Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные направления европейской философии ХХ в. Неопозитивизм, экзистенциализм, герменевтика, структурализм, постструктурализм.



ХХ в. - век конфликтов

Основные течения: иррационализм; рационализм; гуманизм; персонализм.

1. Иррационализм - направление в философии, определяющее инстинкт, внутреннее чувство, интуицию, любовь как главные источники, которые предшествуют рациональному познанию.

Образовалось как реакция на негативные проявления человеческого разума в общественной жизни. Иррационализм интересуют интуиция, инстинкты, воля.

Критика культа разума, знание заменяется верой, исторический оптимизм - пессимизмом, идея прогресса - неверием в него.

Мир неразумен и неупорядочен, он противостоит человеку как нечто внешнее и абсурдное, стихийное и неподвластное.

2. Рационализм - совокупность философских направлений; разум, рассудок, мышление с субъективной стороны; разумность, логический порядок вещей - с объективной.

Рационализм образовался как выражение прогресса знания, науки и техники.

Развивался под непосредственным воздействием научно-технической революции и перехода ряда стран в стадию постиндустриальной цивилизации. характерен сциентизм - преувеличение роли науки в общественной жизни. уверенность в способности знания быть социальной силой и пружиной дальнейшего развития цивилизации.

К рационализму ХХ в. относятся:

неопозитивизм (логический эспиризм) - филосовское направление, включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающиеся на рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях. мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого. (Конт, Тэн, Милль, Спенсер, Рассел, Карнап).

Отвергает метафизику, стремится познать мир только с помощью эмпирических доказательств и с использованием естественных наук, включает в себя два важных тезиса:

1) решение философской проблемы требует логического анализа языка, на котором формулируется проблема, и поэтому логика играет центральную роль в философии;

2) любая значимая теория, не являющаяся чисто логической или математической, должна быть доступна эмпирической проверке.

структурализм - 20-30-е г.г. - филосовское направление + в конкретно-научных исследованиях, вера в разум и науку, которая нередко принимает форму сциентизма; попытка поднять гуманитарное знание до уровня строгой теории, объединить строгость и логическую последовательность ученого с метафоричностью и парадоксальностью художника. отличается большей широтой взгляда, стремлением преодолеть узкий эмпиризм и за внешним многообразием явлений увидеть объединяющие черты и связи, подняться до глобальных теоретических обобщений. проявляет интерес к филос. абстракциям и категориям.

Понятие струткуры - типа понимания.

постструктурализм - 70-80-е г.г фил направление, методология культурного анализа. обвинение предшественников в догматичности. признавали существование структур, но были уверены в их децентрализованности. «главное в структуре - то, что выводит за её пределы». деконструкция - новый тип понимания; антигуманизм, идеология. (Фуко, Кофман);

неорационализм;

критический рационализм.

3. Гуманизм - философское направление, рефлектированный антропоцентризм - ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для целей, не достойных человека.

Проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений.

4. Персонализм - направление в философии, для которого человек является действующей и мыслящей личностью, которая занимает определенную позицию.

Формой проявления персонализма является философская антропология.

 

Экзистенциализм - филосовское направление, философия существования, под существованием понимается внутреннее бытие человека, его чувства и переживания, его страсти и настроения; уникальность бытия человека. Жан-Поль Сартр.

Идея преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности, акцент на глубину эмоциональной природы.

Экзистенция - существование, аспект всякого сущего.

Свобода как выбор одной из многих возможностей (обладает только человек, личность). Человек ответственнен за свое существование. Человек как строящий себя " проект". идеальная свобода человека - свобода личности от общества.

 

Герменевтика - фил направление, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

(Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр).

Аналитическая философия - англо-американская традиция философии, получившая широкое распространение в середине XX в. Джордж Эдвард Мур, Бертран Рассел.

Наследует традиции изучения оснований знания - в чувственной, эмпирической и рациональной, теоретической форме.

Детальное исследование языка (с учетом новейших достижений логики и лингвистики) с целью решения философских проблем. Цели - выявление структуры мысли, прояснение всего смутного, невнятного, достижение " прозрачного" соотнесения языка и реальности, четкое разграничение значимых и пустых выражений, осмысленных и бессмысленных фраз.

" Прорыв" от идеализма к реализму.

Два направления:

· философия логического анализа (философия и логика науки в русле сциентизма)

· философия лингвистического анализа (философия укоренена в реальном человеческом разумении, в жизненных ситуациях, в механизмах естественного языка).

 

Позитивизм - филосовское направление, определяющее единственным источником истинного знания эмпирические исследования, отрицает познавательную ценность философского исследования.

Тезис: все подлинное (позитивное) знание - совокупный результат специальных наук. «Наука - сама себе философия»

Существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано. Для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно - метода логического анализа.

Цель - получение объективного знания. Идея очищения науки от метафизики.

" Венский кружок".

Классический, первый позитивизм: Сен-Симона Огюст Конт (1830-е), «Дух позитивной философии» - представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости. (Тэн, Милль, Спенсер).

Второй позитивизм: Рихард Авенариус, Эрнст Мах, Витгенштейн.

 

Постмодернизм.

ПОСТМОДЕРНИЗМ, ПОСТМОДЕРН - термин, описывающий социально-культурную трансформацию высокоразвитых стран Запада, происходящую в последнюю четверть XX в.

Употребление термина «П.» в качестве обозначения некоторого философского направления некорректно. П. как философии не существует и существовать не может. Отражением тенденций П. в интеллектуально-философской плоскости может служить постструктурализм, а в социально-философском плане содержания, связываемые с П., исчерпываются понятиями «постиндустриальное», «посткапиталистическое» и «информационное» общество. Осмысленность термина «П.» поэтому не раз ставилась под сомнение. Он уместен лишь в качестве маркера глобальных изменений в социокультурной реальности, переживаемых высокоразвитыми странами Европы и Северной Америки. Этот сдвиг носит объективный характер и не сводится к интенциям отдельных интеллектуалов, будь это проводники П., связавшие с ним свою профессиональную карьеру, или его оппоненты, пытающиеся дезавуировать П. как недоразумение.

Культурная ситуация, обозначаемая как «ситуация постмодерна», имеет ряд социальных, эстетических и интеллектуальных параметров. Ключевой формулой для характеристики этой ситуации стало «исчезновение социального» (Бодрийар). Под этим провокативным выражением имеется в виду утрата, растворение (и в этом смысле - исчезновение) универсальной среды, в прежние эпохи служившей эстетическим опосредованием человеческой деятельности и обеспечивавшей интерсубъективность взаимодействия людей. Событие, которое переживается не в некотором интерсубъективном пространстве, а на экране телевизора или компьютера, теряет свою «событийность». Доступ к культуре более не опосредуется ни в пространстве, ни во времени, ее произведения становятся объектами пассивного созерцания; культурная деятельность утрачивает свое коммуникативно-практическое измерение, обретая характер вторичного репродуцирования внешнего мира. Это обстоятельство находится в центре размышлений Джеймисона.

Кроме того, «исчезновение», или «конец социального», о котором говорит Бодрийар, означает исчезновение связующих общество культурных скреп; субъекты социального действия превращаются в результате в изолированные социальные атомы. В этой связи теоретики П. ведут речь о «фрагментировании субъекта». Индивид превращается современными технологиями массовой коммуникации в плоскость, на которую масс медиа могут наносить любые записи. Фабрикуемая средствами массовой коммуникации фиктивная действительность в такой мере вытесняет «реальность», что индивиды перестают четко различать грань, отделяющую «реальное» от «символического».

Фрагментирование общественной жизни в несколько иных терминах осмысляется Лиотаром. Конец «метанаррации», констатируемый Лиотаром, есть распадение единой «Истории» на множество партикулярных «историй». Прежде единое социальное целое расщепляется на множество альтернативных друг другу «наррации» - мировоззрений, идеологий, образов жизни.

Основные понятия и положения:

Кризис модерна (идеала прогресса, западного рационализма как его основания, буржуазных ценностей, поиск Иного).

- Культура как система знаков;

- Ничего вне текста не существует;

- Смерть субъекта;

Децентрация — отсуствие иерархии и целостности.

Жан Бодрийяр (1929 - 2007) - Французский философ и социолог. «Система вещей» 1968, «Общество потребления»1970, «В тени молчащего большинства», «Симулякры и симуляция», «Символический обмен и смерть», «Прозрачность зла» 1990.

Симулякр – точная копия, оригинал которой никогда не существовал/

«Симуляция, выдавая отсутствие за присутствие, одновременно смешивает всякое различие реального и воображаемого».

Наука — вид дискурса, совокупность высказываний.

Знание превращается в информацию, становится операциональным, знание, которое не переводится на язык машин, отбрасывается. Знание становится товаром чрезвычайно важным для сохранения власти и развития государств

Изменение функций государства:

· Передача регулирующих функций технике;

· Передача функций принятия решений экспертам, которые распоряжаются информацией;

· Правящие классы разнородны, отождествление с чем-то великим размывается. «Каждый предоставлен самому себе» - социальность описывается метафорой сети.

· Основной методологический подход для описания общества. Языковые игры — минимум социальной связи, необходимой для существования общества.

Жак Деррида (1930 - 2004):

Деконструкция продолжает традицию критики метафизики, понимаемой как позитивное строительство смыслов, нацелена на преодоление метафизических смыслов, что открывает возможность для спонтанного мышления.

Мишель Фуко - выдающий французский историк, философ, политический активист, оказавший большое влияние на философию и гуманитарные исследования последней трети 20 века. «История безумия в классическую эпоху», 1961; «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук», 1966; «Надзирать и наказывать» (1975); «Воля к знанию» (1976).

" …взяв сравнительно короткий хронологический отрезок и узкий географический горизонт — европейскую культуру с XVI в., можно сказать с уверенностью, что человек — это изобретение недавнее....Лишь один период, который явился полтора века назад и, быть может, уже скоро закончится, явил образ человека. И это не было избавлением от давнего беспокойства, переходом от тысячелетней заботы к ослепительной ясности... — это просто было следствием изменений основных установок знания... Если эти установки исчезнут так же, как они возникли, если какое-нибудь событие (возможность которого мы можем лишь предвидеть, не зная пока ни его формы, ни облика) разрушит их, как разрушилась на исходе XVII в. почва классического мышления, тогда — в этом можно поручиться — человек изгладится, как лицо, нарисованное на прибрежном песке".

Какие силы творят человека?

· Классическая формация: силы в человеке (сила воображения, способность помнить, постигать, хотеть) вступают во взаимоотношения с силами возвышения до бесконечного. Это сочетание сил образует форму-Бога.

· Силы конечного (Жизнь, Труд, Язык) образуют форму-Человека.

 

Постструктуралистская идея «смерти человека»:

Человек детерминирован силами языка, жизни и труда, поэтому вопрос о человеке как автономном субъекте невозможен. «Человек умирает, остаются структуры», - эта идея М.Фуко была воспринята как девиз постструктуралистского движения.

С какими новыми силами вступят силы в человеке, чтобы образовалась новая форма? – «сверхчеловек»

«Воскрешение субъекта» (80е гг.):

Как и в каких формах возможно свободное поведение субъекта, которое позволит ему стать собой, преодолевая заданные стратегии поведения?

М.Фуко: область социальной заданности не беспредельна, она граничит с «эстетикой существования» как моралью свободного поступка.

М. Фуко: «Герменевтика субъекта»:

Практика самоформирования, построения собственной жизни в соответствии с собственными критериями. Свобода немыслима без знания, анализа, исторических исследований: это не немотивированный акт, а выбор из проработанных мыслью альтернатив, представляемых жизненными практиками.

То, что учреждает нового субъекта, нас в качестве субъектов наших действий, - Культура себя – способ поддержания активности в приемлемых границах, а не отказ от нее.

Ален Бадью (род. 1937). «Бытие и событие», 1988; «Манифест философии», 1989; «Этика», 1993; «Апостол Павел; Обоснование универсализма», 1997.

Бытие, событие, истина, субъект.

Разграничение человеческого животного и субъекта как такового – субъекта, понимаемого как локальный фрагмент истины-процедуры и как бессмертное порождение некоего события.

Бессмертие человека обретается им в Верности Событию Истины.

Событие принуждает нас решиться на новый способ быть. Процесс истины начинается с решения строить свои отношения с ситуацией с точки зрения событийного пополнения.

Быть верным событию означает продвигаться в ситуации, пополненной этим событием, осмысляя ее согласно событию. Это значит, изобретать новый способ быть и действовать в этой ситуации.

Истина – реальный процесс верности некоему событию. То, что эта верность производит в соответствующей ей ситуации. Субъект – носитель процесса истины, он не существует до истины. Процесс истины индуцирует субъект.

«Субъект должен продолжать на свой страх и риск, уже не предохраняемый двусмысленностями предоставляющей фикции. … В этой точке уже ничто не освобождает от храбрости. Вооружимся оптимизмом Лакана, который писал: «Желания, того, что называется желанием, достаточно, чтобы жизни не было смысла порождать трусость».

У Зла есть три имени:

· Зло как личина, или террор (воображать, что событие взывает не к пустоте, а к полноте предшествующей ситуации);

· Зло как предательство в самом себе Бессмертного, каким являешься (не сохранить верность событию);

· Зло как катастрофа (отождествлять истину с некоей тотальной мощью).

«То, что в конце концов мы все умрем и от нас не останется ничего, кроме праха, не может поколебать бессмертие Человека в тот момент, когда он утверждает, что готов идти наперекор воле-быть-животным, к которой его приводят обстоятельства. И каждый человек способен, когда ничто этого не предвещает, оказаться таким бессмертным; в обстоятельствах грандиозных или заурядных, ради важнейшей или же второстепенной истины – роли не играет. В любом случае субъективация бессмертна и создает Человека. Без нее есть лишь биологический вид – «двуногое без перьев», очарование которого не вполне очевидно.»

 

Манифест философии:

(Воз)вращение самой философии

1. Философия сегодня парализована по отношению к своей собственной истории. Паралич - зигзаги между своей историографией и делокализацией, пессимистическое отношение к своему славному метафизическому прошлому.

2. Философия должна порвать внутри самой себя с историцизмом.

Самоопределяться без ссылок на историю. «Забудьте забвение забвения! » - предлагаемый метод, а не неведение. Принять мыслительные решения, не обращаясь к их предполагаемому историчностно предписанному смыслу. Вступить, как когда-то это сделали Декарт или Спиноза, в самостоятельное узаконение дискурса.

3. Существует определение философии, благодаря которому – со времен Платона – можно отличить философию от того, что ею не является, но напоминает ее и зовется софистикой. Противопоставление силы правила или Закона откровению, или производству истины. Философия только для того и существует, чтобы утвердить: то, о чем невозможно говорить, как раз и является тем, о чем она берется сказать.

Современная софистика – дискурс, который подстраивает многообразие регистров смысла под какой-то безмолвный коррелят; замена идеи истины идеей правила.

4. Любое определение философии должно разграничивать ее с софистикой. Поступиться к определению философии через понятие истины. 4 bis. Категория истины (возможно, под другим именем) является центральной категорией любой возможной философии.

Три интеллект. попытки ХХ века находятся в оппозиции к платоновскому обоснованию метафизики:

1.Прежде (не во временном смысле) философии имеются истины. Они разнородны и действуют внутри реальности независимо от философии. Места, где действуют истины. Фактические или дорефлексивные условия философии

2. Философия есть мыслительная конструкция, в которой вопреки софистике провозглашается, что имеются истины.

Чисто логическая пустота истины.

3. Философская категория истины сама по себе пуста. Она действует, но ничего не представляет. Философия есть не производство истины, а действие исходя из истин, операция, которая распоряжается их, истин «имеется». Действенная, операционная, а не представленная пустота.

Методы:

· измышление знания. Опора на парадигмы сцепленности, оперирующий доводами стиль, определения, опровержения, доказательства, неоспоримость выводов.

· измышление искусства. использование метафор, могущества образа, убеждающей риторики.

Философия есть клещи истины.

Философия есть подстрекательство в рамках категории Истины пустоты, она выстраивает аппарат охвата истин, который должен высказать, что они имеются.

Почему философия периодически подвергает мысль катастрофе?

Хроническое искушение счесть операцию пустой категории Истины за тождественную множественным процедурам производства истин. Ф. представляет себя саму в качестве истинностной процедуры – наполнение той пустоты, которой поддерживается применение клещей Истины.

Философия и софистика:

Софист говорит, что истин нет, есть только высказывательные техники и места высказываний. Философски законно ответить на это оперируя пустой категории Истины, что истины есть.

Этика философии – поддерживать софиста как своего соперника, сохранять полемос, диалектический конфликт.

Именно софист напоминает нам, что категория истины пуста.

Софистический итог нашего века:

Антиплатонический реванш: современная «философия» является обобщенной софистикой, которая не лишена таланта и величия. Языковые игры, деконструкция, слабость мысли, неисправимая разнородность, разногласия и различения, развалины Разума, выдвижение фрагмента, -- все это служит доводом в пользу софистической мысли и загоняет философию в тупик.

5. Философия возможна.

5 bis. Философия необходима.

Речь идет о философии, какой она была учреждена Платоном.

Философия есть мыслительное место, в котором провозглашается, что «имеются» истины, а также их совозможность.

Оперативная категория Истина вскрывает в мысли действенную пустоту.

Философия охватывает истины. Она – действие Истины по отношению к истинам. Это действие непродуктивно (ему не произвести ни одной истины).

 

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2485; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.048 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь