Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные принципы и метод философствования Сократа. Сократические школы.



То, что известно о жизни и деятельности Сократа, дошло до нас благодаря работам Ксенофонта, Платона и Аристотеля. Предметом его философских рассуждений становятся человеческое сознание, душа, человеческая жизнь в целом, а не космос, не природа, как это было у его предшественников. Анализируя проблемы человеческого бытия, Сократ главное внимание в своих речах и беседах уделял вопросам этики, т. е. тем нормам, по которым человек должен жить в обществе.

В своей философской деятельности Сократ руководствовался двумя принципами:

• необходимостью каждому “познать самого себя”

• «ни один человек ничего не знает достоверно, и только истинный мудрец знает, что он ничего не знает».

Важнейшим методом для приобщения людей к познанию выступает ирония, существенной частью которой является признание своего невежества.

Познание самого себя – это поиск знания и добродетели. Он отождествляет знание с добродетелью. Это фундаментальный принцип этической концепции. Невежество большинства людей проявляется в том, что знание и добродетель они рассматривают как две различные субстанции, независимые друг от друга.

Диалектика:

Чтобы познать истину, необходимо, согласно Сократу, преодолеть противоречие. Диалектика Сократа — это учение о преодолении противоречия, отрицания противоречия, недопущения противоречия. К сказанному необходимо добавить, что диалектика и идеи о познании у Сократа тесно переплетены с его телеологией, т. е. учением о целесообразности.

Метод Сократа:

1.Майевтика –. Учитель ничего не внушает ученикам, а своими вопросами приводит их к истинному ответу. Человек – существо, способное дать разумный ответ на разумно поставленный вопрос.

2.Ирония – высказывания, которые направлены к двум группам слушателей:

· понимают поверхностный смысл.

· понимают внутренний смысл, хранят насмешку над первой группой.

Ирония связана с развитием субъективности.

3.Индукция и определение понятий. Способ движения мысли от частного к общему. Сократ пытался дать определение понятиям. Дедукция – от общего к частному.

4.Даймонион. Так называл Сократ " внутренний голос", который предупреждал его, когда он намеревался совершить что-либо идущее вразрез с добродетелью.

 

«Сократические школы» - философские учение, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками.

· Элидо – Эретрийская (Федон, Менедем). Они верили в индивидуальность «Добра».

· Мегарики (г. Мегара) – Евклид, Евбулид, Стильпион, Диодор, Крон, Клиномах. Развивали искусство спора, эвристику. Сформулировали логические парадоксы: «Куча», «Лысый», «Лжец».

· Киренаики (Аристим, Гегезий). Они превращают Сократовский эвдемонизм в гедонизм. По учению этой школы, единственная цель в жизни — наслаждение, которое и является высшим благом.

Эвдемонизм – этическая концепция, согласно которой счастье является высшим благом. Под счастьем понимается деятельность человека сообразная добродетели и ведущая к гармонии с собой.

Гедонизм – этическая концепция, согласно которой высшим благом для человека являются удовольствия, т.е. наличие приятных ощущений.

· Киники (Антисфен Афинский, Диоген Синопский). В проведении своей программы кинизм отталкивался от общепринятых взглядов и развивал новые, прямо противоположные существующим.

Автаркия - способность к независимому существованию и самоограничению. Автаркия киников — независимость и самостоятельность, отказ от семьи, отказ от государства.

 

Общее для всех сократических школ: Философия мыслится как определенный дискурс, связанный с выбором блага и следованием ему.

 

Сократ о человеке, мудрости, смерти (Анализ произведений Платона «Апология Сократа», «Критон»).

1.Отношение Сократа к смерти. В " Апологии Сократа" обвинители говорили против философа хотя и красноречиво, но ошибочно. Сократ же, напротив, критикует их, только используя одну правду.

Сократ не боялся смерти, а боялся лишь позора и малодушия. Он говорит, что даже будучи отпущенным при условии не заниматься философией, он все равно занимался бы ей до конца жизни. Убийство Сократа страшнее вдвойне для его убийц, нежели для него самого, ведь едва ли после его смерти найдут человека, так яро проповедовавшего стремление к истине. Сократ не учил, но позволял задавать себе вопросы, и сам задавал вопросы людям. Это было поручено ему Богом.

В речи после обвинения Сократ говорит о себе. Он удивлен тем, что обвинение против него поддержано столь малым числом голосов. Поскольку быть чьим-то рабом Сократ не желает, равно как и быть изгнанником, он не мыслит тюремное заключение соответствующим наказанием, штраф заплатить ему нечем, а ученикам он сделать этого не позволит: все равно по воле божьей и в целях пользы никогда не прекратит он своих наставлений и распространения добродетели.

В речи после смертного приговора, обращаясь к тем из голосовавших, кто хотел его оправдать, Сократ говорит, что внутренний голос, всегда останавливающий его перед совершением проступков, на этот раз все время молчал и не требовал принимать каких-либо мер для избежания смерти, которая в данном случае есть благо. Смерть – не зло, она есть уничтожение человека, в то время как для Сократа это было приобретением, переходом в Аид, где найдутся праведные судьи, где он будет общаться с такими же как он, где продолжит свои исследования добродетели и будет уже окончательно бессмертен. Поэтому и его сторонники тоже пусть не боятся смерти.

2. О человеке. Повторяя за Дельфийским Оракулом “Познай самого себя”, Сократ обращается к проблеме человека, к решению вопроса о сущности человека, о его природе. Можно изучать законы природы, движение звезд, но зачем же идти так далеко, как бы говорит Сократ, — познай самого себя, углубись в близкое, и тогда, через познание доступных вещей, ты сможешь прийти к тем же глубоким истинам. Человек для Сократа — это, прежде всего, его душа. А под “душой” Сократ понимает наш разум, способность мышления, и совесть, нравственное начало. Если сущность человека — его душа, то в особой заботе нуждается не столько его тело, сколько душа, и высшая задача воспитателя — научить людей взращиванию души. Благой и совершенной делает душу добродетель. Добродетель связана у Сократа с познанием, являющимся необходимым условием совершения хороших поступков, потому что, не понимая сути блага, не будешь знать, как действовать во имя добра.

Добродетель и разум совершенно не противоречат друг другу, так как мышление крайне необходимо для открытия Доброго, Прекрасного и Справедливого.

Сократ раскрывает понятие счастья и возможности его достижения. Источник счастья находится не в теле и не в чем-то внешнем, а в душе, не в наслаждении вещами внешнего материального мира, а в чувстве внутренней исполненности. Человек счастлив тогда, когда его душа упорядочена и добродетельна.

Душа, по Сократу, госпожа тела, а также инстинктов, связанных с телом. Это господство и есть свобода, которую Сократ называет самообладанием. Человек должен добиваться власти над собой, основываясь на своих добродетелях: “Мудрость состоит в том, чтобы победить самого себя, тогда как невежество ведет к поражению от самого себя”.

Мудрость.

По словам Диотимы, жрицы, с которой Сократ ведет диалог в " Пире", преподававшей ему " философию любви " в юности, есть две категории существ, которые не занимаются философией: с одной стороны, боги и мудрецы, потому что они уже мудры, и, с другой стороны, невежды, потому что они считают себя мудрыми. Сократ, признавал свое незнание и был подобен невеждам, но в то же время он отличался от невежд тем, что, зная о своем незнании, стремился к знанию. За противопоставлением мудрецов, философов и невежд проглядывает строгая логическая схема деления понятий, открывающая далеко не столь оптимистическую перспективу. Действительно, противопоставив мудрых и немудрых, Диотима тем самым установила между ними отношение противоречия, не допускающее ничего промежуточного: можно быть либо мудрым, либо не мудрым, среднего не дано. С этой точки зрения, нельзя сказать, что философ — это нечто промежуточное между мудрым и немудрым, ибо если он не «мудр», то он с необходимостью «немудр». И значит, ему никогда не достичь мудрости. Но немудрых Диотима подразделяет на два вида: есть такие, которые не знают о своей не-мудрости, — это невежды, и такие, кто сознает собственную не-мудрость, — это философы. Заметим теперь, что в категории немудрых невежды, не сознающие своей не-мудрости, составляют противоположность мудрым, и с этой точки зрения, т.е. в рамках отношения противоположности, философы являются чем-то промежуточным между мудрыми и невеждами, поскольку они суть немудрые, знающие о своей не-мудрости: они ни мудрецы, ни невежды. Философ никогда не достигнет мудрости, но он может все более приближаться к ней. Итак, в «Пире» показано, что философия есть не мудрость, а способ существования и дискурс, определяемые идеей мудрости.

 

Идеализм Платона.

Платон – основоположник идеалистического направления философии.

Для П. идея не является частью субъективной реальности, она не живет в сознании людей. Для него идея есть нечто объективное и существует независимо от сознания. Всякая вещь отличается от другой, есть некоторые существенные признаки, которые свойственны именно этой вещи, аникакой другой. Если мы не понимаем для чего этот предмет, мы не овладеем его идеей., т.е. идея указывает на существенные свойства вещи, на назначение этой вещи.

Объективный идеализм - доктрина, согласно кот-ой мысли и понятия сущ объективно, самостоятельно, независимо от чел. сознания.

Человек - единство души и тела, в основе которого лежит душа. Справедливость по Платону - в гармонии и согласии души.

Эйдос - нечто единое, что мы полагаем в отношении круга множества вещей, обозначаемых одним именем.

Главными положениями являются следующие:

1. Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

2. Окружающий мир («мир вещей» также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

3. Реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

4. Чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

5. Любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи

6. Весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 7082; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь