Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Место и роль философии в системе духовной культуры.



Место и роль философии в системе духовной культуры.

Ф. – есть явление дух-ной жизни общ-ва и его дух-ной культуры. Дух культура представляет собой проявление человеческого духа или души и души народа. Это культура человеческой мысли, многогранных человеческих чувств. Дух-ная культура выражается в науке, искусстве, морали, религии, в каждодневном дух-ном общении м/д людьми. Наука есть главным образом проявление рационального мышления (строгологического), хотя в ней проявляются чувства и интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиии и чувств, чем в науке. Нередко – это проявление человеческой души которой трудно выразить логически и вообще в словах. (в музыке, живописи, скульптуре). Проявлением духовной культуры выступает и мораль, как система нравственных чувств и убеждений, , моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, справедливости, долге, совести, чести, смысле жизни. Все это прояв-ние дух-ной культ-ры людей и их духовностию, включая религиозную духовностьи религиозную культуру. Ф. – же занимает особое место в системе дух-ной кул-ры. Она воспроизводит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности. То или иное фил-кое мировоззрение:

а) в немалой степени направляет поиск ученого

б) лежит в основе творческой ориентации художника

в) воздейтсвует на формирование моральн ценностей больших масс людей.

Формируя у людей определенное миропонимание, фил-я направляет их дух-ю деятельность и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, исскуства, морали, религии, всех видов дух-ного общ-ния м/д людбми.

Роль философии в развитии дух-ной культуры – основополагающая. По словам немец ФИО-фа Гегеля, фил-я – это эпоха схваченная в мысли. Вся эпоха эпоха». Другими словами фил-я отражает в себе всю эпоху и влияет на ее дух-ное содержание. Само слово философия означает»любовь к мудрости». Фил-ы как на Востоке так и на западе не редко выступали в роли мудрецов. «Быть философом – хначит быть мудрым», - говорил древнегреческий философ и математик Пифагор. Человеческая мудрость это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соот-е решение на основе знаний, опыта и интуиции. Ф касается всех сторон дух-ной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеч дух-ть во всех ее проявлениях этим определяется ее роль в дух развитии человека и в его дух-ной культуре.

 

Возникновение философии и ее культурно-исторические предпосылки.

Ф как более высокий уровень мировоззрения, а именно как выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индии, Китае, Греции и тд). На рубеже 7-6 века до н э. Основ ее культурно-историч предпосылкой явилось общ-ное разделение труда и непосред отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, кот-й мог заним специально проблемами дух-ной культуры, в том числе религией, искусством, наукой, фил-ей. Другой вадной предпосылкой развития и появления философии был достаточно высокий уровень развития рационального логического мышления. Основной формой первобытного мышления был Миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслами и верой. С разложением первобытно-общинного строя и появлением рабовладельческого, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное логическое мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, в философии Фалеса, Гераклита и др греч фил-ф. они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали и религии. Их размышления сначала чисто умозрительные все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям, направлениям и школам. Нечто подобное происмходило и в др странах, в том числе странах др Востока. В дальнейшем фил-я развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отнощений, всей человеческой культуры.

 

Функции философии.

На значение фил-ии лучше всего указывают ее функции. Основные из них:

1. мировоззренческая, суть ее в том что фил-я выступает как система взглядов на мир, общ-во и чел-ка. Формируя мировоззрение людей, фил-я помогает нам ориентироваться в сложном дух-ном и природном мире. В зависимости от того научной или не научной чвляется философия определяется и хар-р мировоззрения (научное или ненаучное).

2. познавательная функция. Ф решает проблему познаваемости мира, раскрывает процесс его познания – то как он совер-я, а также решает вопрос о границах познания.

3. методологическая. Она заключ в том, что фил-я выступает в качестве метода познания мира, общ-ва и чел-ка. В качестве такого метода выступает например диалектика, как учение о развитии мира и его познания. Методологическая и познавательная функции органически взаимосвязаны.

4. прогностическая. Создавая целостную картину мира во взаимодействии всех его сторон фил-я помогает выявить источники и направления развития тех или иных яв-ний природы и общ-ва. Этим она помогает предвидеть ход событий и сознательно прогнозировать.

5. функция логотерапия – лечение смыслом. Задача фил-ии усматривается в том, чтобы помочь человеку справиться с теми страданиями, кот-е вызваны его непониманием того, что происходит в его жизни и жизни общ-ва. Из-за тех или иных соц причин у отдельных людей наступает дух-ный кризис и человек мучается вопросом о том имеет ли смысл его дальнейшая жизнь. В данном случае встает вопрос выбора ценностей – религиозных или др, кот-и должен руковод-я человек, чтобы выйти из духовного кризиса и утвердить себя в общ-ве. В этом ему должна помочь фил-ия.

 

4. Предмет философии. Структура философского знания: онтология, гносеология, логика, социальная философия и тд.

Выступая как общий взгляд на мир философия ставит и решает прежде всего проблемы мировоззренческого характера. Их много, вот лишь некоторые, наиболее фундаментальные:

1. сущ-ет ли окружающий нас мир вечно или он кем-то создан?

2. сущ-ет ли бог как всевышний и как творец мира?

3. имеются ли в самом мире причинная и закономерная связь или все идет от бога?

4. можем ли мы познать мир?

5. есть ли границы научного познания мира и каковы они, т. е. где они кончаются, на каких вопросах?

6. сущ-т ли иные, кроме научного способы и формы познания? Например насколько верно говорить о художественном и религиозном познании мира и человека.

7. что представляет собой человеческое мышление? Как оно соотносится с действительностью и с Богом.

Перечисленные вопросы прямо касаются предмета фил-ии. Ф выступает как система взглядов на мир, его познание и человеческое мышление. Система взглядов на мир, на связи и отн-я между различными явлениями наз онтологией. Онтология – это философское учение о бытии. В том числе о бытии окружающего нас мира и человека в нем. Система взглядов на познание мира получила название гносеологией. Система взглядов на мышление, его формы и законы наз логикой. Онтология, гносеология, логика – три осн элемента структуры философского знания, три осн раздела фил-ии. Можно указать на научную философию, формирующую свои выводы на основе науч данных, художеств фил-ю, когда то или иное фил-ое видение мира выражается средствами лит-ры и искусства; религиозную философию, дающую фил-е толкование религиозных проблем.

 

Философия и мировоззрение

Ф в переводе с греческого любовь, мудрость, первый употр Пифагор, возникла в 6-7в до н.э. в Индии, Китае, Др.Греции

Первоначально вкл. в себя весь комплекс знаний о мире, в последствии в рез-те накопления и его расдел от ед. науки отделились: мат, физика, и филос выдел. Как особая наука, признание кот постановка мировозр. Проблемы и поиск ответов на них.

Мир можно опред., как систему взглядов на опр. Мир в целом и на самого себя и основан. на этих взглядах позицию по отношению к миру.Всякая ф. явл. Мировоззрением, но понятие мировоззрение шире понят. Ф., тк оно вкл в себя мифол., религ. И др. формы мира!

М. предст собой единство эмоций и интеллект. Компанентов, по хар-he форм выдел 2 уровня мира:

1)жизненнопрактич.-стихийно, под влиянием традиций, эмоций перед. из поколения в поколение.Этот мир попадет в свое обобщение в мифологии и религии.

2)рацион0теор. Создан сознательно.Основан на знании, логике, опир на четкие понятия и категории.

К этому уровню пренадл. Ф., это теория оформления рацион. мира

Процесс становления Ф. это длит процесс, кот был связан прежде всего с возникновением приход. на смену первобыт. общества. Этот процесс хар-ся появлением разделения труда, товарно-денеж. отношением, разложение первобытнообщинного строя, возн. гос-в правовых норм регул-их общ-ую жизнь, постепенное накопл. науч знаний, кот все больше исп в практике, в жизни людей и способств. формир. их мира.

Истоки филос. мира.

истоки первобытности формир. Мировоззрения явл мифология.Она была первой попыткой ответить на вопрос о происх. вселенной, небес. тел, природ. стихий.

Мифология объед. в себе элементы практич. религии верования. Для него характерно: 1. перенесение человеческих черт на опр. мир, одушивление, очеловечивание космоса.2. отсут четкого разграничения между отр. предм. и самим предм 3. эмоцион.-образная форма познания мира.4. религиозное мировоззрение дает ответ на мировоззренческие вопросы, на авторит. сверхестественнонное тк главное признание веры явл эмоцион. вера и общение с ним…..

Ф. в опр. смысле заимствует вопросы у мира и религии, но в отл. от них вынесена на 1й план интеллект. аспекта мира, основан. на знании разума.

 

Философия Сократа.

Основным достижением софистов было то, что они переместили главную проблему философии на человека. Софисты впервые сделали философию своей профессией, они брали деньги за обучение, они сами искали себе учеников. СОКРАТ. В центр своих философских интересов он ставит проблему субъекта - человека. Его философия основана на том, что нравственное нужно познать и усвоить, а из значения нравственности следует всегда действие в соответствии с ним. Нравственным явл.то действие, кот.дает истинную пользу, а вместе с тем и истинное блаженство. Поэтому предпосылкой практической приспособленности явл.самопознание (“познай самого себя”). Для Сократа знание являлось определяющим критерием для нормы поведения. Знание у него отождествлялось с добродетелью, а невежество- со злом. Осн.добродетелями. Сократ считает сдержанность, мужество и справедливость.

 

Античный атомизм (А). Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар.

Предпосылкой А была потребность дать матер. объяснение наблюд св-в вещей - их множ-ва, движения и изменения. После Зенона, доказавш будто гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустраним противореч и парадоксам, всякая попытка обосновать реальность множ-ва, раздельности вещей и их подвижности должна была считаться с этим. Учение А. явилось ген. попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, согласно этой гипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не бесконечно) кол. частиц - весьма малых, но в силу своей неделимости не обращающихся в ничто, уже не может расматриваться как беск. большая и в то же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона. Основатель А. - Левкип.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты. Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ). Труды Д. охватыв вопросы ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор. искусств, языкознания, математики, физики, космологии. Исходное положение а. системы - сущ. атомов и пустоты, образующ своим бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Одной из гл. предпосылок его учения явл. взгляд, по кот ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидет-ва ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Д. отличает то, что сущ. во мнениии от того, что сущ. в действительности. “лишь в общем мнениии сущ сладкое, в мнениии - горькое, в мнении - теплое, в мнен. - холодное, в м. - цвет, в действит-ти сущ. только атомы и пустота.” Однако Д. не отрицает реальность чувств. воспринимаемого. Д. говорит о том, что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того, что лежит в основе всего. Д. допускает, что атомы различ. по форме порядку и положению. Эти отличия и лежат в основе всех наблюд. отличий. Он отрицает наличие целесообразности в природе. А. учение расространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. От вещей отделяются “видики” - материальные формы вещей, они несутся во все стороны в пустом пространстве и проник в органы чувств через поры. Если поры соотв. по величине и форме проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Сущ. предметы, кот. в силу своей малой величины недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом, и это позн. также м.б. достоверным. Этические воззрения Д - разумное наслаждение жизнью сос т в светлом и спок. состоянии души, обусловлен согласием с прир., исполнен долга, мерой во всем... Эпикур (341-270дэ) Родился на острове Самосе. Переехал в Афины, где основал школу “Сад Эпикура”. Гл. задача ф. - созд этики, учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б. построена только при условии если будет определено место, кот. человек занимает в мире. Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должно предшествоваь разраб. теории познания. На основе ощущ. возможны заклюения о предметах и их причинах. Восприятие - единств. критерий истинности. Э. принял основные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о причинной необходимости всех явл. природы не должно вести к выводам о невозможн для чел. свободы. У Д. движ. атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что дв. обусловлено внутр. св-вом атомов - их тяжестью. Кол. форм атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б. тяжесью. При движ. атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол. Критерий счастья - удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие. Зло - то, что порожд. страдание. Разработке учения о пути к счастью должно предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути: страха перед богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. в наш мир, а душа смертна. Освоб. от страхов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1. природные и необходимые для жизни; 2. прир., но для жизни не необходимые; 3. не необх для жизни и не природные. Он стремится только к первым и воздерж. от остальных. Результат такого воздержания - полная безмятежность, кот. и есть счастье фил. Лукреци Кар – рим фил – в 17-18 вв н.э.

 

Вопрос

скептицизм (сомнение в возм. познание мира) Пиррон-о вещах можно с равным правом высказ. противоположные суждения, а поэтому познание философов не должен пытаться познать сущность вещей.

 

Система и метод. Гегеля

Исходное положение философии Г.- тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявление идеи, понятия, духа. Это тождество Г. рассматривал как истор развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самой себя. Полож-я: 1)действит-сть есть Дух 2)форма бытия Духа-диалектика (т.е. движ-е в 3-х тактном режиме: тезис, антитезис, синтез (Законы: 1. З-н единства и борьбы противоположенностей; 2. з-н перехода качественных изменений в количественные; 3. З-н отрицание отрицания) 3)св-ва Духа: активность, бесконечность, постоян самопознание 4)из этого => 2принципа: тождество бытия и мышления, всё действительное – разумно, а всё разум-е действ-но. 5) Система Гегеля- это раскрытие этапов самопознания Духа. Фил взгляды Г. проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, кот оно совершило в своем развитии, что развитие происх не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом проц совершается переход от колич изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противор движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составяет принцип всякого самодвижения. В фил системе Г действительность представлена как цепь диалект переходов. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Диалектика понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе. Бог мыслится Гегелем как безличный процесс самодвижения понятия. Ни материя ни сознание не могут рассматриваться как первоначало, они едины. Основа мира - тождество материи и духа - дуализм. Но духовное все-таки доминирует ® Эта сознательная основа была названа мировым духом. И он находится в постоянном движении, изменении. Мировой дух сам себя может познавать. Он выдавливает из себя природу и возвращается в самого себя из природы. Логика. Разум состоит из: 1) Понятие, 2) суждение, 3) умозаключение. Фил-я природы: 1) механика, 2) физика, 3) органика. Критикует эволюционное учение. Учение о человеке - особенностях индивидуального развития личности. Душа и тело соотносятся. Влияет возраст, здоровье ® поведение. Люди различны, но не должно быть расизма. Основа отношений - нравственность, а в нравственности - свобода. Только в благоустроенном, с сильными законами гос-ве народ счастлив.

Экзистенциализм.

Экзистенциализм (лат.—существован), или философия существования, играла и прод играть знач роль в развитии фил XX в. Она ориен-на на проблемы, свя­зан с человеком, смыслом его бытия в совр мире. Представители: Ж.- Сартр, А. Камю, Г. Марсель, Симона де Бувуар и др. Экзистенциальные мотивы можно встре­тить и у таких выд писателей наш века, как Г. Гессе, Э. Хемингуэй, Э.М. Ремарк, Ф.М. Достоевский. О проблем сущ-ния чел-ка, смысле его жизни, свободе и ответст-ти. Дат фил С Къергеорф вкл термин «экз-м мышление». Фил экз-ма получил быстрое развитие в 20 вв, особ на кан 2-ой мир войны и после нее. Наиболее верные ее запад представители нем фил: К.Ястерс и М.Хайденер, фран фил: Г.Марсель, Жан Поль Сатр. Гл вним удел внутр миру чел-ку, его истинным пережив. Стремление выразить их в целостном виде с пом искусства, нежели с пом науки. Экз-м оперир понятиями «сущность» и «существование». сущ-ть чел-ка – его внутрен свобода. Достое писал, что «подлинная суть чел-ка в свободе и тол в ней». Сущ-ние – реальн жизнь чел-ка в общ-ве, в мире. М\у сущ-тью чел-ка и его существо-нием есть постоян и глубокое противореч. Т.к. реаль жизнь чел-ка в общ-ве его сущ-вание не позвол реализвать его свободу (его сущ-ть) Чел-ку все труднее проявл свою творч индивидуал из-за многих ограничен (полит, мораль, религиозн). Хар-ны и др категории, кот оперируют экз-м это «забота», «страх» «ужас» и т.п. они выраж эмоц состоян чел-ка. Забота перех в страх, страх - постоян настроен чел-кое бытия. Если есть забота, зн есть и страх. Страх перех в ужас: 1) когда открыв подлин смысл его бытия – вечное пережив, заботы, страх и 2) ког он оказыв в погранич ситуации м/у жизнью и смертью. Через все фил экз-ма проходит идеи свободы и ответственности чел-ка.Чел-к свободен в выборе поступков, но за каждый пост несет ответсвенн перед собой, др.людьми и перед богом. Экзистенциалисты используют феноменологический метод Эдмунда Гуссерля (1859—1938). Гл в его методе — непосредственное усмотрение сущности вещи в процессе пережив этой вещи. Этот метод наз еще мет интенционального анализа.Сознание есть всегда сознание о чем-то. Если я пережив радость или печаль, то эти рад и печ будут по поводу какого-то предмета или события. Беспредмет пережив не сущ. Учен и послед Гуссерля Мартин Хайдеггер(1889—1976) средств опис итолков бытия берет не категории объект науки, а субъект категории — экзистенциалыэмоционально окрашен понят, наприм, бытие-к-смерти. Бытие вообще раскрыв для него через человеч бытие — тут-бытие, кот всегда эмоц-но. Даже равнодушие-определ душев настроен. Хайдеггер: «Всякое истолкование мира неизбежно является очеловечиванием».бытие чел-ка и мир неотдел др от др. Чел-к всегда в мире и мир — это мир чел-ка. Кажд из философов-экзистенциалистов концентр вниман на какой-то реальной стороне чел-ких отнош и дает их убедит-ный социально-психологический анализ» Но, обращая вниман на какую-то 1 из хар-тик этих отношений, он оставляет в стор др, счит их производ от нее и созд при этом довольно сложн филос конструкции.

 

 

39. Идейная конфронтация западников и славянофилов в России. Их представители.

Славянофильство и западничество - противоположные течения русской социально-философской мысли, сложившиеся в напряженной полемике конца 30-40х гг. XIX в. о месте России в мировой истории. В центре дискуссии вопрос: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу.

Славянофилы считали православие началом всей русской национальной жизни и делали упор на самобытный характер развития России. Лидеры – Хомяков, Киреевский, Аксаков, Самарин.

Гл. фактором, влияющим на исторический процесс, мог быть только сам народ как «единственный и постоянный действователь» в истории. Экон., полит. и др. факторы вторичны и определяются более глубоким духовным фактором – верою. Развитие духовной жизни и культуры Европы определялось тем, что ее народы были приобщены к христианству насильственно. Результат: реформация и возникновение протестантизма. Католицизм и протестантизм, противопоставив единство и свободу, исказили дух первоначального христианства. Только православие восприняло и сохранило, по мысли славянофилов, вечную истину раннего христ-ва о тождестве единства и свободы. Они ввели новое понятие – «соборность» - свободное единство верующих в деле совместного понимания ими правды православия и совместного пути к спасению.

В результате слияния духовных ценностей православия с народной жизнью сформировался «дух народа». В качестве народа выступает не просто население, а люди, объединенные общей исторической судьбой и общими духовными ценностями. Нация - духовное явление.

Структурной единицей организации русской жизни они считали общину, гл. характеристикой которой явл. самоуправление. Общинный дух русского народа они противопоставляли западноевропейскому индивидуализму.

Славянофилы наглядно показали, что жизненные начала России и Европы различны => неприемлемость европ. форм жизни для России, т.к. Россия – страна с великой историей и самобытной культурой. Признавая сложность и драматичность русской истории, они не проповедовали возврат к прошлому, а восстановление жизнеспособных начал российского общества в изменившихся условиях. Болезненные явления русск. истории не могут быть преодолены внешними заимствованиями.

Западники основывались на идеях европ. Просвещения с его культом разума и прогресса и полагали неизбежным для России те же истор. пути, которыми шла Зап. Европа. Представители - мыслители разных убеждений, в т.ч. либералы, радикалы, консерваторы. Их объединяло неприятие крепостного права, отсталости русск. жизни, требование демократизации обществ. жизни.

Чаадаев в «Философских письмах» писал о мировом (Божественном) разуме, Провидении, определяющем всю челов. историю. По его мнению, народы Европы живут в подлинной истории. Существование же России в миров. истории лишено смысла, потому что Провидение покинуло русский народ. В то же время, т.к. у русск. народа еще не было истории, он не проявил все свои творческие силы, отсталость от Зап. Европы дает возможность свободного выбора своего истор. пути.

Либеральное западничество. Представители философского кружка по рук-вом Станкевича, гл. целью которого явл. изучение немецкой философии (гл. Гегеля).

Грановский и Кавелин выступали за рациональное реформирование общество без «крайних мер» (революционного пути). Их идеал – установление «самодержавной республики». По их мнению, исторический прогресс неприемлем вне нравственного развития личности, обладающей свободной волей. => Смысл русск. истории закл. в становлении и укреплении «начала личности, что должно было в конечном итоге привести к подлинному сближению России с Зап. Европой и постепенному упадку патриархального (феод.) строя в России.

Революционно-демократ. направление: Белинский, Герцен, Огарев. Они рассматривали философию как средство обоснования своих полит. идеалов для преобразования российск. действительности не только на основе просвещения и науки, но и революционными методами. Основа: от диалектики Гегеля до материализма Фейербаха. Социализм – идеал наиболее разумного общества.

Белинский считал, что переустройство общества можно совершить только силой народного движения, народной революцией. Герцен разрабатывает концепцию «русского социализма», в основе которой лежит русская община. Наиболее радикальный представитель западничества – Бакунин, проповедовавший идею безгосударственного социализма, названную им анархизмом, неизбежность социалистической революции, «полное и всеобщее разрушение» путем анархической революции для создания нового общественного устройства, основанного на началах самоуправления, автономии и т.д.

Место и роль философии в системе духовной культуры.

Ф. – есть явление дух-ной жизни общ-ва и его дух-ной культуры. Дух культура представляет собой проявление человеческого духа или души и души народа. Это культура человеческой мысли, многогранных человеческих чувств. Дух-ная культура выражается в науке, искусстве, морали, религии, в каждодневном дух-ном общении м/д людьми. Наука есть главным образом проявление рационального мышления (строгологического), хотя в ней проявляются чувства и интуиция. В искусстве также проявляется логическое мышление, но в нем намного больше интуиии и чувств, чем в науке. Нередко – это проявление человеческой души которой трудно выразить логически и вообще в словах. (в музыке, живописи, скульптуре). Проявлением духовной культуры выступает и мораль, как система нравственных чувств и убеждений, , моральных ценностей, в качестве которых выступают представления людей о добре, справедливости, долге, совести, чести, смысле жизни. Все это прояв-ние дух-ной культ-ры людей и их духовностию, включая религиозную духовностьи религиозную культуру. Ф. – же занимает особое место в системе дух-ной кул-ры. Она воспроизводит мир в его единстве и целостности и выступает как ядро мировоззрения личности. То или иное фил-кое мировоззрение:

а) в немалой степени направляет поиск ученого

б) лежит в основе творческой ориентации художника

в) воздейтсвует на формирование моральн ценностей больших масс людей.

Формируя у людей определенное миропонимание, фил-я направляет их дух-ю деятельность и тем самым направляет развитие всех элементов духовной культуры, в том числе науки, исскуства, морали, религии, всех видов дух-ного общ-ния м/д людбми.

Роль философии в развитии дух-ной культуры – основополагающая. По словам немец ФИО-фа Гегеля, фил-я – это эпоха схваченная в мысли. Вся эпоха эпоха». Другими словами фил-я отражает в себе всю эпоху и влияет на ее дух-ное содержание. Само слово философия означает»любовь к мудрости». Фил-ы как на Востоке так и на западе не редко выступали в роли мудрецов. «Быть философом – хначит быть мудрым», - говорил древнегреческий философ и математик Пифагор. Человеческая мудрость это не только знания. Мудрость – это способность глубоко видеть суть проблемы и принимать соот-е решение на основе знаний, опыта и интуиции. Ф касается всех сторон дух-ной деятельности человека. Она учит мыслить и постигать человеч дух-ть во всех ее проявлениях этим определяется ее роль в дух развитии человека и в его дух-ной культуре.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 1658; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь