Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Иррациональная философия С. Кьеркегора и Ф. Ницше
С.Кьеркегор писал, что жизнь человека, его бытие в мире наполнено переживаниями страха, отчаянья, вины и греховности. Эти переживания отражают и фиксируют внутренние противоречия человеческой натуры, которые невозможно выразить в традиционной «объективной форме». Для решения этой задачи автор вводит понятие «экзистенция». Существование (экзистенция) – жизнь человека – переживание этих противоречий. Автор считает бытие «чуждой средой для мысли», содержащим, причем во множестве, парадоксы, перед которыми разум человека бессилен, вызывая переживание «немощи». Это переживание побуждает разум к неустанному и страстному движению. В центре философских размышлений С.Кьеркегора находится проблема бытия единого и единственного человека. В попытках решения поставленной проблемы автор описывает три стадии существования человека: эстетическую, этическую и религиозную, каждая из которых не исключает возможности переживания одиночества. Эстетическая стадия развития человека. На ней он стремится к наслаждениям, охвачен страстями. Охваченный желанием «остановить мгновение», такой человек захлестнут переживанием каждой минуты своей жизни. Он безразличен к этическому измерению существования; он недоволен своим реальным «Я» и желает его превращения в некое другое «Я». («Я» человека – отношение, которое относит себя к самому себе и в этом отношении-к-себе-самому относит себя к иному). Это позиция большинства, строящаяся на принципе: «срывай день». Стремление постоянно искать чувственного наслаждения разлагает изнутри эстетического человека, который становится пленником своих собственных устремлений. Неизбежно наступает пресыщение, внутренний раскол в личности между тем, что идет «от жизни», и тем, что идет от искусства, культуры и, в особенности, от философии [68]. Результатом является ощущение бессмысленности существования, сопровождающееся отчаяньем, глубоким чувством одиночества человека, которое можно определить как «культурное» (потеря связи с культурным наследием). Этическая стадия развития человека основана на осознании им ответственности и долга перед другим человеком, перед человечеством. На этой стадии человек культивирует в себе постоянство в соблюдении долга. Основным становится требование стать и быть самим собой. Такой человек способен думать и заботиться о будущем, он пытается двигаться к вере и Богу через отчаяние. Это «тотальноеотчаяние» личности, соединенное в своих лучших проявлениях с мужеством и моральной ответственностью. Этик также непременно обладает пороком – гордыней, которая определяет его ставку исключительно на собственные силы. Его порыв направлен на достижение лучшего будущего, которое он ценит выше приобщения к вере и вечному. Этическим началом может быть названо то, благодаря чему человек становится тем, чем становится [68]. На данной стадии переживание одиночества, его возникновение связано с моментом выбора человеком себя, с стремлением быть самодостаточным и независимым в отношениях с людьми. Переживание главным образом связано с моментом выбора человеком самого себя. Возникновению одиночества человека способствуют такие его проявления в отношениях, как гордыня, а также отчаянье. Одиночество можно определить как социальное - отторжение значимой социальной группой, либо как межличностное – неудовлетворенность складывающимися отношениями. Религиозная стадия. Для нее характерно переживание «абсолютного отчаянья», оставив позади и «отчаянье слабости» эстетика и «отчаянье – вызов» этика. Именно прохождение через абсолютное отчаянье может дать человеку ощущение подлинности бытия. Только сознание собственной виновности и слабости перед Богом открывает человеку путь к истинной духовности и нравственности. Однако смирение перед Богом не означает отказа от отстаивания достоинства и свободы выбора личности. Такое абсолютное отчаянье есть экзистенциальное переживание человека. На этой стадии одиночество проявляется в феномене временного «уединения», так необходимого для личностного, внутреннего, духовного роста. Таким образом, жизнь человека состоит из нескольких этапов развития, причем каждый последующий радикально противоположен предыдущему, а переход от одного этапа развития к другому, более высокому, требует от человека прохождения через кризис, сопряженный с экзистенциальным переживанием отчаянья, одиночества, уединения. Переживание одиночества – как экзистенциальное переживание человека - выступает одним из проявлений кризиса. Выход из этого состояния возможен только при временном уединении, способствующем личностному росту, формированию внутреннего «духовного стержня» - не зависящего от преходящих внешних условий и способствующего преодолению различных жизненных драм. Наиболее существенными представлениями С.Кьеркегора является то, что в зависимости от стадии развития человека будут дифференцироваться и переживания, в которые привносится элемент отчаянья человека. Таким образом, переживание приобретает ряд форм: 1) переживание собственного Я, своих желаний, потребностей; это чувственное переживание жизни, носящее эгоистичный характер, 2) переживание своего окружения; это социальное переживание, 3) переживание жизни в целом; оно ориентировано на «бытие выше нас стоящее» - экзистенциальное переживание. Переживание одиночества с точки зрения философских позиций С.Кьеркегора может быть обусловлено неудовлетворенностью, дисгармоничностью социальных связей и отношений человека, а также жизнью в целом. Человек чувствует свою «брошенность», «покинутость» в окружающем мире. Независимо от того, какую форму приобретает переживание, оно всегда выступает как ориентация человека в мире, жизни и самом себе. Теперь обратимся к немецкому мыслителю Ф.Ницше, который дал пролог к новой культурно-философской ориентации, заложив фундамент философии жизни, и без которого наш анализ был бы неполным. Центральное место в работах Ф.Ницше отдано проблемам человека переживающего. Основное переживание человеческой жизни, по мнению автора, заключается в том, что она всегда должна выходить из себя, преодолевать себя. Это есть подлинно человеческое бытие, а не существование «последнего человека». «Жизнь должна всегда сызнова преодолевать самое себя! Ввысь хочет она воздвигаться с помощью столбов и ступеней, сама жизнь: дальние горизонты хочет она изведать и смотреть на блаженные красоты, - для этого ей нужна высота! И так как ей нужна высота, то ей нужны ступени и противоречия ступеней и поднимающихся над ней! Подниматься хочет жизнь и, поднимаясь, преодолевать себя» [94, с.82]. Одним из глубинных переживаний у человека для Ф.Ницше выступает трансцензус – как выход человека за рамки своей биологической природы или «очеловечивание человека». Это приводит к новым переживаниям. Суть в том, что не каждый «очеловеченный человек» становится личностью. Зачастую эта мнимая человечность служит искусной маской для сокрытия человеком своей животности, порочности. Такое «очеловечивание» человека, выраженное в форме гиперсоциальности и альтруизма, может выступать своего рода защитой от одиночества, как один из путей его преодоления, пусть и неадекватный. Бытие человека в мире сопряжено с переживанием духовного кризиса. «В чем то самое высокое, что можете вы пережить? Это – час великого презрения. Час, когда ваше счастье становится для вас отвратительным так же, как ваш разум и ваша добродетель. Час, когда вы говорите: «В чем мое счастье! Оно – бедность, и грязь, и жалкое довольство собою. Мое счастье должно бы было оправдывать само существование! ». Час, когда вы говорите: «В чем мой разум! Добивается ли он знания, как лев своей пищи? Он – бедность, и грязь, и жалкое довольство собою! ». Час, когда вы говорите: «В чем моя добродетель! » Она еще не заставила меня безумствовать. Как устал я от добра моего и от зла моего! Все это – бедность, и грязь, и жалкое довольство собою! ». Час, когда вы говорите: «В чем моя справедливость! Я не вижу, чтобы был я пламенем и углем. А справедливость - это пламень и уголь! » Час, когда вы говорите: «В чем моя жалость! Разве жалость – не крест, к которому пригвождается каждый, кто любит людей? Но моя жалость не есть распятие» [94, с.10-11]. Таким образом, глубинное переживание у Ф.Ницше – переживание несовершенства самого себя и своих ценностей. Результатом может выступать переживание одиночества, чувство отчужденности. Преодоление несовершенства, одиночества и отчужденности – личностный рост человека, его «второе рождение» (очеловечивание человека). Осмысление себя, рефлексия на свою жизнь и ценности возможно только в одиночестве, но только в том, которое носит характер уединения. Именно в моменты уединения происходит духовная закалка человека. Кроме того, Ф.Ницше писал, что «человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, – канат над пропастью. Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, брошенный назад, опасны страх и остановка. В человеке важно то, что он мост, а не цель: в человеке можно любить только то, что он переход и гибель» [94, с.11]. Сущность человеческого переживания – в том, что оно (переживание) всегда связано с наличием выбора, с наличием некоторой незавершенности. Кроме того, переживание это всегда есть движение (внутреннее движение), сопряженное с опасностью – опасностью остаться одному, «отстать от массы», «выйти из толпы». Таким образом, возможность остаться одному (потенциальное одиночество) – активизирует человека на его избежание, что может проявляться в усилении социальных связей и отношений, стремлении быть более самодостаточным и автономным. Для Ф.Ницше переживание есть утверждение своего бытия в хаосе жизни – в мире. «Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир» [94, с.23] Однако в процессе созидания переживание человека приобретает характер страдания, претерпевания. Через моменты одиночества (в данном случае, уединения) происходит утверждение своего бытия, индивидуального способа существования. Несмотря на то, что уединение в отличие от одиночества обладает позитивным смыслом для человека, оно также носит характер страдания и претерпевания. Это обусловлено рефлексией на себя, свою жизнь, свое будущее, тогда как одиночество связано с неудовлетворенностью межличностными отношениями. «Созидать – это великое избавление от страдания и облегчение жизни. Но, чтобы быть созидающим, надо подвергнуться страданиям и многим превращениям. Да, много горького умирания должно быть в вашей жизни, вы, созидающие. Так будьте вы ходатаями и оправдателями всего, что преходит. Чтобы сам созидающий стал новорожденным, - для этого должен он хотеть быть роженицей и пережить родильные муки» [94, с.69]. Таким образом, переживание одиночества либо уединения – духовно-экзистенциальный акт, сопряженный с выходом человека за пределы самого себя. Так совершается «второе рождение» человека. Переживание одиночества как уединения есть выбор и воля. В процессе такого переживания человек создает собственный смысл жизни (личностный смысл); это всегда предполагает выбор и волевое решение, так необходимые для привнесения в жизнь и самого себя порядка, равновесия и понимания. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы