Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Подходы к изучению одиночества



 

Многомерность и неоднозначность проблемы одиночества, его изучения и трактовки можно проследить в большом количестве подходов к его изучению. Часть из них является теоретическими, часть эмпирическими, третьи сочетают теоретические положения с клинической практикой.

Многообразие подходов к изучению одиночества, представлено следующими моделями:

1. Психодинамическая модель. Одиночество рассматривается как негативный феномен, как патология. Оно представляет собой неадекватное удовлетворение потребности в человеческих контактах; чрезвычайно неприятное, гнетущее чувство, негативное психическое состояние.

Одиночеству подвержены люди с чертами нарциссизма, мании величия, враждебности, с инфантильным чувством всесильности, а также с личностной тревожностью.

Причины одиночества находятся в деформациях, которые происходят в развитии личности, её способности к конструктивному саморазвитию. Одиночество является результатом ранних детских влияний на личностное развитие, которые, в свою очередь, обусловлены дефицитом опыта социализации. Одна из основных причин одиночества – преждевременное отлучение от материнской ласки.

2. Социологическая модель. Одиночество есть результат нормативного социального давления и воздействия социокультурных факторов. Представители этой модели считают одиночество нормативным – общим показателем, характеризующим общество.

Одиночество осознается как потеря собственной идентичности и собственного самоосуществления, вследствие чрезмерного приспособления к социокультурным структурам и нормам. «Ориентированные вовне» люди обособлены от своего истинного «Я», своих чувств и ожиданий, члены «ориентированного вовне» общества образуют «одинокую толпу» [45]. Одиночеству приписывается социальная природа.

Причины одиночества кроются вне личности. Оно выступает как продукт социальных сил: а) ослабление связей в первичной группе, б) увеличение семейной мобильности, в) увеличение социальной мобильности. Одной из причин может стать высокая значимость для человека событий, происходящих в его жизни, а также его собственной индивидуальности.

3. Феноменологическая модель. На основе клинической практики одиночество выступает как патологическое состояние. Одиночество понимается как проявление слабой приспособляемости личности, как отчуждение личности от ее истинных внутренних чувств.

К личностным характеристикам одинокой личности относят: чувство сожаления и вины по отношению к прошлому, слабая способность сдерживать гнев, устанавливать межличностные отношения [45].

Объяснение причин одиночества сосредотачивается на вунтриличностных факторах и связывается с вхождением человека в социальный мир (социальное поле). «Одиночество – это ощущение собственной «наготы» перед другими, это ранимость и отрыв от собственного «Я», либо феноменологическое несоответствие представлений о собственном «Я». Отсюда возникает своеобразная связь между одиночеством и самоактуализацией. Самоактуализация, с одной стороны это спасение от одиночества, это возможность личной самостоятельности и тем самым средство против «фасадности». С другой стороны, самоактуализация благоприятствует появлению одиночества в той мере, в которой повышается ранимость внутреннего Я индивида» [143, с.13]. Феноменология подчеркивает, что переживание одиночества не является полностью субъективным или внутренним чувством; напротив переживание неотделимо от контекста жизненных отношений и связей.

Содержание опыта одиночества составляют текущие влияния, которые испытывает личность. Причина одиночества кроется в самом человеке – в несоответствии представлений человека о собственном «Я», результат несоответствия между «Я-реальным» (воспринимаемым) и «Я-желаемым», а также тем, как воспринимают человека другие люди.

4. Интеракционистская модель. На основе клинической практики представители этого подхода делают вывод о том, что одиночество – нормальная реакция. «Одиночество – продукт комбинированного влияния фактора личности и фактора ситуации. Одиночество – результат недостаточного социального взаимодействия» [45, с.17]. Отсутствие тесной интимной привязанности и отсутствие значимых дружеских связей порождает эмоциональную и социальную изоляцию. Эмоциональное одиночество вызвано отсутствием привязанности к конкретному человеку, возникающим либо вследствие событий, связанных с потерей близкого человека, либо с разрывом дружеских или интимных отношений. Социальное одиночество вызвано дефицитом дружеских связей, чувства общности, доступного круга социального общения. Особым признаком этого типа одиночества является ощущение намеренного отторжения.

Текущие события жизни человека – ключевой фактор формирования одиночества, при этом различают одиночество как нормальную реакцию и длительное одиночество – как психопатологическое [45], как клинический феномен, состояние.

5. Общесистемная модель. Одиночество понимается как адаптивный механизм обратной связи, помогающий индивиду сохранить оптимальный уровень человеческих контактов. С помощью этой концепции можно описать многие функционально эквивалентные, но феноменологически различные формы одиночества. Эта концепция открывает возможность анализа желаемого и достигнутого уровня социальных отношений, а также неудачи в установлении таких отношений. Как указывает Г.М. Тихонов, «эта концепция подчеркивает, что с одиночеством надо бороться, но устранить его нельзя, так как оно является своеобразным механизмом обратной связи, который способствует благополучию как индивида, так и общества в целом» [143, с.14].

6. Когнитивная модель. Одиночество понимается как субъективный феномен, как несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. Одиночество – непатологическое состояние. Здесь подчеркивается роль познания как фактора, опосредущего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Одиночество выступает результатом субъективной, когнитивной оценки социальных контактов. Специфика переживания одиночества вырастает из осознания его причин. «Центральным аспектом этой модели является «когнитивная активность» личности, в ходе которой индивид осознает и наделяет смыслом свои личные переживания. Причины одиночества кроются как в личности, так и в ситуации» [143, с.14]. Кроме этого на возникновение переживания одиночества влияет прошлое и настоящее, а также социальные условия и нормы культуры.

7. Интимистская модель (интимный подход). Одиночество есть результат взаимодействия личностных и социальных факторов. Оно вырастает из чувства оторванности от социально значимых связей, из осознания потери или отсутствия социального партнера. Оно наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения. Одиночество – результат отсутствия равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Отсутствие социального партнера, который мог бы способствовать достижению различных реальных целей, приводит к возникновению одиночества. Таким образом, на одиночество влияет фактор зависимости от той личности, которая удовлетворяет социальные потребности. Чем меньше эта зависимость, тем слабее причины, вызывающее одиночество.

8. Экзистенциальная модель. Одиночество изначально присуще человеческому существованию. Одиночество есть условие подлинной коммуникации (К. Ясперс), глубинная основа любого индивидуального бытия (Ж.-П. Сартр), момент рождения личности (Н.А. Бердяев, И. Ильин). Одиночество связано с самосознанием человека, с неповторимостью его «Я», с моментом истины и самопонимания. Н.А. Бердяев писал «через моменты одиночества рождается личность, самосознание личности. «Я» одинок и в этом остром и мучительном чувстве одиночества переживаю свою личность, свою особенность, свою единственность, неповторимость, свое несходство ни с чем и ни с кем на свете» [19, с.82]. Как отмечает И.А. Ильин, «одиночество человека состоит в том, что у него мало связей с другими людьми, мало общения, мало взаимного понимания, симпатии, дружбы, любви» [56, с.678].

Причинами возникновения одиночества выступает конкретная реальность одинокого существования и пограничные жизненные ситуации.

9. Синтетическая модель. При переживании одиночества или уединения процессы оценки являются центральным, направляющим фактором когнитивной деятельности. Этот процесс оценки теоретически содержит два направления: позитивное и негативное, которые задаются в соответствии с актуальными модусами бытия. Объектом процесса оценки в этой модели являются модальности психического и физического уровней бытия. Оценка того или иного физического или психического положения бытия устанавливает психические феномены одиночества, уединения или общности. Взаимодействие физических и психических уровней бытия понимается как психическая динамика, которая в модели способствует матричному расположению обоих этих уровней. Отсюда результируют восемь основных форм переживания общности или раздельности, которые, сообразно оценке того или иного полюса обоих уровней бытия, описывают и объясняют феноменально различные модусы общности, уединения или одиночества [143, с.16].

Многообразие теоретических подходов свидетельствует о том, что вариации одиночества бесконечны. Однако в их разнообразии четко прослеживаются две основные тенденции.

Первая тенденция состоит в понимании одиночества как такого негативного или пассивного состояния, которое разрушает человеческую личность. При этом ее сторонники широко используют эпитеты: вынужденное, тяжкое, безысходное, пугающее.

Вторая тенденция сопряжена с квалификацией одиночества как творческого, активного, желанного, необходимого, неотъемлемого начала, из которого рождается полноценная личность.

Если учесть обе эти тенденции как стороны единого процесса становления личности, то нельзя не признать, что природа одиночества изначально противоречива, многолика и вряд ли почерпаема, оборачиваясь то саморазрушением и подавлением личности, то ее творческим и свободным началом [143].

Результаты проведенного анализа говорят о многоаспектности понимания феномена «одиночество» человека. Различие в подходах в основном определяется субъективными позициями и исследовательскими установками ученых.

Противоречивость данного феномена проявляется в его амбивалентности. Одна часть исследователей сходится на том, что одиночество – скорее субъективное переживание, нежели особое внешнее состояние человека. Другая часть исследователей полагает, что индивид не виновен в своем одиночестве; одиночество – плод специфических социальных условий, вынуждающих индивидов маскировать свои намерения, замыкаться в себе, подавлять желание быть искренними и открытыми другим людям, убегать от враждебного окружения в свой внутренний мир. Поэтому причины одиночества коренятся исключительно в обществе, а не в индивиде. Следовательно, чтобы искоренить враждебное природе человека одиночество, нужно радикально преобразовать характер социальных связей и отношений.

Таким образом, одиночество как феномен социокультурного бытия человека располагается на оси «уединение – одиночество - отчужденность».

В следующей части книги обратимся к более детальному анализу проблемы «одиночества» как субъективного переживания человека, как атрибута психического, а также проанализируем связь переживания одиночества с активностью личности.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ
  2. Безопасность: концептуальные подходы
  3. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
  4. Ведущие методологические подходы в историко-педагогических исследованиях
  5. Возрастные аспекты одиночества
  6. Вопрос 2. Организационная структура службы маркетинга: функциональный, дивизиональный и матричный подходы.
  7. Вопрос 2. Основные подходы к оценке инновационной активности предприятия
  8. Глава 1. Теоретические подходы к исследованию самолечения
  9. ГЛАВА I. ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ДИАГНОСТИКЕ ВООБРАЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
  10. Группы риска и подходы к лечению больных АГ
  11. Дихотомия «норма – патология». Основные подходы к определению нормы и патологии. Проблема критериев здоровья и нормы.
  12. Индуктивизм, конвенцианализм, и методологический фальсификационизм как эпистемологичские подходы в статье И.Лакатоса «История науки и ее рациональные реконструкции»


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1057; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь