Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Переживание одиночества как атрибут психического



 

Анализ представлений о переживании в философии жизни показал, что источником переживания одиночества выступает система отношений «Человек-Мир». Именно эта система определяет возникновение различных феноменов, связанных с переживанием человеком своего бытия и одиночества в частности. В то же время, переживание одиночества субъективно, оно выступает атрибутом психического, существует и развертывается во внутреннем мире человека.

Истоки анализа проблематики переживания восходят к интроспективной психологии, классической психологии сознания, где под переживанием понималось любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в сознании и выступающее как событие его собственной жизни. Изучение переживаний стало основой развития Лейпцигской школы психологии, вошедшей в историю науки как «Школа комплексных переживаний» Ф. Крюгера. На основании классической немецкой философии и немецкого романтизма этой школой развивалась особая идея: о необходимости восстановления внутренней целостности личности, о необходимости самопознания с помощью вчувствования в поток собственных переживаний.

Переживание одиночества – есть «средство» познания себя и окружающего мира. Человек, переживающий одиночество, понимает свои отношения как неудовлетворяющие его, испытывая при этом негативное (или близкое к нему) психическое состояние, пониженный фон настроения.

Согласно С.Л. Рубинштейну (1973), переживание, выступая как динамический процесс, ведет к изменению, преобразованию бытия и самого человека. Посредством переживания происходит переход жизненного смысла вещей, событий объективного мира в личностный смысл, что находит свое место во внутреннем мире личности. Тем самым переживание объективируется в отношениях человека, в его поведении, деятельности и активности в целом.

Следовательно, переживание одиночества возникает в случае нарушения, дисгармонии тех отношений, которые обладают определенной значимостью, смыслом, важностью для человека; это тягостное переживание, приобретающее для человека определенный личностный смысл.

Бытие - как существование человека выразим как «бытие-в-мире присутствия» [150], которое раскололось с его фактичностью на определенные способы «бытия-в». Эти способы «бытия-в» имеют образ озабоченности, которая и выступает как переживание. Согласно М. Хайдеггеру (1993), бытие – есть забота, следовательно, бытие есть переживание. Переживание, выступая в онтологическом плане как забота, «не имеет отношение к «тяготам», «омраченности» и «житейским заботам», онтически находимым в каждом присутствии. Подобное, равно как «беззаботность» и «веселость», онтически возможно лишь поскольку присутствие онтологически понятное есть забота» [150, с.76]).

Можно сказать, что переживание одиночества также определенный способ «бытия в»; переживание одиночества есть забота, которая проявляет себя в тяготах (отношения, неудовлетворяющие человека) и в радостях – речь идет о преодолении одиночества, гармонизации отношений.

В онтологическом аспекте различные переживания человека составляют его жизнь. Жизнь – это встреча с миром, который для человека выступает реальностью, это борьба и воздействие на окружающее, творческая деятельность; это столкновение с миром, адаптация к миру, процесс приумножения знаний о мире. В переживании осуществляется жизнь человека, которая, говоря словами Карла Ясперса, есть «осуществление возможностей, достигаемое благодаря процессам творчества и адаптации, благодаря борьбе и смиренью, благодаря компромиссам и повторным усилиям, направленным на интеграцию. При этом крайности – сохранение за собой своего пространства и уступка его другим – объединяются в целое и не распадаются на взаимоисключающие оппозиции… Любая конечная жизнь двойственна. С одной стороны, она реагирует на ситуации, факты и людей; с другой же стороны, ее реакции носят активный и креативный (творческий) характер в применении к конкретной ситуации» [162, с.398]. Все это можно отнести и к переживанию одиночества, проявлениями которого выступают – уединение (способствует развитию, духовному росту, внутренней гармонии) и отчуждение (дисгармония отношений и дзинтеграция личности).

Переживание одиночества представляет собой индивидуальное событие человека. В этом плане оновыступаеткак нечто неделимое и в этом смысле простое, но в то же время состоящее из какого-то множества частей, которые вместе могли бы сойтись только один раз. «Это индивидуальное событие, поскольку не представимо сцепление этого второй раз. И тем более это непосильно человеку – воссоздание уникальной координации множества сил, которые давали бы один результат» [78, с.443].

Если мы вспоминаем о переживаниях одиночества, то заключенный в них способ воздействия на настоящее отличается (по своей динамике) от полностью прошедших переживаний. В первом случае возникает чувство как таковое, в другом – представление о чувствах и т.д., и с настоящего времени существует лишь чувство представлений о чувствах. Переживание и акт переживания одиночества неотделимы друг от друга. Это два способа выражения одного и того же. Всякое переживание выражает себя, а любое выражение есть выражение переживания.

Ф.В. Бассин говорил о «значащих переживаниях» для интеграции понятий «смысл» и «переживание» [12]. Таким образом, одиночество как «значащее» переживание будет связано для человека только с тем, что обладает для него определенным смыслом. Это еще раз говорит о том, что нарушение (деформация, сужение) не всех социальных связей сопровождается чувством одиночества, а только тех, которые имеют для человека определенное значение и смысл.

К.Г. Юнг рассматривает переживания как нередуцируемые феномены душевной жизни, имеющие самостоятельную ценность. В. Франкл (1990) указывает на то, что «наивысший смысл каждого данного момента человеческого существования определяется просто интенсивностью его переживания и не зависит от какого бы то ни было действия» [160, с.173].

«Ценность» переживания одиночества, связанного с нарушением гармонии отношений личности, может быть определена тем, что оно выступает мотивирующим фактором, толкающим человека на восстановление гармонии в своей социальной сети. «Ценность» одиночества – как уединения – формирование внутреннего духовного центра, своих позиций, независящих от преходящих внешних событий и способствующих преодолению различных жизненных трудностей и драм.

Г.С. Абрамова (2002) пишет, что «форма переживания всегда связана с присутствием Другого, ориентирована на его реальное или потенциальное присутствие» [1, с.239]. Характер этого «присутствия», будет определяться особенностями межличностных отношений (их гармония или дисгармония) с этим Другим, что, в свою очередь, будет определять отсутствие или наличие переживания одиночества у субъектов отношений (или одного из них).

Традиционно под переживанием в психологии понимается психическое явление, связанное с противоречивым, преимущественно с эмоциональным отражением того или иного явления, предмета, внутреннего состояния и выступающее как непосредственная данность. Р.С. Немов рассматривает переживание как ощущение, сопровождаемое эмоциями. Ф.Е. Василюк (1984) пишет, что «переживание в психологии понимается как непосредственная внутренняя субъективная данность психического явления в отличие от его содержания «модальности»» [30, с.17].

Таким образом, говоря о феномене «одиночества», на первый план выдвигают его осознаваемость (осознанность), сопровождающуюся различными эмоциональными проявлениями (меланхолическими, астеническими и удаляющими чувствами) у субъектов отношений или одного из них, определяя тем самым чувственный тон отношений.

В работе Ф.Е. Василюка переживание рассматривается с позиции деятельностного подхода – он вводит категорию «переживание» в концептуальный аппарат психологической теории деятельности. «Переживание рассматривается в книге не как отблеск в сознании человека тех или иных его состояний, не как особая форма созерцания, а как особая форма деятельности, направленная на установление душевного равновесия, утраченной осмысленности существования, словом, – на «производство смысла»» [30, с.5].

Переживание «является именно деятельностью, т.е. самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической «функцией», стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями. Эти «функции» вместе с внешними предметными действиями включаются в реализацию переживания точно так же, как и в реализацию всякой человеческой деятельности, но значение как интрапсихических, так и поведенческих процессов, участвующих в осуществлении переживания, может быть выяснено только исходя из общей задачи и направления переживания, из проводимой им целостной работы по преобразованию психологического мира, которая одна способна в ситуации невозможности адекватной внешней деятельности разрешить ситуацию» [30, с.28].

Заметим, что переживает человек, именно он проводит эту «работу», то есть переживание не может рассматриваться отдельно от человека.

Исследования переживания – деятельности по переживанию жизненных драм - осуществляются в теориях психологической защиты, психологической компенсации, совладающего поведения [29, 30]. Переживание одиночества – деятельность, направленная на его проживание, изживание с помощью различных психологических защит, копинг-стратегий и т.п. Возможно, в этом аспекте можно изучать конструктивные и деструктивные для личности и ее отношений способы преодоления одиночества и типы активности, среди которых выделяют интропсихическую – направленную на преобразование себя и своих субъективных отношений, и интерпсихическую – направленную на преобразование своих отношений с окружающей средой (в том числе и с другими людьми).

В работе Г.Р. Шагивалеевой (2003) «переживание» понимается как процесс осознания и прочувствования личностного значения и смысла факта, события, ситуации, в котором происходит непрерывное взаимодействие когнитивных и аффективных компонентов при сохранении результирующей роли последних. Это базируется на положениях, сформулированных Л.С. Выготским и развитых впоследствии Л.И. Божович, о переживании как центральной единице психического. Значение переживания для личности меняется в процессе психического развития. Постепенно оно становится центром душевной жизни, ее главным стержнем. Переживание, являясь первоначально средством ориентации человека в его взаимоотношениях с окружающей средой, приобретает затем самостоятельное значение и само выступает в качестве психической реальности.

В книге таким переживанием выступает субъективное переживание одиночества в межличностных отношениях, играющее важную роль в жизни человека независимо от возрастных особенностей. Переживание одиночества способно выполнять ориентирующую функцию для человека. Так, при усугублении этого состояния, человек начинает воспринимать мир сквозь призму своего одиночества, у него наблюдается изменение психического состояния в худшую сторону и снижение уровня настроения, изменение чувственного тона отношений.

В работе Л.С. Выготского (2003) переживание выступает как единица изучения личности и среды в их единстве. Переживание понимается в качестве внутреннего отношения человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть переживание чего-либо; всякое переживание индивидуально. Переживание возникает в системе «организм-среда», оно есть что-то, находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности. Переживание является определяющим с точки зрения того, как тот или иной момент среды влияет на развитие человека. В переживании одиночества отражается:

● среда в её отношении к человеку, в том, как он переживает эту среду;

● характер складывающихся реальных и желаемых межличностных отношений;

● особенности развития личности человека.

Глубокий внутренний анализ переживания ребенка представляет собой изучение среды, которая переносится внутрь ребенка, а не сводится к изучению внешней обстановки его жизни.

Следовательно, переживание одиночества – индикатор того, что человек неудовлетворен своими отношениями с людьми; у него есть потребность в эмоционально близких, теплых отношениях, в доверии и понимании. Изучая переживание одиночества (его степень и глубину, его выражение и проявление) можно сделать вывод о характере отношений с окружающим социальным миром – о степени их гармоничности / дисгармоничности.

С.Л. Рубинштейн (1999) указывал на то, что переживание - это, прежде всего, психический факт как кусок собственной жизни личности в плоти и крови его; это специфическое проявление его индивидуальной жизни: переживанием оно становится по мере того, как индивид становится личностью. Переживание определяется контекстом жизни человека, который в сознании человека выступает как связь целей и мотивов; они определяют смысл пережитого, как чего-то с человеком происшедшего. «Когда говорится о том, что какое-нибудь психическое явление было пережито или переживается человеком, это означает, что оно в своей, потому неповторимой, индивидуальности вошло как определяющий момент в индивидуальную историю данной личности и сыграло в ней какую-то роль» [118, с.13].

Если говорить о переживании одиночества, то оно возможно в том случае, если отношения с другим человеком (или группой) обладают определенной значимостью. В связи с этой значимостью их нарушение или дисгармония приводит к возникновению чувства одиночества, которое человек стремиться преодолеть в силу его негативного содержания. Говоря словами С.Л.Рубинштейна (1999), переживанием становится для человека только то, что оказывается личностно значимым для него [118].

Переживание одиночества связано с развитием личности, определяет его характер, особенности. В переживании одиночества представлены:

1) личность человека переживающего, особенности психического состояния (его эмоциональные, тонические, активационные и тензионные характеристики) и настроения личности;

2) восприятие межличностных отношений. Представления о реальных (воспринимаемых) и желаемых отношениях;

3) активность человека как объективное выражение переживания.

Таким образом, субъективное переживание одиночества как психологический феномен представляет собой: отражение, проживание, деятельность, отношение, эмоциональное состояние; оно может являться следствием деятельности; событием внутренней жизни, «призмой», через которую преломляется окружающий мир; в нем кристаллизована прошлая деятельность человека, а кроме того, переживание является неустойчивым и трансформирующимся под влиянием обстоятельств.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. Bizz: Белье стирается вперемешку с чужим или как?
  2. Bizz: Допустим, клиент не проверил карман, а там что-то лежит, что может повредит аппарат. Как быть в такой ситуации?
  3. I AM HAPPY AS A KING (я счастлив как король)
  4. I. Какие первичные факторы контролируют нервную активность, то есть количество импульсов, передаваемых эфферентными волокнами?
  5. II. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ
  6. III КАК РАСТУТ НА НОВОЙ ГВИНЕЕ
  7. III. Половая связь – лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
  8. IV. Как узнать волю Господню.
  9. IX. Толерантность как нравственная основа социокультурной деятельности библиотекаря
  10. SWOT-анализ организации как метод выявления и предупреждения организационно-управленческих конфликтов.
  11. А как мы можем узнать, кем человек является на самом деле?
  12. А как-же мода середины 80-х годов? Какой она была?


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь