Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как принимать мудрые решения, чтобы впоследствии о нихСтр 1 из 2Следующая ⇒
Десять секретов мудрости. Как принимать мудрые решения, чтобы впоследствии о них Не сожалеть? Наверное, у каждого человека бывали моменты, когда что-то сделано или сказано, и уже после неожиданно приходит пробивающее в холодный пот озарение: «Зачем!? Зачем я так сказал? Почему я это сделал? ». Эти ошибки осознаются иногда спустя годы. Но порой нужна лишь минута или несколько секунд, чтобы понять собственную неправоту. «Если бы в тот момент твердо сказать “Нет”», «Не следовало соглашаться на эту авантюру»; «Мне надо было промолчать или ответить иначе»... – подобные мысли, как назойливые комары, атакуют человека, особенно, когда последствия сделанного - серьезны. Как же хочется в это мгновение прокрутить пленку назад, переиграть дубль, все сделать по- другому, но это невозможно. Это не фильм, а жизнь! Приходится нести на себе груз однажды сделанного выбора, совершенных проступков, опрометчиво сказанных слов, и потому - просить прощения, каяться, пытаться все исправить. Не зря существует пословица «человек задним умом крепок»! Вот если бы заранее знать, как все повернется! Но даже выдающиеся умы человечества не знают всего: человек ограничен временем и пространством, ему не хватает жизни, чтобы получить хотя бы сотую долю процента знаний, известных человечеству. Человеку неизвестно будущее; почти закрыто и то, что происходит с окружающими в настоящий момент, ведь мы не знаем наверняка мотивов и мыслей других людей. Как действовать, имея столько неизвестных в нашем уравнении жизни? Как говорить, чтобы не сожалеть о сказанном? – Секрет один: Нам нужна мудрость! В понимании многих мудрость – это лишь мыслительная способность, отстраненная от реальной жизни. Она ассоциируется с мудрецами, мыслителями, философами («любящими мудрость») прошлого, с их мудрыми высказываниями и исследованиями. Но мудрость необходима не только ученым и философам. Кстати, многие из них в своих поступках оказывались далеки от мудрости Божьей: к примеру, известнейший философ Платон открыто писал о своей любви к молодым юношам; Френсис Бэкон, автор афоризма «Знание – сила», был осужден на крупный штраф по обвинению во взяточничестве; Пьер Абеляр жестоко поплатился за свое сладострастие - его оскопили родственники соблазненной им девушки и т.д. Даже царь Соломон во второй половине своей жизни наделал массу глупостей. Как мы видим, мудрость – не безусловная спутница людей. Человек способен быть мудрым в одном, и делать ошибки в другом, часть жизни действовать благоразумно, а часть – безрассудно, здраво рассуждать и при этом совершать глупые поступки. Именно поэтому мудрость необходима в каждый момент времени (при принятии решений, когда мы что-то делаем или говорим). Она нужна нам, чтобы жить, не жалея о прожитом. Писание говорит: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя...» (Пр.2: 10, 11). Ну, а если быть практичнее? Что делать, чтобы стать мудрее? Приведу десять наиболее важных условий благоразумия. Секрет 1: Богобоязненность - мудрость с нее начинается.
«Страх Господень есть истинная премудрость», - сказал как-то Иов (Иов.28: 28). Цари Давид и Соломон несколько раз повторяют мысль: «Начало мудрости - страх Господень» (Пс.110: 10; Пр. 1: 7; 9: 10). И они правы! Всякое дело и слово, о котором мы сожалели, чаще всего было глупостью с нашей (в первую очередь) стороны. Не раз, консультируя и выслушивая исповедь людей, попавших в грех, я задавал им провокационный вопрос: «Зачем Вы это сделали? Почему так поступили? ». Некоторые, желающие себя оправдать, попадались на эту удочку и начинали объяснять свой проступок, подобно Адаму («Жена, которую Ты мне дал, она дала и я ел»). Это было ошибкой! Грех не надо объяснять. Любое беззаконие и даже ошибка – это форма глупости. Если бы прелюбодей, или вор, или сплетник, или любой другой грешащий (или просто ошибающийся человек), глубоко и серьезно понимали последствия того, что делают, то никогда не поступали бы так. Но они об этом не думают! Потому грех – безрассудство. Его бесполезно объяснять. Первый шаг к освобождению от греха - его исповедание и покаяние (1 Иоан.1: 9; Деян. 3: 19), а чтобы не грешить и не делать глупости – нужно вспоминать о Боге не только, когда нужно прощение, но и во всякое время. Кстати, интересно, что в приведенных выше местах Библии написано, что путь к мудрости начинается со страха Господня (это не боязнь Бога, не теофобия, а почитание Творца во всей своей жизни). Другими словами, без богобоязненности даже самый умный человек не застрахован от глупости. Что надо сделать, чтобы стать богобоязненным христианином? Наполняться Божьим словом и стараться руководствоваться им и почтением к Богу в любом деле и при любых обстоятельствах (Втор.4: 5, 6). Секрет 2: Быть исполненным Духом Святым.
Слова апостола Павла известны многим: «непрестанно благодарю за вас [Бога], вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его...» (Еф.1: 16, 17). Согласно Библии, Дух Святой является Духом премудрости, да и сама мысль о том, что от Господа дается мудрость, не нова - ее можно найти и в других местах Писания (Исх.28: 3; Втор.34: 9; Иак.3: 17 и т.д.). Действительно, нет Божьей мудрости без Духа Святого. Глупости и проступки с легкостью совершаются именно тогда, когда мы находимся, как говорится, не в форме. Поддавшись страху, гордости или похоти плоти или впустив в сердце уныние, горечь, обиду, раздражение, недовольство и пр., гораздо проще сделать что-то, что никогда бы не совершили, находясь в нормальном духовном состоянии. Прелюбодеяние царя Давида с Вирсавией было верхом глупости - он впоследствии немало пострадал от этого поступка. Как же он поддался греху? – Праздность подвела его, она, как известно, мать всех пороков. Тогда что заставило Саула делать глупости? – Гордость. А как с мудрым Соломоном? Он впал в идолопоклонство. Почему? – Похоть плоти. Скатившись в плотское состояние, легко действовать не здраво. Поэтому, чтобы поступать благоразумно, лучше потратить время на то, чтобы привести сердце в состояние Божьего мира, и успокоиться, чтобы иметь трезвый, не воспаленный глупостями разум. Молитвенное время с Богом помогает нам обрести внутренний покой даже во время житейских бурь. Это подобно тому, как расстроившийся музыкальный инструмент отлаживают с помощью камертона. Впрочем, без настройки он играть тоже может, но гармонии не будет. Также и с нашим разумом. Дух Святой, Дух премудрости – это и есть камертон нашей души. Без молитвы и общения с Богом, находясь в плотском состоянии или эмоциональном запале, мы, конечно же, можем думать, анализировать и решать, но риск ошибиться будет гораздо выше. Выслушал все, что говорили другие. Способность слушать дает преимущество и позволяет говорить так, чтобы наши слова были как вбитые гвозди. Неумение слушать людей может навредить нам. Лэрри Кинг, известный журналист, десятилетия ведущий свою программу на CNN, как-то рассказал историю писателя Джима Бишопа. Тот жаловался, что терпеть не может, когда люди спрашивают про здоровье и не слушают, что им отвечают. Один из приятелей Джима был замечен в этом, и он решил проверить, действительно ли он пропускает все мимо ушей? Когда, в один из дней приятель позвонил и спросил по обыкновению: «Как здоровьечко, Джим? », тот ответил: - У меня рак легких... - Ну и отлично! Слушай, Джим... Не надо пояснять, что в тот момент, этот болтун полностью подорвал доверие к себе. Как глупо! Умение слушать – черта, которая может помочь нам обрести много откровений, хороших идей, полезной информации. Только слушая, мы способны научиться принимать взвешенные решения, обдуманно говорить и рассудительно действовать. Секрет 4: Быть пытливыми умом и любознательными, не Прекращать учиться.
Вы не задумывались, в каком возрасте мы больше познаем? Да, верно, в детстве. Детям присуща любознательность, побуждающая их задавать своим родителям миллионы вопросов, от которых у тех голова кругом идет. Отец как-то рассказывал мне, что когда он уставал от моих детских « почему? » («Почему молоко белое? Почему солнце светит? » и пр.), то, желая чуть-чуть отдохнуть от диалога, он отвечал глубокомысленно: «Потому что перпендикуляр! » Мне это было очень непонятно, и я хотел все время спросить, что это такое, но выговорить « пер-пер-пенди-пенду-пера-пикуль... » у меня никак не получалось, вопрос оставался открытым, и я на некоторое время отступал. К сожалению, большинство людей к зрелому возрасту утрачивают позитивную любознательность. Пословицы «много будешь знать – скоро состаришься» и «меньше знаешь - лучше спишь» становятся девизами их жизни. Здоровое желание развиваться и узнавать новое либо угасает, либо трансформируется в нездоровые формы – любопытство, страсть к сплетням о подробностях жизни других людей. Мудрые руководствуются другими принципами. Их жизнь соответствует написанному: «Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания» (Пр.18: 16) и «Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» (Пр.15: 14).
Вместо того чтобы интересоваться поверхностными вещами и заполнять разум слухами и новостями из желтой прессы, они постоянно стремятся познать новое о важных вещах и о вызовах, стоящих перед ними. Их интерес более глубок и более основателен. Они своей любознательностью больше напоминают благомысленных жителей Верии (Деян.18: 11), внимательно проверявших слова Павла по Писанию, чем праздных Афинян, которые «ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Деян. 18: 21). В одной главе Деяний упомянуты и те, и другие, но лишь о первых можно сказать, что они были благоразумными (хотя афиняне и славились своей склонностью к размышлениям, все же это было больше проявлением мудрствования, чем мудрости). В Евангелиях описывается интересная история, как Иисус, сев в лодку, рассказал галилеянам притчу о сеятеле (Мр.4 гл). Это было в высшей степени странно и непонятно: плотник собирает рыбаков, чтобы рассказать, как заниматься сельским хозяйством. Большая часть людей после такой «лекции о фермерстве» разошлась, но ученики подошли ко Христу и спросили об этой притче, потому что, как и другие, не поняли ее. «Вам дано знать тайны Царствия Небесного» - ответил им Иисус. Меня однажды удивило: неужели Он подходит лицеприятно? Почему одним «дано знать тайны», а другим не дано? Но потом я увидел, что Иисус говорил тем, которые ПОДОШЛИ и СПРОСИЛИ! Это и отличало УЧЕНИКОВ! Они спрашивали Христа, потому и получали ответы, обретая мудрость. Не желая познавать, учиться и стремиться к новому, нельзя стать мудрее. Поэтому надо развивать в себе привычку читать, и читать много. Причем не что-нибудь, а хорошую и полезную литературу. Надо быть интересующимся и любознательным (в хорошем смысле этого слова) человеком. Извлекать уроки из своих и чужих ошибок. Рассуждать, стремится вперед и постоянно развиваться. Все эти шаги помогут обрести мудрость. Десять секретов мудрости. Как принимать мудрые решения, чтобы впоследствии о них Не сожалеть? Наверное, у каждого человека бывали моменты, когда что-то сделано или сказано, и уже после неожиданно приходит пробивающее в холодный пот озарение: «Зачем!? Зачем я так сказал? Почему я это сделал? ». Эти ошибки осознаются иногда спустя годы. Но порой нужна лишь минута или несколько секунд, чтобы понять собственную неправоту. «Если бы в тот момент твердо сказать “Нет”», «Не следовало соглашаться на эту авантюру»; «Мне надо было промолчать или ответить иначе»... – подобные мысли, как назойливые комары, атакуют человека, особенно, когда последствия сделанного - серьезны. Как же хочется в это мгновение прокрутить пленку назад, переиграть дубль, все сделать по- другому, но это невозможно. Это не фильм, а жизнь! Приходится нести на себе груз однажды сделанного выбора, совершенных проступков, опрометчиво сказанных слов, и потому - просить прощения, каяться, пытаться все исправить. Не зря существует пословица «человек задним умом крепок»! Вот если бы заранее знать, как все повернется! Но даже выдающиеся умы человечества не знают всего: человек ограничен временем и пространством, ему не хватает жизни, чтобы получить хотя бы сотую долю процента знаний, известных человечеству. Человеку неизвестно будущее; почти закрыто и то, что происходит с окружающими в настоящий момент, ведь мы не знаем наверняка мотивов и мыслей других людей. Как действовать, имея столько неизвестных в нашем уравнении жизни? Как говорить, чтобы не сожалеть о сказанном? – Секрет один: Нам нужна мудрость! В понимании многих мудрость – это лишь мыслительная способность, отстраненная от реальной жизни. Она ассоциируется с мудрецами, мыслителями, философами («любящими мудрость») прошлого, с их мудрыми высказываниями и исследованиями. Но мудрость необходима не только ученым и философам. Кстати, многие из них в своих поступках оказывались далеки от мудрости Божьей: к примеру, известнейший философ Платон открыто писал о своей любви к молодым юношам; Френсис Бэкон, автор афоризма «Знание – сила», был осужден на крупный штраф по обвинению во взяточничестве; Пьер Абеляр жестоко поплатился за свое сладострастие - его оскопили родственники соблазненной им девушки и т.д. Даже царь Соломон во второй половине своей жизни наделал массу глупостей. Как мы видим, мудрость – не безусловная спутница людей. Человек способен быть мудрым в одном, и делать ошибки в другом, часть жизни действовать благоразумно, а часть – безрассудно, здраво рассуждать и при этом совершать глупые поступки. Именно поэтому мудрость необходима в каждый момент времени (при принятии решений, когда мы что-то делаем или говорим). Она нужна нам, чтобы жить, не жалея о прожитом. Писание говорит: «Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей, тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя...» (Пр.2: 10, 11). Ну, а если быть практичнее? Что делать, чтобы стать мудрее? Приведу десять наиболее важных условий благоразумия. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 609; Нарушение авторского права страницы