Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы социально-культурной деятельности



 

Во взаимодействии с такими понятиями, как средства и формы, большое значение имеет рассмотрение понятия «методы социально-культурной деятельности».

Слово «метод» (methodos) греческого происхождения и в переводе означает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо».

Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного ис­пользования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором В. Е. Новаторовым. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности - работа с литературными источниками, изучение материалов прессы, взаимный обмен информацией, дискутирование по поводу услышанного и прочитанного; изложение или рассказ лектора, пропагандиста, обозревателя, политинформато-ра, просмотр слайдов, учебных плакатов, структурно-логических схем, видеофильмов, телевизионных передач, кинофильмов и т.п., а также их показ, демонстрация специалистами культурно-просветительных учреждений или самими участниками мероприятий; Упражнение (гл. образом в кружках, студиях, народных коллективах, музыкальных классах и т.д.); иллюстрация (использование введений искусства или их фрагментов при проведении массовых мероприятий) и театрализация (уподобление документального, жизненного материала произведению искусства, его художественное обобщение);

б) методы формирования сознания личности - убеждение (доказательство какой-либо идеи путем обращения к научным фактам и аргументам); внушение (авторитетное заявление или заключение, рассчитанное на некритическое его восприятие од­ним человеком, их группой или массовой аудиторией); пример (обращение к позитивному или негативному опыту других людей, побывавших в ситуациях, подобных рассматриваемым сейчас);

в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения - практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование, наставничество, выдвижение почина и его поддержка другими и т.д.;

г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности - моральное поощрение (награждение дипломами, грамотами и т.п.), материальное поощрение, (награждение памятными подарками, сувенирами, призами и т.п.), общественное порицание.

Приведенная классификация методов довольно условна. В социально-культурных институтах рассмотренные методы чаще всего используются не изолированно, а в тесном контакте между собой и варьируются в зависимости от основных целей и задач, поставленных перед организаторами досуга и контингента посетителей.

Таким образом, анализ основных подходов к изучению методов социально-культурной деятельности позволил сформулировать следующее определение.

Методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на аудиторию, при которых наиболее полно достигаются намеченные результаты.

 

Изучение форм, средств и методов социально-культурной деятельности позволило нам прийти к следующим выводам.

1.Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм и методов организации досуга.

2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций.

3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом, будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности, они способствуют не только развитию личности, но и противостоят девальвации культуры.

 

 

Глава 2. Технологии информационно-познавательной и просветительной деятельности в социально-культурной сфере

1.. Цели и задачи информационно-просветительской работы.

2.. Формы и методы информационно-просветительской деятельности.

3. Традиционные методики информационно-просветительской деятельности.

4. Современные информационно-просветительские технологии.

 

Задачи и основные направления информационно-просветительной деятельности

 

В современном обществе все больше внимания уделяется информаци­онным процессам и технологиям. Сегодня «информация» - один из основных способов отражения внешнего мира с помощью различных сигналов и знаков. В системах различной природы действия с информацией: обмен, хранение, обработка, трансляция, называют информационными процессами. Последние, в свою очередь, вызывают к жизни такие по­нятия, как «информационное пространство», «информационная культура», «информационная этика. Можно сказать, что сформировалась наука «информология» — наука о процессах и задачах передачи, распределения, обработки и преобразования информации( в конце 50-х годов XX века.)

 

В настоящее время мы живем в информационном обществе, признаками которого являются:

 

• возрастание значения информации как стратегического ресурса развития;

 

• разнообразие релаксаторских технологий (релаксация - расслабление, освобождение тела, психики от ненужного напря­жения; снятие стресса);

 

• увеличение информационной емкости всех сфер челове­ческой деятельности, расширение информационных услуг;

 

• широкое использование информационных технологий.

 

Люди нуждаются в оперативном информировании о текущих событиях в контексте реформ и должны иметь возможность уча­стия в обсуждении проблем и оценках, в формировании обосно­ванного общественного мнения, особенно на местном уровне. В связи с этим расширяются диапазон информационного процесса, номенклатура информационных услуг, появляются экспресс-университеты, статистические службы, каникулярные школы, консультационно-справочные бюро, общественные прием­ные специалистов. Проводятся информационные встречи с руко­водителями акционерных компаний и представителями мэрии, районной, областной администрации, организуются деловые и творческие отчеты, конференции, дискуссии, создаются и дис­куссионные клубы.

 

^ Основные направления информационно-просветительной деятельности.

 

Содержание социально-культурной деятельности является и формой интеграции основных направлений информационно-просветительной деятельности. При этом следует отметить: как на содержание социально-культурной деятельности, так и на направления информационно-просветительной деятельности оказывают влияние социокультурная ситуация в обществе и происходящие процессы.

 

^ Политическое просвещение является одним из основных и приоритетных в деятельности учреждений культуры и досуга, и оно направлено на активное привлечение населения страны к государ­ственной и общественной жизни страны; на раскрытие общих зако­номерностей внешней и внутренней политики государства.

 

Основными задачами историко-кулыпурного направления является привлечение населения для участия в охране и освое­нии историко-культурной и экологической среды своего региона, а также сохранение исторической памяти народа и воспитание молодежи на основе контакта с историей и культурой.

 

^ Экономическое просвещение ставит своей задачей развитие у населения гибкого экономического мышления в сфере произ­водственных и внепроизводственных отношений.

 

Особенностями нравственного просвещения являются по­иск методов ненасильственного развития личности и возвраще­ние человека к идеалам добра, справедливости и милосердия.

 

^ Художественное и эстетическое просвещение является в настоящее время одним из основных и должно решать задачи массового эстетического воспитания населения, формирования художественной культуры личности и создания условий для приобщения населения к художественным ценностям.

 

Ведущую роль в работе многих учреждений культурно-досуговой деятельности играет экологическое просвещение и воспитание. Вместе с тем следует отметить, что существует большое разнообразие других видов просвещения, среди кото­рых можно отметить педагогическое, психологическое, физкультурно-оздоровительное, научно-техническое и многие другие.

 

^ Социальная информация и ее свойства

 

Культура выступает как гуманизирующая основа, как сово­купность всех наследственных информации, способов их органи­зации и сохранения. Социальная память, как хранилище тради­ций, нуждается в постоянном информационном питании.

 

Социальная и культурная информация играют значительную роль в формировании общественного мнения.

 

^ Социальная информация - это информация, создаваемая и передаваемая людьми, отражающая определенные знания, эмоции, волевые воздействия, включенные в коммуникацион­ный процесс.

 

Значение социальной информации трудно переоценить, т.к. она является важным фактором воспитания подрастающего по­коления; при этом с ее помощью, как справедливо отмечает М.Г. Гутина, «обеспечивается не только преемственность культур, но и способность нового поколения к развитию, инновациям, а общества - к саморазвитию и прогрессу».

 

Ярким примером канала передачи социальной информации является традиционная культура.

 

^ Средства массовой информации и учреждения досуга

 

СМИ - вполне самостоятельная социокулътурная система в информационном обществе, которую с учреждениями досуга объ­единяет принадлежность к массовым коммуникациям, играющим значительную роль в формировании общественного мнения, об­щественного сознания и поведения. Исторически сложились сле­дующие способы их взаимовлияния и взаимодействия:

 

тиражирование в учреждениях культуры и досуга форм, родившихся на радио, ТВ.

 

• конкурсные программы: КВН, «А ну-ка, девушки! », «А+Б» (агитбригад), «Алло, мы ищем таланты! »;

 

• театрализованные информационно-развлекательные про­граммы: «От всей души», «Огонек», «С добрым утром»;

 

• интеллектуальные шоу: «Счастливый случай», «Что? Где? Когда? », «Брейн-ринг», «Умники и умницы».

 

В свою очередь, из клубов и Домов культуры на экраны, в эфир пришли:

 

• традиционные устные альманахи: «В мире животных», «Кинопанорама», «Здоровье», «Кинопутешествия»;

 

• фестивали: «Радуга», «Виктория»:

 

• праздники народного творчества: «Играй, гармонь», «Шире круг», «Эх, Семеновна! »;

 

• клубные гостиные: «Зеленая лампа», «В нашу гавань за­ходили корабли», «Театр + ТВ», «Белый попугай»;

 

• встреча с интересным человеком: «Студия Останкино приглашает», «VIP», «Персона грата», «ЖЗЛ»;

 

• всевозможные ток-шоу: «Тема», «Мы», «Глас народа», суть которых - клубный диспут, распространенный в зарубеж­ном досуге дискуссионный клуб;

 

практика образовательных программ на радио, ТВ, специальных периодических изданий и отдельных рубрик в по­мощь школьникам, студентам, всем желающим получить ту или иную полезную информацию;

 

освещение в СМИ проблем культуры, искусства, досу­га; популяризация культурно-досуговых программ, рекламная информация.

 

развитие новых форм досуга на основе современной ин­формационно-коммуникативной техники: интернет-кафе, интернет-клубы, компьютерные классы, холлы, центры; виртуаль­ные шоу, вакационные парки, электронные библиотеки...

 

создаваемые в системе общественного досуга мульти­медийные центры (обучение всех желающих навыкам овладе­ния современными информационными технологиями), медиаобразовательные программы (обучение рациональному пользова­нию информационными источниками); воспитание культуры по­требления информации.

 

Взаимодействие учреждений культуры и средств массовой информации проявляется в основном в том, что последние ин­формируют население о деятельности культурно-досуговых уч­реждений по организации содержательного досуга и дают рек­ламу ближайших массовых мероприятий.

 

Велика роль модератора – посредника в подаче информации. (примеры популярных теле ведущих (Познер, Малахов, Собчак, Андреева и др).

 

 

^ Непрерывное образование в течение всей жизни - норма большинства. Всевозможные курсы, стажировки, открытые семина­ры для взрослых, открытые школы (школы выживания, школы диабетиков, школы для родителей), студии, литературные клубы, спич-клубы, клубы юных фермеров.

 

^ Высока досуговая активность пожилых, людей. Многие обретают дополнительные навы­ки, новые профессии; спрос на информационно-познавательные, образовательные формы велик. Общество и государство, органи­зуя содержательный досуг людей «третьего возраста», обеспечи­вают формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки.

 

В США пользуются Интернетом 67% населения (в России – около 10%).. Любители Сети считают самыми важными источниками информации Интернет, книги, участие в клубах, общественных организациях, тогда как «неподключенные» - телевидение и радио.

 

Персональный компьютер в подавляющем числе стран мира стал потребительским товаром длительного пользования. Одной из распространенных информационных тех­нологий являются автоматизированные базы (банки) данных в области культуры и искусства. С помощью компьютера можно добраться до любого электронного архива, библиографического каталога, пройтись по залам мировых сокровищниц, музеев и т.п. 350 млн. пользователей Интернета получили доступ к шедеврам Лувра, Эрмитажа, Национальной галереи Вашингтона, к старин­ным фолиантам Аристотеля, Вергилия, Данте в Риме, ценней­шим рукописям Ватикана. Правительство Китая реализует про­грамму введения в Сеть полного объема информации о многове­ковой китайской культуре.

 

Потоки разнообразной информации, которой люди в возрастающих объемах и глобальном масштабе постоян­но обмениваются друг с другом, образует информационную «ат­мосферу» Земли - инфосферу

 

^ Зарубежные информационно-просветительские техноло­гии строятся на соединении приятного с полезным. Среди ве­дущих образовательных Центров Канады - Центр усовершенст­вования в Банфе (курортный городок в провинции Альберта), на территории Первого национального парка страны. Окруженный живописными склонами Скалистых гор, он стал местом палом­ничества людей искусства, ибо здесь сама природа покровитель­ствует творчеству, привлекает туристов со всего света. Альпи­низм, пешие прогулки, достопримечательности и великолепные высокогорные ландшафты с ледниками и озерами, с хвойными лесами и горячими минеральными источниками - летом. Горные лыжи и лучшие в мире спортивные комплексы - зимой..

 

^ В США популярны психологические тренинги, культ здоро­вья, культ спорта. В пропаганду здорового образа жизни вовле­чены все: от домохозяек до президента.

 

В сфере физической культуры и пропаганды здорового об­раза жизни разрабатываются все новые и новые валеологические методики.

 

Культурно-спортивные комплексы и социальные агентства ведут широкомасштабную просветительную работу, используя все средства, от лозунгов на майках, напоминающих, что здоровым быть престижно и выгодно, до маркетинговых кампаний, антинаркотических, антиспидовских акций, шоу. Сис­тематическое и планомерное санитарно-гигиеническое и физиче­ское образование и просвещение служит гарантией жизненного успеха.

 

В последнее десятилетие американская и западноевропейская модели досуга, создав материально развитую инду­стрию развлечений, сосредоточились на педагогике досуга, ориентированной на формирование досуговой квалификации, выработку системы установок, умений и навыков рациональ­ного времяпрепровождения. Логика самодеятельной простоты, самообеспеченности и самоуправляемости в досуге - вот ориентиры будущего.

 

 

^ Современные информационно-просветительные технологии

 

Отечественные технологии образовательно-развивающего до­суга наряду с традиционными подходами используют новые идеи.

 

Развивающаяся инфраструктура молодежного досуга (Цен­тры досуга молодежи, Дома молодежи, хобби-центры, Центры технического и художественного творчества, учреждения вне­школьного образования и воспитания) позволяет осуществлять образовательные и информационно-познавательные программы. в них освещаются следующие аспекты:

 

• культура политической информации, обсуждение, ком­ментарии, оценка политической жизни в обществе, в мире;

 

• речевая коммуникация - культура речи, дебатирование, искусство полемики, публичной речи, журналистские навыки;

 

• политменеджмент - развитие навыков управления, орга­низаторской деятельности в политике;

 

• методика предвыборных технологий;

 

• овладение цивилизованными методиками политического маркетинга:

 

• подготовка молодежи к активной общественно-поли­тической жизни, к грамотным общественным действиям: защита прав, участие в митингах, манифестациях, маршах протеста.

 

Это своеобразная модель распространенных у западной мо­лодежи дискуссионных клубов, девиз которых - известный афо­ризм У. Черчиля: «Вы сколько угодно можете не заниматься по­литикой, рано или поздно она займется вами».

 

Мы все активнее интегрируемся в международные социально-культурные проекты. Создаются досуговые центры, которые компетентны, прежде всего, в пропаганде искусства, литературы, организации творче­ства, используя индивидуальные, групповые, массовые формы информационно-просветительной деятельности. В художествен­ное просвещение сегодня включаются миллионы людей, многие через культурно-просветительские общества: Всероссийское му­зыкальное (ему исполнилось; 125 лет и год был насыщен разно-жанровыми музыкальными событиями); Всероссийское теат­ральное общество; общество Рахманинова, Гете, Гейне, Рерихов и др. Большинство из них вышли за рамки локальных, стали ме­ждународными. Возникают творческие союзы, гильдии, ассо­циации. По их инициативе проходят такие разноплановые фес­тивали, как: Пасхальный, Рождественский, джазовый, духовного песнопения, колокольных звонов; классической, камерной, во­кальной, хоровой, электронной музыки; «Театральная весна», студенческих театральных капустников, рекламйых пародий, фолк-фестивали, рок-фестивали; правозащитный кинофестиваль; детского и юношеского литературного творчества, юных компо­зиторов; авторской песни (Старооскольская лира, нежегольская тропа и др)

 

В последние годы фестивали являются не только праздником искусств. Стали традиционны: Дни культуры (Швеции в Самаре, Японии в Саратове, Германии в Тамбове и т.п.), праздники литературы, поэзии

 

Массовое культурологическое просвещение подразумевает и актуальное сегодня медиаобразование - подготовку молодежи к более углубленному восприятию кино, телевидения, видеопрограмм и других средств массовой коммуникации. Остро встает вопрос иммунитета против «кислотности» массовой культуры.

 

На стыке традиционных направлений информационно-просветительной деятельности жизнь подсказывает новые:

 

• социально-досуговая терапия для детей, инвалидов, по­жилых людей;

 

• обучение релаксаторским технологиям: от простейших до комплексных;

 

• последовательное развитие навыков самоорганизации рационального досуга;

 

• мультикультура в сфере досуга как новая модель организации социального поведения;

 

• освоение новых технологий в социально-культурной сфере. Например, технология проката кассового фильма, который использует Н. Михалков: сам автор вкладывает деньги, диктует условия, но и собирает «урожай».

 

• создание эксклюзивных культурно-просветительских центров типа: «Высоцкий», «Маяковский», «Тарковский»; Центр мотоциклетной культуры, байкер-клубы; Центры национальной, этнической, фольклорной культуры и тому подобное;

 

• строительство мультиплексов - кинотеатров будущего.

 

Одним из ключевых понятий в информационно-просветительной деятельности является общественное мнение как состояние массового сознания. Влияние на него, формирование объективных суждений, оценок, правил, норм - важная социально-культурная задача. На формирование общественного мнения направлены сегодня конференции, пресс-конференции, презентации, аукционы идеи, интеллектуальные шоу, рекламная информация. Но здесь же возникают и новые проблемы: реклама становится искусством, в то же время происходит умирание искусства в рекламе.

 

В отличие от других социальных институтов, учреждения культуры создают для развития информационно-просветительской деятельности свою специфику: доступность, свободу выбора, нерегламентированный характер образовательных и познавательных программ, альтернативные методики, сочетающие научные и художественно-выразительные средства, гибкое реаги­рование на конъюнктуру досуговых интересов, возможность связать в единую социально-педагогическую цель информационную, образовательно-кружковую, индивидуально-консультационную работу.

 

 

^ Управление в социально – культурной деятельности

 

 

Условия формирования и специфика социокультурного менеджмента.

 

 

Становление менеджмента

 

Управление является одной из важнейших сфер обеспечения жизнедеятельности организации, но оно в значительной мере зависит от квалификации, профессионализма, психологических качеств менеджеров. Это и вызывает обоснованное высокое внимание специалистов к анализу места и роли менеджеров в процессе обеспечения эффективности работы организации.

 

Роль менеджера в деятельности организации следует рассматривать как непосредственное, персонифицированное выражение процесса менеджмента, как его важнейшую структурную часть.

 

Изучение теории и практики социокультурного менеджмента, тех форм, методов и систем управления, которые стремительно развиваются в российской действительности, не будет эффективным, если не обратиться к истории и механизмам их формирования.

 

Не детализируя исторические факты и события становления и развития менеджмента как такового, отметим два принципи­ально важных положения:

 

1) в каждом конкретном виде деятельности, будь-то промышленное производство, торговля, бытовой сервис, социальная, социально-культурная сферы, культура и т.д., менеджмент имеет свои характерные особенности и специфические признаки;

 

2) характер и тип менеджмента связаны с ментальностью людей различных эпох, с системами религиозных верований, с формами правления и видами законодательства, типами производственных отношений.

 

Первые письменные документы, раскрывающие формы организации труда, уходят в глубокую историю.

 

Организация труда в средневековых христианских монастырях, в мастерских средневекового европейского ремесленника, труда и быта в домашнем хозяйстве Древней Греции описана в " Домострое" Ксенофонта, " Домострое" средневековой Руси, политическая организация общества и система управления им — в " Законах" и " Государстве" Платона, в работе " О граде Божьем" Аврелия Авгу­стина, в работе " Государь" Николо Макиавелли.

 

Процесс развития менеджмента часто группируют в определенные этапы, которые называют " революциями в менеджменте". Таких " революций" выделяется пять.

 

^ Первую стадию как начало зарождения менеджмента можно связать с цивилизацией Древнего Египта и в большей степени со священнослужителями (начало III тыс. до н.э.). Во многих культурах Древнего мира известны отдельные человеческие жертвоприношения, связанные с особыми просьбами к богам при закладке храмов, дворцов и крепостей, в случаях стихийных бедствий и т.д.

 

В качестве дара в первобытном обществе и в Древнем мире могли использоваться люди, ритуально умерщвляемые, а позже могли использоваться и материальные ценности, которые безвозвратно уничтожались в огне, воде, разбивались, зарывались в землю. Данная процедура поднесения богам даров не могла приносить храмам и жрецам каких-либо богатств.

 

Не будучи какими-то " хозяйствующими субъектами" жрецы, тем не менее, выполняли ряд функций руководителей, которые определялись статусом посредников между людьми и богами. Истолковывая людям причины различного рода несчастий как божественное наказание, а необычные природные явления как знаки и сообщения богов, жрецы имели возможность манипулировать общественным сознанием, направляя деятельность людей в нужном им направлении, регулировать нормы социальной жизни и правила поведения.

 

Эта деятельность характеризовалась в большей степени как " социально-политический" менеджмент, нежели как " экономический". Но жрецы не были единственными руководителями, так как наряду с религиозной существовала и светская власть, в лице императоров, царей, вождей, которые зачастую выполняли и религиозные функции, выдавая себя за наместников богов. И при светских властителях жрецы служили в роли советников, учителей, но не в качестве хозяйственных руководителей.

 

Начало активной хозяйственной деятельности жрецов связано с укреплением храмов и превращением их в крупные хо­зяйственные субъекты. Храмы играли огромную роль в экономическом управлении государств, в их хозяйственной деятельности устанавливались твердые меры веса, расстояния, объема, размеры процентов по займам и беспроцентные ссуды. Можно сказать, что хозяйственная деятельность храмов стала прародительницей первых функционеров-управляющих, по своей сути, предков нынешних менеджеров.

 

^ Вторая стадия накопления признаков менеджмента связана с появлением светских вариантов управления и возникновением первых формальных систем организации и регулирования отношений между людьми. Это обусловлено, например, изданием " Кодекса царя Хаммурапи" (начало второго тыс. до н.э.), за­конов " 12 таблиц" в Древнем Риме (III в. до н.э.), законов Солона в Афинах и законов Ликурга в Спарте (I в. до н.э.) и др.

 

И если " Кодекс царя Хаммурапи", состоявший из 285 законов, в основном еще указывал на обязанности людей перед богами и храмами и делил общество на " знатных людей", " свободных простолюдинов" и " рабов", закреплял социальное неравенство между людьми, то в более поздние периоды " писанные законы становились формально обязательными для всех, но для других этносов в этих же странах имели силу и " неписаные законы".

 

Таким образом, в большинстве древних и в средневековых цивилизациях на определенных стадиях развития появляются своды " писанных законов", которые служили основной формально признанной формой организации и регулирования отношений в обществе.

 

^ Третья стадия управленческих нововведений относится к VI-V тыс. до н.э. и связывается с деятельностью царя Нового Вавилона Навуходоносора II, который вводит системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах путем маркировки выпускаемой продукции.

 

Примерно в этих временных рамках в Древнем Риме, Египте внедряется система территориального управления и административная организация Римской католической церкви, с выделением административно-хозяйственных округов, военных административных округов во главе с сатрапами (губернаторами) и военачальниками.

 

С зарождением капитализма, началом индустриальных революций, появлением наемных менеджеров как особого слоя управленцев, не являющихся собственниками, связана четвертая стадия формирования менеджмента XVII-XVII1 вв.

 

Они занимались сбором налогов, строительством храмов и дворцов, следили за состоянием дорог, ирригационных сооружений, надзирали за работой крестьян на царских и государственных землях, мастерских, но теперь этот тип работников начинает формироваться в самостоятельную касту управленцев, незамени­мую в крупных частных и государственных хозяйствах, в первую очередь земледельческих.

 

Это было характерно и для России, когда собственники крупных имений, заводов и фабрик далеко не всегда сами занимались хозяйственной деятельностью и, проживая в крупных культурных центрах страны, нанимали для ведения всех хозяйственных и производственных дел управляющих.

 

^ Пятая стадия, которую можно назвать " революцией", характеризуется бурным развитием акционерного, промышленного, банковского и корпоративного капитала. В сфере управления появляется административный работник, который осуществляет контроль за деятельностью людей на производстве в интересах частной и государственной собственности. Собственник, в силу масштабности производства, уже не в состоянии выполнять управленческие функции и вынужден передавать их наемным менеджерам.

 

Таким образом, истоки менеджмента берут свое начало в религиозно-культовых отношениях и хозяйственных, организованных формах деятельности людей.

 

Социальные, хозяйственно-производственные, товарно-денежные отношения составляют природную основу менеджмента, который в процессе развития цивилизации постепенно приобретает черты социального, хозяйственного, административного, экономического, социально-культурного и других типов менеджмента.

 

Наиболее четкие и научно обоснованные представления о менеджменте как профессии, опирающейся на достижения междисциплинарных наук и практики, сформулированы в начале XX века в концепциях " научного управления" Ф. Тейлора, " идеальной бюрократии" М. Вебера, " науки администрирования" А. Файоля, которые предложили модель жесткого рационализма в управлении. Однако рационализм в менеджменте, при всех его достижениях, оказался далеко не единственным, а во многих случаях не лучшим методом управления.

 

Уже в 30-е годы того же столетия ограниченность рационализма управления в науке и практике уступает место другому направлению - поведенческому, включающему в качестве новых механизмов управления психологические, социальные, культурологические факторы, что называется " человеческие отношения", " человеческий фактор".

 

Углубление и расширение персонифицированных ролевых функций менеджмента дает возможность повысить эффективность управления как в отдельных организациях, так и в более сложных социальных системах. В зарубежном менеджменте появился, в связи с этим, специальный термин " управление по бестселлерам", то есть " управление по целям" или" управление по отклонениям".

 

^ Специфика социокультурного менеджмента

 

Социально-культурная деятельность относится, как известно, к непроизводственной сфере, то есть в ней не производятся материальные продукты, формирующие национальный экономический потенциал страны, но она производит особый вид продукта, который имеет потребительское свойство.

 

Нематериальное производство в социально-культурной деятельности, скорее всего, можно представить как " духовное производство" или производство культурных, духовных и социальных ценностей и продуктов.

 

Но эти ценности и продукты не являются только нематериальными, часть из них относится к материальным ценностям и продуктам, так же, как сама культура несет в себе духовные нематериальные начала (знания, интеллект, нравственность, эсте­тика, мировоззрение, способы и формы общения людей и т.д.) и материальные (памятники истории и культуры, картины, скульптура, шедевры письменности, музейные ценности и т.д.).

 

В основе материальной и духовной культур, находящихся в органическом единстве, лежит, конечно, развитие материального производства. Однако материальные ценности культуры не относятся напрямую к экономической категории материальных продуктов, формирующих, как отмечалось, экономику страны, но представляют собой высшую ценность — культурное и национальное достояние общества.

 

Духовные и материальные продукты культуры имеют характерные ценностно-эмоциональные качества, благодаря которым формируются и удовлетворяются культурные, духовные потребности людей.

 

Экономические и политические преобразования в стране, появление частной собственности и рыночных отношений подтолкнули предприятия и организации к коммерческой деятельности.

 

Коммерциализация коснулась и социально-культурной сферы. При этом статус некоммерческих социокультурных организаций в рыночном хозяйстве подтверждается при условии их деятельности в целях: социальных, культурных, благотворительных, образовательных, научных, удовлетворения духовных потребностей, развития физической культуры и спорта, охраны здоровья, управленческих и т.д. Естественно, что статус некоммерческой организации получили все субъекты, входящие в социокультурную систему.

 

Вместе с тем, некоммерческим организациям, в том числе и социокультурной сферы, разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, но только в рамках тех целей, для которых они созданы. Кроме того, доходы, получаемые этими организациями от платных видов деятельности, имеют строго регламентируемый характер использования. В данном случае не следует путать такие экономические категории, как доход и прибыль.

 

Доход является источником получения средств для повышения эффективности деятельности учреждения и полностью направляется на обеспечение развития предопределенных целями некоммерческой организации видов деятельности и не может быть отнесен к категории прибыли и распределен между работниками учреждения.

 

Доход клубного учреждения используется на укрепление материально-технической базы, приобретение сценических костюмов и реквизита, музыкальных инструментов, технических средств и т.д.

 

Доход от платных видов деятельности полностью реинвестируется на развитие целевых задач организации.

 

Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций, таким образом, является разрешенным благом лишь наполовину. Получаемый доход может быть использован только во благо самой организации.

 

Но непосредственные организаторы и инициаторы предпринимательской деятельности фактически отделены от доходов предпринимательской деятельности. Их заработная плата по-прежнему начисляется в размерах государственной тарифной сетки занимаемой должности, иногда с небольшой доплатой из небюджетных средств.

 

Усеченность предпринимательской деятельности в части использования заработанных средств не способствует закреплению кадров, низкий уровень зарплаты, плохие материальные условия работников культуры закрепляют в целом низкий социальный статус и престижность этой профессии.

 

Механизм предпринимательской деятельности в социокультурной сфере работает не в полную силу, рыночные отношения и предпринимательская деятельность в этой сфере исключают личную заинтересованность работников в расширении латных видов деятельности, получении большего размера доходов.

 

Механизмы менеджмента в социокультурной сфере оказываются расчлененными на разрозненные фрагменты планирования, контроля, отчетов. Отсу<


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-12; Просмотров: 3476; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.126 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь