Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Межличностные отношения: определение понятий



 

Объективное психологическое исследование требует изучения отношений человека с окружающей действительностью (предметной, природной, социальной).

Н.А. Бердяев писал, что бытие человека в мире раскрывается «субъективно», а не «объективно». Отношения «я» к миру двоякое. С одной стороны, это переживание одиночества, чуждости миру, переживание своего прихода в этот мир из совсем иного мира. С другой стороны, «я» раскрывает свою историю мира, как свой собственный глубинный слой. Все со «мной» происходит, все есть «моя судьба» [18].

Таким образом, в отношениях происходит рост и развитие человека, его внутреннего мира, его истории и судьбы. Психологические отношения в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания.

Категория «отношение» является одной из основных в психологической науке, наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение». Она выполняет гносеологическую функцию при разработке проблем характера, мотивов, установок, ценностных ориентаций, диспозиций личности, социально-психологического климата и многих других, связанных с проявлением субъектных свойств человека.

Разработка категории «отношение» в отечественной психологии связана прежде всего с именем В.Н. Мясищева. Через эту категорию он проясняет природу субъективного в человеке, раскрывает социально-психологическое содержание связей личности с ее средой, прослеживает взаимодействие мотивационных ком­понентов психики в их внутреннем единстве, объясняет происхождение характера и социопатий.

Важность этого понятия для психологии заключается в том, что:

во-первых, категория психических отношений вынуждает объединить внешнее с внутренним;

во-вторых, исследование отношений целостно-личностное, потому что относится к человеку в целом как личности;

в-третьих, в системе отношений человека к действительности с исключительной убедительностью выступает доминирующая и определяющая роль отношений к людям;

в-четвертых, в главном – применительно к людям, выступает двусторонний взаимный характер этих отношений [85].

Использование идей концепции отношений дает прочный фундамент для изучения содержательной стороны психической активности и содержательного наполнения внутреннего мира личности [73].

Таким образом, в отношениях заключено диалектическое единство внешней и внутренней обусловленности формирования и развития личности. Категория «психические отношения» вынуждает объединять внешнее с внутренним и исключает одно­сторонний интроспекционизм. Это позволяет преодолеть противопоставление биологической и социальной де­терминаций психики человека, показать и понять их единство, но не тождество, определять его психику не только как функцию мозга, деятельности и общения, но и как особый духовный мир.

Понятие «межличностные отношения» призвано внести новый смысл и дополнительные оттенки в описание и объяснение процесса непосредственного взаимодействия между людьми. Межличностные отношения предполагают взаимодействие между людьми. Р. Бейлс выделяет следующие виды взаимодействий, которые разносятся по четырем рубрикам:

1) область позитивных эмоций: солидарность, согласие, снятие напряжения;

2) область решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других;

3) область постановки проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании;

4) область негативных эмоций: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма.

Выделенные автором типы взаимодействия будут отражать характер, особенности межличностных отношений.

При анализе того, что представляют собой собственно межличностные отношения, встает ряд вопросов – место этих отношений в системе общественных отношений, а также вопрос о том, какова природа межличностных отношений.

Межличностные отношения изучаются в одном ряду с общественными отношениями, в основании их или на самом верхнем уровне. Межличностные отношения также рассматриваются как отражение в сознании общественных отношений.

Г.М. Андреева (2002) отмечает, что «природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений…» [7, с.72]. Таким образом, межличностные отношения опосредуют воздействие на личность более широкого социального целого. В конечном счете межличностные отношения обусловлены объективными общественными отношениями: идеологическими, политическими, социальными, экономическими.

Автор отмечает что «в действительности содержанием межличностных отношений в конечном счете является тот или иной вид общественных отношений, т.е. определенная социальная деятельность, но содержание и тем более их сущность остаются в большей мере скрытыми. Несмотря на то, что в процессе межличностных, а значит, и общественных отношений люди обмениваются мыслями, сознают свои отношения, это осознание часто не идет далее знания того, что люди вступили в межличностные отношения» [7, с.72-73].

На наш взгляд, корректнее говорить не об общественных отношениях, а о социальных. Далее считаем, что содержание межличностных отношений не всегда представляет собой некую социальную деятельность. Корректнее было бы говорить о том, что специфика той или иной жизненной сферы, значимость ее накладывает отпечаток на межличностные отношения, но не определяет их характер в полной мере.

Факт того, что природа межличностных отношений лежит в сфере эмоций и чувств субъектов отношений, не вызывает сомнений. «Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу» [7, с.74].

Т. Шибутани (1999) представляет межличностные отношения как взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизируются у индивидов, находящихся в длительном контакте. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов. Кроме того, шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать [155, с.274]. Таким образом, межличностные отношения, в отличии от других типов отношений, предполагают определенные ограничения и ответственность за себя и за человека, с которым вступают в отношения.

А.В. Петровский разрабатывал «теорию деятельностного опосредования межличностных отношений». В этой теории принцип деятельности образует центральное звено общепсихологического понимания человека. В основе лежит представление о том, что в любой реально развитой (не диффузной) группе межличностные отношения опосредуются содержанием, целями и задачами социально значимой деятельности этой группы. Группа, осуществляя свою цель, изменяет себя, свою структуру и внутренние отношения. Характер и направление этих преобразований зависят от степени опосредования их содержанием деятельности и социальной ценности самой совместной деятельности [103].

Безусловно, психологическая теория деятельности внесла значительный вклад в развитие психологической мысли, особенно в нашей стране. Однако считаем, что не все формы человеческого бытия поддаются объяснению с позиции деятельностного подхода. В частности, в нем не учитывается эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения) человека, который, как было показано выше, доминирует в психологических, в том числе и межличностных, отношениях.

В отношениях между людьми проявляются, обозначаются и взаимодействуют свойства их психических реальностей, что создает пространство межличностных отношений [1]. «Межличностные отношения – система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей» [66, с.194].

В отношении человека к человеку следует различать объективные и субъективные аспекты, аспекты осознания и переживания личностью тех объективных отношений, в которых она находится с другими [59].

Термин «межличностные» указывает не только на то, что объектом отношения выступает другой человек, но и на взаимную направленность отношений. Тем самым межличностные отношения отличаются от таких видов, как самоотношение, отношение к предметам, межгрупповые отношения.

В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша (2001) рассматривали межличностные отношения в контексте межличностной коммуникации. При этом они обращали внимание на следующие моменты.

1. Анализ межличностных отношенийэто обращение не к случайным кратковременным ситуативным контактам между людьми, а к относительно устойчивым длительным взаимоотношениям (для их анализа в общем даже неважно, соприсутствуют ли партнеры в данной ситуации).

2. Долгосрочный характер личных взаимоотношенийпредполагает рассмотрение фактора времени в качестве их базовой характеристики. Динамика отношений, их переход от одной стадии к другой, сопровождающийся драматическими изменениями чувств и эмоций, неопределенностью, переговорами и т.п., - это принципиальные вопросы теории межличностных отношений.

3. Единицей анализа межличностных отношенийвыступает чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому. Рассмотреть содержание эмоций и чувств становится возможным именно в рамках изучения межличностных отношений.

4. Ядро отношений составляют сознательные усилия партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или, напротив, скрыть их; чтобы достичь согласия относительно того, кем они хотят быть друг для друга. Чувства и сопровождающие их действия задают матрицу отношений, в соответствии с которой строится общение. Тем самым межличностные отношения, рассмотренные как система определенных шаблонов поведения, структурируют общение, обеспечивают его преемственность между данными партнерами.

Таким образом, межличностныеотношенияможно определить как «взаимные ориентации, которые развиваются и кристаллизуются у индивидов, находящихся в длительном контакте» [66, с.195].

Г.С.Абрамова определяет межличностные отношения как пространственно-временное образование, которое простирается как в прошлое истории человечества, так и обращено к его далекому и реальному будущему времени. Содержанием межличностных отношений выступает ожидание людьми друг от друга взаимно известных форм активности [1].

«Межличностные отношения – это реализация известных, знакомых, узнаваемых, понятных, ожидаемых форм активности. В них как бы минимален риск неизвестности, они вводят в индивидуальное и коллективное сознание людей такое содержание, как долженствование, как большую вероятность присутствия будущего в настоящем, как осуществление будущего, его потенциальную реальность, как воплощение надежды» [1, с.233].

Е.В. Андриенко (2000) определяет межличностные отношения как внутригрупповые, имеющие формальную и неформальную структуру, которые определяются:

а) социальным статусом человека;

б) его позицией в системе формальных отношений;

в) чувствами, которые испытывают люди друг к другу в процессе совместной деятельности.

Безусловно, отмеченные Е.В.Андриенко детерминанты имеют место и их нужно учитывать в процессе анализа межличностных отношений. Но встает вопрос – а все ли социальные (общественные) отношения будут межличностными, обязательно ли они предполагают совместную деятельность? Если все это так, то какова же специфика именно межличностных отношений (выделено мной – С.Д.).

В психологической литературе можно найти такое понятие, как «близкие отношения», которое по своему смысловому содержанию приближается к межличностным отношениям. Так, John Welwood (1990) отмечал, что в «близких отношениях» доминируют внутренние личностные факторы, основную роль играют чувства и близость. Такие отношения пробуждают глубинные возможности человека, направляют его на путь личностного и духовного развития. Главными чертами таких отношений выступают: осознанность, открытость, отказ от социальных и ролевых стереотипов, традиций, защит. Это предполагает большую личностную работу по созданию отношений, которые не даются в готовом виде, а формируются самим человеком [174].

В книге Я.Л. Коломинского «Психология взаимоотношений в малых группах» можно встретить такой вид отношений, как «взаимоотношения». Под ними автор понимает «специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного личностного отношения» [59, с.33]. Можно утверждать, что термин «взаимоотношения» является синонимом межличностных отношений, т.к. проблематично и даже невозможно представить межличностные отношения без взаимоотношений между людьми. Этому мы находим подтверждение в самой книге Я.Л.Коломинского, который пишет, что «взаимоотношения – это обязательные прямые межличностные отношения» [59, с.32].

Можно констатировать, что в психологической литературе встречаются довольно разнообразные и порой, в некотором смысле, противоречивые и неоднозначные представления о том, что представляют собой межличностные отношения.

Считаем, что межличностные отношения (это вытекает из самого словосочетания) предполагают и представляют собой отношения между личностями. Таким образом, личностный компонент становится в них доминирующим.

Межличностные отношения могут выступать как отношения между значимыми людьми. «Значимость – это свойство людей, вещей, идей, всго существующего в мире делать нас добрее или злее, правдивее или лживее, прекраснее или безобразнее, т.е. приближать к истинному жизненному предназначению или отдалять от него» [60, с.30].

Как пишут А.А. Кроник и Е.А. Кроник (1989), проблемы отношений со значимыми другими давно находятся в поле внимания психологов. В частности В. Джемс писал, что человек имеет столько же социальных Я, сколько имеется индивидов, которые признают его и имеют представление о нем. Но поскольку эти люди входят в определенные классы, то можно утверждать, что человек имеет столько же различных социальных Я, сколько имеется определенных групп лиц, мнение которых для него значимо [60].

Изучение отношений и роли значимого другого для становления и развития человека можно найти в работах Ч. Кули и Дж. Мида. Так, развивая идею «зеркального Я», Ч. Кули писал, что подобно тому, как мы видим в зеркале свое лицо, фигуру и одежду, и они представляют для нас интерес, потому что принадлежат нам, так и в своем воображении мы пытаемся представить, как в мыслях других людей отражается наша внешность, манеры, цели, поступки, характер и т.п., и это определенным образом воздействует на нас. Джордж Мид ввел понятие «обобщенный другой», в образе которого кристаллизируются частные точки зрения других людей на данного человека; именно образ «обобщенного другого» определяет самосознание и поведение человека [60].

Т. Шибутани указывал, что «значимые другие» - это люди, отношения с которыми способствуют личностному развитию человека. Реакции таких людей очень важны для создания и укрепления Я-концепции человека, от них зависит укрепление такой персонификации [155].

Как отмечает В.М. Погольша (1998), объясняя термин «значимый», мы идем в глубину чувств, ассоциируя это со словами «близкий», «дорогой» «любимый» [107].

Отношения со значимыми людьми (межличностные отношения) предполагают не только реальное – объективное бытие людей друг для друга, но и их идеальное бытие, их субъективную представленность в отношениях. В противном случае межличностные отношения должны исчезать, как только люди расстанутся: допустим, это может быть длительная командировка или автономное плавание.

В книге под межличностными отношениями будем понимать реализацию субъективных отношений людей друг к другу, изменяющую их состояния и настроения. Это взаимодействие по типу обмена (который может быть односторонним и обоюдным) и сотрудничества. Здесь акцент ставится именно на «взаимо…», что предполагает взаимную связь между людьми, их обусловленность друг другом, взаимное притяжение, близость между людьми (что не всегда можно наблюдать в совместной деятельности и общении).

Такие отношения могут быть непосредственными или опосредованными, контактными или бесконтактными, одновременными или отсроченными, множественными или единичными, но в них сохраняется действительная возможность взаимности. Следует иметь в виду, что межличностные отношения не обязательно предполагают «симметрическую, актуальную взаимность» (термин Я.Л. Коломинского) между людьми, однако всегда сохраняется реальная возможность какого-то личностного отношения со стороны партнера.

Составляющими межличностных отношений выступают: «Я»-желаемое и воспринимаемое субъектов отношений, эмоционально-чувственные (состояния, настроения) и установочно-волевые характеристики личности, субъективная позиция человека, его жизненный опыт, а также его поведенческие характеристики, но к ним добавляется межличностная коммуникация. Считаем, что доминирующим – специфическим для межличностных отношений – является эмоционально-чувственный компонент (состояния и настроения человека), обеспечивающий поддержание отношений даже при отсутствии непосредственного контакта между людьми.

Межличностные отношения носят интерсубъектный характер. Как отмечает Н.И. Сарджвеладзе (1986), другой (другие) в этом случае репрезентирован перед «взором» субъекта не в качестве объекта (объектов) рассмотрения, а как себе подобное существо – человек, в равной степени наделенный живой субъективностью. Отношение к другой личности персонализировано. Другой человек здесь выступает в качестве конечной цели, а не средством для достижений определенной личной цели. При интерсубъектном типе отношений признается индивидуальность другого, его автономность и право на собственный голос [123].

Участники межличностного взаимодействия (отношений) с одной стороны стремятся понять друг друга, вникнуть во внутренний мир и увидеть, «каким есть в самом деле другой человек», а с другой каждый из участников стремится быть адекватно понятым со стороны партнера.

Личность, субъект-субъектным образом относящаяся к другому, стремится, чтобы и к ней относились тем же способом. На этой основе она приводит в действие не только особые акты понимания внутреннего мира другого, но и акты самопонимания. Нужно отметить, что понимание самого себя осуществляется посредством и в процессе функционирования того механизма, который определяют как представление себя другому [123]. Личность значительно углубляется в своем самопонимании, когда представление себя другому реализует его стремления «быть самим собой» и «быть понятым другим». Осуществляя в своем взаимодействии с социумом стратегию «быть самим собой» и «быть понятым другим», личность глубже и адекватнее начинает понимать себя, мотивы своих поступков, свои отдельные личностные качества [123].

В ходе экспериментальных исследований нами был получен профиль стилей межличностного взаимодействия, характерных для людей с разным уровнем переживания одиночества. Результаты представлены на рисунке 1.

Рис.1. Профиль стилей межличностного взаимодействия, характерных для людей с разным уровнем переживания одиночества

Примечание: I – властный-лидирующий, II – независимый-доминирующий, III – прямолинейный-агрессивный, IV – недоверчивый-скептический, V – покорно-застенчивый, VI – зависимый-послушный, VII – сотрудничающий-конвенциональный, VIII – ответственно-великодушный

 

Как видно из рисунка 1, для людей с высоким уровнем переживания одиночества характерны такие стили межличностного взаимодействия как:

● покорно – застенчивый, отражает такие особенности межличностных отношений как скромность, застенчивость, склонность брать на себя чужие обязанности (V октант);

● недоверчивый – скептический, в отношениях людей преобладает скептицизм, неконформность, реалистичность базы суждений (IV октант);

● зависимый – послушный, в отношениях людей преобладает потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании.

Для людей с низким и средним уровнем субъективного переживания одиночества характерны:

● властный – лидирующий тип межличностного взаимодействия, в отношениях проявляется уверенность в себе, организаторские свойства, а также свойства руководителя;

● сотрудничающее – конвенциональный – характерен для людей, которые стремятся к сотрудничеству с референтной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими;

● ответственно – великодушный тип взаимодействия, проявляется выраженной готовностью помогать окружающим, развитым чувством ответственности.

Подводя итог сказанному, отметим, что возникновению одиночества в межличностных отношениях способствует либо чрезмерно выраженная, либо депривированная потребность в помощи, подозрительность, недоверчивость и критичность по отношению к другим людям, а также депривация потребности в признании. Снижению одиночества (или вообще его отсутствие) способствует сочетание лидерских качеств, чувства ответственности со стремлением к сотрудничеству и взаимопомощи.

Кроме того, характер отношений – их гармоничность или дисгармоничность - будут также способствовать возникновению и усилению чувства одиночества у субъектов отношений или его отсутствию.

 


Поделиться:



Популярное:

  1. G) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования
  2. I этап. Определение стратегических целей компании и выбор структуры управления
  3. I. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ МЕТОДА
  4. III. Определение посевных площадей и валовых сборов продукции
  5. VII. Определение затрат и исчисление себестоимости продукции растениеводства
  6. VIII.ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ГЛОССАРИЙ)
  7. X. Определение суммы обеспечения при проведении исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы
  8. Администрирование таможенных платежей и финансовая деятельность государства: соотношение понятий (финансово-правовой аспект)
  9. Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости торговой организации, определение критериев неплатежеспособности
  10. Анализ показателей качества и определение полиграфического исполнения изделия
  11. Анализ понятий «физическое воспитание» и «физическая культура»
  12. Б.1. Определение психофизиологии.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1095; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь