Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные теории происхождения и сущности права



Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе нормативного регулирования менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, различных объективных и субъективных факторов.


I. Теория естественного права

Истоки этой теории в научной мысли античности. Еще римские юристы наряду с гражданским правом и правом народов выделяли естественное право (jus naturale) как отражение законов природы и естественного порядка вещей.

" Закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон" (Цицерон).

Расцвет теории – эпоха буржуазных революций XVII-XVIII вв. (Локк, Руссо, Монтескье, Гольбах, Радищев и др.). Идеи теории закреплены, например, в Декларации независимости США (1776 г.).

Суть теории естественного права состоит в следующем.

1. Кроме позитивного права, создаваемого государством существует высшее, настоящее, естественное право, стоящее над позитивным правом.

2. Естественным правом считаются только такие нормы, которые соответствуют естественной природе человека:

- право на жизнь;

- право на свободу;

- право на собственность;

- право на труд;

- право на сопротивление произволу властей и др.

3. Источник прав человека в самой природе человека.

Естественные права человек приобретает от рождения. Они не могут дароваться государством. Естественное право исторически предшествует государству.

4) Не всякий юридический закон содержит в себе право. Содержание любого закона должно быть подвергнуто проверке с позиций его соответствия естественным ценностям.

Право и закон не тождественны. Законодательство может либо правильно отражать право, либо искажать идеи свободы и справедливости.

С этой точки зрения не всякий закон является правовым.

Современной модификацией теории естественного права является теория возрожденного естественного права. В ее рамках выделяются два основные направления:

а) неотомистская теория права.

Неотомизм – современная интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского, суть ее состоит в том, что основные права заложены в мировом порядке, который согласуется с религиозными догматами, вечным законом, высшим божественным разумом.

Божественный закон призван устранять несовершенство человеческого, положительного закона, если он расходится с естественным правом;

б) " светская" теория естественного права. Она исходит из этической первоосновы права, из необходимости соответствия правовых установлений моральным требованиям естественного права, которое основано на стандартах справедливого поведения.

В противовес естественной правовой теории возникла позитивистская теория и историческая школа права.

 

II. Историческая школа права

 
 


- Густав Гуго

- Карл Савиньи Германия XIX век

- Фридрих Пухта

1. Право есть выражение духа народа. Оно формируется подобно языку – постепенно, независимо от государства.

2. Законодатель не может творить право по своему усмотрению. Он лишь фиксирует то, что уже сложилось в обществе в виде норм, добровольно принимаемых народом.

3. Развитие права заключается в том, что народный дух постепенно обнаруживает объективно содержащиеся в праве нормы.

Поэтому право существует не в виде формальных прав, а в виде живого представления правовых институтов в их органической взаимосвязи.

Юристы лишь извлекают правило нормы путем анализа и изучения опыта существующего права.

Положительный момент в этой теории состоит в том, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению. Его задача состоит в том, чтобы познать потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформировать их в нормах права. Отрицательный - в преувеличении роли обычая в системе нормативного регулирования государственных отношений, ставя его над законом, отрицая возможность законодательным путем изменить реально существующее право; в отрицании роли субъективного правотворчества и значения нового законодательства в прогрессивном изменении общественной жизни.

 

III. Позитивистская (реалистическая теория)

- Рудольф Иеринг

- С.М. Муромцев

1. Право и закон тождественны.

Право не делится на позитивное и естественное. Оно существует только в виде нормативного (положительного) права.

Действительным правом признается любая по содержанию юридическая норма, закрепленная в законе. Исследование закона с позитивной естественной природы человека бессмысленно, так как при таком подходе всегда будет просматриваться пристрастие, субъективизм человека.

2. Для права определяющее значение имеет сама по себе юридическая форма, а не моральное содержание закона, санкция государства, включенность норм в правовую систему.

3. Источник прав человека находится в законодательстве.

Право есть продукт деятельности государства. Государство исторически предшествует праву.

Задача юридической науки тем самым ограничивается формально-догматическим анализом правовой нормы, изучением лишь внешнего ее строения. Тем самым игнорируются в известном смысле содержащие правовые нормы и связь с действительностью, с материальными условиями жизни и интересами индивидов.

 

 

IV. Нормативистская теория

- Р. Штаммлер

- Г. Кельзен

- П.И. Новгородцев

1. Право представляет собой иерархическую, ступенчатую систему норм. Эта система норм напоминает пирамиду, где каждая верхняя ступенька (норма) обусловливают нижнюю, а нижняя предопределяется верхней.

2. Необходимо соподчинение правовых норм по степени их юридической силы. Закону, обладающему высшей юридической силой, должны соответствовать подзаконные правовые акты. Без этого правовое регулирование не может достигнуть своей цели.

Сила всего права предопределяется основной нормой – конституционной.

3. Идея правовой государственности.

Авторы данной теории против противопоставления государства и права. Государство есть единство внутреннего смысла всех правовых положений, осуществление и воплощение правовых норм в единый правопорядок.

Государство столь же бессмысленно без права, как и право без государства. Это – две стороны единого явления. Власть есть право. Права и обязанности государства определяются законом.

Слабость нормативизма проявляется в искусственном отрыве права от других явлений действительности и, прежде всего, от экономических явлений жизни общества.

Нормативизм ставит своей целью изучение позитивного содержания правовых норм, отказываясь от исследования сущности права.

V. Социологическая теория

- Е. Эрлих

- Р. Паунд

- К. Ллевеллин

- Г.Ф. Шершеневич

- С.М. Муромцев

Она основывается на эмпирических исследованиях.

Главное внимание уделяется процессу реализации права (выдвигается лозунг " право в действии" ).

1. Право есть система общественных отношений, защищенных со стороны государства.

Правовые нормы – это лишь часть права. Наряду с ними существует " живое право", то есть сложившиеся в обществе фактические отношения.

Основное изучение реального порядка, т.е. не тех предписаний, которые зафиксированы в правовой норме, а самого процесса действия права в обществе, то есть конкретных действий участников правоотношений.

2. Попытка исследовать сущностные вопросы права с помощью структурно-функционального анализа, стремление познать право в действии, в процессе его развития.

3. Право рассматривается как инструмент социальных преобразований.

4. Обоснование в связи с этим идеи " гибкости права", т.е. возможности изменения правовой нормы в процессе ее применения.

Отсюда – отказ от непререкаемого авторитета закона, требование свободы судейского усмотрения.

Отрицательная сторона проявляется в том, что эта теория ведет к фактическому расширению правотворческих функций судьи и принижению роли закона, так как судья не связан правовыми нормами и может по своему усмотрению, основываясь лишь на собственной интуиции, решить то или иное дело.

Разновидностью социологического направления является теория солидаризма (Леон Дюги).

В обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять свою личность коллективу или другим гражданам. Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, вытекающей из общей солидарности.

Социальная норма – это норма поведения, прилагаемая к внешним выражениям общественной жизни. Она – источник благополучия и стоит выше государства.

" Государство подчинено нормам права, как и сами индивиды. Воля властвующих является правовой волей, способной прибегать к принуждению только в том случае, если она проявляется в границах, полученных нормой права" (Л.Дюги).

Правила социальной солидарности и составляют объективное право, которое не подчинено государству, но подчиняет себе государство.

Положительным в этой теории является:

1) социологическая теория наполняет право социальным содержанием, доказывает, что право является уравновешивающей системой в жизни общества;

2) идеи теории четко выражают сущность правового государства, в котором и само государство, и граждане подчиняются правовым предписаниям в интересах общего блага.

 

VI. Психологическая теория

- Л. Петражицкий

Право трактуется главным образом как совокупность элементов субъективной человеческой психики.

Объективно в области права существуют только психические переживания, связанные с представлением одного человека, пользующегося каким-либо правом, требовать выполнения определенных обязанностей, лежащих на другом человеке.

Различают право:

а) официальное (позитивное) - установлено государством и поддерживается им;

б) неофициальное (автономное, интуитивное) - не устанавливается государством, но все же действует в качестве права.

Таким образом, в психологической теории наряду с писанными законами, установленными государством, правом признаются также психические переживания людей.

Это означает, что правовые нормы могут создаваться и помимо государства в результате определенных эмоций и переживаний по поводу права. Право рассматривается не как общественное явление, связанное с государством, а как нечто интуитивное, как явление, существующее в сфере эмоций, индивидуально-психических переживаний человека.

Таким образом, государственное принуждение здесь не выступает в качестве существенного признака права. На первый план выдвигаются личностно-психологические установки индивида.

Это учение, по существу, растворяет право в индивидуальной психике, делает его тождественным правосознанию. Тем самым игнорируется реальная обстановка природы права как сложного явления социальной жизни, недооценивается право как объективно складывающаяся система норм, искажается его связь с экономикой и политикой.

 

VII. Марксистская теория

- К. Маркс

- Ф. Энгельс

- В.И. Ленин

 

Согласно марксистской концепции право есть выражение и закрепление воли господствующего класса в законе, его содержание носит классово-волевой характер.

Основные положения теории

1. Сущность и развитие права, как и государства, обусловлены в конечном счете материальными условиями жизни общества, прежде всего, типом производственных отношений.

Эти отношения в свою очередь определяются господствующими формами собственности. Правовые отношения, также, как и формы государства, не могут быть поняты из самих себя. Они коренятся в материальных общественных отношениях.

Право не может быть выше, чем культурный строй общества.

2. Право, как и государство, по своей природе является классовым. Это означает, что право может иметь место только в классовом обществе, появляется в связи с делением общества на классы, выражает, в конечном счете, институты экономически господствующего класса.

3. Право, хотя и обусловлено экономическими отношениями, вместе с тем обладает относительной самостоятельностью, т.е. способно оказывать обратное воздействие на экономику (установление цен, налоговая, кредитная политика и т.д.).

4. Со сменой типа производственных отношений изменяется и классовая сущность права.

5. Существование права, как и государства, исторически ограничено рамками классового общества.

Право – исторически преходящее явление, которое необходимо обществу лишь на определенном этапе его развития. С исчезновением классов в рамках коммунистической формации право полностью утратит свою социальную ценность. Право постепенно отмирает вместе с государством. На смену государству и праву придут другие социальные образования.

6. Право – явление производное от государства, в полной мере определяемое волей правящей верхушки.

Таким образом, материалистическая теория видит сущность права в его классовости и материальной обоснованности.

 

Западный путь происхождения государства.

Следует признать уникальность и неповторимость западного пути происхождения государств. Именно западное общество стало «локомотивом истории», когда европейские государства в короткий исторический срок обогнали значительно раньше возникшие восточные и в ре­шающей степени определили весь ход человеческого прогресса.

Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. В наиболее чистом виде это можно наблюдать на примере Древ­них Афин, где государство развивалось, частью преобразуя органы родового строя, частью вытесняя их путем внедрения новых ор­ганов, заменив их постепенно государственными органами власти. Место «вооруженного народа» занимает вооруженная «публичная власть», уже не совпадающая с обществом, отчужденная от него и готовая выступить против народа.

Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюда­ется экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота, орудий труда было больше, чем у рядовых общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашней при­слуги и не были основной производительной силой, появляются наемный труд общинников. По мере развития частной собственности растет влияние экономически сильной группы, которая стремится ослабить роль народного со­брания, базилевса (выступавшего военачальником, верховным жрецом, верховным судьей) и передать власть своим представи­телям.

Трения между наследственной аристократией и массами, при­нимавшие порой весьма острые формы, отягощались борьбой за власть другой группы обладателей частной собственности, нажи­той морским грабежом и торговлей. В конечном счете, наиболее богатые собственники и начали занимать ответственные государ­ственные должности - господство родовой знати было ликвиди­ровано.

Следовательно, в развитии Афинского государства необходимо заметить то, что оно возникало непосредственно и прежде всего из классовых антагонизмов[91]. Постепенно формируемая частная собствен­ность стала базой, фундаментом для утверждения экономического господства имущих классов. В свою очередь, это позволило овла­деть институтами публичной власти и использовать их для защиты своих интересов. В литературе Афины нередко называются клас­сической формой возникновения государственности.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 1993; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь