Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Религиозный и светский аспекты культуры



В повседневной жизни культура предстает как образец собственно человеческого поведения. Она предполагает тактичность, деликатность. Культура близка понятию внутренней образованности. Этот уровень культуры обычно называют практической философией.

Теоретическая философия или теоретическое рассмотрение сущности культуры предполагает уровни проникновения в сущность. Прежде всего, существуют светский и религиозный аспекты проблемы.

В религиозной версии сущность культуры выводят из культа, то есть системы поклонения священному, божественному. Итак, религиозная культура связана с верой в самостоятельное (реальное) бытие сверхъестественного и системой поклонения ему (культ). Радикальная (крайняя) позиция сводится к утверждению, что вне религиозного нет культуры. Философ и богослов П. Флоренский рассматривает культ как бутон культуры. Все ценности производны от культа; система понятий начинается от словесного сопровождения обряда. Упрощение понятий, утилитарный подход к вещам ведут к обмирщению культуры, появлению форм нерелигиозной культуры. Таким образом, философ признаёт наличие нерелигиозной, светской культуры.

Светская культура строится независимо от культа; она обычно связывается с основами знания и соответствующего поведения человека. Светская культура включает атеистическую традицию («безбожие»), но не сводится к ней. Религиозная и светская культуры имеют не только различные, но и общие ценности, ценности культуры как таковой.

Отдавая должное религиозной культуре, не следует забывать, во-первых, о неоднозначности достижений религиозной культуры, и, во-вторых, о свободе мысли применительно к религии, а также о нерелигиозной культуре в целом. Философия предполагает рассмотрение сопоставляемых культур по единому основанию. Применение этого принципа к анализу религиозного и нерелигиозного в культуре включает, в частности, разграничение идей, идеалов, с одной стороны, и реального, фактического бытия культуры. Недопустимо, например, отождествлять идеалы свободомыслия с фактами поведения примитивного безбожника, или идеалы религии с образом жизни недалекого служителя культа. Отвергая радикальную сторону богословия и атеизма, следует признать ценность и самодостаточность как религиозной, так и нерелигиозной культур.

Религиозный и светский аспекты культуры выводятся из античного наследия. Если религиозная интерпретация культуры связывается с культами Греции, то светская восходит к римскому истолкованию термина «культура» как возделыванию земли. Римский философ Цицерон первым перенёс смысл возделывания на процесс образования человека, становления личности в представлениях античности. Продолжая разработку философии как учения о достойной жизни, римский мыслитель и оратор определяет философию как культуру ума. Позднее в европейской традиции философствования культура противопоставляется природе; природа есть то, что даётся с рождения, а культура есть достижение человека, результат его замыслов и свершений. Культура – это ум и нравственность. Современные культурологи выделяют в культуре функции регулирования сознания и поведения людей, осуществляемые посредством ценностей и норм.

В отечественной традиции к уровню сущности культуры возводят варианты понимания культуры в качестве: совокупности достижений человечества (в отличие от природного мира); системы ценностей; объективной системы; социализации человека. Есть осознание необходимости интегрального подхода к пониманию сущности культуры, но пока нет достаточного объёма данных для такого осмысления.

Чтобы получить достаточно полное представление о культуре как таковой, следует познакомиться как минимум с ведущими вариантами философского анализа культуры. Чтобы получить минимально необходимое знание о сущности культуры достаточно полного знакомства с одним из подходов философского анализа культуры. В качестве такового представляется деятельностный подход в варианте отечественной традиции.

В деятельностной концепции сущности культуры, - пожалуй, самой распространённой, - культура есть способ бытия деятельности человека.

Идея деятельностной сущности человека разрабатывается в западной философии не менее двух столетий. Деятельность, с одной стороны, характеризует человека как живое существо (жизнь активна), а с другой, как не столько биологическое, сколько историческое, общественно-историческое существо. Признание деятельности в качестве сущностной характеристики человека объединяет мыслителей разных школ, направлений. В этом смысле, культура в различных аспектах связана с традиционными подходами к пониманию её сущности; она включает совокупность достижений человечества и систему ценностей; она выступает в единстве объективного и субъективного.

Сущность культуры предполагает воспроизведение деятельности по исторически заданным параметрам и принципам (правилам). Культура как способ деятельности является открытой системой; она несет в себе момент изменения, коррекции. Культура существует в единстве противоречий между сохранением и уничтожением, удерживанием и преодолением. В своём динамическом аспекте культура есть творчество, то есть создание чего-то нового. Как способ деятельности, культура включает в себя и результаты.

Способности человека как субъекта культуры развиваются и преобразуются в процессе его жизненного пути. В этом смысле культура сама себя определяет. Человек, обладающий развитыми культурными возможностями, становится подлинным творцом в своей сфере деятельности. Самореализация, саморазвитие – способ осмысленного бытия в мире. В исторически изменяющихся способностях человека заключается источник культурных свершений; то, что возможно (способности) осуществляется (артефакты культуры) посредством механизма бытия культуры. Деятельность человека воплощается в предметах, то есть опредмечивается, объективируется. Культура, таким образом, выступает в диалектическом единстве процесса и результата. Если объективированная сторона культуры (созданные предметы и ценности) отрывается от деятельности, то культура гибнет. Замыкаясь в субъекте, культура также гаснет. Развитие культуры требует обмена деятельностью, общения; бытие в культуре означает связь личности с прошлым, будущим и другими субъектами. Личность в процессе культуротворчества вбирает в себя и отдаёт другим.

 

Культура и общество

Культуру соотносят с обществом. Общество, понимаемое как система отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной жизнедеятельности, близко пониманию культуры как способа деятельности. Культура может быть представлена продуктом общества, субъектом общественной деятельности, функцией общества. Общество и культура есть два равноценных аспекта рассмотрения человека. Общество – это человеческая жизнь как единение. Культура – это человеческая жизнь как качество деятельности. Социальный субъект выступает группой людей, объединённой в социальное образование объективными отношениями. Социальными субъектами выступают общности, учреждения, организации.

Итак, культура как способ человеческой деятельности существует в единстве объективированной и субъектной предметности. Культура есть принцип связи общественного человека с предметом его деятельности, определяющий эту деятельность. Поэтому она выступает регулятивной деятельностью.

В связи с понятиями культуры и общества часто употребляется термин «цивилизация» с многозначным содержанием. Появление слова цивилизация связывают с творчеством французского философа П. Гольбаха; так была названа противоположная варварству высшая стадия всемирного прогресса. Историк Ф. Гизо положил начало этно-исторической концепции цивилизации, в которой наряду с цивилизацией как всемирно-историческим прогрессом существуют отдельные цивилизации народов. Основой цивилизации по А. Тойнби и М. Веберу является религия, по Л. Уайту – техника. Зачастую слово цивилизация рассматривается как синоним культуры. В западной теории цивилизацию и культуру чаще различают. У А. Тойнби цивилизация есть один из многих самостоятельных социокультурных феноменов, в основе которого культура-религия. О. Шпенглер противопоставляет механическую цивилизацию органической культуре: цивилизация есть смерть или процесс умирания культуры, её заключительный этап.

ГЛАВА 4. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ

Основные понятия: Культура как изменение, процесс. Функции культуры. Динамические модели культуры. Восток-Запад: европоцентризм и векторное (линейное) восприятие динамики культуры; идея множественности культур; отношения между культурами. Идея циклического изменения культуры: культурно-исторический тип. Цивилизационный подход. Историческая динамика культуры. Социокультурные изменения как изменение организации общества: конфликт, диффузия, аккультурация, модернизация. Конфликт как вид динамики культуры. Традиции оценки иной культуры: этноцентризм и культурный релятивизм.

 

Социальные функции культуры

Реальная культура, исследуемая гуманитарным знанием, постоянно изменяется. Поэтому среди сущностных характеристик культуры называют её динамику (с греческого – силовой), то есть изменение, процесс как способ существования культуры. Покой (статика) относителен, изменение (динамика) абсолютно. Источники динамики культуры, или внутренние силы, обеспечивающие её бытие, рассматриваются выше.

Итак, культуру можно понимать как процесс, который обеспечивается деятельностью человека и существует в единстве устойчивого и изменчивого, традиций и инноваций.

Знакомство с проблемой начнём с рассмотрения функций (с латыни – отправление, деятельность) культуры, обеспечивающих бытие общества.

Ведущими функциями культуры являются две: передача социального опыта; способ становления личности.

Первую социальную функцию культуры можно представить как прошлое в настоящем. В социальном смысле культура – это обработанная человеком природа. Окружающие нас предметы содержат в себе нечто привнесенное человеком и хранят определённую культурную традицию. Мир культуры даёт представление о социальной системе в целом и о людях социума. Тип общественной и индивидуальной культуры опредмечивается в культурных образцах. Культурные нормы определяют характер индивидуального поведения. Исследуя прошлое, культурология использует данные этнографии, этнологии, социологии. Задача культуролога – выявить дух народа или эпохи, «технологию» производства, то есть способы создания информации и передачи её следующим поколениям. В этом смысле культура есть самообновляющееся социальное бытие личности. Культура предстаёт формой передачи социального опыта через освоение каждым поколением совокупного наследия. Если социальная организация может быть общей для многих народов, то культура уникальна. Этническая (народная, национальная) культура является единством социального человека, исторически окружающей его природы и способов деятельности, взаимодействия человека с природой. Культура разъединяет и связывает человека с природой в совокупности этнических деталей. Находясь в культурном космосе, человек посредством деятельности осваивает и усваивает народное достояние – уникальный опыт взаимодействия человека с природой, человека с человеком. Устойчивость культуре придает традиция – социокультурный механизм закрепления культурных ценностей. Именно в традиции отчётливо проявляется культура как способ жизнедеятельности социального человека. Другим социокультурным механизмом является новация – способ обновления культуры. Конкретный тип культуры выражает своеобразие накопления, хранения и обновления опыта.

Вторая социальная функция – способ становления личности – позволяет переносить образцы социально поведения. В этом смысле культура продукт и источник социального взаимодействия. Содержанием культурного процесса выступает развитие человека как общественного субъекта деятельности. Общество является способом социального воздействия на человека. Результаты воздействия преобразуются в собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития личности, то есть её культуру. В традиционной культуре внутренний мир личности и образцы поведения совпадают. В обществе с преобладанием новации социокультурная ситуация разрушает традицию. В нетрадиционном обществе перед человеком встаёт необходимость выбирать между мотивацией действия и системой социальных оценок. Поступки как следствие нравственного выбора человека свидетельствуют о его личностной культуре. Удовлетворение первичных и вторичных потребностей человеком происходит в обществе; это ведёт к появлению, усвоению и передаче культуры.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь