, можно убедиться, что психология как наука развивается в соответствии с теми же закономерностями, что и современная наука в целом.

В современном познании обсуждаются процессы изменения эпистемологической парадигмы: переход от классической и неклассической картины мира – к постнеклассическому типу рациональности, смена позитивистского стиля мышления – герменевтическим, системного способа организации знания – сетевым, коммуникация (и конвергенция) естественнонаучной и гуманитарной парадигм, ориентация научных исследований в целом на междисциплинарный дискурс. Д.А. Лушников применительно к социальной реальности оценивает эти изменения, отмечая, что для нового типа социальности, нового социального порядка механизмы его становления являются дезорганизующими по отношению к традиционной социальности. Снимая негативные коннотации, автор и мы вслед за ним подчеркнём главное: «С позиции диахронического анализа данное предположение являет некую эволюционную закономерность, наблюдаемую в период фазисных переходов от одного типа социальности к другому».

К ключевым характеристикам постнеклассической рациональности, по М.С. Гусельцевой, относятся: когнитивная сложность (онтологическая, гносеологическая сложность и уникальность) изучаемых явлений, сверхрефлексивность, «недоконцептуализированность» понятий (А.Я. Гуревич); сочетание объяснения и описания (классическая рациональность) с принципами историзма, развития и относительности (неклассическая рациональность) и «легализации субъективного опыта» (А.В. Юревич), «легализации» воображения. В связи с этим признаками вступления науки в фазу постнеклассической рациональности выступают рост качественных исследований, расцвет междисциплинарных исследований, коммуникативность и сетевая организация знания.

Кроме того, если в классическом и неклассическом типах рациональности было принято анализировать концепцию, помещая её в чёткую систему координат, то в постнеклассической рациональности наступила эпоха интерпретаций, которая разрушила границы и дала свободу трактовкам. «Поверхности можно увидеть, но глубину следует уже интерпретировать», - заметил К. Уилбер.

Постнеклассическая рациональность разделила «исторический факт» (в трактовке И. Канта это «вещь-в-себе») и его интерпретацию. В данном типе рациональности возросла именно интерпретативная составляющая, и это означает, что автор (интерпретатор) имеет как право на собственное видение, так и обязанность критической рефлексии, вменяющей ему понимание: да, так видит мир он, но, возможно, его видение не разделяют другие, и авторская интерпретация может быть как истинной, так и ложной.

Интеракционизм

Интеракционистский дуализм или просто интеракционизм – это разновидность дуализма, которая восходит к концепции Декарта. В XX веке эту теорию защищали Карл Поппер и Джон Экклз. Интеракционизм предполагает, что ментальные состояния, такие как мысли и желания, каузально взаимодействуют с физическими состояниями.

Классический аргумент Декарта в поддержку интеракционизма можно сформулировать следующим образом: мы имеем ясную и отчетливую идею сознания как мыслящей вещи, которая не протяжена в пространстве, и мы также имеем ясную и отчетливую идею протяженного тела. Поэтому сознание и тело не могут быть идентичными, поскольку они имеют радикально различные свойства. В то же время, очевидно, что наши ментальные состояния (мысли, желания и т.п.) каузально влияют на наши тела и наоборот. Когда ребенок дотрагивается до горячего чайника (физическое событие), что причиняет ему боль (ментальное событие), он учится быть осторожным с подобными вещами (ещё одно ментальное событие) и так далее.

Главной предпосылкой аргументов Декарта является то, что «ясные и отчетливые идеи» в нашем сознании с необходимостью являются истинными. Более того, наш разум полностью доступен нам (мы имеем так называемый привилегированный доступ к собственному сознанию). Однако большинство современных философов не считают подобные взгляды самоочевидными, особенно после работ Фрейда (который показал, что внешний наблюдатель-психолог может понять бессознательную мотивацию человека лучше, чем он сам), П. Дюэма (философ науки может понимать методы научного открытия лучше, чем сам ученый), Малиновского (антрополог может знать привычки и навыки человека лучше, чем он сам), а также специалистов по теории восприятия. Все они показали, что идея привилегированного и идеального доступа к нашему собственному сознанию является достаточно спорной.

Дуализм свойств

Дуализм свойств предполагает, что когда материя организована определенным способом (то есть так, как организовано человеческое тело), в ней возникают ментальные свойства. Дуализм свойств, таким образом, является ветвью эмерджентного материализма. Эмерджентные свойства имеют независимый онтологический статус и не могут быть редуцированы или объяснены в терминах той физической основы, из которой они возникают. В современной философии подобную теорию развивает Д. Чалмерс.

Тема 1. Проблемы методологии психологии


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2406; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.033 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь