Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Вошел в него: у Господа твоего это уже решенное постановление»



 

(19: 71). Но я не знаю, как выйду из этого ада! » Мусульмане сказа-ли: «Да сопутствует вам Аллах и да защитит вас и вернет вас к нам в добром здравии! » Тогда Абдаллах ибн Раваха произнес стихи:

 

«Но я прошу Всемилостивого простить меня, А также широкого удара, с обильной кровью Или же удара моими горячими руками, Держащими копье, проникающее

во внутренности и печень, Чтобы говорили, проходя мимо моей могилы: «Наставил его Аллах на путь правильный, И был он хорошим воином! »

 

Люди приготовились к отъезду, и тогда Абдаллах ибн Раваха подошел к Пророку, попрощался с ним и произнес стихи:

 

«Аллах подтвердил хорошее, когда послал тебя, Так же, как и Муса, и тем же подтверждением. Я разглядел в тебе добро — милость божью.

Аллах знает, что я хорошо вижу.

 

Ты — Пророк, а кто будет лишен милости божьей И лика Его, судьба обойдется с ним дурно».

 

Потом люди выехали, а Пророк их провожал. Когда Пророк, поп-рощавшись с людьми, ушел, Абдаллах ибн Раваха продекламировал:

 

«Мир тому, с которым я попрощался В Пальмовой роще — лучшему

провожатому и любимому».


 

Они отправились в поход и, дойдя до места под названием Ма-ан в Сирии, остановились. Люди узнали, что Геракль остановился


Ибн Хишам

в местечке под названием Мааб на земле аль-Балька во главе ста тысяч византийцев. К ним примкнули еще сто тысяч человек из Лахм, Джузам, аль-Йакин, Бахва и Балан, которых возглавлял человек из Балан, потом из Ираши по имени Малик ибн Зафила. Узнав об этом, мусульмане простояли в Маане два дня, думая, как им поступить. Люди предлагали написать Пророку письмо и со-общить ему о численности войск противника, чтобы прислал до-полнительное число людей или приказал вернуться. Тогда людей подбодрил Абдаллах ибн Раваха, говоря: «О люди! Вы пошли во-евать и умереть за веру. Мы с ними будем воевать не числом, не силой, а верой своей, которая снизошла на нас от Аллаха. Идите! Перед вами только два добрых пути: победа или смерть за веру. Люди сказали: «Ей-богу, ибн Раваха прав».

 

Когда мусульмане подошли к границам аль-Балька, их встре-тил отряд Геракля из византийцев и арабов в одном из селений аль-Балька под названием Машариф. Потом противник прибли-зился, и мусульмане подошли к селению под названием Мута. У этого селения и произошло сражение. Мусульмане подготовились к бою: их правый фланг возглавил человек из Бану Узра по име-ни Кутба ибн Катада, а левый фланг — один из ансаров по имени Абайа ибн Малик. Потом обе стороны сошлись, и началось сра-жение. Зайд ибн Хариса сражался со знаменем Пророка в руке, пока не был убит ударом копья византийцев. Потом знамя взял Джафар. Он сражался со знаменем в руке, в пылу боя был сбит с коня, а конь ранен, но продолжал сражаться с противником, по-ка не был убит. Джафар был первым мусульманином, перебившим ноги своему коню с решимостью сражаться пешим.

 

Мне рассказал Йахья ибн Аббад ибн Абдаллах ибн аз-Зу-байр со слов своего отца Аббада. Он сказал: «Мне рассказал отец, воспитавший меня. Он говорил: «Когда был убит Джафар, знамя взял Абдаллах ибн Раваха, потом выступил вперед на своем коне со знаменем в руке, стал сам себя ободрять, стараясь преодолеть свой страх и колебания. Он произнес следующие стихи:


СИРА
   

 

«Клянусь, о Душа моя, ты пойдешь вперед, Если не захочешь, то заставлю я тебя.

Вот люди кричат уже и вопят!

Ты что — не хочешь попасть в рай? Ведь ты так долго был в блаженстве!

Ты ведь лишь капля воды из большого бурдюка! »

 

Он также декламировал:

 

«О Душа! Даже если ты не будешь убита — потом умрешь.

 

Вот уже приблизился жар смерти. Что ты хотела, то и получила. Сделай то, что сделали они оба,

и ты станешь праведным! »

 

Он имел в виду двух своих приятелей — Зайда и Джафара. Потом сошел с коня. К нему подошел его двоюродный брат с кус-ком мяса на косточке и сказал: «Укрепи вот этим свою решимость. Тебе выпала такая судьба». Он взял этот кусок, откусил и тут ус-лышал звуки поражения своих людей. Воскликнув: «Ты еще в этом мире! », бросил мясо, взял свой меч, выступил вперед и сражался до тех пор, пока не был убит.

 

Потом взял знамя Сабит ибн Аркам из племени Бану аль-Аджлан и сказал: «О мусульмане! Выберите главой одного из вас! » Они сказали: «Ты! » Он ответил: «Я не буду! » Тогда люди выбрали Халида ибн аль-Валида. Взяв знамя, он отразил атаку византий-цев, заставил их отступить, потом сам отошел вместе с людьми.

 

После гибели мусульман Пророк — как мне передали — ска-зал: «Знамя взял Зайд ибн Хариса и сражался со знаменем в ру-ке, пока не был убит и погиб смертью мученика за веру; потом взял знамя Джафар и сражался со знаменем в руке, пока не был убит и погиб смертью мученика». Потом Посланник Аллаха умолк. И тут изменились лица ансаров: они подумали, что Абдаллах ибн Раваха чем-то провинился. Затем он произнес: «Потом поднял его Абдал-


Ибн Хишам

лах ибн Раваха и сражался со знаменем в руке, пока не был убит и погиб смертью мученика». Далее продолжал: «Они вознесены в рай, где ложи сделаны из золота. Я видел в ложе Абдаллаха ибн Раваху. Его ложе стоит чуть в стороне от ложа двух его приятелей. Я спросил: «Отчего же? » Мне сказали: «Они оба пошли сразу, а Абдаллах несколько заколебался и потом только пошел».

 

Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Умм Иссы из пле-мени Хузаа, со слов Умм Джафара, дочери Мухаммада ибн Джафара, со слов своей бабушки Асмы бинт Умайса. Асма рассказывала: «Когда погибли Джафар и его спутники, я пришла к Посланнику Аллаха. Пе-ред этим я выделала сорок кож, замесила тесто, тщательно вымыла де-тей, смазала их маслом, почистила. Пророк сказал: «Приведи мне де-тей Джафара». Я их привела к нему. Он их понюхал и прослезился. Я спросила: «О Посланник Аллаха! Ты мне дорог, как отец и мать! По-чему ты плачешь? Может, что-то случилось с Джафаром и его спутни-ками? » Ответил: «Они погибли сегодня». Я начала громко плакать. Ко мне прибежали люди. Пророк сказал: «Не забудьте приготовить пищу для семьи Джафара — они переживают утрату своего хозяина! »

 

Мне рассказал Абд ар-Рахман ибн аль-Касим ибн Мухаммад со слов своего отца, со слов Аиши, жены Пророка. Аиша говори-ла: «Когда пришел человек с вестью о гибели Джафара, мы уви-дели на лице Пророка печаль. К нему вошел человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Женщины нас замучили — они волнуются». Пророк велел ему вернуться к ним и успокоить их. Он ушел и сно-ва вернулся к Пророку с тем же сообщением. Аиша говорит, что, видимо, его семья переусердствовала в оплакивании. Пророк ве-лел этому человеку: «Иди и заставь их замолчать. Если не пере-станут, то заткни им рты землей». Я в душе воскликнула: «Упаси Аллах! Да не покинет тебя Аллах, не повинуйся ты Посланнику Аллаха! » Я знала, что он не сможет заткнуть им рты землей».

 

Большинство участников сражения тогда было из Бану Саала-ба, из племени Хадас. Они недолго продолжали сражаться, пос-кольку Халид увел людей и привел их назад.


СИРА
   

 

Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр со слов ибн аз-Зубайра, который говорил: «Когда они подошли к окраине Медины, их встретили Пророк и мусульмане. Навстречу им вы-бежали дети. Пророк выехал верхом вместе с людьми. Он сказал: «Возьмите детей и посадите их вместе с собой! Дайте мне сына Джафара! » Привели Абдаллаха, он взял его и посадил перед со-бой. Люди стали бросать в армию землю, говоря: «О беглецы! Вы отступили от пути Аллаха! » А Пророк возражал: «Они не отсту-пили, а будут нападающими, если угодно Аллаху! »

 

Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр со слов Амира ибн Аб-даллаха ибн аз-Зубайра, со слов членов семьи аль-Харса ибн Хи-шама, со слов Умм Саламы, жены Пророка. Умм Салама спросила жену Саламы ибн Хишам ибн аль-Ас ибн аль-Мугира: «Почему я не вижу Саламу на молитве вместе с Пророком и мусульманами? » Ответила: «Ей-богу, он не может выйти из дома. Как только вый-дет из дома, люди начинают кричать на него: «О беглец, вы отсту-пили от пути Аллаха! » Он сидит у себя в доме и не выходит».

 

Ибн Хишам добавляет, что аз-Зухри говорил: «Мусульмане выбрали своим предводителем Халида ибн аль-Валида, и тогда Аллах послал им спасение. Он был их предводителем до тех пор, пока не привел их к Пророку».

 

Ибн Исхак приводит стихи, сочиненные во время оплакива-ния погибших сподвижников Пророка в Муте. Ибн Исхак и Ибн Хишам перечисляют также имена погибших — их было всего че-тырнадцать человек.

 

 

Завоевание Мекки

 

Ибн Исхак рассказывает: «Пророк находился в Медине после по-хода на Муту в течение месяцев джумада аль-ахира и раджаб.

 

Потом Бану Бакр ибн Абд Манат напали на хузаитов, когда они находились возле своего колодца на южной окраине Мекки под


Ибн Хишам

названием аль-Ватир. Причиной ссоры между Бану Бакр и Бану Хузаа был следующий случай. Человек из Бану аль-Хадрами по имени Малик ибн Аббад — а тогда существовал союз между Бану аль-Хадрами и аль-Асвад ибн Разн — выехал по делам торговли. Когда этот человек находился в центре территории хузаитов, на него напали, убили и ограбили. Бану Бакр напали на человека из Бану Хузаа и убили его. Хузаиты перед самым приходом ислама напали на трех сыновей аль-Асвада ибн Разна ад-Дайли: Саль-му, Кульсума и Зуайба, знатных людей Бану Кинана и убили их на горе Арафа возле каменного ограждения святыни.

 

Приход ислама удержал Бану Бакр и Бану Хузаа от дальней-шего развития событий, заняв людей своими проблемами. Когда был заключен мир в аль-Худайбии между Посланником Аллаха и курайшитами, среди оговоренных обеими сторонами условий, как рассказал мне аз-Зухри со слов Урвы ибн аз-Зубайра, со слов аль-Мисвара ибн Махрамы и Марвана ибн аль-Хакама и других наших знатоков, было право каждого племени заключать союз или с Про-роком, или с курайшитами по своему выбору. Бану Бакр заключили союз с курайшитами, а Хузаа вошли в союз с Пророком.

 

Когда установилось перемирие, Бану ад-Дайл из Бану Бакр ре-шили воспользоваться этим, напасть на хузаитов и отомстить за уби-тых сыновей аль-Асвада ибн Разна. Во главе Бану ад-Дайл высту-пили Науфаль ибн Муавия, который был их вождем, но не вождем всего рода Бану Бакр. Он устроил против хузаитов засаду у их ко-лодца аль-Ватир. Убили одного хузаита. Пошли друг на друга, и нача-лась схватка. Курайшиты снабдили Бану Бакр оружием. Несколько курайшитов под покровом ночи приняли участие в схватке на стороне Бану Бакр. Хузаитов заставили отступить до территории святыни. Подойдя к святыне, Бану Бакр сказали: «О Науфаль! Мы вошли на территорию святыни, к твоему божеству». Он сказал грешные слова: «Нет сегодня здесь уже божества, о Бану Бакр! Убейте своего кров-ного врага! Клянусь жизнью, вы ведь воруете на священной террито-рии и разве не станете убивать на ней своих кровных врагов? »


СИРА
   

 

Когда Бану Бакр и Курайш выступили против Хузаа и убили хузаитов, нарушив заключенный с Пророком договор нападени-ем на Бану Хузаа, которые были в союзе с Пророком, к Пророку в Медину пришел Амр ибн Салим аль-Хузаи из рода Бану Кааб. Именно это явилось поводом для завоевания Мекки. Амр подошел к Пророку, сидящему среди людей в мечети, и произнес стихи:

 

«О Боже! Я заклинаю Мухаммада Союзом, заключенным между нашим Отцом и его родовитым отцом.

 

Вы были детьми, и мы были отцами. Потом мы приняли ислам, и мы

 

не отказались от данного слова. Окажи помощь против агрессии!

 

Призываю рабов Аллаха, чтобы пришли на помощь! Во главе — Посланник Аллаха, который выделялся, Мрачнеет лицо его, когда нарушают его права, Во главе войска, как море бушующее.

 

Курайшиты нарушили данное обещание — Разорвали заключенный с тобой договор. Устроили против нас засаду в местечке Када

 

И утверждали, что я не смогу позвать никого на помощь. Они более трусливы и меньше числом.

Они напали на нас, спящих в аль-Ватире,

И убивали нас, когда мы совершали молитву».

 

Пророк сказал: «Тебе будет оказана помощь, о Амр ибн Са-лим». Потом явилась к Посланнику Аллаха туча с неба. Он вос-кликнул: «Эта туча предвещает победу Бану Кааб».

 

Потом к Пророку в Медину пришел Будайль ибн Варка во главе группы хузаитов. Они сообщили ему о том, что произошло с ними, и о помощи курайшитов Бану Бакр в нападении на них. Потом они от-правились обратно в Мекку. Пророк людям говорил: «Вот-вот придет к вам Абу Суфьян, чтобы подтвердить договор и продлить его срок». Будайль ибн Варка и его спутники встретили в пути Абу Суфьяна в Усфане — его послали к Посланнику Аллаха курайшиты, чтобы под-


Ибн Хишам

твердить договор и продлить его срок. Они испугались того, что со-вершили. Когда Абу Суфьян встретил Будайла ибн Варака, спросил: «Откуда идешь, о Будайль? » Он догадался, что Будайль приходил к Пророку. Будайль ответил: «Ходил с хузаитами к этому побережью

 

и в центр этой долины». Спросил: «Разве ты не ходил к Мухамма-ду? » Ответил: «Нет». Когда Будайль ушел в Мекку, Абу Суфьян сказал: «Если Будайль побывал в Медине, то он кормил своего верб-люда семенами». Он пошел на место, где Будайль останавливал свое-го верблюда, взял помет и размял его. Увидев семена, он воскликнул: «Клянусь Аллахом, Будайль побывал у Мухаммада».

 

Абу Суфьян поехал дальше, приехал в Медину к Посланнику Аллаха, вошел к своей дочери Умм Хабибе бинт Абу Суфьян. Ког-да он направился, чтобы сесть на ложе Пророка, она свернула оде-яло. Абу Суфьян удивился: «О доченька! Я не понял, ты скрыва-ешь от меня это ложе или же не хочешь, чтобы я сел на это ложе? » Она ответила: «Это — ложе Посланника Аллаха. А ты — языч-ник, нечестивый. Я не хочу, чтобы ты сел на ложе Посланника Ал-лаха». Абу Суфьян воскликнул: «Ей-богу, ты стала без меня, доч-ка, злобной». Потом ушел от нее и пришел к Пророку. Обратился к Пророку, но он ему не ответил. Потом направился к Абу Бакру, попросил его, чтобы уговорил Пророка поговорить с ним. Абу Бакр сказал: «Я этого не сделаю». Потом пошел к Омару ибн аль-Хатта-бу, обратился к нему. Тот воскликнул: «Разве я стану ходатайство-вать за вас перед Посланником Аллаха? Клянусь Аллахом, если бы я нашел даже пылинку, то использовал бы ее против вас». Абу Су-фьян ушел и зашел к Алию ибн Абу Талибу. Его жена — Фатима, дочь Пророка, а у нее был сын Хассан ибн Али, младенец, ползал перед ней на четвереньках. Абу Суфьян сказал: «О Али! Ты более близок ко мне по родству, чем другие. Я пришел по важному делу

 

и не могу вернуться, не выполнив его. Походатайствуй за меня пе-ред Посланником Аллаха! » Али ответил: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Ведь Посланник Аллаха решил уже это дело. Мы не можем отгово-рить его». Он обернулся к Фатиме и сказал: «О дочь Мухаммада!


СИРА
   

 

Ты не смогла бы сделать так, чтобы этот твой сынок стал причиной перемирия между людьми? Тогда он стал бы во главе арабов до кон-ца своей жизни». Она воскликнула: «Ей-богу, мой сын еще малень-кий, чтобы помирить людей, давать слово за Посланника Аллаха! » Абу Суфьян сказал, обратясь к Алию: «О Абу аль-Хасан! Я вижу, что дела мои плохи. Посоветуй мне! » Он ответил: «Клянусь Алла-хом, я не знаю ничего, что бы тебе пригодилось. Но ведь ты — гос-подин Бану Кинана. Ты походи среди людей, а потом возвращайся на свою землю». Абу Суфьян спросил: «Ты думаешь, что это при-несет какую-то пользу? » Ответил: «Нет, ей-богу, не думаю. Но я другого пути не вижу». Абу Суфьян отправился в мечеть и сказал: «О люди! Я объявляю перемирие между людьми».

 

Потом он сел на своего верблюда и уехал. Когда пришел к ку-райшитам, они спросили: «С чем вернулся? » Ответил: «Я пришел к Мухаммаду и обратился к нему. И, ей-богу, он мне ничего не ответил. Потом я пошел к Ибн Абу Кахафе и ничего хорошего от него не до-бился. Потом пришел к Ибн аль-Хаттабу и нашел, что он ярый враг. Потом пришел к Алию и нашел, что он самый мягкий из них. Он мне посоветовал одно дело, и я сделал это. Только, ей-богу, не знаю, при-несет это какую-то пользу или нет». Спросили: «Что он велел тебе сделать? » Ответил: «Велел мне объявить перемирие между людьми, и я сделал это». Спросили: «А согласился на это Мухаммад? » Отве-тил: «Нет». Сказали: «Горе тебе! Ей-богу, этот человек переиграл те-бя! То, что ты сделал, не принесет тебе никакой пользы». Абу Суфь-ян воскликнул: «Ей-богу, ничего другого я не смог сделать».

 

Пророк велел людям готовиться в поход, членам своей семьи тоже приказал снарядить его для похода. Абу Бакр зашел к своей дочери Аише, когда она перебирала вещи Пророка, и спросил: «О дочка! Вам Посланник Аллаха велел готовить его в поход? » От-ветила: «Да, он уже подготовился». Спросил: «Как ты думаешь, куда он хочет идти? » Ответила: «Клянусь Аллахом, не знаю».

 

Потом Пророк сообщил людям, что он идет на Мекку, прика-зал им тщательно подготовиться и воскликнул: «О Боже! Сделай


Ибн Хишам

так, чтобы курайшиты не узнали об этом и чтобы мы застигли их врасплох! » Люди снарядились в поход.

 

Мне рассказал Мухаммад ибн Джафар ибн аз-Зубайр со слов Урвы ибн аз-Зубайра и других наших знатоков, которые говорили: «Когда Пророк подготовился к походу на Мекку, Хатиб ибн Абу Балтаа написал письмо к курайшитам, сообщая им о готовящемся походе Пророка к ним. Письмо он отдал женщине, которая, по сло-вам Мухаммада ибн Джафара, была родом из Музаййана; а мне го-ворил другой человек, что это была женщина по имени Сара, рабы-ня одного из членов рода Бану Абу аль-Мутталиба. Он назначил ей вознаграждение за то, что передаст письмо курайшитам. Женщина спрятала письмо на голове, заплела косички и отправилась в путь. К Пророку пришла весть с неба о том, что совершил Хатиб. Он послал Алия ибн Абу Талиба и аз-Зубайра ибн аль-Аввама за ней, говоря: «Догоните женщину — вместе с ней Хатиб ибн Абу Балтаа напра-вил письмо курайшитам, предупреждая их о нашем решении высту-пить против них». Они выехали и догнали ее в аль-Халике, терри-тории Бану Абу Ахмад. Они ее остановили, стали рыться в багаже, но ничего не нашли. Тогда Али ибн Абу Талиб ей сказал: «Клянусь Аллахом, Пророк не мог сказать неправду, обмануть нас. Или ты сама достанешь нам это письмо, или мы сами тебя разденем и будем осматривать». Увидев серьезность его намерений, она сказала: «От-вернись, отвернись! » Расплела косички на голове, вытащила отту-да письмо и отдала его Алию. Он принес письмо Пророку. Пророк вызвал Хатиба и спросил: «О Хатиб! Что побудило тебя на это? » Ответил: «О Посланник Аллаха! Клянусь, я верю в Аллаха и Его посланника, не изменился в своей вере и не изменял ей. Но я чело-век без знатного роду и племени. А у них находятся мой сын и моя семья. Я угождал курайшитам ради своей семьи». Омар ибн аль-Хаттаб воскликнул: «О Посланник Аллаха! Позволь мне, я отруб-лю ему голову. Этот человек стал лицемером». Пророк сказал: «От-куда тебе знать, о Омар, может, Аллах уже узрел участников битвы при Бадре и сказал: «Делайте, что хотите — я вам прощаю! »


СИРА
   

 

Всевышний Аллах про Хатиба ниспослал следующие аяты: «О

 

те, которые уверовали! Не берите в друзья моего и вашего врага: вы обращаетесь к ним с любовью…» и до слов «Для вас есть пре-

красный пример Ибрахима и тех, кто был с ним; вот они сказали

 

народу своему: «Мы отказываемся от вас и от тех, кому вы покло-няетесь, кроме Аллаха; мы отрекаемся от вас, и между нами и ва-ми возникает вражда и ненависть навсегда, до тех пор, пока вы не уверуете только в одного Аллаха» и до конца рассказа (60: 1–4).

 

Рассказал мне Мухаммад ибн Муслим ибн Шихаб аз-Зухри со слов Убайдуллаха ибн Абдаллаха ибн Утбы, со слов Абдаллаха ибн Аббаса, который рассказывал: «Потом Посланник Аллаха отправил-ся в путь. Вместо себя в Медине оставил Абу Рухума Кульсума ибн Хусина ибн Утбу. Выступил десятого числа месяца рамадан. Пророк постился, вместе с ним постились и люди. Достигнув места под назва-нием аль-Кудайд между Усафаном и Амаджом, стал разговляться.

 

Он двинулся дальше и остановился в местности под названием Марра аз-Захран с десятью тысячами мусульман. Вместе с Послан-ником Аллаха шли мухаджиры и ансары — никто из них не отстал от него. Когда Пророк сделал привал в Марра аз-Захране, все источ-ники информации для курайшитов были перекрыты и они не получа-ли никаких сообщений о Пророке, были в полном неведении относи-тельно его действий. В те же дни Абу Суфьян ибн Харб, Хаким ибн Хизам и Будайль ибн Варка вышли на поиски данных о нем, наде-ясь что-нибудь увидеть или услышать какую-нибудь новость. Аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб встретил Пророка уже на пути.

 

(Ибн Хишам говорит: «Аль-Аббас встретил Пророка в аль-Джухфе — он уезжал вместе со своими детьми из Мекки. До этого он жил в Мекке, надзирая над источником воды у Каабы. Посланник Аллаха был им доволен, как говорил мне Ибн Шихаб аз-Зухри».)

 

Абу Суфьян ибн аль-Харс ибн Абд аль-Мутталиб и Абдаллах ибн Абу Умаййа ибн аль-Мугира тоже встретили Посланника Алла-ха в местечке под названием Ник аль-Укаб между Меккой и Меди-ной. Они попытались встретиться с ним. О них Пророку сообщила


Ибн Хишам

Умм Салама, говоря: «О Посланник Аллаха! Здесь сын твоего дяди и сын твоей тетки — он же твой шурин! » Ответил: «Не нужны они мне: сын моего дяди меня опозорил, а сын моей тетки — он же мой шурин — обзывал меня в Мекке нехорошими словами». Когда им сообщили ответ, Абу Суфьян, при котором находился его малень-кий сын, воскликнул: «Ей-богу, пусть позволит мне войти, или же я возьму этого младенца и уйду вместе с ним в пустыню, где мы пом-рем оба от жажды и голода». Когда Пророку сообщили об этом, он пожалел их и разрешил войти. Оба зашли к нему и приняли ислам. Абу Суфьян ибн аль-Харс декламировал стихи о своем принятии ислама, извинялся за свои прошлые поступки. Он сказал:

 

«Клянусь твоей жизнью, когда несу знамя, чтобы конница аль-Лата победила конницу Мухаммада, Я похож на растерянного в ночи путника,

окутанного тьмой.

И вот пришла пора найти мне дорогу

И встать на путь праведный.

 

А повел меня на путь праведный, Победил вместе с Аллахом тот, Кого я всячески гонял, преследовал.

 

Я всячески старался уйти от Мухаммада:

Меня ведь звали к нему, хоть я и не из его близких. Но окружают его хорошие люди —

А если кто-либо из людей не поладит с ними,

 

То он будет изолирован и отвергнут, Даже если он будет умный и авторитетный. Теперь я хочу их удовлетворить, Но не смогу поладить с ними,

 

Если я не буду вести себя правильно повсюду. Скажи племени Сакиф: я не хочу с ними воевать! Скажи этим сакифам: больше я не враг ваш!

 

Я ведь не был в войске, которое напало на Амра — Не участвовал в этом деле ни языком, ни руками. А войско, напавшее на них, — это был сброд Из разных мест и из разных племен».


СИРА
   

 

Утверждают, что, когда Абу Суфьян произнес слова: «Победил меня вместе с Аллахом тот, кого я всячески преследовал», Пос-ланник Аллаха ударил его в грудь и воскликнул: «Ты меня вся-чески преследовал».

 

Когда Пророк остановился в Марра аз-Захране, аль-Аббас ибн Абд аль-Мутталиб сказал себе: «Курайшиты пропали! Ей-богу, если Посланник Аллаха войдет в Мекку силой до того, как они придут к нему и попросят пощады, то это будет означать пол-ную погибель для курайшитов». Аль-Аббас рассказывает: «Я сел на белую мулицу Пророка и выехал в местечко Арак в надежде встретить кого-нибудь из людей, вышедших за город за дровами или за молоком или просто по своей нужде, который, вернувшись в Мекку, сообщил бы курайшитам о местонахождении Пророка, чтобы курайшиты вышли навстречу к Пророку и попросили у не-го пощады, прежде чем он войдет в Мекку силой».

 

Аль-Аббас рассказывает: «Ей-богу, я еду на ней в поисках того, ради кого я вышел. И тут я услышал разговор Абу Суфьяна и Бу-дайла ибн Варка. Абу Суфьян говорил: «Я никогда раньше не видел столько огней и столько войска, как сегодня ночью». Будайль отвеча-ет: «Это, ей-богу, племя Хузаа готовится к войне». Абу Суфьян ему возражает: «Племя Хузаа не так многочисленно, чтобы у них было столько огней и столько войска». Я узнал его голос и крикнул: «О Абу Ханзала! » Он узнал мой голос и отозвался: «Абу аль-Фадль? » Я ответил утвердительно. Тогда он спросил: «Что с тобой, да будут твоим выкупом отец мой и мать моя? » Я ответил: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Это Посланник Аллаха во главе этих людей. Пропали ку-райшиты, ей-богу! » Он воскликнул: «А что же делать? » Я ответил: «Ей-богу, если он поймает тебя, то непременно отрубит тебе голову. Сядь на круп моей мулицы, я приведу тебя к Пророку и попрошу для тебя у него пощады! » Аль-Аббас рассказывает далее: «Он сел сзади меня. А его спутники поехали назад. Я привез его, и каждый раз, как проезжал мимо костра мусульман, они спрашивали: «Кто это? » Увидев мулицу Посланника Аллаха и меня на ней, говорили:


Ибн Хишам

«Дядя Посланника Аллаха на его мулице! » Когда я проезжал мимо костра Омара ибн аль-Хаттаба, он спросил: «Кто это? » Подошел ко мне и, увидев Абу Суфьяна на крупе мулицы, воскликнул: «Абу Суфьян, враг Аллаха! Слава Аллаху, который доставил тебя без до-говора и без обещаний! » Потом поторопился к Пророку. Я погнал мулицу и обогнал его, насколько могло обогнать медлительное верхо-вое животное медлительного человека. Соскочил с мулицы, вошел к Посланнику Аллаха. Омар тоже вошел к нему и сказал: «О Послан-ник Аллаха! Здесь Абу Суфьян! Аллах доставил его без договора и обещаний. Позволь мне, я отрублю ему голову! » Я воскликнул: «О Посланник Аллаха! Я взял его под свою защиту! » Потом я подсел к Пророку, взял его за голову и сказал: «Клянусь Аллахом! Сегод-ня его судьбу кроме меня никто не будет решать! » Когда Омар стал настаивать на своем, я сказал: «Потише, о Омар! Ей-богу, если бы он был из рода Бану Адий ибн Кааб, я бы этого не говорил. Но ведь ты знаешь, что он из рода Бану Абд Манаф». Он мне ответил: «Это ты не шуми, о Аббас! Клянусь Аллахом, принятие ислама тобой бы-ло более желательно для меня, чем даже принятие ислама моим от-цом, оно также было желательно для Пророка больше принятия ис-лама моим отцом». Пророк сказал: «Возьми его с собой, о Аббас, и иди на свое место. А утром приведи его ко мне». Я увел его, и он ночевал у меня. Когда настало утро, отправился вместе с ним к Пос-ланнику Аллаха. Увидев его, Пророк воскликнул: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Не настало ли для тебя время признать, что нет божества, кроме Аллаха?! » Абу Суфьян ответил: «Ты мне дорог, как отец и мать! Как ты терпелив, благороден и добрый родственник! Ей-бо-гу, я подумал, что если вместе с Аллахом было какое-нибудь другое божество, то я бы в нем не нуждался». Пророк воскликнул: «Горе тебе, о Абу Суфьян! Не пора ли тебе знать, что я Посланник Алла-ха? » Ответил: «Ей-богу, в отношении этого у меня до сих пор есть сомнение». Аль-Аббас ему сказал: «Горе тебе! Покорись и признай, что нет божества кроме Аллаха, что Мухаммад — Посланник Ал-лаха, пока тебе не отрубили голову! » И он произнес слова испове-


СИРА
   

 

дания веры, принял ислам. Аль-Аббас рассказывает: «Я сказал: «О Посланник Аллаха! Абу Суфьян — человек гордый. Сделай для не-го что-нибудь! » Ответил: «Хорошо. Кто войдет в дом Абу Суфья-на, он — в безопасности; кто закроет за собой дверь, он — в безо-пасности; кто войдет в мечеть, он — в безопасности».

 

Когда Абу Суфьян собрался уходить, Пророк сказал: «О Аббас! Задержи его у выхода из лощины возле горы — пусть посмотрит на проходящих мимо воинов Аллаха! » Я ушел вместе с ним и задержал его у выхода из лощины — там, где велел держать его Пророк. Ми-мо проходили племена со своими знаменами. Каждый раз, как про-ходило какое-нибудь племя, он спрашивал: «О Аббас! Кто эти? » Я отвечал: «Салим». Он говорил: «Что между мной и племенем Са-лим? » Потом проходит другое племя, и он спрашивает: «О Аббас! А эти кто? » Я отвечал: «Племя Музаййана». Он говорил: «Что меж-ду мной и племенем Музаййана? » Так продолжалось до тех пор, по-ка не прошли все племена: о каждом племени он спрашивал, я назы-вал племя, и он восклицал: «Что между мной и племенем таким-то». Последним проехал Посланник Аллаха во главе своего зеленого от-ряда. (Ибн Хишам говорит, что назвали его зеленым отрядом из-за множества железных доспехов, в которые были закованы мухаджи-ры и ансары — из-под железных доспехов были видны только их глаза.) Абу Суфьян был поражен и спросил: «Боже мой! О Аббас, а эти кто?!!! » Я ответил: «Это Посланник Аллаха во главе мухад-жиров и ансаров». Он воскликнул: «Никто не сможет одолеть этих. Клянусь Аллахом, о Абу аль-Фадл, царство твоего племянника ста-новится великим». Я сказал: «О Абу Суфьян! Это — пророчество». Он воскликнул: «В таком случае пусть будет благословен! » Я ска-зал: «Скорей к твоему народу! » Когда Абу Суфьян пришел к курай-шитам, он во весь голос закричал: «О курайшиты! Вот пришел к вам Мухаммад с такой силой, которую вам не одолеть. Кто войдет в дом Абу Суфьяна, тот в безопасности». К нему подошла Хинд бинт Ут-ба, схватила его за усы и закричала: «Убейте этого толстяка! Из пред-водителя племени он превратился в мерзкого человека! » Абу Суфьян


Ибн Хишам

воскликнул: «Горе вам! Не давайте этой женщине ввести себя в соб-лазн! Он пришел к вам с такой силой, которую вам не одолеть. Кто войдет в дом Абу Суфьяна, он будет в безопасности». Они его пре-рвали: «Да поразит тебя Аллах! Какая польза для нас от твоего до-ма? » Абу Суфьян продолжил: «Тот, кто закроется в своем доме, тоже будет в безопасности; и кто войдет в Каабу, будет в безопасности». Люди разошлись по домам, а некоторые укрылись в Каабе.

 

Рассказал мне Абдаллах ибн Абу Бакр, что Пророк, достиг-нув местечка под названием Зу Тава, встал на своей верблюдице, обернул голову полой плаща — красной материей: так склонил го-лову в смиренности перед Аллахом, когда увидел, какую победу послал ему Аллах, так что кончик его бороды почти касался ме-таллического кончика седла.

 

Рассказал мне Йахья ибн Аббад ибн Аббдаллах ибн аз-Зубайр со слов своего отца, со слов своей бабушки Сама, дочери Абу Бакра. Она рассказывала: «Когда Посланник Аллаха остановился в Зу Та-ва, Абу Кухафа своей самой маленькой дочери сказал: «Поднимись со мной к Абу Кубайсу! » Он потерял зрение. Она привела его туда, и он спросил: «Доченька! Что ты видишь? » Ответила: «Вижу чер-ное скопление». Он сказал: «Это всадники». Она продолжила: «И вижу человека, который скачет перед этой толпой туда-сюда». Он сказал: «Доченька, это распорядитель, который передает приказы всадникам и указывает места их расположения». Потом она сказа-ла: «Ей-богу, толпа рассредоточилась». Он комментировал: «Зна-чит, всадники двинулись. Скорей веди меня домой! » Она спустилась вместе с ним. Ему встретились всадники еще до того, как он пришел домой. На шее девушки было серебряное ожерелье. Человек, встре-тившийся ей на дороге, сорвал с нее это ожерелье. Когда Посланник Аллаха вошел в Мекку и находился в Каабе, Абу Бакр привел туда своего отца. Увидев его, Пророк воскликнул: «Почему не оставил старца в доме? Я сам бы к нему пришел! » Абу Бакр ответил: «О Посланник Аллаха! Скорее всего, это ему надлежит прийти к тебе, чем тебе — к нему». Пророк усадил Абу Кухафу перед собой, кос-


СИРА
   

 

нулся его груди и сказал ему: «Прими ислам! » И он принял ислам. Когда Абу Бакр привел своего отца, у отца на голове торчали клоки седых волос. Пророк сказал: «Покрасьте ему волосы! » Потом Абу Бакр встал, взял за руку свою сестру и сказал: «Заклинаю Аллахом и исламом, где ожерелье моей сестры? » Ему никто не ответил. Тог-да он воскликнул: «О сестренка! Смирись с утратой своего ожере-лья! Клянусь Аллахом, сегодня мало честности в людях! »

 

Рассказал нам Абдаллах ибн Абу Нуджайх, что Посланник Ал-лаха, после того, как рассредоточил свою армию в Зу Тава, приказал аз-Зубайру ибн аль-Аввату возглавить часть людей и войти в Мекку со стороны Када. Аз-Зубайр находился на левом фланге. Сааду ибн Убаде он приказал вместе с частью людей войти со стороны Када.

 

Некоторые знатоки утверждают, что Саад, когда ему было при-казано войти в город, воскликнул: «Сегодня состоится кровавая бит-ва! Сегодня запретное станет разрешенным! » Это услышал один из мухаджиров (Ибн Хишам говорит, что это был Омар ибн аль-Хат-таб) и сказал: «О Посланник Аллаха! Слушай, что говорит Саад ибн Убада! Мы боимся, что он проявит жестокость в отношении ку-райшитов! » Пророк Алию ибн Абу Талибу приказал: «Догони его, возьми у него знамя! Ты войдешь с этим знаменем! »

 

Мне Абдаллах ибн Абу Нуджайх рассказывал, что Посланник Аллаха приказал Халиду ибн аль-Валиду войти в Мекку с юга — со стороны аль-Лита во главе части людей. Халид находился на правом фланге, где находились племена Аслам, Сулайм, Гафар, Музаййана, Джухайна и некоторые арабские кочевые племена. Абу Убайда ибн аль-Джаррах во главе шеренги мусульман ворвался в Мекку перед Пророком. Пророк вошел в город через Азахир, расположился на северной части Мекки, где был поставлен для него шатер.

 

Мне рассказали Абдаллах ибн Абу Нуджайх и Абдаллах ибн Абу Бакр, что Сафван ибн Умаййа, Икрима ибн Абу Джахль, Су-хайль ибн Амр собрали людей в аль-Хандаме и готовились вое-вать. Хаммас ибн Кайс ибн Халид из Бану Бакр готовил оружие перед входом Пророка в Мекку. Жена его спросила: «Для чего ты


Ибн Хишам

готовишь все это? » Ответил: «Против Мухаммада и его прияте-лей». Потом он участвовал в бою у аль-Хандама вместе с Сафва-ном, Сухайлем и Икримой. Когда их встретили мусульмане из от-ряда Халида ибн аль-Валида, между ними произошла небольшая схватка. Были убиты два всадника из отряда Халида ибн аль-Ва-лида: Курз ибн Джабир и Хунайс ибн Халид ибн Рабиа.

 

Рассказали мне Абдаллах ибн Абу Нуджайх и Абдаллах ибн Абу Бакр: «Из племени Джухайна был убит Салама ибн аль-Майла, всадник из отряда Халида ибн аль-Валида. Из язычни-ков было убито двенадцать или тринадцать человек. Потом они были побеждены. После поражения Хаммас вернулся к себе до-мой и сказал своей жене: «Закрой за мной дверь! » Она спросила: «Где ты был? » Он ответил стихами:

 

«Если бы ты была в сражении при аль-Хандаме, Когда убежал Сафван и убежал Икрима, А Абу Йазид стоял, как вдова — мать сиротинок, Встречая их саблей покорной, Отрубая каждую руку и голову

Ударом так, что слышно лишь бормотание их; Прекратилось за нами и бормотание.

Тогда ты не произнесла бы ни одного упрека».

 


Поделиться:



Популярное:

  1. V. Обслуживание сооружений и устройств
  2. А - это звук «а» в слове «папа». О - это звук вздоха «Ох». К - это звук в слове «кухня». У - это звук в слове «грусть». Мир меня, Ихалиакала
  3. А МОЖНО ЛИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИМЕТЬ ВСЁ ЭТО?
  4. А прилежный человек, увидев льва на улице, не станет кричать об этом, а пойдет к своей цели другим путем, той дорогой, где льва нет.
  5. А сейчас у Вас есть желание вернуться в эту область? Тогда это было всё гораздо сложнее технически: и монтаж, и сбор информации, и другие аспекты.
  6. А то, что есть, — это единственное подлинное имя Бога. Это не цель где-то еще; это всегда доступно, просто вы не доступны этому.
  7. А у четвёртых, которые вырастают из фруктов и семени, воля расположена в плоде, поэтому они образуются и произрастают из плода».
  8. А. С. Пушкин. «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824)
  9. Аварии на гидротехнических сооружениях.
  10. Автоматизированная система мониторинга вычислительной среды и обнаружения сетевых атак.
  11. Автоматизированный скрининг - это
  12. Автор служебного изобретения имеет право на дополнительное вознаграждение.


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-05; Просмотров: 593; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.088 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь