Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социология и другие науки об обществе



Предмет социологии

 

Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, которая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, которое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель).

Таким образом, предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. В современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода является положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний является лишь мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некоторых других авторов.

Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, является неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. Особенно она подчеркивалась Кантом, которого Гегель подверг за это резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.

По существу, в этой критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, который впоследствии получил свое подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.

Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И это положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.

 

Социология и другие науки об обществе

 

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что, во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; во-вторых, она включает в себя общую социоло­гическую теорию или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук; в -третьих, все гуманитар­ные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т.е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реали­зуются через деятельность людей; в-четвертых, техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социо­логией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, т.к. используются ими для своих исследований, и наконец, в-пятых, сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследова­ний (социально - экономические, социально - политические, социально ­демографические и др.).

Будучи наукой об обществе, социология в то же время включает в себя как общую теорию процессов общественной жизни, которая является объектом изучения общественных и гуманитарных наук, так и социальные теории различных сторон общественной жизни, т.е. социальные теории труда, образования, здравоохранения и т.д. и в то же время социология опирается на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, которые изучают общество и человека.

Важной составной частью социологии является ее практическая сто­рона. Главное здесь не прибавление научных знаний, открытий, а именно практическая польза, то есть социологические исследования, которые поставляют богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических задач - они дают конкретную информацию для осуществления социальной политики органами государственного управления и возможности появления социальной напряженности, а также социальных кризисов. Благодаря социологическим исследованиям органы исполнитель­ной и представительной власти способны выработать научно обоснованные прогнозы развития социальных процессов в будущем и осуществлять целе­направленную политику во всех сферах общественной жизни.

Становление и основные этапы

Исторического развития социологии

 

Проблемы развития общественной жизни волновали человечество с давних пор. Их теоретическую разработку предпринимали ещё древнегреческие философы Платон и Аристотель. Такие работы Платона, как «Государство» или «Законы», а так же «Политика» Аристотеля положили начало изучению отдельных общественных институтов, в частности государства, семьи, права. Впервые античные философы обратились к проблеме места человека в обществе. Авторы античных произведений поставили учение о человеке и обществе на теоретическую основу.

Первых социологов античности называют социальными философами. Они как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. Поскольку в античности «общество» и «государство» не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

Причины (предпосылки) возникновения социологии:

1. Античность: появление первых проблем, связанных с взаимодействием в группах, объединениях и т.п.

2. Возрождение, Просвещение: возможность научно предсказать поведение людей и возможность стимулировать развитие производства.

3. История: урегулирование социальных конфликтов.

4 этапа развития социологии:

1. 60-е – 90-е годы 19 века.

Огюст Конт – родоначальник социологии

Развивается классическая социология. Возникновение социологии связывают с именем французского философа Огюста Конта

(1798-1857), который ввёл в употребление сам термин «социология». Конт, во всеобщей классификации наук, поставил социологию на самую вершину. Социология должна открывать универсальные законы развития и функционирования общества. Свои открытия она совершает при помощи четырёх методов: наблюдение, эксперимент, сравнение и исторический метод. Причём применяться они должны объективно и независимо от оценочных суждений исследователя. Такой подход с тех пор называют позитивизмом. Суть основанного Контом позитивизма (положительный) можно свести к следующему. Социологии не следует заниматься субъективными рассуждениями и абстрактным бездоказательным философствованием. Она изучает общество, а оно такой же «организм», как и организмы живой природы. Его развитием тоже управляют объективные законы, подобные природным законам. Поэтому социология должна быть точной наукой, действующей по образцу естественных «позитивных» наук. Позитивисты выступали за объективное, беспристрастное объяснение социальных процессов. Такая «объясняющая социология» должна быть свободна от всяких идеологий и личных суждений отдельных людей.

Типология социальных групп

 

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Наиболее широкое понимание социальной группы связано с понятиями общности и совокупности.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив – наиболее значимые для личности социальные группы.

Основные признаки социальной группы:

1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат и т. д.;

2) существование основных параметров группы как единого целого: композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции.

Композиция – совокупность характеристик членов группы, как частей целого.

Структура группы – те функции, которые выполняют члены группы.

К групповым процессам относятся меняющиеся показатели группы;

3) способность индивидов к согласованным действиям;

4) действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

По общественному статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей – на реальные и номинальные, по значимости – на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика).

Малая группа – такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на мнения членов группы, группа является источником социальных установок субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные социальные функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение – просоциаль-ные, негативного – асоциальные. Любой коллектив является хорошо организованной просоциальной группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоциальная группа называется корпорацией. Корпорация обычно характеризуется замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным управлением.

 

Социализация личности.

Девиантное поведение

Девиантным (от англ. deviation – отклонение) называется поведение, противоречащее установленным в обществе моральным и правовым нормам. Оно влечет за собой изоляцию, лечение или наказание человека, нарушающего принятые правила. Основные формы девиантного поведения – преступность, алкоголизм, наркомания, сексуальные извращения, проституция, самоубийства.

Единого объяснения девиантного поведения людей нет. Ряд исследователей полагают, что к росту его интенсивности приводит социальная дезорганизация (внутри- и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе), когда контроль за соблюдением норм и правил заметно ослабевает, в то время как в условиях стабильности оно встречается достаточно редко. Другие объясняют возникновение девиантного поведения ситуацией, когда общественно значимые ценности являются легально достижимыми не для всех, но лишь для отдельных лиц или социальных групп. Кроме того, существует точка зрения, согласно которой девиантное поведение свойственно людям, воспитывающимся в среде, где насилие, аморальность и другие располагающие к такому поведению условия жизни считаются нормальными.

Социальная аномия

Понятие аномия было впервые введено Эмилем Дюркгеймом. Аномия по Дюркгейму – это определенное состояние общества, при котором в обществе существуют разногласия, члены общества не верят в существующие ценности и цели, утрачены нормативные и нравственные рамки поведения в обществе.

Теория аномии Дюркгейма основана, отчасти, на теории Томаса Гоббса об отсутствии каких-либо «естественных» ограничений желаниям и амбициям человека. Поэтому, необходимы ограничения, имеющие социальное происхождение. Состояние аномии характерно для общества, в котором таких социальных ограничений нет. Аномия по Дюркгейму – это аномальная социальная форма, результат неспособности полностью перейти от механической солидарности, характерной для досовременных обществ, к органической солидарности – отличительной черте современного общества.

Аномия по Дюркгейму действует на общество разлагающе, приводит к общественным беспорядкам и несчастьям. В своем научном труде «Самоубийство» Дюркгейм рассматривает взаимосвязь между количеством самоубийств и социальными ситуациями, присущими социальной аномии. Например, Дюркгейм изучает корреляцию между числом самоубийств в обществе и количеством разводов в этом обществе.

Аномия в социологии изучалась не только Эмилем Дюркгеймом, но и Робертом Мертоном. Суть теории культурной аномии Р. Мертона основана на его собственной интерпретации теории аномии Дюркгейма. Теория аномии Мертона предполагает, что аномия это социальные ситуации и ориентации отдельных индивидов, несоответствующие определяемым культурой общества целям и доступностью институционализированных средств их достижения. Культурная аномия в обществе приводит к росту преступности, асоциального поведения, снижению значимости ценности и норм. Примером мертоновской аномии могут служить социальные условия в России в начале 90-х годов 20 века, когда процветала организованная преступность. Согласно теории социальной аномии - преступник - это человек, реагирующий на состояние аномии в обществе, а преступность является нормальным социальным явлением. Иногда встречаются утверждения, будто аномия является примером конформистского поведения. Это, конечно, не так. Конформистское поведение предполагает следование всей социальной группы нормам поведения, характерным для данной группы, а в условиях социальной аномии, напротив, нормы и ценности перестают теряют свою значимость и их влияние на поведение членов общества минимально.

Предмет социологии

 

Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, которая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, которое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря своему качеству и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель).

Таким образом, предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. В современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода является положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний является лишь мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некоторых других авторов.

Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, является неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений. Особенно она подчеркивалась Кантом, которого Гегель подверг за это резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.

По существу, в этой критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, который впоследствии получил свое подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.

Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И это положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.

 

Социология и другие науки об обществе

 

В системе гуманитарных наук социология занимает особое место. Это объясняется тем, что, во-первых, она является наукой об обществе, его явлениях и процессах; во-вторых, она включает в себя общую социоло­гическую теорию или теорию общества, которая выступает как теория и методология всех других гуманитарных наук; в -третьих, все гуманитар­ные науки, изучающие различные стороны жизнедеятельности общества и человека, всегда включают в себя социальный аспект, т.е. те законы, которые исследуются в той или иной сфере общественной жизни и реали­зуются через деятельность людей; в-четвертых, техника и методика изучения человека и его деятельности, которые разрабатываются социо­логией, необходимы для всех общественных и гуманитарных наук, т.к. используются ими для своих исследований, и наконец, в-пятых, сложилась целая система исследований, которые проводятся на стыке социологии и других наук. Эти исследования получили название социальных исследова­ний (социально - экономические, социально - политические, социально ­демографические и др.).

Будучи наукой об обществе, социология в то же время включает в себя как общую теорию процессов общественной жизни, которая является объектом изучения общественных и гуманитарных наук, так и социальные теории различных сторон общественной жизни, т.е. социальные теории труда, образования, здравоохранения и т.д. и в то же время социология опирается на достижения статистики, демографии, психологии и других дисциплин, которые изучают общество и человека.

Важной составной частью социологии является ее практическая сто­рона. Главное здесь не прибавление научных знаний, открытий, а именно практическая польза, то есть социологические исследования, которые поставляют богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических задач - они дают конкретную информацию для осуществления социальной политики органами государственного управления и возможности появления социальной напряженности, а также социальных кризисов. Благодаря социологическим исследованиям органы исполнитель­ной и представительной власти способны выработать научно обоснованные прогнозы развития социальных процессов в будущем и осуществлять целе­направленную политику во всех сферах общественной жизни.


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Общая характеристика общественных отношений
  2. III. Труд (уроки труда, общественно полезный труд в учебном заведении и дома - месте проживания)
  3. PR – отношения с общественностью. Цели, задачи, функции, методы
  4. А сейчас у Вас есть желание вернуться в эту область? Тогда это было всё гораздо сложнее технически: и монтаж, и сбор информации, и другие аспекты.
  5. Абонемент на космические путешествия и другие религиозные убеждения, которые заставляют вас препятствовать собственному успеху и счастью
  6. Авторское право - правовое положение авторов и созданных их творческим трудом произведений литературы, науки и искусства.
  7. Административно-правовое положение общественных организаций (объединений)
  8. Административно-правовой статус общественных объединений
  9. Актуальные проблемы науки административного права
  10. Алтайская краевая общественная организация
  11. Антиобщественный» означает теперь «агрессивный»
  12. Антипьев. А. К вопросу о формировании цивилизованного рынка труда в «архаичном» обществе // Человек и труд – 2010. – № 5. – С.27-48.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь