Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Учение о душе Платона как основа теории познания, этики и политики.



Проблема познания: материальный мир как предмет познания дает мнения о кажущимся бытии; Истинный предмет познания - миф идеи; это разумное познание, его нельзя увидеть глазами, а лишь умом.

Символ пещеры: пребывание в привычном нам мире чувственно воспринимаемых предметов - заточению в каменной пещере, где мы всю жизнь наблюдаем лишь пляску теней на ее голых стенах. Все предметы - подобия, тени. Идея у Платона означает нечто не воспринимаемое чувствами, исключительно умопостигаемое, но существующее объективно, совершенно независимо от чьего бы то ни было ума. Идеи предстают в уме в виде понятий. Чувственно воспринимаемый мир - мир непрерывной изменчивости; мир идей - мир вечных и неизменных умопостигаемых предметов.

Гос-во возникает тогда, когда каждый из нас не может удовлетворить свои потребности, а нуждается во многом.

Круговорот гос-ых форм: тимократия, олигархия, демократия, тирания, возврат к тимократии.

Сотнесение между душой человека и его положением в обществе.

Три начала души:

· Разумное начало (правители, мудрецы, стремятся к благу гос-ва в силу природы их души);

· Яростное начало (страсть и воля - стражи, стремление охранять гос-во);

· Вожделеющее начало (стремятся к материальным, чувственным наслаждениям - крестьяне, ремесленники).

Структура идеального гос-ва, где люди в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции.

 

Метафизика Аристотеля. Аристотелевская критика Платона.

Аристотель – великий ученик Платона.

Аристотель рассматривает отдельные вещи: камень, растение, животное, человека. Всякий раз он выделяет в вещи материю(субстрат) и форму. В бронзовой статуе материя–это бронза, а форма–очертания статуи. Сложнее обстоит дело с отдельным человеком, его материя–это кости и мясо, а форма–душа. Что важнее–материя или форма? На первый взгляд кажется, что материя важнее формы, но Аристотель не согласен с этим. Ведь только благодаря форме индивид становится тем, чем он является. Значит, форма есть главная причина бытия. Всего причин четыре: формальная–сущность вещи; материальная–субстрат вещи; действующая–то, что приводит в движение и обуславливает изменения; целевая–во имя чего совершается действие.

Единичное бытие есть синтез материи и формы. Материя – это возможность бытия, а форма есть осуществление этой возможности, акт. Применительно к отдельному предмету сущностью оказывается форма. Форма выражается понятием. Понятие справедливо и без материи. Понятие принадлежит уму человека. Выходит, что форма–это сущность и отдельного единичного предмета, и понятия об этом предмете.

Динамизм Аристотеля состоит в том, что он не забывает уделять первостепенное внимание динамике процессов, движению, изменению и переходу возможности в действительность. Во всех случаях требуют уразумения механизмы происходящих изменений и причины, обусловившие эти изменения.

Аристотелем была развита проблема цели. Цель–по-гречески «телеос». Исходя из этого, учение о цели называют телеологией. Цель есть наилучшее во всей природе. Главенствующая наука та, «которая познает цель, ради которой надлежит действовать в каждом отдельном случае...». Конечной инстанцией поступков людей оказываются их цели, целевые приоритеты.

Критика Платона: идеи не сущ отдельно от вещей. Аристотель: сущность вещи неотделима от вещи, она в ней самой (не в мире идей как у Платона). зная сущность - знаем научное знание.

2 интерпретации идеи: 1) это мысли, имеют объективный характер. 2) идеи сущ наряду с материальными предметами как самостоятельные единичности (неоплатонизм).

 

Сущность (=эйдос Платона) - онтологическая/бытийная (то, что делает предмет таковым) и гносеологическая/познавательная (знание об общем, о мысли).

 

Учение о душе, этика и политика Аристотеля.

Идея души.

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть неотделимый от тела организующий принцип, источник и способ регуляции организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия тела. Душа не может существовать без тела, но сама нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа.

Душа различает и познаёт сущее, но она сама много «времени проводит в ошибках».

Смерть тела освобождает душу для вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Этика.

Свойства характера — умеренность, мужество, щедрость.

Отталкиваясь от слова «этос» Аристотель образовал прилагательное «этический» для того, чтобы обозначить особый класс человеческих качеств, названных им этическимидобродетелями. Этические добродетели являются свойствами характера темперамента человека, их также называют душевными качествами.

Политика.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Идеальным строем Аристотель считает монархию. Он говорит о том, что у демократии слишком много недостатков для того, чтобы она стала идеальным строем

Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.

 

Мышление мышления. Анализ 12 книги «Метафизики» Аристотеля.

Метафизика (Аристотель) - наука о «причинах и началах», о «сущем как таковом».

Логика Аристотеля - это “мышление о мышлении”

 

Аристотелевская логика изучает:

1) основные виды бытия, которые подпадают под отдельные понятия и

определения;

2) соединения и разделения этих видов бытия, которые выражаются в

суждении;

3) способы, которыми ум при посредстве рассуждений может перейти от

истины известной к истине неизвестной.

 

Мышление - это суть логики. не конструирование или создание умом некой новой сущности, но скорее уподобление в акте мышления чему-то, находящемуся вовне. Понятие есть отождествление ума с каким-то видом бытия, а суждение – выражение соединения таких видов бытия в действительности.

 

Скептицизм.

Скептицизм (от греческого «скептикос», буквально — рассматривающий, исследующий). Скептики – рассматривающие:

• Анаксарх

• Тимон (320 - 230)

• Пиррон (360 - 270)

• Секст Эмпирик (2 в. н.э.)

Скептицизм — направление в философии, возникшее на основе идеи о текучести всего сущего («все течет, все меняется»). Всякая вещь, с точки зрения скептиков, «есть это не в большей степени, чем-то». Поэтому утверждать ничего в точности не имеет смысла. Воздержание от категорических суждений приводит к невозмутимости — идеалу для мудреца.

Основателем скептицизма является Пиррон (360—270 до н. э.). Одной из центральных идей философии Пиррона является стремление к безмятежности (атараксии). Атараксия – отсутствие душевных страданий и телесных тревог. Пиррон не писал сочинений, а излагал свои идеи устно.

Основные позиции скептицизма:

1) Ничего не существует

2) Если существует, то не может быть познано

3) Если может быть познано, то это знание не может быть передано другим.

4) Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то».

5) Полное воздержание от вынесения суждений о мире

6) «ЭПОХЕ» - состояние ума, при котором мы ничего не утверждаем и не отрицаем. Не путать с сомнением, неуверенностью.

3 вопроса скептицизма:

1. Что такое то, что нас окружает?

2. Как мы должны к этому относится?

3. Что мы получим из такого отношения?

 

Эпикуреизм.

Эпикур (342 – 271 гг. до н.э.) считал одной из самых существенных задач философии практическую помощь человеку в преодолении человеком страха перед смертью, перед судьбой и перед богами. Он оригинально решал проблему смерти: у человека со смертью нет и не должно быть ничего общего, поскольку " когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет".

Философия Эпикура делится на три части:

Главная из них — этика (учение о счастье). Вторая часть философии — физика (учение о мире) и каноника (учение о познании). Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины.

Удовольствия Эпикур делил на 3 типа:

• естественные и необходимые (еда, питье);

• естественные и не необходимые (любовь);

• неестественные и не необходимые (происходящие от пустых мнений).

Эпикур считал, что довольствоваться надо только первыми удовольствиями. Он был против любви, потому что она приносит страдания. Целью в данном случае является избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ. Главная задача человека в процессе жизни – достичь состояния атараксии. Атараксия – безмятежность, блаженство.

Основной принцип индивидуалистической философии Эпикура гласит: " живи незаметно".

 

Стоицизм.

Учение Стои — стоицизм — охватывает почти шесть столетий. В его столь долгой истории различают три основные части: Древнюю, или Старшую Стою (конец IV в. до н.э. — середина II в. до н.э.) - Зенон, Среднюю (II вв. до н.э.) – Панетий, Посидоний и Новую (I в. до н.э. — III в. н.э.) – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.

Этика являлась философией жизни, или практической мудростью, то есть учением о морали. Счастье состоит в свободе от страстей и в спокойствии духа. Физика стоиков занималась изучением законов и явлений микро- и макрокосмоса. Логика была своего рода психологией, изучала скрытые механизмы человеческого мышления, что давало возможность познавать и понимать видимые и невидимые явления в Природе и в Космосе.

Стоики признают четыре основных добродетели: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью в стоической этике является умение жить в согласии с разумом.

В основе стоической этики лежит утверждение, что не следует искать причины человеческих проблем во внешнем мире, поскольку это — лишь внешнее проявление происходящего в человеческой душе. Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам. Поэтому проблемы и неудачи человека возникают из-за того, что он отрывается от Природы, от Божественного мира. Ему надо вновь встретиться с Природой, с Богом, с самим собой. А встретиться с Богом — значит научиться видеть во всем проявление Божественного Промысла. Следует помнить, что многие вещи в мире не зависят от человека, однако он может изменить свое отношение к ним.

Основными задачами стоической философии были:

• Воспитание внутренне свободного человека, не зависящего от внешних обстоятельств.

• Воспитание внутренне сильного человека, способного выстоять в хаосе окружающего мира.

• Пробуждение в человеке голоса Совести.

• Воспитание веротерпимости и любви к людям.

• Воспитание чувства юмора.

• Умение применять все это на практике.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 2457; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь