Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси. Конфессиональное многообразие современной Беларуси.
Если попытаться обобщить данные об уровне религиозности населения Беларуси, то можно сказать, что верующими (в Бога) себя считают около половины опрошенных (в зависимости от года и авторства исследования цифры немного разняться): 1994 год — 32, 8 %, , 2001 год — 44, 3 %, 2006 год — 58, 9 %. Количество неверующих за период с 1994 года до настоящего времени колеблется в пределах 9—13 %. Такая стабильность в среде неверующих свидетельствует о том, что ряды верующих приходят из среды колеблющихся (между верой и неверием) и людей с квазирелигиозным сознанием (вера не в Бога, а в иные деперсонифицированные сущности). Кстати, эта ситуация косвенно подтверждает предположение о наличии неизменного числа (10—15 %) людей с генетической предрасположенностью к вере или атеизму. Существует несколько причин роста уровня религиозности в Беларуси и на всем постсоветском пространстве: 1. Ценностная переориентация населения, глубочайшие социокультурные трансформации, что связано с разрушением идеологической монополии марксизма и появлением мировоззренческого многообразия в духовной жизни республик постсоветского пространства. 2. «Реабилитация» религии как неотъемлемой части культурного прошлого и настоящего. Религиозная вера перестала быть признаком «классовой несознательности» и отсталости человека. Религия стала оцениваться как неотъемлемая и важная часть духовной культуры личности и народа. 3. Легализация деятельности религиозных организаций, которые занимаются благотворительностью, религиозной пропагандой, издательской деятельностью, проводят культурные и просветительские акции и т. п. 4. Свободный доступ к литературе религиозного содержания. 5. Возможность посредством религии оправдать собственные политические взгляды (здесь речь идет о религиозно-политических образованиях, которые в своих программах сочетают политические и религиозные мотивы). 6. Поиск психологической защиты от негативных последствий социально-экономических катаклизмов (различного рода депривации). Степень религиозности позволяет определить «глубину» религиозного чувства, формы его материализации в поведении, мотивах и оценках людей. Данные социологических опросов подтверждают тенденции, которые были отмечены западными учеными в 60-х годах XX века: рост секуляризма не столько вытесняет религию из сознания людей, сколько ведет к ее трансформации, мутации традиционно-воцерковленных форм поведения верующего. Можно говорить о появлении в религиозном поле Беларуси нового типа религиозного человека — секулярного (партикулярного) верующего. Считая себя верующим (почти половина опрошенных), высоко оценивая роль религии в сохранении традиции и культуры (более трети опрошенных), признавая нравственную функцию религии (более 40 % опрошенных), такие респонденты не живут церковной жизнью. Это наиболее характерно для православного населения: регулярно посещают храм (участвуют в богослужениях) только 19, 5 % православных, не посещают вовсе — 14, 8 %; участвуют в обрядах и таинствах — 18, 1 %, не принимают участия — 24, 1 %. Для католиков эти показатели следующие: регулярно посещают богослужения 44, 7 %, не посещают — 1, 3 %; участвуют в обрядах — 37, 3 %, не участвуют — 9, 3 %. Более ответственно относятся к своим религиозным обязанностям протестанты: регулярно совершают богослужения 93, 6 %, не совершают — 10, 0 %; участвуют в обрядах и таинствах — 87, 3 %, не участвуют — 3, 5 %. К глубоко верующим отнесли себя 4, 2 % православных, 10, 2 % католиков, 75 % баптистов. Регулярно молятся 13 % православных, около 18% католиков и 85, 7 % протестантов. Из общего числа опрошенных более 12 % не допускают ситуации, что можно считать себя верующим и не ходить при этом в церковь, не участвовать в обрядах. Наибольший процент верующих с противоположной точкой зрения фиксируется в возрастной группе до 30 лет (79 %). Относительно информированности о вероучительных основах своей религии необходимо отметить, что большой процент верующих либо слабо ориентируется в них, либо вообще не придает им особого значения (что граничит в некоторых случаях с ситуацией ереси). Так, верят во второе пришествие Христа менее 25 % православных и 38 % католиков, но более 90 % протестантов. Около трети христиан верят в переселение душ. Характер религиозности населения Беларусиописывается целым рядом показателей, которые прежде всего дают представление о конфессиональной пестроте отечественного религиозного поля. К этой группе показателей относятся и особенности проявления религиозной жизни населения в зависимости от национальных, региональных, исторических факторов. На начало 2008 года в Беларуси официально зарегистрировано 25 конфессий. Абсолютное большинство верующих относит себя к какой-либо конфессии, т. е. предпочитает исповедовать веру в оформленных (институциональных) схемах. Если обобщить данные многих социологических исследований, то картина конфессиональной мозаики Беларуси будет следующей: к православию себя относят около 80 % верующих (включая старообрядчество), к католицизму (включая греко-католиков и католиков латинского обряда) — 10—15 %, к протестантизму (включая «христиан в целом») — 2 %, к другим конфессиям — около 4 % (включая 0, 2 % иудеев и 0, 2 % мусульман). Указанное количество конфессий остается более-менее стабильным в Беларуси уже более 10 лет, что говорит о ситуации перехода из стадии «производства» новых вероучений в стадию их освоения верующими. Это сопровождается и разработкой со стороны государства стратегий социализации этих вероучений, оформления их присутствия в культурном пространстве Беларуси. Определяя характер религиозности, необходимо указать на некоторые существенные показатели (особенности). Территориально религиозность в Беларуси имеет четкую границу (она совпадает с границей между СССР и Польшей 1939 года). Население западной части более религиозно, чем восточной (верующих около 75 % опрошенных). Число религиозных общин в западных областях Беларуси гораздо больше, чем в восточных. Отмечено, что «...в приграничных с Польшей регионах Беларуси религия играет в повседневной жизни населения вчетверо более значительную роль, чем в восточных ее областях. А в определении жизненной судьбы человека из западных районов Беларуси — религия в 2, 3 раза играет более значительную роль, чем для среднестатистического жителя ее восточных районов». По национальному составу среди основных конфессий (православие, католицизм, протестантизм) преобладают белорусы (83, 3 %, 56, 4 %, 73, 8 % соответственно). Из числа католиков выделяется этноконфессиональная группа поляков (более 40 %). Социально-демографические характеристики верующих можно свести к такому описанию: «...Православные и католики — это преимущественно женщины, лица среднего и старшего возрастов (старше 45 лет); обе группы плохо обеспечены материально, однако католики в качестве источника дополнительных доходов чаще работают по найму, а православные — получают помощь родтвенников. Наоборот, протестанты — это чаще подростки и лица экономически активного возраста, с высоким уровнем образования, лучше материально обеспеченные». К религиозным себя относят чуть более 30 % респондентов в возрасте до 30 лет, 28, 5 % — в возрасте 30—49 лет, около 40 % — в возрасте 50—60 лет, 65, 3 % — в возрасте свыше 65 лет. Среди верующих количество женщин почти в два раза превышает количество мужчин (данные за август — сентябрь 1998 года). Отмечен рост религиозности молодежи, в том числе студенческой: в конце 1990-х годов верующими себя называли 44, 6 % студентов и столько же отнесли себя к колеблющимся (в Гродненском государственном университете считают себя верующими 63, 3 % студентов). Культурно идентифицируют себя с православием (независимо от личной веры) чуть более 60 % жителей Беларуси. Каждый пятый житель Беларуси не отождествляет себя с какой-либо религиозной конфессией (13 % таких респондентов обозначили себя как убежденные атеисты). Динамика религиозности — еще один важный показатель религиозной ситуации. Все без исключения исследователи констатируют резкую активизацию религиозной жизни в Беларуси (со второй половины 1980-х до конца 1990-х годов), чему способствовали ослабление, а затем и крушение формальных и неформальных норм атеистической идеологии в Советском Союзе.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1962; Нарушение авторского права страницы