Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 17.Экологическая этика и ее философские основания.



Сегодня термины «экология», «экологическая этика» стали применяться очень широко, по самым различным поводам. Основным поводом является то, что преобразующие Природу технологии вторгаются в естественные процессы и видоизменяют их в соответствии с потребностями человека, замещая естественные элементы экосистем (экосистема - система, рассматриваемая с точки зрения экологии) на искусственные. К концу XX века масса всех искусственно созданных человеком предметов и живых организмов (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу.

Деятельность человека обострила экологические проблемы – они приобрели глобальный характер. Совокупная человеческая деятельность способна сегодня коренным образом изменить динамическое равновесие в Природе и поставить перед человечеством проблему выживания. Под угрозой находится будущее нашего биологического вида. Человечеству может грозить судьба динозавров с той лишь разницей, что они, как предполагается, исчезли по неизвестным точно причинам, а мы можем погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество.

Доминирующими парадигмами экологизации общества (т.е. поворота внимания общества к вопросам экологии) и решения проблем экологической безопасности сегодня являются: чувство глобальности, ценность любой жизни, закономерная коэволюция, предсказание экологических последствий и т.п. Безусловно экологизация общества приводит и к экологизации естествознания.

Экологизация естествознания – концепция естествознания, в рамках которой процессы социализации новых естественнонаучных знаний, в первую очередь, должны удовлетворять критериям ответственности за состояние биосферы Земли и будущее человечества.

Объекты в экосистемах функционируют как целостные образования, а наука развивается путем абстрагирования некоторых свойств этих объектов, принимаемых за наиболее важные. Основой, структуры научного познания (что особенно характерно для наиболее развитых областей естествознания) является дифференцированный анализ предмета исследования, т.е. выделение абстрактных элементарных объектов и последующий синтез из этих абстрактных элементов единого целого в форме теории.

Именно аналитическую направленность науки, ее избыточную дифференциацию многие ученые считают ответственной за экологичес­кие трудности, что ставит под сомнение правомерность принятой сегодня методологии науки.

Преобразующая Природу деятельность человека может нарушить неустойчивое природное равновесие. Нарушение равновесия обычно происходит в результате недостаточного внимания к принципам коэволюции экосистемы в процессе анализа, предшествующего преобразованиям. Здесь важно отметить, что аналитизм, лежащий в основе научного познания, вполне отвечает стремлению человека практически овладеть предметным миром, поскольку сама преобразовательная деятельность в своей сущности также преимущественно аналитична.

Но не следует забывать об упоминавшемся относительном характере научных истин, находящем свое выражение в следующем парадоксе познания: знание в наиболее четкой и логичной форме «добывается» наукой, но наука в определенной мере является ответственной за «разрушение» объектов познания.

Итак, один из гносеологических корней экологического кризиса – чрезмерный аналитизм научного мышления, которое в стремлении все больше проникнуть вглубь вещей таит в себе опасность отхода от реальности, от целостного взгляда на природу, от коэволюционного принципа.

Таким образом, концепция экологизации требует от естественных наук широкого применения современных системных подходов в познании, обеспечивающих необходимую интеграцию знаний, применения единых методов познания и способов интерпретации получаемых знаний. Например, постоянно обсуждается опасность разрушения озонового слоя атмосферы. Этот слой находится в стратосфере (10-50 км над уровнем моря) и защищает все живое на Земле от опасной коротковолновой части ультрафиолетового излучения Солнца. Устойчивость озонового слоя определяется множеством факторов и, в частности, уменьшением выбросов в атмосферу галогеносодержащих углеводородов (хладонов - фреонов), широко используемых до недавнего времени в производстве и в быту (растворители, теплоносители в холодильниках и кондиционерах, вытесняющий наполнитель в аэрозолях и т.д.). Ограничение по их использованию потребовало решения множества научно-технических задач по их замене. Мировое сообщество успешно решило эту проблему, показав на практике путь предотвращения потенциальной угрозы окружающей среде без введения необдуманных запретных мер.

Основу современной концепции экологической этики составляет предложенная в 1927 г. академиком В.И. Вернадским концепция ноосферы - концепция качественно нового этапа эволюции биосферы Земли, определяемого трудом и разумом человечества. Эта концепция не только в значительной мере формирует современную научную картину мира, но и определяет позицию общества в деле охраны окружающей среды.

Современная концепция экологической этики предполагает прогресс в обеспечении интегрирования научных направлений, составление гармоничной коэволюционной системы научного познания (системы без иерархии наук), главной целью функционирования которой будут являться обеспечение целостного познания Природы, обеспечение связи естествознания с гуманитарными науками и другими отраслями культуры. Подобный синтез может стать основой экологизации науки в целом. Для реализации этой идеи необходимо изменение мировоззрения в обществе, повышение уровня экологической культуры, переоценка сложившейся шкалы ценностей.

Защита окружающей среды должна быть основана на естественнонаучных знаниях, позволяющих ответить на следующие вопросы:

• какие потенциально опасные вещества содержатся в воздухе, воде, почве и пище?

• чем вызвано их появление?

• как можно решить проблему защиты окружающей среды при опасном воздействии на нее?

• какова степень опасности при длительном влиянии вредных веществ на живые организмы?

Очевидно, что успешное решение этих вопросов в рамках современного естествознания возможно. Гарантией этому могут служить следующие факторы:

• современный культурный уровень человечества, способный сформировать системное экологическое мышление и новую иерархию общественных ценностей;

• развитая научная методология;

• современный уровень точного приборостроения;

• технические возможности проведения экологического мониторинга природы, включая наличие достаточного количества инженеров-исследователей - химиков-аналитиков, метеорологов, океанографов, климатологов, биохимиков, медиков и т.д.;

• развитое международное сотрудничество по глобальным проблемам человечества.


 

Тема 18.Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука.

Отношение общества к науке, понимание ее роли неоднозначно. Это проявляется в двух противоположных мировоззренческих позициях.

Одна из них - сциентизм ( от латинского scientia - наука) – в своей основе имеет представление о науке, научном познании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире. Необходимо отметить, что идеалом для сциентизма является не всякое научное знание, а результаты и методы естествен­нонаучного познания. Отождествляя науку с естественнонаучным знанием, сциентизм считает, что только с помощью так понимаемой науки (и ее одной) можно решить все общественные проблемы. При этом принижаются или вовсе отрицаются социальные науки как не имеющие познавательного значения и отвергается гуманистическая сущность науки как таковой. В качестве осознанной ориентации сциентизм утвердился в западной культуре в конце XIX века, причем одновременно возникла и противоположная мировоззренческая позиция – антисциентизм.

Антисциентизм подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека, силу, разрушающую культуру. Методологи­ческая основа антисциентистских воззрений - абсолютизация отрицательных результатов развития науки и техники (обострение экологической ситуации, военная опасность и др.)

Сциентизм и его антитеза — антисциентизм, — возникли практически одновременно и провозглашают диаметрально противоположные установки. Определить, кто является сторонником сциентизма, а кто антисциентист, нетрудно. Аргументы сциентистов и антисциентистов легко декодируются, имея разновекторную направленность.

• Сциентист приветствует достижения науки. Антисциентист испытывает предубежденность против научных инноваций.

• Сциентист провозглашает знание как культурную наивысшую ценность. Антисциентист не устает подчеркивать критическое отношение к науке.

• Сциентисты, отыскивая аргументы в свою пользу, привлекают свое знаменитое прошлое, когда наука Нового времени, опровергая путы средневековой схоластики, выступала во имя обоснования культуры и новых, подлинно гуманных ценностей. Они совершенно справедливо подчеркивают, что наука является производительной силой общества, производит общественные ценности и имеет безграничные познавательные возможности.

Очень выигрышны аргументы антисциентистов, когда они подмечают простую истину, что, несмотря на многочисленные успехи науки, человечество не стало счастливее и стоит перед опасностями, источником которых стала сама наука и ее достижения. Следовательно, наука не способна сделать свои успехи благодеянием для всех людей, для всего человечества.

• Сциентисты видят в науке ядро всех сфер человеческой жизни и стремятся к «онаучиванию» всего общества в целом. Только благо­даря науке жизнь может стать организованной, управляемой и успешной. В отличие от сниентистов антисциентисты считают, что понятие «научное знание» не тождественно понятию «истинное знание».

• Сциентисты намеренно закрывают глаза на многие острые проблемы, связанные с негативными последствиями всеобщей технократизации. Антисциентисты прибегают к предельной драматизации ситуации, сгущают краски, рисуя сценарии катастрофического развития человечества, привлекая тем самым большее число своих сторонников.

Однако и в том, и в другом случае сциентизм и антисциентизм выступают как две крайности и отображают сложные процессы современности с явной односторонностью.

Ориентации сциентизма и антисциснтизма носят универсальный характер. Они пронизывают сферу обыденного сознания независимо от того, используется ли соответствующая им терминология и называют ли подобные умонастроения латинским термином или нет. С ними можно встретиться в сфере морального и эстетического сознания, в области права и политики, воспитания и образования. Иногда эти ориентации носят откровенный и открытый характер, но чаще выражаются скрыто и подспудно. Действительно, опасность получения непригодных в пищу продуктов химического синтеза, острые проблемы в области здравоохранения и экологии заставляют говорить о необходимости социального контроля за применением научных достижений. Однако возрастание стандартов жизни и причастность к этому процессу непривилегированных слоев населения добавляет очки в пользу сциентизма.

Несомненно, что обе позиции в отношении к науке содержат ряд рациональных моментов, синтез которых позволит более точно определить ее место и роль в современном мире. При этом одинаково ошибочно как непомерно абсолютизировать науку, так и недооценивать, а тем более полностью отвергать ее. Необходимо объективно относиться к науке, к научному познанию, видеть их остро противоречивый процесс развития.

Наука и паранаука

В конце XX века в науке произошли существенные измене­ния. Отклонение от строгих норм научной рациональности становилось все более допустимым и приемлемым. Наруше­ние принятых и устоявшихся стандартов стало расцениваться как непременное условие и показатель динамики научного знания. Познание перестало отождествляться только с наукой, а знание — только с результатом сугубо научно деятельности. С другой стороны, многие паранаучные теории допускали в свои сферы основополагающие идеи и принципы естествознания и демонстрировали свойственную науке четкость, системность и строгость.

Ограничение идеи гносеологической исключительности науки, которое вряд ли могло быть воспринято ученым с особым воодушевлением, уравновешивалось многообразными возможностями расширения сферы научного интереса. В объек­тное поле научных изысканий стали попадать явления исключи­тельные, наука обернулась к формам познавательной деятельно­сти, которое ранее квалифицировались как «пограничные», не признанные в сферах официальной науки. Астрология, парапси­хология и целый комплекс так называемых народных наук ста­ли привлекать к себе внимание не с точки зрения их негативной оценки, что весьма банально, а с позиции их нетрадиционных подходов, методов, познавательных ориентациий. Да и внутри самой науки все явственнее стали обнаруживаться «девиантные» линии, т. е. отклоняющиеся от общепринятых норм и стандар­тов научного исследования. Возник даже новый термин: кроме широкоупотребляемых «паранаука» и «вненаучное знание», ста­ло использоваться понятие «анормальное» знание. Оно указыва­ло на факт наличия знания, которое не соответствовало приня­той парадигме, а потому всегда отторгалось.

Разграничение (демаркация) науки и вненаучных форм знания всегда осуществлялось с привлечением критериев на­учности. Однако убеждение в необходимости их четкости, строгости и однозначности было свойственно науке XIX в. Затем начались разногласия по вопросу значимости тех или иных критериев науки. К середине 70-х гг. XX в. позиция, провозглашающая возможность однозначного, раз и навсег­да устанавливаемого критерия или меры идентификации под­линной науки рассматривалась как анахронизм. Возникла точка зрения, согласно которой понятие научности не следу­ет связывать с каким-либо одним критерием или набором критериев. Критерии носят либеральный характер, а границы научности задаются социокультурными параметрами. Наука постоянно развивается, и формулировка указанных критериев должна отвечать этой ситуации постоянного динамизма и из­менчивости. Динамика развития с неизбежностью разрушает классические каноны. Важно отметить, что осознание потери научными репрезентациями своего привилегированного мес­та уравнивает науку в ее отношении к реальности с другими подходами. Она уже не та единственная и уникальная магис­траль притока информации, не всегда оснащенная самыми инновационными и модернизирующими приборами и при­способлениями.

В последнее время статус эзотерических знаний достаточ­но укрепился. Крайне негативное отношение к девиантному знанию (как к околонаучному, фарсовому перевертышу на­уки) сменилось позицией терпимости, а иногда и упования­ми, подпитываемыми, как это ни парадоксально, диалекти­ческим видением мира, что, в конце концов наука сможет объяснять кажущиеся ныне сверхъестественными явления, и в связи с найденным причинным объяснением они переста­нут быть таковыми. Произойдет развенчание сверхъесте­ственного.

Соотношение ззотеризма и науки. Ключевой идеей для эзотеризма является существование двух реальностей, одна из которых имеет совершенный идеальный характер (что в тер­минах эзотерики означает существование на тонких уровнях), другая выражает стремление человека пройти путь совершен­ствования и изменить и себя, и Космос. Отсюда два видимых вектора эзотеризма. Один указывает на идею сверхчеловека, человека с расширенным сознанием и выдающимися способ­ностями. Другой — на идею преображения жизни, аналогич­но той, которая опредмечена холиазмической формулой «цар­ствия Божьего на Земле».

И если рациональное научное знание, как правило, не-эмоционально и безяичностно объективна, то в эзотерической традиции приобщение к тайному знанию невозможно без ис­пользования механизмов эмоциональных переживаний, и в ча­стности без посылов, ориентированных на свет, добро и бла­гость в мыслях, словах и поступках — в случае приобщения к белой магии, и на прямо противоположные установки — в случае черной магии.

Эзотерические представления реализуют две основные цели: во-первых, познавательную, направленную на изучение фактов, лежащих за пределами научного опыта; во-вторых, властную, или кибер-цель, связанную с управлением процессами внешнего мира. Если научное знание, начиная с нового вре­мени, всегда оказывается в центре интеллектуальных притя­жений, то положение эзотеризма в разные исторические эпо­хи было неодинаковым. Он то оттесняется на периферию, то продвигается на авансцену духовных изысканий.

Когда говорят о науке, то отмечают в первую очередь ее системность. Однако подобное же свойство можно обнару­жить и в современных эзотерических учениях. Многие иссле­дователи уверены, что так называемое «лунное» знание пред­ставляет собой целую систему знаний, такую же сложную, как современная физика, чьи предположения иногда оказывают­ся на стыке вероятного и невероятного.

Эзотерическое знание делится на четыре вида. Во-первых, знание оккультных сил, пробуждаемых в природе посредством определенных ритуалов и обрядов. Во-вторых, знание кабба­лы, тантрического культа и часто колдовства. В-третьих, зна­ние мистических сил, пребывающих в звуке (эфир), в мантрах (напевах, заклинаниях, заговорах, зависящих от ритмов и ме­лодий). Другими словами — знание законов вибрации и магическое действие, основанное на знании типов энергий природы и их взаимодействия. В-четвертых, это знание Души, истинной мудрости Востока, предполагающей изуче­ние герметизма.

Плюралистичность эзотеризма. Традиционная наука реа­лизует достаточно строгую форму организованности. Научное знание выступает в виде логически упорядоченной схемы. Эзотеризм изначально плюралистичен. Он как бы призван отразить индивидуальные различия в путях ищущих, где каж­дый имеет право на свое собственное, отличное от другого мировосприятие. Кстати, греческий аналог термина «эзоте­ризм» означает «внутреннее», «закрытое». Иногда его сторон­ники объединяются в некие общества и группы, однако пред­полагать их монолитное единство было бы просчетом. По сути своей эзотеризм как поиск и построение идеальной реально­сти и осмысление личного пути совершенствования есть сво­еобразная ниша интеллигибельной свободы или свободы умо­постижения, где каждый имеет право на духовное творчество, самостоятельное волеизъявление, не стесненное нормой запре­та социально-идеологического характера. Если бы этот фено­мен не существовал, его как сферу личного трансцендентного поиска, где каждый, пытаясь выразить свою обеспокоенность современным состоянием мира и человечества, стремится отыскать способы его личного преодоления, следовало бы образовать. Можно сказать, что это сфера человеческой ду­ховной самодеятельности аналогична существующей в искус­стве. Есть профессионалы, а есть множество самодеятельных недипломированных самородков, по-своему исполняющих собственный танец, поющих свою песню.

Эзотерика призывает многое принимать на веру. Не пре­доставляя доказательств, она обращается к внерациональным или сверхрациональным способам убеждения, опирает­ся на легенды и предания, свидетельства исторического по­вествования, привлекая на свою сторону все большее и большее число сторонников. Последователи герметических учений верят в непосредственное влияние произносимой мистической формулы на природу вещей, т. е. признают, что произносимое слово само по себе обладает способностью и свойством влиять на естественное течение событий. На этом воззрении основывалась и магия всех языческих народов. Этот элемент необыкновенно силен и по сей день, особен­но в медицине.

Взаимосвязь науки и оккультизма с логической точки зре­ния покоится на том постулате, что наука не отрицает наличие скрытых естественных сил, пока еще не изучен­ных доскональным образом и не получивших исчерпываю­щего объяснения. Сегодня наука вынуждена фиксировать существование некоторых необычных явлений (полтергейст, медиумизм, телекинез и т. п.) при всем при том, что их удов­летворительное естественнонаучное объяснение оказывается делом будущего.

Между научным и девиантным знанием можно отметить параллели, ряд черт и особенностей, произрастающих как в сфере традиционного производства научного знания, так и в ее девиантном сопровождении. Они заставляют задуматься над степенью конфронтации науки и эзотеризма. Так, например, основная задача теоретической науки — проникновение в сущность вещей — свойственна не только науке. Это основ­ное кредо эзотерического познания, герметизма.

Теоретический уровень научного исследования, предполагая выяснение внутренних и скрытых от непосредственного наблюдения взаимосвязей, концептуальное движение, имеет отдаленное сходство с устремлениями к постижению тайно­го, скрытого от взора знания в области ментальных (оккуль­тных) наук. Так называемая работа с идеальными моделями весьма и весьма распространена в науке. Специальные проце­дуры трансформации, когда реальные объекты с необходимо­стью должны быть представлены как логические концепту­альные конструкты, имеющие идеальное существование, а проще сказать — существующие только в мысли, — процеду­ры весьма родственные и эзотерическим практикам. Сама способность научно-теоретического мышления строить и кон­струировать идеальные миры, оперируя многообразными сте­пенями свободы, перекликается с установками инакого спо­соба мышления, и в частности с эзотерическими устремлени­ями к идеальной реальности.

В теоретическом познании, особенно в современной фи­зике, очень распространены модельные исследования, опира­ющиеся на конструкты — заместители реального объекта. Вместе с тем замещение — основная процедура магического ритуала. Факт невыразимости, наиболее сильно акцентиро­ванный в мистике, имеет известные аналогии с глубинными микрофизическими исследованиями. Они состоят в том, что многие научно-теоретические связи не имеют своего репре­зентанта.

Явные параллели и пересечения обнаруживаются и в про­блеме наблюдаемости, решаемой современной микрофизикой таким образом, что неотъемлемым компонентом всей системы является сам наблюдатель. Невозможно наблюдать без того, чтобы в тот же самый момент не изменять систему.

Еще одно пересечение точных наук и эзотеризма происходит по линии принятия в качестве основы мироздания числа. Отно­шения и взаимосвязи мира, рассматриваемые как числовые со­отношения, — необходимый базис и фундамент современной науки. Широко используются таблицы, математические форму­лы, очевидно стремление к точности и чистоте терминологичес­кого аппарата. Широко известный диалектический закон о взаимопереходе количественных и качественных взаимодействий, понимаемый как механизм развития, — яркое подтверждение тому, что книга Вселенной написана на языке математики. Однако нумерологическая сторона очень сильна в древней каббале, развита она и в пифагорейской школе. Это с новой силой доказывает, что тесная связь точных научных теорий со всем комплексом эзотерических знаний имеет древнейшую традицию. Однако связь эта своеобразная. Наука в современ­ном ее понимании оформилась как способ рационального постижения мира, основанный на причинной зависимости. Она находилась в младенческом возрасте, тогда как система древнейших знаний изобиловала различными ответвлениями, в числе которых были и математика, и медицина, и геометрия, и география, и химия. Наука, или вернее древнейший ее про­тотип (преднаука), была вкраплением в оккультную сферу, как достаточно разработанную и полную систему знаний и сведе­ний. Поэтому можно сказать, что связь науки и оккультизма генетическая, опирающаяся на происхождение.

В современном мире распространение имеют около 30 ви­дов оккультных наук, среди которых наибольшее признание имеет оккультная медицина, а герметизм считается древней­шей областью эзотерических знаний. Герметизм всегда воспри­нимался как обоюдоострый меч, он опирался на использование более тонких методов воздействия, чем материалы» силы физической природы.


 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь