Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теории этногенеза восточных славян



Миграционная теория Автохтонная теория Синтез автохтонной и миграционной теорий
Славяне локализовались на небольшой территории, а затем расселились по Восточной Европе. 1. Дунайская.Восточнославянская ветвь выделилась в первые века нашей эры из общеславянской племенной группы, восходившей к индоевропейской общности, и мигрировала на восток в связи с Великим переселением народов; общеславянская прародина — бассейн реки Вислы или Дуная. Впервые упоминается в «Повести временных лет». Получила широкое распространение во второй половине XIX в. Сторонники — С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. Славяне-автохтоны (коренное население) на территории Восточной Европы. Выделяются протославянский, праславянский и собственно славянский периоды. Прародина — бассейн р. Припять, Среднее Поднепровье. Авторы и сторонники — Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, В. В. Мавродин Славянские племена образовались в результате ассимиляции с племенами иранского и славяно-балтийского происхождения на берегах Балтийского моря и мигрировали оттуда на территорию Восточной Европы. Автор — А. И. Соболевский
2. Скифо-сарматская.Предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья мигрировали на запад и юго-запад. Впервые зафиксирована в Баварской хронике XIII в., позднее воспринята многими западноевропейскими авторами
3. Прибалтийская.Первая прародина славян — бассейн Западной Двины и низовьев р. Неман, вторая — нижнее течение р. Вислы. После ухода готов из Причерноморья восточные и южные славяне двинулись туда и образовали племена южных и восточных славян. Автор — А. А. Шахматов

 

У р о к 5. СЛАВЯНЕ В V—VII вв. РЕЛИГИЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Цели урока: анализ проблемы этногенеза восточных славян; характеристика восточнославянской языческой культуры.

Термины и понятия урока
Волхвы — жрецы, служители религиозного культа.
Племенной союз — тип этнической общности, для которого характерны общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, а также самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.
Язычество (от церк.-слав. «языцы» — народы-иноземцы) — обозначение нехристианских, в широком смысле — политеистических религий. В современной науке для обозначения язычества чаще используют термин «политеизм» («многобожие»).

Оборудование урока: карта «Древнерусское государство в IX—Х вв.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.» (М.: «Коминфо», 1999—2001)2, CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».

План изучения нового материала: 1. Первое восточнославянское государство. 2. Борьба с аварами и хазарами. 3. Религия восточных славян. Языческие праздники и обряды.

Возможная форма проведения урока — лекция с элементами эвристической беседы. Продолжая рассмотрение темы о начальной истории славян, учитель должен подвести учащихся к мысли о том, что к моменту возникновения Древнерусского государства у славян были государственные образования — союзы восточнославянских племен антов и склавинов. Территория расселения антов охватывает междуречье Днестра и Днепра, Причерноморье. Склавины жили между Днестром, средним течением Дуная и верховьями Вислы.
1. Византийские источники с VI в. дают нам многообразные сведения и об антах, и о склавинах. Используя отрывки, предлагаемые в учебнике после параграфа, и приведенные ниже извлечения из документов, учитель может организовать в классе обсуждение общественного устройства, нравов и обычаев восточных славян.

 

Прокопий Кесарийский. «Война с готами»
(Извлечение)

14... Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве [демократии]... Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды....Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках, панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами... Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные.

 

Псевдо-Маврикий. «Стратегикон»
(Извлечение)

XI, 5. Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище... Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая [срок рабства] определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там, [где они находятся], на положении свободных и друзей.
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер; устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей.
Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются [засадами], внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много [разнообразных способов].
Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но трудно переносимые [с места на место]. Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия или [не воспользуется] другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас же не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.

 

Вопросы к документам: 1. Какими были общественное устройство, верования, нравы и обычаи славянских племен, по мнению Прокопия Кесарийского и Псевдо-Маврикия? 2. Какое боевое вооружение было характерно для славянских племен? 3. Как источники характеризуют взаимоотношения славянских племен с соседями?

2. Анализ источников позволит перейти к рассмотрению вопроса о борьбе с аварами и хазарами.
Авары — кочевые тюркоязычные племена, в середине VI в. продвинулись в Восточную Европу. Авары вели постоянные войны с Византией и восточными славянами. Позднее летописец напишет о том, что авары «примучивали» славян, издевались над славянскими женщинами, запрягая их в телеги вместо волов и лошадей. В течение VI—VII вв. славяне вели с аварами постоянные войны, заключали мирные договоры. В конце концов авары осели в дунайских долинах, на склонах Карпатских гор. В конце VII в., после того как войска императора франков Карла Великого разгромили аваров, начинается быстрый упадок их кочевой державы. Окончательно сломила господство аваров новая тюркская орда с Востока — хазары.
В устье Волги была основана столица хазар — город Итиль и создано государство — Хазарский каганат во главе с каганом, или ханом ханов. Значительная часть хазар перешла на оседлый образ жизни. Часть из них (единственные на территории Восточной Европы) приняли иудейскую религию, но значительная часть хазар приняли мусульманство. Они прошли через Нижнее Поволжье и Северное Причерноморье, заняли территории в предгорьях Кавказа. С землями восточных славян у Хазарии сложились соседские, но не простые отношения. Через Хазарию шла славянская торговля с Востоком. Немало славянских купцов торговало и в Итиле. Мирные отношения перемежались военными конфликтами, потому что славяне стремились освободить свои юго-восточные территории, левобережье Днепра от хазарского владычества.
3. Работу по данному вопросу можно организовать в виде заслушивания докладов или сообщений учащихся по темам «Верования восточных славян», «Влияние природно-географического фактора на языческую культуру древних славян», «Языческие праздники и обряды восточных славян» и др.
Выводы, сделанные учащимися в ходе докладов, могут касаться религиозных представлений, обычаев и нравов древних славян:
1) религиозные верования славян — политеизм (от греческих слов «поли» — много и «теос» — бог), или многобожие;
2) все в природе было священным для славян;
3) ритуалы, обряды, церемонии славян олицетворяли вечную борьбу сил Космоса с силами Хаоса;
4) представления об устройстве мира связаны с представлениями о Мировом древе;
5) пантеон богов к моменту образования государства у славян не был окончательно сформирован.
Другим вариантом работы может стать анализ приведенной ниже выдержки из книги Б. А. Рыбакова «Язычество в Древней Руси» и материала соответствующего пункта учебника.

 

Б. А. Рыбаков. «Язычество в Древней Руси»
(Извлечение)

Древнему славянину казалось, что каждый дом в деревне находится... под покровительством духа, приглядывавшего за скотиной, оберегавшего огонь в очаге и по ночам выходившего из-под печки полакомиться приношением, оставленным ему заботливой хозяйкой. В каждом овине, в таинственном свете подземного огнища, обитали души умерших предков. Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Петух, с изумительной точностью отмечающий часы и встречающий зарю своим пением, признавался вещей птицей: ни одно жертвоприношение не обходилось без заклания петуха; редкая сказка о животных не упоминала о «петушке»... Утки и гуси символизировали воду... Бык, взрыхляющий пашню ралом, был олицетворением плодородия. В честь бога Тура (дикого быка) устраивались весенние праздники молодежи. Конь, это гордое, стремительное животное, зачастую сливавшееся в представлении древнего славянина то с богом солнца, то с образом конного воина, был излюбленным мотивом древнего искусства. Лесные звери представлялись какими-то оборотнями, в большинстве своем враждебными человеку. Волками оборачивались колдуны... Крупнейший хищник наших лесов — медведь — особенно почитался. Глиняные изображения медвежьих лап клали в могилы, медвежьи клыки носили в ожерельях... Помимо зверей, лесная чаща казалась наполненной бесчисленными враждебными духами. В каждом болотце жил багник (от «багно» — болото), в каждой реке — водяной, в лесах — лешие, а в глубине непроходимой пущи — огромный пущевик с руками, как сучья, и с зелеными волосами. Десятками заговоров... пытался пахарь-славянин отгородиться от враждебной лесной стихии. Искусство приходило ему на помощь, создавая амулеты, предназначенные оберегать человека от духов леса... Смена времен года и смена сельскохозяйственных сезонов сопровождались торжественными празднествами. В декабре славяне встречали сурового бога зимы Коляду...
Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На Масленицу пекли блины — символ солнца, провожали соломенное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высоком шесте — еще один символ солнца. Огненное колесо на повозке, запряженной двумя конями — спутниками солнца, прочно вошло и в изобразительное искусство... На Масленицу, помимо обрядовых плясок, проводились военные игры молодежи — кулачные бои... Прилет птиц ознаменовывался обрядовым печением — хозяйки пекли из теста изображения жаворонков... Встреча лета происходила в русальную неделю. В эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и Леля — покровителей любви.
О своих богах славяне слагали мифологические сказания и легенды. Так, например, Сварог научил людей ковать металл... Этот миф напоминает греческий миф о Прометее, похитившем с неба огонь для людей... Существовали легенды о героях-змееборцах, побеждавших огромных драконов и впрягавших этих чудовищ в плуг...
Когда на Руси появилось христианство, оно встретилось с такой устойчивой, веками складывавшейся земледельческой религией, с такими прочными языческими верованиями, что вынуждено было приспособиться к ним, подменить Волоса — Власием, Перуна — Ильей, Мокошь — Пятницей-Параскевой, молчаливо признать Масленицу и другие языческие календарные праздники.

 

Вопросы к тексту: 1. Как природно-климатические условия, в которых жили славяне, влияли на их верования, обычаи и нравы? 2. Какие выводы о занятиях восточных славян, их общественном строе можно сделать, зная их религиозные верования? 3. Что из верований древних славян сохранилось сегодня в виде суеверий, обычаев и традиций? О чем это говорит?

Подводя итог урока, учитель еще раз подчеркивает, что выделившаяся в VI в. восточнославянская ветвь постепенно заселяет Поднепровье и Восточно-Европейскую равнину. В VI—VII вв. под влиянием природно-климатических факторов формируются общественные отношения, нравы, обычаи и верования восточных славян.
Домашнее задание: § 4, подготовить тезисы ответа на вопрос о сохранении элементов верований древних славян в современной жизни.

1 Далее по тексту: СD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей».
2 Далее по тексту: CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.».

 

 

У р о к 6. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА Цели урока: характеристика хозяйственных и социальных отношений восточных славян VIII—IX вв.; определение предпосылок возникновения Древнерусского государства. Термины и понятия урока Вервь (от слав. «вервь» — веревка; участок земли, отмеренный веревкой) — община в Древней Руси. Вече — народное собрание. Участники веча решали вопросы, опираясь на обычное право. Княжеская дружина — профессиональные военные, подчинявшиеся князю. Люди — свободные общинники. Мотыжное земледелие — тип земледелия, при котором используется мотыга в качестве орудия обработки земли. Производительность труда низкая. Оседлость — образ жизни, состоящий в проживании на одном месте. Распространяется с возникновением рыболовства и мотыжного земледелия. Пашенное земледелие — традиционный тип земледелия восточных славян. На черноземном юге земли распахивали в основном ралом или плугом с парной упряжкой волов, а на севере и в лесистых местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овес, просо, лен, коноплю, сажали репу. Подсечно-огневая система земледелия — система земледелия, при которой на освобожденных от леса (вырубки, выжигание) землях в течение 2—3 лет выращивали сельскохозяйственные растения, используя естественное плодородие почвы. Племенное военное ополчение — военное формирование, создававшееся во время войны, состояло из свободных общинников — воев. Во главе ополчения стоял воевода. Старейшины — родоплеменная знать. Оборудование урока: карта «Древнерусское государство в IX— X вв.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей». План изучения нового материала: 1. Хозяйство и социальные отношения восточных славян в VIII—IX вв. 2. Усложнение структуры общества. В начале занятия целесообразно предложить учащимся ответить на следующие вопросы: 1. Что такое государство? 2. Какие факторы предваряют процесс возникновения государства? При ответе на вопросы учащиеся могут опираться на известные им из курса обществознания определения. Учащиеся делают вывод о том, что основной предпосылкой возникновения государства является процесс социальной дифференциации (расслоения). 1.Переходя к основной части урока, учитель предлагает учащимся, опираясь на данные летописи, приведенные ниже, отметить на подготовленной заранее контурной карте территории расселения восточных славян главные торговые пути и сделать вывод о влиянии особенностей географического положения территории племенных союзов на темпы развития их хозяйства и уровень общественных отношений. Можно предложить учащимся сопоставить сделанный вывод с выводами, основанными на изучении материалов учебника.   Повесть временных лет (Извлечение) Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля......Так же и... славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской. Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, по берегам его удил, как говорят, святой Андрей, брат Петра. И после этих братьев [Кий, Щек и Хорив] стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах. Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.   2.На основе материалов учебника можно предложить учащимся составить схему структуры общества у восточных славян в VIII—IX вв., анализ которой должен подтвердить тезис о том, что в обществе восточных славян начался процесс разложения родоплеменных отношений и социальной дифференциации. Подводя итоги урока, учитель подчеркивает, что развитие процесса социальной дифференциации и тенденция к политической консолидации приводят к появлению крупных территориально-политических образований на юге (вокруг Киева) и на севере (вокруг Новгорода). Эти процессы нашли свое отражение в «Повести временных лет» (предания о Кие и призвании варягов). Домашнее задание: § 5, задание 5 после параграфа.   У р о к 7. ПОЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВА У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН Цели урока: знакомство с дискуссией о происхождении Древнерусского государства (спор норманистов и антинорманистов); характеристика значения объединения северного и южного союзов восточнославянских племен, приведшего к созданию Древнерусского государства. Основные даты и события 862 г. — призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси. 882 г. — объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство. 907, 911 гг. — походы Олега на Царьград. Первые договоры с Византией. Термины и понятия урока Антинорманнская теория — направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «русь» нужно искать в глубокой древности. Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686—1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711—1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идет речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Этой же точки зрения придерживается Б. А. Рыбаков. Варяги (от древнескандинавского vaeringjar) — 1) в русских источниках — скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.); 2) наемные дружинники русских князей IX—XI вв.; 3) купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки». Историография — 1) написание истории, создание исторических трудов, совокупность исторических сочинений; 2) одна из специальных исторических дисциплин, изучающая развитие исторических знаний и исторической науки. Норманнская теория — направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. Была сформулирована во второй четверти XVIII в. немецкими учеными Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером и др. С точки зрения этой теории: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово «русь» норманнского происхождения. Персоналии Рюрик (862—879) — варяжский конунг, призванный ильменскими словенами, согласно «Повести временных лет», княжить в Новгород. Основатель династии Рюриковичей. Олег (879—912) — древнерусский князь. Правил с 879 г. в Новгороде, с 882 г. — в Киеве. В 907 г. совершил поход в Византию, в 907 и 911 гг. заключил с ней договоры. Оборудование урока: карта «Древнерусское государство в IX—X вв.», CD «Энциклопедия истории России. 862—1917 гг.», CD «История России и ее ближайших соседей: Энциклопедия для детей». План изучения нового материала: 1. Государство Русь на Днепре. 2. Становление Древнерусского государства при Олеге. Во вводном слове учитель объясняет, что появление государства у восточных славян было важной вехой на пути развития общества. Переход от догосударственного общества к государственной организации шел постепенно на протяжении VI—IX вв. 1.Проблема возникновения государства у восточных славян волнует умы ученых уже достаточно давно. Свидетельства «Повести временных лет» о строительстве Киева и призвании варягов привели к возникновению спора норманистов и антинорманистов. К одной из сторон рассмотрения этой проблемы относится и вопрос происхождения и значения этнонима «русь». В. О. Ключевский отмечает: «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей истории». Первый сформулирован во второй четверти XVIII в. Г. З. Байером, Г. Ф. Миллером, второй — В. Н. Татищевым и М. В. Ломоносовым. Спор этот остается актуальным до сих пор. Р. Г. Скрынников, объясняя причины разночтений «Повести временных лет», писал: «Самые ранние известия о существовании властных институтов у восточных славян связаны с событиями приблизительно середины IX в. и имеют легендарный характер... Как бы то ни было, летописец, видимо, стремился прежде всего не столько точно описать конкретное событие, сколько передать смысл легендарного призвания Рюрика с братьями. Реальные обстоятельства образования государства, которое происходило за два с половиной века до него, волновали его гораздо меньше. Кстати, попутно заметим, что такое государство он, как и его потенциальные читатели, явно не представлял. Судя по той образной системе, которой пользовался автор летописи, призвание варягов для него было связано с первыми шагами к обретению правды — истинной веры, Слова Божия». Существующие сегодня версии происхождения этнонима «русь» можно представить в виде таблицы. Версии происхождения термина «русь»
Первая версия Вторая версия
Название одного из племен полян, обитавшего в районе среднего течения Днепра и его притока — реки Рось Широкий надплеменной дружинно-торговый общественный слой, консолидирующийся вокруг князя, образующий его дружину, войско, административный аппарат (скандинавы, родоплеменная славянская знать)

Обобщая проблему дискуссий в исторической литературе по проблеме происхождения Древнерусского государства, можно предложить учащимся ответить на вопросы 2—4 после § 6.
Вопрос об объединении южного и северного племенных союзов целесообразно изучать по тексту учебника. В процессе работы учащиеся заполняют таблицу.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Великие славянские просветители Кирилл и Мефодий. Распространение славянской письменности.
  2. Военное искусство вооруженной организации древних славян в войнах с Восточной Римской империей
  3. Возникновение государственности у восточных славян.
  4. Восточноримские политики очень боялись крупных политических объединений славян.
  5. Восточные славяне и соседи в 6-8в. Хозяйственный и общественный строй восточных славян.
  6. ГЛАВА 4. ИТОГИ РАБОТЫ МЕКСИКАНСКОЙ КОМИССИИ ПО ПОДСЧЕТУ УБЫТКОВ ОТ ИНДЕЙСКИХ НАБЕГОВ В СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫХ ШТАТАХ С 1848 ПО 1870 ГОДЫ.
  7. Глава IV. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ И ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ЗЕМЛИ.
  8. Западники и славянофилы о соотношении общества и личности («тотальности», «индивидуальности»)
  9. Запишите 10 слов, сохранившихся в русском языке с праславянского периода, относящихся к разным тематическим группам. Если это праславянское наследие, то в каких языках нужно искать похожие слова?
  10. ЗАРОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОГО ТЕАТРА НА БАЛКАНАХ
  11. ЗЕМЛИ ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН В V-VIII ВЕКАХ.
  12. ИЗ ИСТОРИИ ВОСТОЧНЫХ ПРОВИНЦИЙ


Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 3291; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь