Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Благословение детей (Матф. 19:13-15; Марк. 10:13-16 и Луки 18:15-17).



Из трех Евангелистов, сообщающих об этом событии, подробнее всех повествует св. Марк, который говорит, что Господь «вознегодовал» на учеников Своих за то, что они не допускали к Нему детей. Столь велика, следовательно, была любовь Господа к детям, если Он, с величайшей кротостью и терпением переносивший людские неправды, вознегодовал на учеников Своих. Любовь Свою к детям Господь объясняет указанием на достоинства их, и эти достоинства ставит примером для подражания всем, желающим войти в Царствие Небесное, говоря, что «кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него», то есть Царствие Божие надо принять в свое сердце с таким же чистым, невинным и непорочным расположением духа, каково оно бывает у малых, еще нравственно не испорченных детей. «Не препятствуйте детям приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное» — отсюда вывод, что великий грех совершают те родители и воспитатели, которые не приводят детей ко Христу, научая их вере христианской, и еще больший грех тяготеет на тех из них, которые намеренно отклоняют детей от пути веры.

Гладков

Благословение детей

Христос не успел еще окончить беседы о браке и девственности, как сквозь окружавшую Его толпу стали пробираться женщины с детьми. Ученики не пускали их, а они умоляли пропустить их к Иисусу, чтобы Он возложил руки свои на детей и помолился о них.

Иисус услышал мольбу матерей и отказ учеников и, обращаясь к ним, сказал: пустите детей и никогда не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное (Мф. 19, 14). Царство Небесное открыто будет непорочным, как дети. Об этом Христос говорил уже Апостолам, когда они просили Его, кто больше в Царстве Небесном? (см. выше, с. 519). Повторил Он и теперь, что, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Мк. 10, 15).

Не препятствуйте им приходить ко Мне. Напишите себе эти слова на стене, воспитатели детей, и читайте их каждый раз, как приступаете к исполнению своих обязанностей! Сами не препятствуйте детям идти ко Христу, и смотрите зорко, чтобы никто не сбивал их с этого пути. Помните, что на вас лежит ответственность за целость этого стада Христова. Но этого мало — не препятствовать; на вас лежит более высокая обязанность: вы должны вести своих питомцев ко Христу. И не отговаривайтесь, что на это приставлен к детям законоучитель. Он преподает им Закон Божий, а вы внедряйте в сердцах их этот Закон; следите за исполнением его; внушайте им, что счастье на земле возможно только тогда, когда люди будут любить ближних своих самоотверженной, всепрощающей любовью; да и на собственном примере доказывайте им, что жизнь во Христе есть единственно счастливая здесь, в Царстве Божием, и притом открывающая двери Царства Небесного. А если вы не можете вести своих питомцев ко Христу, по своему неверию или равнодушию к делам веры, то изберите себе другое поприще; не принимайте на свою душу той, хотя бы нравственной только, ответственности, которая может и вас привести к сознанию, что лучше было бы, если бы повесили вам мельничный жернов на шею и потопили в глубине морской!

Безобразов

Дети… ничем не проявили своей приверженности ко Христу и, тем не менее, удостоились Его благословения

Зигабен

На Матфея, гл.19

Стих 13. Тогда приведоша к Нему дети, да руце возложит на них и помолится: ученицы же запретиша им.Лука (18, 15) назвал их младенцами, которые приносились по вере родителей. Ученики же запрещали, т. е. не допускали приносящих, как написал Марк (10, 13). Вероятно, они не допускали и тех, и других, из уважения к Учителю.

Стих 14. Иисус же рече (им): оставите детей и не возбраняйте им приити ко Мне: таковых бо есть Царство Небесное. Марк (10, 14) сказал, что Он даже вознегодовал на недопускавших. Принимает детей, с одной стороны, показывая, что Он принимает незлобивых, с другой — научая, что должно унижать надменную гордость и принимать презираемых. Не сказал, что этих есть Царство Небесное, но — таковых, т. е. подражающих простоте их. Об этом подробнее сказано в 18 главе.

Стих 15. И возложь на них руце, отыде оттуду. Марк (10, 16) сказал, что Он обнял их и, возложив на них руки, благословил. Он сделал это, исполняя просьбу приведших: приведоша, говорит, к Нему дети, да руце возложит на них и помолится. Вместе же с этим Он опять показал, что Он обнимает и приближает к Себе незлобивого, — возлагает на него руки, т. е. охраняющую Свою силу, благословляет и освящает его.

Блаж.Феофилакт

Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился, ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. Матери приносили детей, чтобы дети их получили благословение чрез прикосновение рук Его. Но женщины с детьми подходили в беспорядке и с шумом, а потому ученики и не допускали их. Кроме того, ученики полагали, что достоинство их Учителя может унижаться, если будут подносить детей. Но Христос, показывая, что для Него приятнее тот, в ком нет лукавства, говорит: " пустите детей, ибо таковых есть Царство Небесное". Он не сказал: " этих", но " таковых", то есть простых, невинных, незлобных. Посему если и ныне к какому-либо учителю приходят христиане, предлагая детские вопросы, то учитель не должен удалять их от себя, но должен принять их. На Матфея

Лк.18: 15. Пример детей также ведет к смиренномудрию. Господь сим научает быть смиренными, принимать всех и никого не презирать. Ученики считали недостойным Такого Учителя – приносить к Нему детей. А Он оказывает им, что нужно быть так смиренными, чтобы не гнушаться и самыми малыми.

18: 16. Таким образом, не отвергнув младенцев, но с удовольствием приняв их, Господь «делом» учит смиренномудрию. Учит Он и «словом», говоря, что «таковых есть Царствие Небесное», кои имеют расположение детское.

18: 17. Дитя не превозносится, никого не унижает, незлобиво, бесхитростно, ни в счастье не надмевается, ни в скорби не уничижается, но всегда совершенно просто. Поэтому, кто живет смиренно и незлобиво, и кто принимает Царствие Божие как дитя, то есть без коварства и любопытства, но с верой, тот приятен пред Богом. Ибо кто излишне любопытствует и всегда спрашивает: как это? – тот погибнет со своим неверием и не войдет в Царствие, которого не хотел принять в простоте, без любопытства и со смирением. Поэтому все апостолы и все в простоте сердца уверовавшие во Христа могут быть названы детьми, как и Сам Господь назвал апостолов: «дети! есть ли у вас какая пища? » (Ин.21: 5). А мудрецы языческие, доискивающиеся премудрости в таком таинстве, каково Царствие Божие, и не хотящие принять оное без рассуждения, по справедливости отторгнуты от этого Царствия. Господь не сказал: «этих» есть Царствие, но «таковых», то есть кои добровольно приобрели себе незлобие и смиренномудрие, которое дети имеют по природе. Итак, все церковное, что составляет Царствие Божие, будем принимать без любопытства, с верой и смирением. Ибо любопытство свойственно самомнению и самомудрованию. На Луку

Велика была вера в народе, когда он одно возложение Христом рук принял как благословение для приводимых к Нему детей, А ученики не допускали приводящих, думая, что это недостойно Его. Что же Христос? Научая учеников смиренномудрствовать и отвергать мирское надмение, Он принимает и обнимает детей. Сим Он показывает, что приемлет незлобливых; потому и говорит: " ибо таковых есть Царствие Божие". Заметь, не сказал: сих детей " есть Царствие", но " таковых", то есть стяжавших такое же незлобие, какое дети имеют по природе. Ибо дитя не завидует, не помнит зла и, будучи наказуем матерью, не бежит от нее, но хотя бы и рубище она носила, предпочитает ее царице; так и добродетельно живущий предпочитает мать свою, разумею Церковь, всему и не увлекается житейскими наслаждениями. За то Господь и обнимает таких, говоря: " Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные", и благословляет их, говоря: " Приидите благословенные Отца Моего". Царством же Божиим называет здесь проповедь Евангелия и обещание будущих благ. Итак, кто примет проповедь Божественную как дитя, то есть, нисколько не раздумывая и не допуская в себе неверия, тот войдет в Царство Божие и наследует те блага, которые уже приобрел верою. На Марка

Толковая Библия

Мф.19

13. (Мк. 10: 13; Лк. 18: 15). Причины того, что ученики препятствовали приносить детей к Иисусу Христу, заключалась, по обычному объяснению, в том, что боялись, как бы не помешать Его учению и не отвлечь Его к более низкой, по их мнению, деятельности. Златоуст выражает эту причину в двух словах: α ξ ι ώ μ α τ ο ς έ ν ε κ ε ν (из уважения к Иисусу Христу).

14. (Мк. 10: 14; Лк. 18: 16). Слово " вознегодовал", встречающееся у Марка, Матфей и Лука пропускают. Вместо " пустите" можно переводить " оставьте" или " отпустите". Дальнейшие слова " приходить ко Мне" зависят не от этого глагола, а от " не препятствуйте им" (греч.). Несомненно, что этот простой евангельский рассказ имел огромное значение и влияние на установление правильных отношений взрослых к детям и служит основой всей современной педагогики. Учение Христа было совершенно противоположно суровым мнениям ветхозаветных людей (например, Сир. 30: 1-13).

15. (Мк. 10: 16). Марк добавляет: " и обняв их". Рассказ этот можно считать добавлением и разъяснением всего предыдущего учения, изложенного в настоящей главе. Сначала в ней излагается глубочайшее учение о браке и случайных исключениях из всеобщего, вложенного в человеческую природу, естественного и нравственного закона. Затем Спаситель как бы возвращается к Своей первоначальной мысли о святости брачного союза и возлагает руки на детей, как плод брачных отношений и супружеской верности. После этого Он отправляется в дальнейший путь, что особенно ясно из начальных слов Мк. 10: 17.

Мк.10

13-16 (См. Матф. XIII, 15). Ев. Марк говорить, что детей ко Христу " приносили". Это указывает, что под детьми он разумеет младенцев в самом раннем возрасте. От " прикосновения" ко Христу дети, по верованию приносивших их, должны были получить здоровье (ср. I, 41: III, 10) — Вознегодовал Христос на учеников в виду их непонимания того, что и дети не должны быть исключаемы из числа членов Царствия Божия. — Кто не приметь Царствия Божия как дитя, т. е. кто не приметь сейчас проповеди о грядущем царстве с детскою доверчивостью, кто не уверует всем сердцем во Христа. — Тот не войдет в него, т. е. в будущее славное царство Божие, которое откроется в конце времени. — И обня их… Правильнее: Он брал их на руки, возлагал на других Свои руки и благословлял их. — Это место справедливо издревле признавалось основным пунктом в доказательствах, какие приводились в пользу обычая крестить и младенцев.

Лк.18

15-17. Приносили к Нему и младенцев (τ ά β ρ έ φ η - детей самого раннего возраста). - Подозвав их, сказал… В русск. переводе, по-видимому, речь об учениках, но, как видно из греческ. текста, зов Христа был обращен к самим малюткам (π ρ ο σ κ α λ. α υ τ ά ), а речь ( сказал ) - к ученикам.

Кузнецова

Ст. 13 – Слава Иисуса как великого и святого человека расходилась повсюду, и к Нему принесли или привели детей, чтобы Он к ним прикоснулся. У многих народов известен такой обычай, считалось, что прикосновение великих людей охраняет детей от бед. У евреев это называлось благословением (ср. Быт 48.13-16). Греческое слово «пайд`иа» обычно обозначает детей до двенадцати лет.

Евангелист не сообщает, кто именно привел детей, но можно предположить, что это были родители. Ученики запрещают им это делать, вероятно, считая, что дети слишком незначительны, чтобы отнимать время у Иисуса. Здесь учениками снова движет чувство своей исключительности (ср. 9.38).

Ст. 14-15 – Впервые в Евангелии говорится, что Иисус возмутился поступком Своих учеников. Царство Бога принадлежит таким, как они. У детей нет ничего: ни имущества, ни власти, ни привилегий. Они получат Царство не потому, что они его заслужили, не потому, что невинны и безгрешны, доверчивы, смиренны и т.д., а потому что Бог пожелал дать им такой дар (ср. Лк 12.32) и они его так и принимают – как дар. Эти слова близки по смыслу к первой заповеди блаженства в варианте Луки: «Радуйтесь, бедные! Царство Бога ваше» (6.20).

Слова Иисуса «Пусть дети приходят ко Мне», как и некоторые другие места Нового Завета (Деян 8.36; 10.47; 11.17; 16.32), вскоре были истолкованы ранней Церковью как разрешающие крещение младенцев.

Ст. 16 – Иисус не только возложил на детей руки, но и сделал б`ольшее – благословил. Греческий глагол, употребленный здесь, имеет усилительное значение: Иисус сделал это не формально, но с большим чувством.

Библейские комментарии отцов Церкви

10: 13-16 «ПУСТИТЕ ДЕТЕЙ ПРИХОДИТЬ КО МНЕ»

Обзор: Дети свободны от необходимости в покаянии перед крещением, поскольку не творили греха по собственной воле. В крещении им отпускается первородный грех по вере и молитвам их родителей и восприемников (Августин Иппонский). Крещение доступно каждому взрослому, приносящему покаяние в прежней жизни, и тем более детям, потому что они несут на себе не свои грехи, но грех Адама (Киприан Карфагенский). Крещение возможно в любом возрасте, однако детский возраст особенно восприимчив для принятия веры (Василий Кесарийский).

10: 13 Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним

Кому не нужно покаяние?

Всякий, кто поставлен судьей над собственной волей, может, подходя к таинствам, начать новую жизнь лишь после того, как раскается в жизни ветхой. От такого покаяния свободны при крещении только дети, поскольку они еще не могут пользоваться свободой воли. Однако им при освящении отпускается первородный грех через веру тех, кто их приводит к крещению, чтобы как они унаследовали от других, то есть родителей, скверны преступлений, так теперь молениями и заступничеством других очистились.

Августин Иппонский, Проповеди1103.

10: 14 Пустите детей приходить ко Мне

Крещение детей в древней Церкви

Даже самым страшным преступникам, как и тем, кто много согрешил против Бога, если сделаются верующими, даруется отпущение грехов1104. Ни крещение, ни благодать для таких не воспрещаются1105. Тем более не должно быть никаких препятствий для ребенка, который недавно родился и ни в чем еще не согрешил, кроме того, что, будучи рожден по плоти от Адама, он самим своим рождением уже прикоснулся к древнейшей смерти1106. Этот грех, однако, отпустится ему с большей легкостью, ибо он не его собственный, а чужой. Потому, возлюбленный брат, мы приняли соборное решение1107 никому не отказывать ни в крещении, ни в благодати Божией, ибо Бог ко всем сострадателен, щедр и милостив1108.

Киприан Карфагенский, Послания1109.

Апостольское предание

Всякое время и особенно время раннего возраста полагаем мы удобным для принятия приходящих, поскольку и апостол восхваляет того, кто с младенчества изучил Священные Писания1110, а также призывает воспитывать детей в учении и наставлении Господнем1111.

Василий Кесарийский, Пространные аскетические правила1112.

1003 TLG 2062.152, 58.561.10-7; Гомилия 57.2.

1004 Лук. 18: 8.

1005 Ср. Мат. 17: 20, 21: 21.

1006 Лук. 17: 5.

1007 Ср. Евр. 10: 22.

1008 С1. 0284, 115.38.665.42.

1009 Деян. 2: 21; Ср. Рим. 10: 13.

1010 Рим. 10: 14.

1011 Ср. Map. 11: 24; Мат. 21: 22.

1012 С1. 0284, 115.38.665.19.

8 Исцеление расслабленного в Капернауме

Иванов

Исцеление разслабленнаго (Μ ф. 9: 1-8; Мк. 2: 1-12; Лк. 5: 17-26)

За Иисусом Христом всегда следовало множество народа, жаждавшаго послушать великаго Пророка — или даже только повидать Его. Так, когда Он находился в одном доме в Капернауме, то не только этот дом, но и все прилегающия к дому места были заняты народом.

В это время принесли к Иисусу разслабленнаго, но от тесноты нёсшие его не могли пройти к Иисусу и, взойдя на крышу дома, разобрали часть кровли и опустили больного к ногам Иисуса. Вера несших, подвинувшая их на такой поступок — да и самого больного, согласившагося на такое безпокойство — преклонила Сердцеведца к отпущению разслабленному грехов, как главной причины его болезни — а сие возбудило в бывших здесь книжниках и фарисеях ропот против Иисуса и подозрение в Богохульстве.

Вопрос Иисуса, предложенный фарисеям о том, что труднее — прощать ли грехи или исцелять болезни — должен был привесть сомневающихся к убеждению, что оба сии действия возможны только Богу; а последовавшее затем повеление разслабленному: возстани, возьми одр твой и иди в дом твой, сопровождаемое самым делом, доказывало, что такая Божественная власть отпущения грехов и исцеления больных действительно принадлежит Иисусу — и привело в необыкновенное изумление всех свидетелей чуда.

Таким образом в этом разсказе мы видим:

а) Действие веры, преодолевающей все препятствия и привлекающей благоволение Божие не только на самих верующих, но и на тех, которые имеют к ним какое-либо отношение; б) Действие всеведущей любви Божией, дарующей не только просимое, но и то, что служит залогом блага будущаго; наконец в) Действие неверия, в самых благодеяниях отыскивающаго поводов к ропоту, а в чудесах — поводов к сомнению.

Примечание. Поднятие на кровлю дома с больным и опущение его сквозь разобранное отверстие в кровле очень легко объясняется устройством домов на Востоке, где кровли домов плоски, имеют с улицы, со двора и даже от соседних домов лестницы и делаются очень часто из удоборазбираемаго материала. В сем случае кровлею у Евангелиста могла быть названа часть ея, лежащая над открытым пространством двора или над галереей дома, состоявшая из нескольких досок и ковров или циновок (рогож), защищавших эту часть от солнечных лучей.

а) Прощение грехов естественно предполагалось и в прежних случаях исцелений, хотя и не высказывалось. Указание на него можно видеть в требовании Иисусом Христом веры от исцеляемых.

б) Исцеление разслабленнаго тем замечательнее, что совершено не столько по вере его самого, сколько по вере несших его (Иисус же видев веру их — стих 2-й), и может служить доказательством того, как взаимная любовь, родство или другия отношения между членами Церкви или одной великой семьи Человечества дают право на взаимное общение высших духовных дарований и на вменение действий одного лица другому. Если вера одного разслабленнаго делала его способным и достойным к принятию отпущения грехов — то вера нёсших его подвигла Иисуса дать ему и исцеление от болезни.

в) Ропот на Иисуса Христа за отпущение грехов понятен, потому что книжники считали эту власть принадлежащею Богу, а Иисуса они почитали за обыкновеннаго человека. Но они не понимали, что и власть исцелять болезни принадлежит также одному Богу. Примеры этих исцелений они видели у древних пророков и, считая Иисуса не более, как пророком, думали, что и Он мог пользоваться, подобно им, только властию исцелений. Иисус Христос, Своим разъяснением этого вопроса, хотел показать книжникам, что даже древние пророки, пользуясь одним правом, должны были пользоваться и другим, очевидно, только во имя Божие. Тем более эта власть должна принадлежать Сыну Человеческому, то есть Мессии, Который вместе есть и Сын Божий.

Таушев


Поделиться:



Популярное:

  1. I. Алименты в пользу несовершеннолетних детей.
  2. II. Имидж библиотек для детей и юношества Удмуртской Республики глазами читателей
  3. VIII. Читательские стратегии посетителей библиотек для детей и юношества
  4. А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира – у белых, черных, желтых – тоже было знамя одного цвета?
  5. А сейчас Я хочу сказать кое-что о программе детей, умирающих в очень раннем возрасте.
  6. Автор специального исследования по этому вопросу Середонин пришел к выводу, что в конце XVI в. было не более 23–25 тыс. детей боярских и дворян, числившихся в разрядных списках.
  7. Административные меры, направленные на ограждение детей от пьянства
  8. Алгоритм методики исследования органов дыхания у детей.
  9. Анализ программ логопедической работы по преодолению речевых нарушений у детей дошкольного возраста
  10. Анализ произведений художников, творческих работ детей.
  11. Анализ результатов развития речи детей 4 года жизни.
  12. Анатомо-физиологические особенности детей 13 - 14 лет


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь