Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные идеи философии Г.В.Гегеля. Диалектика. Философия истории.



Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, по

Гегелю, тождество мышления и бытия.

Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление (абсолютную идею) как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея есть начало и развивающееся содержание всего мирового процесса.

Основной формой мышления является понятие. Поскольку Гегель абсолютизирует мышление, он неизбежно обожествляет и понятие.

Основные части философской системы Гегеля:

 Логика

 философия природы

 философия духа

Основные принципы философия Гегеля: Существует абсолютная идея (мировой разум, мировой дух), которая предшествует человеку и природе. Религия понимает ее как Бога. Эта абсолютная идея желает познать себя. Для этого ей необходимо пройти путь самоотчуждения (выражение себя во внешних формах). Что эта идея и делает, когда она творит природу. Она находит различные формы своего воплощения: природу, человека, общество, религию, философию и др. Все это моменты воплощения духа. Дух не в чем не находит себе адекватного образа, пока не появляется гегелевская философия. Гегелевская философия постигает все моменты, как части развивающегося целого, поэтому Гегель считал свою философию зеркалом абсолютного духа и завершением философской традиции.

Природа человека, искусство, религия–моменты самоотчуждения абсолютной идеи, а собственной формой существования абсолютной идеи (духа) является движение логических понятий. Это движение диалектично, т.е. оно движется внутренними противоречиями и проходит три стадии: Тезис - бытие в себе - логос. Антитезис - бытие для другого - природа. Синтез - бытие в себе и для себя - дух.

Абсолютный дух познает себя как дух, но только после сотворения природы (бутон, цветок, плод).

Три закона диалектики (систематизирует Энгельс): закон единства и борьбы противоположностей (для каждой вещи есть противоположность, единство противоположностей создает противоречие, это противоречие является источником развития).закон перехода количественных изменений в качественные (каждая вещь может быть описана как количественно, так и качественно, но количественные определения неважны для определенных пределов; Мера – это то, что соединяет количество и качество).закон отрицания отрицания (речь идет о возврате к старому на новом этапе; развитие проходит в три стадии, мы возвращаемся к тезису, но на новом этапе).

Диалектика Господина и Раба. Господин и раб – это образы, которые применяет Гегель для описания человеческого самосознания, т.е. человек может иметь самосознания господина или раба. Индивид - в себе – определенное врожденное непроизведенное бытие. Индивид – для себя – свободное действие. Человек есть бытие в себе и для себя, его существование – движение. Целостное бытие человека – это соединение того, что дано человеку от рождения и то, что он отвергает.

Кожев интерпретирует Гегеля, выделяет важность таких действий как борьба и труд. Свобода –не как выбор возможностей, а как отрицание данного. Творчество понимается как отрицание данного (старого) и создание чего-то нового, но это новое создается из природных материалов. Гегель подчеркивает, что человек остается собой, никогда не являясь тем же саамы. Он всегда изменяется, проходит через кризисы. Двигаться вперед человека заставляют желания. Реализуя свои желания – человек свободен. Желание – это вопиющее присутствие отсутствия реальности. Только человек может изменять себя и менять мир. Для человека важным является бытие в признанности. Кожев вслед за Гегелем говорит о том, что человек готов рисковать ради желания быть признанными. Этот риск абсолютно лишен биологической причины. «Только человек может рисковать жизнью ради славы и долга». Жизнь человека – это борьба за признание, этом Гегель видит проявление негативности.

Есть два вида самосознания: 1) самосознание господина – это самосознание для себя.2) самосознание раба – это самосознание в себе, сознание себя в качестве связанного существа.

Идет борьба двух самосознаний. Господин становится господином тогда, когда он идет на смерть и не боится ее. Раб становится рабом, когда в смертельной схватке не может идти до конца (лишь бы не убили).

Господин берет в плен раба и заставляет работать на себя. В ходе труда раб учится и совершенствует свои навыки и понимает, что господин уже не может без него обойтись.

Другой формой проявления негативности является труд. Труд негативен, потому что он принудителен, но в ходе труда человек реализуется как творческое существо, в ходе труда он действительно созидает объекты, созидает самого себя, как умеющего их делать.

Диалектический синтез раба и господина – это гражданин государства, в котором тезис господина и антитезис раба сняты диалектически. Они устранены в том, что является в них односторонним и несовершенным, но сохранены в том, в чем они являются действительно человечными. Раб творит историю, а гражданин ее созидает. Гражданин - подлинный творец истории.

История – это прогресс духа к свободе. Этот прогресс, прежде всего, в освобождении от власти природы. Все действительное – разумно. Есть внутренняя логика развития истории. Гегель говорит не о реальности, а о действительности.

Гегель выделяет следующие этапы развития истории: 1) Восток (только один свободен- это деспот).2) Античность (некоторые свободны (аристократия, демократия)).3) Европа (христианский мир). Все свободны. Разум правит миром.

Вывод: ход мирового развития представляет собой историю человечества в ее конкретности и многообразии, а сущностью мирового развития (духа) является свобода. Но эта свобода не дана изначально, во-первых, ее нужно узнать, во-вторых, осуществить.

Система абсолютного идеализма Г.В.Ф.Гегеля.

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля 1770-1831. великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития… значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Смысл диалектики Гегеля в том, что все — мировой дух, человек. Предметы окружающей среды и явления — содержит в себе противоположные начала. Данные начала находятся в противоречии друг к другу, но при этом едины по своей сути и взаимодействуют. Единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире.

Главная идея онтологии Гегеля — отождествление мышления и бытия. Первоначальное тождество, образующее субстанциальную основу мира, есть, таким образом, тождество мышления и бытия. В результате такого отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Стремясь последовательно провести принцип тождества мышления и бытия, Гегель рассматривает мышление как непрерывно развивающийся процесс познания, восходящий от одной ступени к другой, более высокой. В силу этого абсолютная идея есть начало и развивающееся содержание всего мирового процесса.

В своей философии Гегель использовал принцип триединства в триаду включается и абсолютная идея: Логика абсолютная идея как таковая Философия природы инобытие абсолютной идеи Философия духа абсолютный дух, мировой дух

Абсолютная идея отождествляет природу. Природа — это инобытие абсолютной идеи. Отчуждение происходит не во времени, а в пространстве.

Абсолютная идея возвращается сама к себе через абсолютный дух. Все, что происходит в мире, это результат саморазворачивания абсолютной идеи, происходящего в ней внутреннего содержания.

Философия духа делится на объективный дух, субъективный дух и абсолютный дух. Субъективный дух -душа, сознание отдельного человека, Объективный дух -следующая ступень духа, дух общества в целом. Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1978; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь