Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Клиент-центрированный подход К. Роджерса.



Американский психолог К. Роджерс в книге «Клиент-центрированная терапия: современная практика, смысл и теория» обосновал принципиально новый недирективный подход к работе с клиентом.

Согласно взглядам К. Роджерса индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает всей необходимой компетентностью, чтобы решать возникающие перед ним проблемы и направлять свое поведение должным образом. Однако эта способность может развиться только в контексте социальных ценностей, в котором че­ловек получает возможность устанавливать положительные связи.

Основные понятия клиент-центрированного подхода «Поле опыта», «самость», «Я»-реальное, «Я»-идеальное, «тенденция к самоактуализации».

Поле опыта — то, что потенциально доступно созна­нию, воспринимаемая часть внутреннего мира (используе­мые слова, символы, отражающие реальность). Поле опы­та — это «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, очень большое значение имеет то, что осознается, поскольку человек воспринимает внешнюю реаль­ность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие реальности (внешнего мира).

«Самость» — центральное понятие в концепции К. Род­жерса. «Самость» — это целостность, включающая в себя телесный (на уровне организма) и символический, духов­ный (на уровне сознания) опыт. По Роджерсу, когда все переживания ассимилируются по отношению к «самости» и становятся частью ее структуры, появляется тенденция к уменьшению того, что можно назвать самосознанием. Пове­дение становится более спонтанным, выражение отноше­ний — менее охраняемым, так как «самость» принимает эти отношения и само поведение как часть себя. Таким образом, «самость» — это система внутренних отношений, феноме­нологически связанных с внешним миром и явленных че­ловеку в его«Я».

«Я»-реальное — система представлений о самом себе, ко­торая формируется на основе опыта общения человека с другими и их поведения по отношению к нему и изменяет­ся в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями в них.

«Я»-идеальное — представление о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реа­лизации своих возможностей.

К «Я»-идеальному стремится приблизиться «Я»-реальное. Степень различия между «Я»-реальным и «Я»-идеальным оп­ределяет степень дискомфорта личности и личностный рост. Если степень различия невелика, то она выступает двигателем личностного роста. Согласно К. Роджерсу, принятие себя та­ким, каким ты являешься в действительности — признак ду­шевного здоровья. Высокая степень различия, когда «Я»-идеальное выражает обостренное самолюбие и повышенную ам­бициозность, может стать причиной невротического срыва.

По мнению К. Роджерса, человек, с одной стороны, стремится привести в соответствие со своим реальным «Я» как можно больше своих внешних переживаний, а с дру­гой — пытается сблизить представление о самом себе с теми глубинными переживаниями, которые составляют его иде­альное «Я» и соответствуют тому, чем он хотел бы быть. Таким образом, реальное «Я» может так и не достичь соот­ветствия идеальному «Я» либо из-за того, что под давлением внешних обстоятельств человек вынужден отказы­вать себе в определенном жизненном опыте, либо потому, что он навязывает себе такие чувства, ценности или уста­новки, которые только отдаляют его реальное «Я» от иде­ального «Я». Тревога и нарушение психологической адап­тации могут быть результатом несоответствия между ре­альным «Я» и жизненным опытом, с одной стороны, и между реальным «Я» и тем идеальным образом, который сложился у человека о себе самом, с другой стороны.

Тенденция к самоактуализации — один из фундаменталь­ных аспектов человеческой природы, понимается как дви­жение к более реалистичному функционированию.

Психологический рост динамичен. Ему могут препятство­вать условные ценности, которые представляют собой от­рицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов «самости» ради получения награды для себя. Ус­ловные ценности часто формируются в детстве как резуль­тат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероят­ностью материнской любви и признания, действует против своих интересов. Таким образом, условные ценности — это своеобразные фильтры, порождающие не конгруэнтность, т.е. разрыв между «самостью» и представлением о «само­сти», отрицание некоторых сторон себя. Создается замкну­тый круг: каждый опыт неконгруэнтности между «само­стью» и реальностью ведет к повышению уязвимости, уси­лению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.

Коррекционные воздействия должны быть направлены на разрушение условных ценностей, их пересмотр и отказ от них. Психолог, по мнению К. Роджерса, должен концентри­роваться на субъективном, или феноменологическом, опы­те клиента. К. Роджерс считал, что человек обладает тенден­цией к самоактуализации, которая способствует здоровью и росту. Психолог действует как помощник в устранении эмоциональных блоков или препятствий к росту и способ­ствует большей зрелости клиента (с устранением препят­ствий высвобождаются силы роста и открывается путь для саморазвития и самосовершенствования).

В центр своей деятельности К. Роджерс поставил лич­ность клиента как таковую, отмежевавшись от медицинс­кой терминологии типа «психотик», «невротик». Он отка­зался от традиционных тогда психотехник типа «интерпре­тация», «суггестия», «научения», утверждая, что такой подход ориентирован прежде всего на самого психолога. Исходя из этой позиции, можно рассмотреть те понятия в подходе К. Роджерса, относящиеся к самому процессу коррекционной работы: «эмпатия», «забота», «конгруэнтность», «психологический климат».

Эмпатия — особое отношение психолога к клиенту, при котором последний воспринимается и трактуется не через призму инструментальных концепций, а непосредственно через позитивное личное отношение и принятие феномено­логического мира клиента.

Забота — традиционный термин экзистенциализма — в концепции Роджерса имеет выраженный оттенок безуслов­ного принятия клиента таким, каков он есть, причем именно сочувственного принятия с выраженной готовностью от­кликнуться на актуальное состояние клиента и с перспек­тивой видения личностного потенциала клиента.

Конгруэнтность отражает следующие существенные при­знаки поведения психолога:

— соответствие между чувствами и содержанием выска­зываний;

— непосредственность поведения;

— неотгороженность;

— инструментальность концепций;

— искренность и пребывание таким, какой психолог есть.

Психологический климат — одно из ключевых понятий, поскольку оно концентрирует в себе отношения, професси­ональные (личностные) умения, свойства и рассматривает­ся как главное условие позитивного роста (изменения) лич­ности в психокоррекции. Для Роджерса психологический климат включает всю гамму переживаний (от самых болез­ненных до самых возвышенных), подлинное проявление которых создает возможность для личностного роста. По сло­вам К. Роджерса, психологический климат — не панацея и не все решает, но он «применим ко всем».

Цель коррекции состоит в выработке у клиента большего самоуважения и способности предпринимать действия, необ­ходимые для приведения его «Я»-реального в соответствие с его личным опытом и глубинными переживаниями. С самого начала внимание концентрируется не на проблемах человека, а на нем самом, на его «Я», поэтому задача, которая ставит­ся и решается в рамках взаимодействия психолога и клиен­та, — это помощь в личностном росте и развитии, благодаря которому человек сам решает свои проблемы. А второстепен­ная задача — создание соответствующего психологического климата и соответствующих отношений.

К. Роджерс выдвигал четыре условия, необходимые для поддержания атмосферы, способствующей такому процессу:

1. Прежде всего важно, чтобы психолог сохранял безус­ловное позитивное отношение к выражаемым клиентом чув­ствам, даже если они будут идти вразрез с его собствен­ными установками. Клиент должен чувствовать, что его воспринимают как самостоятельного, значительного чело­века, который волен говорить и действовать, не опасаясь осуждения.

2. Эмпатия. Психолог старается увидеть мир глазами кли­ента и переживать события так же, как их переживает клиент.

3. Аутентичность. Психолог должен доказать ее, отка­завшись от маски профессионала или от какого-нибудь иного камуфляжа, который мог бы разрушить атмосферу эволю­ции клиента, лежащую в основе этого метода.

4. И наконец, психолог должен воздерживаться от интер­претации сообщений клиентаили от подсказки решений его проблем. Ему нужно только выслушивать и всего-навсего выполнять функцию зеркала, отражающего мысли и эмоции клиента и формулировать их по-новому. Такое отражение и приводит клиента к изучению своих внутренних пережива­ний, более реалистичному самовосприятию и пониманию того, как его воспринимают другие люди. Согласно Роджер­су именно в результате развития реалистического представ­ления о самом себе человек приобретает способность разре­шать проблемы, с которыми он сталкивается.

Когда созданы и соблюдаются указанные выше условия, возможно осуществление процесса психокоррекции, кото­рый протекает в следующем направлении:

— клиент все более свободен в выражении своих чувств, которое осуществляется как по вербальным, так и по моторным каналам;

— выраженные клиентом чувства имеют все большие от­ношения к «Я» и все реже остаются безликими;

— клиент все чаще дифференцирует и распознает объек­ты своих чувств и восприятий (включая среду, окру­жающих лиц, собственное «Я», переживания и взаи­моотношения между ними);

— выраженные чувства клиента все больше относятся к несоответствию между каким-то из его переживаний и его «Я-концепцией», и клиент начинает осознавать угрозу такого несоответствия;

— клиент осознает переживание чувств, в отношении ко­торых в прошлом отмечались отказы или искажения;

— «Я-концепция» клиента реорганизуется таким обра­зом, чтобы ассимилировать ранее искаженные и по­давляемые переживания;

— по мере реорганизации «Я-концепции» ослабляются защиты и в нее включаются такие переживания, ко­торые ранее были слишком угрожающими, чтобы осоз­наваться;

— клиент развивает способность переживать безусловное положительное отношение со стороны психолога без какого-либо чувства угрозы;

— клиент все отчетливее чувствует безусловную положи­тельную самооценку;

— источником представления о себе все в большей сте­пени являются собственные ощущения;

— клиент реже реагирует на опыт, исходя из оценок, даваемых значимыми другими.

Для такого коррекционного процесса характерно следу­ющее:

— основной акцент делается на эмоциональных аспек­тах, чувствах, а не на интеллектуальных суждениях, мыс­лях, оценках;

— коррекционная работа ведется по принципу «здесь и теперь»;

— преимущество отдается инициативе клиента, который является главным во взаимодействии и стремится к само­развитию, а психолог лишь направляет это стремление в нужное русло. Клиент сам определяет те изменения, кото­рые ему необходимы, и сам их осуществляет.

Позиция психолога. Основное требование — отказаться от попыток играть какую-либо роль; быть самим собой. Главная профессиональная обязанность психолога — создать соответ­ствующий психологический климат, в котором клиент сам бы отказался от защитных механизмов. При этом самое труд­ное — быть настоящим в общении с клиентом, проявлять уважение, заботу, принятие и понимание клиента.

К. Роджерс указывает на необходимые условия успешно­го коррекционного процесса, которые относятся к личнос­ти психолога и достаточно независимы от частных характе­ристик самого клиента — это так называемая «триада К. Род­жерса»:

> конгруэнтность в отношениях с клиентом;

> безусловная положительная оценка по отношению к клиенту;

> эмпатическое восприятие клиента.

Конгруэнтность, или подлинность, означает необходи­мость правильной символизации психологом его собствен­ного опыта. Под опытом понимаются как неосознаваемые события, так и феномены, представленные в сознании и относящиеся к определенному моменту, а не к некоторой Совокупности прошлого опыта. Открытость опыту означа­ет, что каждый стимул (внутренний или из внешней сре­ды) не искажается защитными механизмами. Форма, цвет, звук из окружающей среды или следы памяти из прошло­го — все это вполне доступно для сознания. Осознание — это символическая репрезентация некоторой части опыта.

Когда «Я-переживание» (т.е. информация о воздействии сенсорных или иных событий в данный момент) символи­зируется правильно и включается в «Я-концепцию», тогда возникает состояние конгруэнтности «Я» и опыта. У откры­той для опыта личности «Я-концепция» символизируется в сознании вполне конгруэнтно с опытом. Если психолог пе­реживает угрозу или дискомфорт в отношениях, а осознает только принятие и понимание, то он не будет конгруэнтен в данных отношениях и коррекция не будет полноценной. Психолог не всегда должен быть конгруэнтной личностью, достаточно того, чтобы каждый раз при непосредственных отношениях с определенным клиентом он целиком и пол­ностью был бы самим собой, со всеми присущими ему пе­реживаниями данного момента, правильно символизирован­ными и интегрированными.

Положительная оценка клиента предполагает сердеч­ность, расположение, уважение, симпатию, принятие и т.д. Безусловно, положительно оценивать другого означает оце­нивать его позитивно, независимо от того, какие чувства вызывают его определенные поступки. Поступки могут оце­ниваться по-разному, но принятие и признание клиента не зависят от них. Психолог ценит личность клиента в целом, в равной мере чувствуети проявляет безусловную положи­тельную оценку как тех переживаний, которых боится или стыдится сам клиент, так и тех, которыми тот доволен или удовлетворен.

Эмпатическое восприятие клиента означает восприятие субъективного мира (охватывающего весь комплекс ощуще­ний, восприятий и воспоминаний клиента, доступных со­знанию в данный момент), восприятие с присущими эмоци­ональными компонентами и значениями, как если бы вос­принимающий сам был этим другим человеком. Это означает — ощущать боль или удовольствие другого так, как чувствует это он сам, и так же, как он, относиться к причинам, их породившим, но при этом ни на минуту не забывать, что это — «если бы» (когда это условие утрачивается, состояние эмпатии становится состоянием идентификации).

2. Проективный рисунок.

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудно вербализуемых проблем и переживаний клиентов [Осипова А.А. Общая психокоррекция. 2000].

Сущность проективного рисунка. Управляя тематикой рисунков и направляя ее, можно добиться переключения внимания клиента, чтобы сконцентрировать его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов методом рисуночной терапии.

Проективное рисование рассматривается некоторыми исследователями как вспомогательный метод в групповой работе.

Проективный рисунок позволяет:

- выявить и проработать страхи (особенно у детей);

- выявить и «проработать» затруднения в общении;

- разрешить эмоциональные проблемы и т.д.

Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность графически или рисунком выразить свои чувства и мысли. Этот метод позволяет работать с чувствами, которые клиент не осознает по тем или иным причинам.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем.

Порядок подбора темы рисунка

1. Собственное прошлое и настоящее («Моя самая главная проблема в общении с детьми»; «Я и дети»; «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно»; «Мой обычный день» и т.д.).

2. Будущее или абстрактные понятия («Кем бы я хотел быть»; «Три желания»; «Одиночество»; «Остров счастья»; «Любовь»; «Ненависть»; «Страх»; «Зависть» и т.д.).

3. Отношения в группе («Что дала мне группа, а я ей»; «Что я ожидал, а что получил от обучения в группе»; «Что мне не нравится или кто мне не нравится в группе» и т.д.).

Методики проективного рисования (классификация С. Кратохвила)

1. Свободное рисование (каждый рисует что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема задается или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, партнеры общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит его обсуждение. При этом разговор происходит о мыслях и чувствах по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу.

3. Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4. Дополняющее рисование. Рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает рисунок, добавляя что-либо, и т.д.

Порядок обсуждения рисунков:

1) Каждый член группы рассказывает свое видение того, что хотел изобразить автор на рисунке:

- как они понимают его замысел;

- что он хотел выразить;

- какие чувства вызывает рисунок.

2) Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем понимании рисунка.

Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые могут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других участников.


Поделиться:



Популярное:

  1. II. Девиантологический или релятивно-конвенциональный подход (Я.И. Гилинский)
  2. Антропологический подход в исслед соц структур
  3. Афины подходят вплотную к победе, 428–424 гг
  4. Б4/5. Обоснование выбора применяемых подходов и методов к оценке недвижимости, критерии выбора. Согласование результатов и утверждение оценки стоимости.
  5. Безопасность: концептуальные подходы
  6. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
  7. В качестве теплоносителя подходят тосолы любой марки, а также самая обычная вода.
  8. В чем же особенность подхода тибетской медицины к своему объекту - к человеку?
  9. В чем заключается специфика вероятностно-статистических подходов?
  10. В чем экономическая сущность затратного подхода к оценке стоимости недвижимости?
  11. Ведущие методологические подходы в историко-педагогических исследованиях
  12. Взаимосвязь экономического и психологического подхода в работах Даниэля Канемана и Вернона Смита.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 850; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь