Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Культура институтов (организаций)
Организация (устройство, приведение в систему, учреждение) и институт (установление, учреждение) имеют близкие, в том числе общие смыслы. Культурный смысл социальных институтов (политических, экономических, семьи и других) заключается в придании процессам совместной жизнедеятельности людей устойчивости; они регулируют удовлетворение потребностей. Собственно культурные институты организуют и регулируют информационные, образовательные, научные, религиозные, художественные сообщества. Показателями культуры институтов являются: эффективность, легитимность, а также совокупность ценностей, регулирующих их деятельность. В структуре социального института выделяют людей, учреждения (организации) и материальные средства. Поэтому анализ культуры институтов (или институциональной культуры) может быть представлен в двух частях: анализ культуры института и анализ профессиональной культуры работников института. Культуру институтов в обеих частях можно оценивать по единому критерию: степень соответствия стандартов деятельности конкретного института социальным ценностям данного общества. Социальные организации призваны решать те задачи, которые не могут быть решены на уровне индивида. Социальная организация имеет свою идеологию. Идеология организации есть система взглядов, обосновывающих общественное поведение организации. Социологи выделяют три социально-значимые стороны организации: общественный институт; формальная система; общность людей. Достижение общей цели объединяет личный и общественный интерес. Принципом бытия организации является внутренняя субординация (иерархия). Иерархия предполагает, что более высокому уровню придаётся право контроля и регулирования нижестоящей организации, а также должностное поведение сотрудников. Человек в организации выступает в трёх лицах: работник, личность, элемент системы. Организация имеет двойственную структуру отношений – официальную и неофициальную сферы. Официальные отношения строятся по горизонтали и вертикали. Отношения, развёртывающиеся по горизонтали, выступают отношениями координации профессионально-должностных ролей. Отношения, функционирующие по вертикали, представляют собой взаимодействие статусов, то есть официальной авторитетности должностных лиц. Система официальных отношений строится и поддерживается властью, делегированной либо волей участников организации, либо волей вышестоящей организации. Организация вынуждена поддерживать те ценности, которые обеспечивают, с одной стороны, необходимое качество труда, а с другой - эффективное взаимодействие для достижения общей цели института. Официальная сфера есть совокупность мест работников, распределяемых согласно специфике организации. Рабочие места являются, по первых, ячейками квалификации, во-вторых, точкой взаимопроникновения личных, групповых и общественных интересов, в-третьих, местом развёртывания профессиональной культуры, в-четвёртых, полем приложения индивидуальной культуры. Между людьми, закреплёнными за трудовыми местами средствами материального, социального и духовного воздействия, возникают официальные отношения. Эти отношения сопровождаются образованием ролевых ожиданий-требований по отношению к каждому работнику. Неофициальные межличностные отношения возникают между совместно работающими людьми как индивидуальностями. В отличие от официальных отношений неофициальные складываются в зависимости от индивидуальных способностей и культуры членов организации. Если выполнение трудовых функций даёт человеку возможность удовлетворить свои материальные, социальные и духовные потребности, то исполнение межличностных ролей в трудовом коллективе позволяет реализовать себя как личность. Путь к сплочённости трудового коллектива лежит через согласование, взаимную поддержку официальной и неофициальной сфер отношений между людьми. Искусство управления состоит в средствах ориентации линии поведения людей по отношению к требованиям социального института. Исследователи-гуманисты полагают, что профессиональное управление материальным и духовным производством должно опираться на расширяющуюся группу стимулов, включая личность человека и качество его труда. Здесь видится резерв повышения производительности труда, интенсификации труда. Необходимость согласования официальных и межличностных отношений, среди которых основой и ориентиром являются официальные, вытекает из задачи достижения эффективной деятельности людей, объединённых в организации. Эффективная деятельность людей организации и есть высокий уровень культуры организации. Многочисленные исследования показывают, что там, где над официальными отношениями господствует дух межличностных связей, низка дисциплина и эффективность совместной деятельности. Если общественный статус можно достигнуть личными связями, то трудовой вклад теряет смысл. Наряду с вышеуказанными явлениями в структуре культуры можно выделить сферы культуры (например, профессиональная и обыденная) и формы культуры: нравственность, религия, философия, искусство, наука, политика, право, экономика, образование.
Сферы культуры Обыденная и профессиональная культуры - сферы высокодифференцированной культуры. Профессиональная культура - это необходимая мера согласованности официальных и неофициальных отношений между собой и с личностью работника. Профессиональная культура предполагает единство организационной и профессиональной идентификации работников; тогда возможны стремление к общей цели, энтузиазм поиска, рост профессионального мастерства. В структуру профессиональной культуры включают: интеллектуальную культуру специалиста; способ соединения человека с технологией производства; модель трудового поведения; образцы, нормы, ценности общей культуры коллектива, отражённые в поведении эталонных групп. Инфраструктурой развития профессиональной культуры являются механизмы вовлечения, идентификации и институционализации индивидов занятых данной профессией. Исключительную роль в профессиональной культуре играет интеллектуальная культура личности; она обеспечивает гибкость мышления, а также адаптацию к изменяющимся условиям труда и жизни. Профессиональная культура личности – результат совместных усилий общества и индивида. Социокультурные институты призваны формировать механизмы привлечения молодёжи к необходимым обществу профессиям, обеспечивая уровень жизни и статус профессионалам. Рынки труда и образовательных услуг должны быть сопряжены. Профессионально занятые люди составляют социально-профессиональную пирамиду общества. Стройность и устойчивость социокультурной пирамиды обусловлено широким основанием и тесной связью между слоями. Стимулирование поведения профессионала внутри пирамиды позволяет обществу поддерживать устойчивость и динамичность культуры в целом. Обыденная культура (иногда отождествляется с повседневной культурой) несет в себе исторически изменчивый опыт воспроизводства жизни людей. Элементами структуры обыденной культуры называют культуру быта, культуру окружающей среды, культуру поддержания и воспроизводства жизненного цикла человека. В содержание обыденной культуры входят: пища, одежда, жилище, тип поселения, техника и средства общения, ценности семьи, общение, домоводство, художественное творчество, организация досуга и отдыха, обыденное мышление, поведение и другие.
Формы культуры Из форм культуры наиболее известные, порой отождествляемые с культурой, - нравственность, искусство, религия. Нравственность (мораль) - в переводе с латыни обычаи, нравы, поведение, - самый древний и один из основных способов бытия социального человека. Противоречие добра и зла - вершина в иерархии ценностей - является основной дилеммой нравственности. Нравственность динамична. Существует множество исторических типов нравственности. Кризису цивилизации и переходной исторической эпохе соответствует гибридный или маргинальный тип нравственности. Мораль исполняет роль культурной традиции, связующего звена между поколениями, эпохами, цивилизациями, между разными культурами. Нравственность является общим обоснованием деятельности человека. Единство права и нравственности в гражданском обществе - культурная привычка, результат жизни, выработанные обществом за исторический период. Естественное противоречие права и нравственности является стимулом их дальнейшего изменения. В деформированном обществе противоположность права и нравственности грозит дополнительными потрясениями, ставящими под сомнение само существование данных государства и сообщества. Искусство - художественная деятельность в единстве духовного и материального компонентов. Искусство в истории понимается в значении мастерства, ремесла, всяческого умения. По мере развития культуры стало осознаваться отличие художественного творчества от другой практической деятельности и его близость к литературе. Среди видов художественного творчества называют литературу, кино, театр, цирк, танец, музыку, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное искусство. Некоторые искусствоведы считают видами художественного творчества телевидение и видеокультуру. Главный отличительный признак художественного творчества состоит в образном освоении действительности. Искусство, художественное творчество значимы созданием красоты, приобретением эстетического смысла. Искусство имеет и социальный смысл, когда выступает как обучение, как познание, как передача культурного опыта. Искусство связано с игрой, мифом, с другими формами культуры. Различают народное и профессиональное, элитарное и массовое искусство. Как культурное наследие, искусство существует в памятниках. В общечеловеческой культуре искусство является «самосознанием». Созданием новых реальностей искусство осуществляет поиск и проверку путей развития культуры и общества. История искусства есть история становления видов художественного творчества и человека как творца. Религия - благочестие, набожность, святыня (латынь). Религия - специфическое отношение к творческому началу, заключающееся в ритуальном освящении и поклонении. В иерархии ценностей религиозной культуры ведущее место занимает вера в реальность самостоятельного бытия сверхъестественного. Религия исторична. Существуют различные типологии религии, основанные на религиозных (представление о боге, формы культа) или нерелигиозных (распространенность, специфика институтов) признаках. Различают религию как форму культуры и религию в структуре общечеловеческой культуры. В общечеловеческой культуре выделяют религиозную и секулярную (мирскую, светскую) культуры. Если в эпоху Средневековья религия господствовала в культуре, то в последующие столетия ее роль уменьшалась и соответственно возрастала (особенно в регионе распространения христианской культуры) доля секулярной культуры в политике, экономике, праве, образовании, философии, искусстве. Позиции религии традиционно сильнее в сфере обыденной культуры и слабее в профессиональной. По данным церковной статистики большинство современного человечества в разной мере разделяет идеалы религиозной культуры. В духовной культуре человечества укрепилось свобода мысли - альтернатива религии - составная светской культуры. В отличие от нравственности и искусства, религия существует и как социальный институт - церковь. Исторический спор церкви и государства привел к разделению религиозной и светской власти в большинстве модернизирующихся сообществ. Принципы отделения церкви от государства, свободы совести отражены в нормативных документах ООН, присутствуют в Конституции Российской Федерации.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-05-30; Просмотров: 617; Нарушение авторского права страницы