Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Социологические концепции личности



 

Социологические концепции личности - ряд теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов Многогранность процесса становления, развития и формирования личности породила различные концепции, которые по-разному подчеркивали те или иные аспекты этой проблемы.

В работах Ч.Х.Кули (1864-1929), Дж.Мида (1863-1931)нашла отражение теория зеркального " Я", в которой личность трактовалась как объективное качество, приобретенное человеком в процессе социальной жизни.

Я.Л.Морено (1892-1974), Т.Парсонс (1902-1979), Р.Липтон и др. уделяли внимание ролевой теории личности, согласно которой последняя есть функция от той совокупности социальных ролей, которое человек выполняет в обществе.

Значителен вклад в социологию личности сторонников статусной теории.

В отечественной социологии многое по проблемам развития человека, личности сделали ученые как в конце 19-начале 20 века, так и в советский период.

В дореволюционной период проблемы личности были проанализированы достаточно детально в трудах П.А.Лаврова (1823-1900), Е.В. де Роберти (1843-1915), П.А Сорокина (1889-1968). Интересные наблюдения о нравах, привычках, ориентациях крестьянина осуществил А.Н.Энгельгардт (1832-1893).Но особенно значительна роль Н.К.Михайловского (1842-1904), который предложил рассматривать личность в трех ипостасях: биогенном, психогенном и социогенном обличьи. Много внимания он уделил проблеме индивидуальности.

В советский период для развития теории личности и её социологической и социально-психологической интерпретации многое сделали Б.Г. Ананьев, В.Г.Алексеева-Харчева, Л.П.Буева, И.С.Кон, Л.А.Зеленов, А.Г Здравомыслов, В.Н.Лавриненко, А.В.Петорвский, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов, Г.Л.Смирнов, Е.В.Шорохова, Е.Б.Шестопал, И.Т. Фролов, В.А.Ядов и др.

К анализу социологических проблем личности полностью применимы слова известного американского социолога Ч.Р.Миллса (1916-1962), который писал, что " изучение социологии должно показать, как оценивать себя не как изолированную личность, а как человека в море человечества; помочь расположить себя в историю и перспективу, чтобы точнее понять и оценить те факторы, которые влияют как на ваше поведение, так и на поведение других людей.

 

Социализация личности.

Кризис политической социализации в России

 

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальным выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

 

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе. В условиях трансформации политической системы в современной России, возрастает роль и значение политической социализации, результатом которой должна быть новая политическая культура населения, соответствующая новым социальным условиям.

Новая российская социальность представляет собой совокупность различных свойств жизнедеятельности общества, определяемых новым общественным строем, распадом экономической системы, особой российской культурой, трансформацией социальных институтов и организаций. Российская социальность как совокупность социальных связей и общественных отношений представляет собой качественно новое динамичное образование, переживающее модификацию экономической и политической сферы, реконструкцию социального пространства, распад старой и становление новой социальной структуры, социокультурную дифференциацию и другие коллизии нестабильного кризисного общества В стабилизационном мировоззренческом контексте российская социальность воспринимается как особая совокупность общественных связей и отношений, не имеющая четких форм, но пронизывающая все явления общества, развивающегося по пути демократии, гражданского общества и правового государства.
В условиях кризисного, переходного состояния общества, при смене типов политической культуры возникают серьезные проблемы сохранения и передачи политического опыта, преемственности политических институтов, норм и ценностей. Именно это и наблюдается сегодня в России. В стране одновременно изменились и политическая, и экономическая системы, возник идеологический вакуум, подверглись глубокой коррозии базовые ценности. Россия существует теперь в новых границах, экономический потенциал ее заметно изменился после распада СССР. Это ложится тяжелым бременем на плечи миллионов россиян. Обнищание значительной части населения, ослабление законности и правопорядка, рост преступности, произвол и коррупция чиновников в значительной степени подрывают уважение граждан к существующим политическим институтам и лидерам. Растет разрыв между гражданами и государством, между разными группами населения, наконец, между поколениями россиян.
Современная Россия находится в состоянии формирования новой социальной системы. Социальные нормы современного российского общества на текущий период не представляют собой естественной адаптационной нормы развития для подрастающего поколения ввиду кризиса таких сфер жизнеобеспечения, как образование, здравоохранение, средства связи, транспорт, вследствие множественных длительных и кровопролитных межэтнических конфликтов, затянувшегося политического кризиса, падения духовности, нравственности, изменения ценностных ориентаций, разрыва между гражданами и официальной властью, роста различных форм общественных девиаций.
Таким образом, особенности политической социализации в современном российском обществе сегодня обусловлены, прежде всего, его переходным состоянием и общей нестабильностью.

Девиантное поведение

Девиантным (от англ. deviation – отклонение) называется поведение, противоречащее установленным в обществе моральным и правовым нормам. Оно влечет за собой изоляцию, лечение или наказание человека, нарушающего принятые правила. Основные формы девиантного поведения – преступность, алкоголизм, наркомания, сексуальные извращения, проституция, самоубийства.

Единого объяснения девиантного поведения людей нет. Ряд исследователей полагают, что к росту его интенсивности приводит социальная дезорганизация (внутри- и межгрупповые конфликты, резкие изменения в обществе), когда контроль за соблюдением норм и правил заметно ослабевает, в то время как в условиях стабильности оно встречается достаточно редко. Другие объясняют возникновение девиантного поведения ситуацией, когда общественно значимые ценности являются легально достижимыми не для всех, но лишь для отдельных лиц или социальных групп. Кроме того, существует точка зрения, согласно которой девиантное поведение свойственно людям, воспитывающимся в среде, где насилие, аморальность и другие располагающие к такому поведению условия жизни считаются нормальными.

Социальная аномия

Понятие аномия было впервые введено Эмилем Дюркгеймом. Аномия по Дюркгейму – это определенное состояние общества, при котором в обществе существуют разногласия, члены общества не верят в существующие ценности и цели, утрачены нормативные и нравственные рамки поведения в обществе.

Теория аномии Дюркгейма основана, отчасти, на теории Томаса Гоббса об отсутствии каких-либо «естественных» ограничений желаниям и амбициям человека. Поэтому, необходимы ограничения, имеющие социальное происхождение. Состояние аномии характерно для общества, в котором таких социальных ограничений нет. Аномия по Дюркгейму – это аномальная социальная форма, результат неспособности полностью перейти от механической солидарности, характерной для досовременных обществ, к органической солидарности – отличительной черте современного общества.

Аномия по Дюркгейму действует на общество разлагающе, приводит к общественным беспорядкам и несчастьям. В своем научном труде «Самоубийство» Дюркгейм рассматривает взаимосвязь между количеством самоубийств и социальными ситуациями, присущими социальной аномии. Например, Дюркгейм изучает корреляцию между числом самоубийств в обществе и количеством разводов в этом обществе.

Аномия в социологии изучалась не только Эмилем Дюркгеймом, но и Робертом Мертоном. Суть теории культурной аномии Р. Мертона основана на его собственной интерпретации теории аномии Дюркгейма. Теория аномии Мертона предполагает, что аномия это социальные ситуации и ориентации отдельных индивидов, несоответствующие определяемым культурой общества целям и доступностью институционализированных средств их достижения. Культурная аномия в обществе приводит к росту преступности, асоциального поведения, снижению значимости ценности и норм. Примером мертоновской аномии могут служить социальные условия в России в начале 90-х годов 20 века, когда процветала организованная преступность. Согласно теории социальной аномии - преступник - это человек, реагирующий на состояние аномии в обществе, а преступность является нормальным социальным явлением. Иногда встречаются утверждения, будто аномия является примером конформистского поведения. Это, конечно, не так. Конформистское поведение предполагает следование всей социальной группы нормам поведения, характерным для данной группы, а в условиях социальной аномии, напротив, нормы и ценности перестают теряют свою значимость и их влияние на поведение членов общества минимально.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 367; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь