Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Постмодернизм в культурологии



М. Фуко полагает, что язык в культуре выступает в нескольких состояниях: как вещь, как средство выражения мысли, как самостоятельная сила в познании. Превращения языка вместе с жизнью и трудом угрожают единству человека. Власть неоднозначна; власть-знание порождает реальность и способы её познания. Фуко ищет варианты свободного поведения морального субъекта в реальной системе установлений и стратегий поведения. Человек страсти (чувствующий, желающий) формируется как моральный субъект из отношений к своей душе, телу, окружающим, общественному долгу. Эстетика современного существования есть мораль конкретного поступка. Ж. Деррида объектом критики выбрал тексты метафизики, в которых бытие понимается как присутствие. Условием преодоления метафизики считает метод деконструкции. Критикуя понятие бытия как присутствия, Деррида утверждает, что чистого настоящего не существует: прошлое и будущее присутствуют в настоящем. Настоящее не совпадает с самим собой; повтор, копия, след не вторичные, а изначальные явления. Стирая следы отсутствия, метафизическое мышление создаёт присутствие как таковое. Чтобы указать границы метафизики необходимо испытание текста как такового. Ткань текста создаётся в игре значений. Мыслитель создаёт экспериментальные тексты, которыми стремится показать свой метод выявления подлинной реальности языка и культуры в наслоениях, привнесённых текстами метафизики.

Зарождение культурологических наук в России относят к началу прошлого столетия, когда изучение культуры выделилось в направление социальных, исторических и филологических наук. Значительное влияние на культурологическую мысль того времени оказали взгляды выдающихся писателей и философов. В советский период историко-филологические направления получили развитие в трудах историков культуры, археологов, литературоведов, языковедов, востоковедов и этнографов. Социальное направление культурологических наук развивалось психологами, историками, этнографами, социологами.

На постсоветском духовно-интеллектуальном пространстве, в том числе в Казахстане, культурологические науки находятся в стадии выделения из философии культуры, исторических, социологических, филологических и иных гуманитарных и социальных наук.

Высокая образовательная ценность культурологии не вызывает сомнения у международного сообщества; культурология, например, по объёму учебных часов является одной из ведущих дисциплин обязательного для профессионального высшего образования цикла гуманитарного знания. Факт становления культурологии как науки представляет определённую сложность для формирования государственного образовательного стандарта культурологической подготовки и его учебно-методического обеспечения. Существующий государственный стандарт культурологического образования нацеливает на изучение основных понятий теории культуры, знакомство с основными направлениями мировой и отечественной культурологии, знание ведущих аспектов культуры, а также основных этапов и закономерностей бытия мировой и отечественной культуры (цивилизации). Учебный комплекс «Основы культурологии» является учебно-методической основой курса согласно нормам государственного общеобязательного стандарта культурологического образования.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Основные понятия: Понятие и категория. Культура – фундаментальная категория культурологии. Артефакт культуры. Образ жизни. Коммуникация. Символ. Ценность. Норма. Традиция. Архетип культуры. Мем, тема, сцена, грёза.

 

Понятие и категория

Культурология как область научного знания предполагает ряд понятий, в которых раскрываются содержание и особенности исследуемых явлений культуры. Одни понятия и категории привнесены из других областей знания, другие являются специфическими, присущими только культурологии.

Основной проблемой становящейся культурологии остаётся сложность, многозначность фундаментальной категории «культура».

Культура – это мир идей, образов, вещей.

Культура – это традиции и нормы, интересы и потребности.

Культура – это способы деятельности и соответствующие им системы учреждений и организаций.

Культура – это определённый образ жизни людей.

Культурология включает десятки базовых определений культуры. Некоторые исследователи насчитывают до пятисот вариантов толкования смыслов культуры. Поэтому рассмотрению сущности культуры и близкой ей категории «цивилизация» посвящена следующая глава книги.

Специфической категорией собственно культурологии является артефакт культуры. Артефактом культуры называют любой созданный человеком предмет, имеющий знаковое или символическое содержание. Это вещи, техника, одежда, утварь, жилище и многое другое. К артефактам культуры относят и духовные явления: теории, фольклор, произведения искусства и литературы. Культурология исследует природу артефактов и отношения между людьми, складывающиеся в процессе создания артефактов культуры. Артефакт рассматривается в культурологии как элементарная единица при изучении культуры, выявляется его связь с активностью человека и коммуникацией в конкретном обществе. Артефакт позволяет проанализировать процесс замысла, создания и использования искусственных объектов, их главные характеристики и вкладываемый культурный смысл, который изменяется в процессе функционирования.

Определённое значение имеет понятие образ жизни, в котором представляются содержательные характеристики типичной жизнедеятельности малых и больших групп людей. Образ жизни синтетическое понятие, включающее более узкие, конкретизирующие стороны образа жизни: «уклад жизни», «качество жизни», «стиль жизни» и другие. Определённым типам культуры соответствует определённый образ жизни людей. Культурологи полагают, что образ жизни людей определяется природными условиями существования сообщества, системой социальных институтов, традициями и обычаями, уровнем и формами социокультурной активности людей данного сообщества. Понятие «образ жизни» раскрывает особенности распределения времени и энергии людей определённой культуры на жизнеобеспечение личности и сообщества, общение, развитие личности и отдых. С помощью категории образа жизни можно выяснить типичные способы самовыражения людей в разных культурах, понять их решения и поступки, раскрыть степень их удовлетворённости жизни, а значит прогнозировать варианты дальнейшего развития конкретной культуры.

Понятием культурологии, используемым всем современным гуманитарно-социальным знанием, является социальная коммуникация. Слово коммуникация означает сообщать, связывать. Термином коммуникация обозначают, во-первых, средства сообщения, связи, во-вторых, основу типологии культур в концепции информационного общества. В культурологии, наряду с указанными значениями, термин коммуникация имеет употребление для обозначения контактов между людьми: общения в целом и обмена информацией. Культурологи, акцентирующие внимание на проблеме понимания в общении людей, коммуникацией называют процесс взаимопонимания, возникающий в процессе совместной жизнедеятельности (деятельности, общения) людей.

Одним из самых распространённых понятий культурологии является символ (особый знак). Термином обозначают условный знак для членов определённого сообщества. Посредством символов - доступных по форме - выражается сложное содержание мира ценностей и норм данной культуры. Символами культуры могут выступать предметы, вещи, явления, идеи. По мнению многих культурологов, общение между людьми осуществляется посредством символов; символы регулируют общество и общение, замещая или дополняя непосредственное общение людей. Самыми распространёнными символами являются язык, власть, влияние. Некоторые культурологи считают, что символы – сущность культуры.

 

Ценности и нормы поведения

К числу ведущих понятий культурологии, порой отождествляемых с культурой в целом, относится ценность (значимость). Посредством системы ценностей осуществляется оценка, регулирование взаимоотношений людей в определённой культуре. Безусловной ценностью культуры является должное поведение людей, то есть совокупность поступков и стиль деятельности, обеспечивающие сплочение людей в целях выживания сообщества и оптимального функционирования его институтов. Культурологи исследуют систему и субординацию ценностей конкретного сообщества; они называют ту или иную ценность в качестве основания системы культуры. Между учёными может быть различие в частностях, но культурологи едины в понимании того, что ценностей множество и они играют значительную роль в обеспечении согласия в обществе. Современная философия культуры предпочитает рассматривать истины науки и ценности как разные способы объяснения и освоения мира. Поскольку ценности обеспечивают выживание конкретного общества, то среди них можно выявить общечеловеческие и локальные. В настоящее время ведущей общечеловеческой ценностью называется выживание человечества.

На основе ценностей формируются нормы одобряемого поведения, распространение которого в качестве типичного или обязательного для всех индивидуумов обеспечивается, в том числе, социальным контролем. Культурная норма (правило, образец), как понятие культурологии, тесно связана с ценностью. Многие культурологи связывают сущность культуры с нормативным отношением к миру и себе, складывающимся и регулируемым в конкретном сообществе. Так формируются привычки поведения и традиции определённого сообщества. В нормативной культуре особое значение имеет мораль, нравственность; как ведущая форма культуры, часто отождествляемая с понятием культуры, мораль посредством норм регулирует сознание и поведение индивидов, сообщества в целом. В сплочённом сообществе мораль - господствующая или единая - облегчает взаимоотношения между людьми, чем укрепляет его жизнеспособность. Современные средства производства, связи и управления, охватившие всю планету, выступают в качестве объективной вещественной основы, диктующей определённые нормы глобальной культуры.

Следующее понятие культурологии, культурные традиции (порядок, обычай), представляют иную нормативность. К традициям относят такие нормы сознания и поведения, которые передаётся поколениями в семье главным образом устной культурой. Культурная традиция долгое время рассматривалась как обычай, заведённый и завещанный предками. Современная культурология обогатилась пониманием сути традиции, благодаря революционным достижениям психологии и философии в сфере бессознательного. Считается, что традиция связана с процессами в социальном сознании и подсознании; так называемое коллективное бессознательное есть общее для людей, наследуемое основание психики, на котором формируется индивидуальное сознание.

 

Архетип культуры

С именем психолога и философа К.Г. Юнга связывается понятие архетипа культуры. Архетип культуры есть обозначение базового элемента системы «коллективного бессознательного». Подавление архетипов может вызвать типичные проявления изменённого сознания. Например, в условиях системного кризиса общества, некоторые критики культуры Запада считают основой массовых психозов (фанатизма, группового эгоизма, обострённого интереса к архаике) господство рационализма над культурой чувств и оторванность человека от природы. Критикуя техническую цивилизацию Запада, призывают к экологической культуре. Стремясь избежать необоснованной биологизации культуры, многие культурологи подчёркивают социокультурный, духовный смысл архетипа культуры; это символы усвоенной в раннем детстве традиционной народной культуры, посредством которых взрослый человек ощущает свою самодостаточность и неразрывную связь с миром.

С лёгкой руки учёного-социобиолога Р. Докинса в культурологии распространились такие введённые им понятия, как мем, тема, сцена, грёза. Мемы, это по смыслу близкие биологическому гену материальные единицы, из которых складываются культуры. Мемы возникают и исчезают, переходят в другие культуры. Мемы культуры бессознательно усваиваются детьми в семье. Овладение мемами приводит к появлению темы – осмысленной поведенческой реакции, основанной на принятой системе мемов. Владение темами предполагает разыгрывание определённых сцен, в которых реализуется многообразная игровая культура (от детских игр во взрослую жизнь до управленческих игр лидеров стран) любого сообщества. Завершается процесс овладения культурой формированием у личности грёз или ритуалов, пронизывающих мироощущение и миропонимание данного вида культуры. Грёза (мечта, идеал), это представление не о реальном положении, а о желаемом месте своей культуры (личной или групповой) в обществе, мире. Социобиологи полагают, что культуру можно определить как способ создания мемов. Соответственно, передача мемов есть основа выживания культуры в конкретных условиях природы планеты.

ГЛАВА 3. СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРЫ

Основные понятия: Смыслы термина «культура». Идеал личности: античность и современность. Философия культуры: рационализм, философия жизни, неокантианство, феноменология, психоанализ, философия постмодерна. Культура как практическая и теоретическая философия. Религиозная и светская версии сущности культуры. Деятельностная концепция сущности культуры: объективное и субъективное, личностное и общественное; культура как регулятивная деятельность. Цивилизация: термин и понятие.

 

Смыслы термина «культура»

Выявить сущность, значит, ответить на вопрос: что это? Поиском сущности (сущностей) занимается философия. Философствовать, означает искать сущность мира и человека.

Множество смыслов и определений говорит о богатстве феномена культуры. Для культурологии как науки, возникшей и развивающейся преимущественно в европейской традиции, характерно возводить начала представлений о культуре к античности.

Термин «культура» с его первыми смыслами возник в римской культуре. Первоначально, это возделывание, обработка земли. Культура возникает как аграрное мастерство. Более привычное для нас толкование возделывания как воспитания и образования предполагает гармоничное становление личности, помощь извне в обретении своего образа. Человек всем обязан образованию, возможному в определённой культуре народа, являющегося относительно обособленной группой человечества. В отечественном гуманитарном знании долгое время оставался в забвении ещё один смысл культуры, сакральный. Культура – это почитание, культ, прежде всего, религиозный (сакральный) культ. Древние культуры и цивилизации невозможно представить без поклонения богам - высшей ценности мировоззрения той эпохи. Единство трёх смыслов культуры воплощалось в греческом термине «пайдейя» (обучение ребёнка), системе становления личности и гражданина. Античный человек, сравнивая себя с другими народами, гордился разумом, чувствами и способностью жить по природному и установленному закону (норме). В условиях политической нестабильности, когда гражданственность отступает перед хаосом, античная культура выработала искусство «атараксии»: умение жить незаметно и невозмутимо, сохраняя свой внутренний мир.

В христианской культуре и однотипной ей мусульманской из атараксии развивается идеал личности, погружённой в свой внутренний мир. Внутренний мир человека объявляется производным не от природы, а от Бога; отсюда приоритет небесного, мистического и подчинённость земного, природного. Бог, как средоточие небесного мира, предстаёт Абсолютной Личностью, в отличие от безличностного абсолюта поздней античности. Вера в Бога делает слабого человека неодолимо сильным. На смену космологии Древнего Мира пришёл персонализм. Культура как возделывание предполагает развитие нового истолкования естественного, понимаемого в качестве высшего в человеке, сотворённого Богом. Культура есть воспитание духовной неисчерпаемости личности.

Современная философия культуры видит свои истоки в эпохе европейского Просвещения. Появляется интерес к материальному, вещественному началу культуры. Осознаваемый кризис «природы» и «культуры» переосмысливается в философии германских государств.

И. Кант разделил мир природы и мир свободы; мир свободы, мир человеческий провозгласил миром культуры. Природное зло в человеке как природном существе может и должно быть преодолено культурой: моралью, понимаемой в качестве долга (категорический императив). Человек моральный, то есть культурный, становится свободной личностью, самостоятельно определяющей свой жизненный путь. Высшее проявление культура находит в искусстве. И.Г. Гердер заложил основы философии культуры как философии языка. Язык является особой человеческой формой, посредством которой Человек общающийся реализует свою смышлёность – главное превосходство, помогающее человеку выжить в конкуренции с другими животными, более приспособленными к природному бытию. Язык и есть основа культуры. Идеи Гердера стимулировали развитие сравнительного языкознания, исследование мифа и фольклора. В рационалистической философии Г.В.Ф. Гегеля мировой прогресс есть прогресс свободы. Разумный ход истории (культура) обеспечивается деятельностью людей, в том числе неосознаваемой ими. Мировой прогресс или прогресс свободы осуществляется духом действующих народов, прежде всего, народов-лидеров, исторически сменяющих друг друга в авангарде человечества.

В гегелевской философии оптимистический рационализм достиг вершины. Реальность исторического бытия призвала обратить внимание на нерациональные элементы духа. Развитию философии культуры в форме «философии жизни» дал толчок А. Шопенгауэр. Философствование Ф. Ницше стимулировало современную теорию культуры. По Ф. Ницше, «воля к власти» (стремление к могуществу, лидерству) определяет бытие природных и духовных феноменов и сил. Разум – один из способов активности жизни – способен посредством языка культуры искажать сущность жизни; в целом охраняя, распространяя жизнь, разум способен вредить бытию жизни. К стихии жизни ближе всего искусство. Многовековое развитие идей посредством рационализма философии, науки и мировой религии (христианства) привело Европу к кризису, полагает Ф. Ницше. Иной вариант философии культуры в рамках философии жизни создаёт В. Дильтей; он не противопоставляет, а сближает рациональные и нерациональные жизненные проявления культуры. Жизнь есть способ бытия человека, осуществляющийся в создаваемом им мире истории. Познавать мир истории можно посредством «понимания», то есть интуитивного проникновения в жизнь в процессе жизни. В концепции Г. Зиммеля культура есть форма, порождаемая жизнью и противоречащая жизни. Вечно изменяющаяся жизнь порождает и сметает относительно устойчивые, консервативные (по сравнению с жизнью) типы культуры. По мысли О. Шпенглера, сама жизнь есть вечный процесс зарождения, роста и гибели культур. Культуру он рассматривает как особый организм: уникальный, самодостаточный, замкнутый. Стадию гибели культуры мыслитель называет цивилизацией.

Представители неокантианства В. Виндельбанд и Г. Риккерт различают методы наук о культуре («науки о духе») и естествознания. Идеографический метод гуманитарного знания рассматривает каждое явление культуры как самоценное и уникальное. В качестве критерия предложено отношение к ценности. М. Вебер разработал «понимающую социологию», призванную, по его мысли, сформулировать принципы научности гуманитарного знания.

 

Феноменология и психоанализ

Феноменология обращается к анализу сознания, а не отношений. Э. Гуссерль выделяет субъективность личности и целостную, в единстве рационального и нерационального, направленность сознания личности (интенция). «Жизненный мир», то есть простая данность, в сознании европейца искажена направленностью на научное, опытное и логическое познание, а также идущей из Древней Греции философией, потеснившей миф. История культуры ориентирована на идеальный нормативный образ, сформированный направленностью сознания индивида или группы. Истоком развития европейского единства является цель-норма, сформулированная древнегреческой философией; высокая духовность объединяет взаимодействующие, в том числе конфликтующие нации и поколения. М. Хайдеггер истоки гуманизма видит в античной философии. Понять скрытый смысл слов и словосочетаний можно посредством истолкования смысла языка. В языке существует человек, посредством языка философ связывает бытие и мысль. Процессы потери истинного смысла в языке и деградации языка взаимосвязаны. Эту потерю мысль компенсирует техникой, культурой. Ближе всего к сокрытой истине языка поэзия и философия.

Психоанализ объясняет явления культуры не сферой сознания, а спецификой бессознательного. З. Фрейд, основоположник психоанализа, продолжает традицию противопоставления природного и культурного начал. Культура, понимаемая им как нормы, ограничивающие инстинкты сферы бессознательного, существует за счёт переключения сексуальной энергии. Развитие культуры ведёт к увеличению неудовлетворённости и чувства вины из-за растущего числа подавляемых инстинктов. По К. Юнгу структура бессознательного сложнее, чем предлагает З. Фрейд. Бессознательное он разделяет на индивидуальное и коллективное. Индивидуальное бессознательное связано с миром вытесненного индивидуальным сознанием, коллективное бессознательное имеет историческую природу. Посредство «коллективного бессознательного» индивид связан со всем миром. Архетипы – структуры коллективного бессознательного – в символах хранят коллективный исторический опыт. Кризис культуры, духовное и физическое разрушение человека обусловлены кризисом отношения сознания к бессознательному, то есть не всегда осознаваемым отрывом от архетипов культуры, происходящим в реальной жизни индивида или групп людей. Духовная культура обеспечивается творчеством, находящимся под влиянием архетипов; символы архетипов переводятся творцом культуры на язык современности.

Представитель философии постмодерна М. Фуко объявляет культуру достоянием человека, его субъективности, поскольку культура становится возможной в процессе самопознания человека. Человек потерялся: это результат утраты единого бытия мира вещей и мира людей в формах исторических исследований. Гуманитарное знание призвано связывать эпизоды культуры в единое полотно. Предпосылкой исторического знания является исследование смысла структур сознания. Создание новой антропологии и новой истории начинается с воссоединения рассеянного языка, что является сферой обновлённой философии.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 1151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь