Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Анализ произведений художников, творческих работ детей.
Обычно в начальной школе отводится время для кратких «бесед об искусстве», в ходе которых сообщаются некоторые сведения о художнике, разъясняется содержание картин и говорится об их художественных достоинствах. При этом не учитывается, что в процессе восприятия искусства между ребенком младшего школьного возраста и картиной художника возникает своеобразный «психологический барьер»: дети почти (или совсем) не могут соотнести художественное содержание картины с собственным жизненным опытом, чувствами, интересами, отношением к миру и с опытом своей изобразительной деятельности. Причина возникновения такого «барьера» в отсутствии у ребенка сознания того, что произведение искусства - это необычная неодушевленная вещь, а определенная в красках, звуках, формах духовная жизнь людей, что в картине другой человек выразил свои идеи, переживания, труд и творчество. Опыт регулярного обсуждения и оценки на уроках сначала только рисунков одноклассников, потом - их же, но вместе с картинами художников и, наконец, своих собственных позволяет ребенку «построить мост» между детскими изобразительными пробами и «большим искусством». Так, за период начального обучения ребенок приобретает способность к эстетической оценке — умение воспринимать и понимать произведения искусства, как бы проходя вместе с художником по пути создания картины, но в обратной последовательности: начиная с отношения художественной формы к замыслу, выражающему идеи, переживания и идеалы автора. Использование в процессе просмотра произведений изобразительного искусства, музыки и стихов - важный прием, способствующий становлению навыков полноценного художественного восприятия. Словесное рисование. Стадия постановки замысла опережает и направляет действия рисующего. Способность сочинить замысел имеет у детей не только индивидуальные, но и возрастные особенности. Большинству первоклассников замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Замысел и образ складываются не до, а в процессе изображения и могут изменяться или отклоняться от придуманного и названного словами. Объяснение последовательности выполнения работы. Анализ характерных ошибок в работах учащихся. На этих этапах урока учитель подводит итог подготовительному процессу, суммируя и преломляя полученную информацию для применения па практике. Четко, лаконично, доступно учитель объясняет требования к выполнению поставленной задачи. Для профилактики ошибок может ввести элемент сравнительного анализа детских рисунков, заострив внимание детей на композиционном построении работы и цветовом решении. Детям рекомендуется рисовать па разных форматах листа белой или цветной бумаги, в зависимости от учебной задачи урока. Предлагается выбрать технику исполнения. Дети приступают к практическому выполнению работы. Выбор сюжета, создание замысла композиции. Важно, чтобы дети четко представляли себе то, что они будут рисовать. Для формирования этого проводилась работа на уроке, но количество повой информации может привести в замешательство некоторых учеников. Не стоит их подгонять, нужно дать возможность аккумулировать полученную информацию. Может нужно дать возможность проговорить замысел композиции, что позволит логически выстроить усвоенную информацию и приступить к работе. Самостоятельная работа учащихся. После такой подготовки учащимся разрешают приступить к выполнению рисунка - выполнение композиции в карандаше. Но если на работу отводится одни урок, ее можно выполнить без предварительного рисунка карандашом сразу в цвете. В этом случае рекомендуется использовать тонированный фон. Стадия творчества требует особого состояния сосредоточенности и полного подчинения изображаемому. Процесс творчества учит ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их. Отношения между учителем и учениками на этой стадии строго индивидуальны. Исправление ошибок или принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Ни карандашом, ни кистью учитель не должен касаться детского рисунка. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда они вместе обсудят завершенную работу. Задача учителя - внушить ученику уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе. Подведение итогов. В конце урока в самой разнообразной форме дети анализируют и оценивают выполненные работы, а учитель делает обобщающие выводы и организовывает выставку. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УЧЕНИЧЕСКИХ РАБОТ. I.Содержание изображения. Полнота изображения образа. 2.Строение предмета: · форма передана точно; · есть незначительные искажения; · искажения значительные, форма не удалась. 3.Строение предмета: · части расположены верно: · есть незначительные искажения: · части предмета расположены неверно. 4.Передача пропорций предмета в изображении: · пропорции предмета соблюдаются: · есть незначительные искажения; · пропорции предмета переданы неверно. 5.Композиция. а) расположение па листе: · по всему листу; · на полосе листа; · не продумана, носит случайный характер; б) отношение по величине разных изображений: - соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; · есть незначительные искажения; · пропорциональность разных предметов передана неверно. 6. Передача движения: · движение передано достаточно четко: · движение передано неопределенно, неумело: · изображение статическое. 7.Цвет. а) цветовое решение изображения (характеризует передачу реального цвета - реальный цвет предметов; - есть отступления от реальной окраски; б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения (творческое отношение к цвету, свободное обращение цветом); - многоцветная гамма; - преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные); - безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете. Оценка детских работ по этому критерию дает возможность не только проследить рост развития ребенка, но и планировать коррекционную работу. ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗО. Для достижений прочных знаний и навыков учащихся по изобразительному искусству практические занятия планируются так, чтобы каждая учебная проблема проходила через несколько видов художественной деятельности. Например, различия в форме предметов и изучаются не только в процессе рисования, но и на уроках лепки, на занятиях по декоративно прикладной деятельности. Это позволяет разносторонне, глубоко проработать со школьниками конкретное художественное явление. Не менее важным в планировании практической работы является включение в каждое задание пяти обязательных элементов: - учебной задачи: - темы или предмета, которые изображаются; - вида деятельности (с натуры, по наблюдению, по памяти, по фантазии); - материала или техники работы (гуашь, акварель, тушь, пластилин, аппликация); - слов и терминов, которые учащимся надо усвоить за определенное время. Все пять элементов задания урока должны быть связаны между собой. Например, учебная задача урока заключается в том, чтобы школьники увидели разнообразие линий, применяемых в изобразительном искусстве: тонкие, толстые, прямые, ломаные, изогнутые и т. д. Какой объект или тема работы лучше всего поможет выполнить эту задачу? Выбираем рисование зимних деревьев или просто ветки дерева без листьев. Можно провести урок рисования с натуры. Для модели годятся сучья. Срезанная ветка укрепляется на светлом фоне у доски. Рисовать можно карандашом, а можно тушью и палочкой. Рисунок выполняется на тонированной бумаге. Во время объяснения задания и на протяжении урока дети усваивают типы и виды линий, их разнообразие, запоминают их названия. На основе общего плана учебной темы преподаватель составляет конспекты или подробные планы каждого урока с расчетом времени на каждый этап. Структура конспекта урока ИЗО:. 1. Тема. 2. Цель. 3. Задачи. 4. Оборудование: · для учителя: · для учеников: 5. План урока. 6.Ход урока 7. Подведение итогов урока.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 2403; Нарушение авторского права страницы