Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЗЕРКАЛО МУДРОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. Выпуск 2



ЗЕРКАЛО МУДРОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ. Выпуск 2

В. Н. Пупышев

ОСНОВЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ.

УЛАН-УДЭ 1992

 

ВВЕДЕНИЕ

Первые сведения о тибетской медицине были получены европейскими учеными около 200 лет тому назад. В этом большая заслуга русского ученого И. Ремана, венгерского ученого Кереши Чона и других. В дальнейшем исследования тибетской медицины продолжались учеными разных стран. Большую роль в этих исследованиях сыграли работы таких ученых, как П. А. Бадмаев, А. М. Позднеев, Д. Ульянов, Е. Е. Обермиллер, А. Ф. Гаммерман и Б. В. Семичов, Б-Д. Бадараев, Э. Г. Базарон, Ф. Мейер, Т. Дж. Царонг, Е. Донден и многие другие.

Каковы же результаты этих исследований? По-видимому, пока можно говорить о получении только научных результатов, о практических сказать можно очень мало. По имеющимся у нас сведениям, из 38 методов диагностики тибетской медицины в практику современной медицины не введен ни один, и лишь в настоящее время некоторые из этих методов намерены ввести в современную клинику ученые лаборатории радиобиофизики Бурятского Научного Центра. Из 98 методов лечения тибетской медицины в практику современной медицины также пока не вошел ни один, но в настоящее время и в этом направлении уже предпринимаются некоторые шаги. В начале 1991 года с центром в Улан-Удэ и филиалами в ряде городов СНГ и Монголии был создан Международный институт тибетско-монгольской медицины, поставивший перед собой цели изучения теоретического богатства традиционной тибетской медицины, ее монгольского варианта, внедрения в клиническую практику методов диагностики и лечения, апробированных более чем тысячелетним опытом их применения тибетскими, монгольскими, бурятскими, калмыцкими, тувинскими врачами. Из богатейшего арсенала лекарственных средств тибетской медицины в современную медицину вошли лишь крохи, причем о большинстве из них сказать, что вошли, можно лишь с очень большой натяжкой. Так, в некоторых работах современных авторов упоминается, что в наши аптеки из тибетской медицины пришли термопсис, бадан, кровохлебка и некоторые другие растения. Это так, но все же следовало бы обратить внимание и на то, что ни один тибетский врач не даст больному только термопсис или только кровохлебку - он предложит эти средства только в составе многокомпонентного лекарства, в которое кроме, например, термопсиса при различных заболеваниях войдут и различные другие компоненты растительного, минерального и животного происхождения. Количество таких компонентов может быть от двух и до нескольких десятков - например, 64. Однокомпонентные лекарства применяются крайне редко, скорее как исключение.

В начале нашего века в Петербурге известным бурятским врачом и русским ученым П. А. Бадмаевым была открыта тибетская аптека, которая весьма успешно работала до середины 30-х годов. За это время была оказана действенная помощь многим десяткам тысяч людей, в том числе страдающим, казалось бы, неизлечимыми болезнями. Однако особого резонанса это не вызвало в научной среде. Более того, когда. П. А. Бадмаев попытался ввести в современную ему европейскую медицину некоторые методы тибетской медицины, об этом писалось, пожалуй, больше критических статей, нежели благожелательных. И это вполне объяснимо. Каждая высокоразвитая культура (а такой несомненно является тибетская культура) вырабатывает свои подходы, свои методы изучения явлений внутреннего и внешнего мира человека. И подлинно понять иную культуру можно только изнутри, только пропитавшись ее духом, только доверчиво предположив, что другие - не глупее меня (а в чем-то, может быть, и умнее), они просто другие, с иным, отличным от привычного мне, характером мышления, выработавшим отличные от моих критерии истинности.

Именно в силу иного подхода к миру индийских и вслед за ними тибетских ученых их выводы до самого последнего времени были с точки зрения европейского ученого неприемлемы. По-видимому, первым на эту проблему обратил наше внимание глубокий русский ученый О. О. Розенберг, еще в 1918 году написавший пророческие слова, которые вполне можно отнести и к тибетской медицине: «Ценность систематической буддийской, и вообще индийской философии заключается именно в том, что здесь известные нам проблемы проанализированы иначе. Поэтому особенно важно сохранить при изложении именно оригинальную буддийскую схему, не перелагая индийские идеи в рамки наших систем [24, с. 55].

Именно результатом стремления переложить буддийские идеи и выводы в рамки наших систем, а также результатом стремления к обретению монопольного права на истину в последней инстанции современной европейской медициной можно объяснить следующий факт. За последние годы индийскими исследователями совместно со швейцарскими введено в арсенал современных лекарственных средств и налажено производство около 30 тибетских лекарств сложного состава, монгольскими учеными только 8, в нашей же стране лишь одно (! ) получило пока только разрешение на клинические испытания.

В Китае картина совсем иная - там параллельно, обладая равными правами, развиваются и практически применяются разные традиционные и нетрадиционные системы медицины: китайская, тибетская, монгольская, европейская. Не исключением являются случаи, когда, например, врач европейской клиники отсылает пациента в клинику монгольской медицины: «они эти болезни лечат лучше». Или наоборот - врач монгольской медицины может направить пациента в клинику европейской медицины, если сочтет, что в данном случае в ней помогут лучше. Вообще, выбор остается за пациентом: к представителю какой медицины обращаться, решает он сам.

Жизнь без болезней и лечение болезней (своих),

Продление жизни,

Достижение совершенства в Учении и

Благополучия в жизни,

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

Энергия пяти махабхут

В основе всей тибетской медицины лежит теория пяти махабхут. Пять махабхут - это земля, вода, огонь, ветер, пространство. Как замечает известный физик - ядерщик М. А. Марков, «по крупному счету наше понимание физики не очень далеко ушло от понимания древних... Действительно, если древние греки считали фундаментальными сущностями четыре стихии: землю, воду, воздух и огонь, не понимая, как мы теперь сказали бы, фундаментальных свойств этих стихий, то современная физика пытается раскрыть все содержание реального мирка как сложное взаимодействие различных «полей». Это те же самые стихии древних: сильные поля, электромагнитные, слабые, гравитационные. И так же, как древние, мы пока далеки от понимания фундаментальных свойств этих стихий XX столетия» [19, с. 45]. Эти же слова можно было бы отнести и к принятой тибетскими врачами буддийской концепции пяти махабхут, с той лишь разницей, что тибетские врачи полагают, что природа фундаментальных свойств махабхут им известна.

В буквальном переводе на русский язык пять махабхут - это «пять великих проявлений». Великий тибетский йогин Нацог Рандол пишет: «Реальность махабхут заключается в том, что беспрерывно появляется динамика существования Сансары (мира феноменов) и Нирваны (мира безусловной реальности) от основы существования» [3, л. Зба], которая сама начала не имеет: «Во времена давно прошедшие объектность своим содержанием была абсолютно очищена пустотностью в пространстве непроявленной актуальности и имела потенцию проявления элементов» [3, л. 16]. Эта потенция затем актуализировалась как пять светов, «из потенциальности пяти светов проявляются пять махабхут в виде интенсификации (или динамики их существования). Подобную возможность проявления называют энергией или силой. То, что таким образом проявляется, суть махабхуты» [3, л. 266]. Они являются основой всех других форм и потому названы «великими». Т. Дж. Царонг полагает, что махабхуты являются не физическими или химическими элементами, а тончайшими понятиями, определяемыми их энергетическими функциями [28].

Так, «земля» — это энергия, придающая твердость, способность противостоять внешним воздействиям.

«Вода» — энергия связуемости, сочетающая различные элементы в одно целое.

«Огонь» — теплота, энергия доведения до созревания чего-либо однажды возникшего.

«Ветер» — это подвижность, основа всякого движения.

«Пространство» характеризуется как «отсутствие преграды»; в частности, именно пространственная энергия формирует полости, сосуды в человеческом теле. Но это только наиболее общие характеристики пяти махабхут, каждый из них обладает целым рядом присущих ему характеристик.

Разум, интуиция, мудрость

Что касается анатомии или учения о строении организма, в тибетской медицине есть и совпадающий с европейской анатомией материал, хотя и по иному сгруппированный, есть и не совпадающий. Излагать в данной книге сведения из тибетских медицинских трактатов, совпадающие с европейскими, нет смысла. Вторая же из четырех тем, рассматриваемых в главе об анатомии в Главе 4 «Пояснительной Тантрры», представляет чрезвычайный интерес.

Тема эта называется «Связь - учение об анатомии каналов». И хотя тему каналов мы слегка затронули в предыдущем пункте, к этой теме еще не раз придется возвращаться.

Характеризуя систему каналов человеческого тела и подчеркивая ее значение для жизнедеятельности организма, комментатор «Четырех Тантр» XVIII века дэсрид (регент при Далай-Ламе) Санчжэй-Чжамцо пишет: «Это человеческое тело не является однородной массой, но пребывает как некое целое, будучи пронизано решеткой или клубком каналов», число которых «уму непостижимо» [2, ч. II, гл. 4] -

Из различных видов каналов особое значение придается т. н. «формирующим каналам». Они составляют основу жизнедеятельности всего организма. У человеческого тела, подчеркивает Санчжэй-Чжамцо, «при значении в матке все каналы суть только формирующие каналы» (Там же). Эти каналы у зародыша сконцентрированы в середине пупа и оказывают решающее влияние на развитие зародыша и функционирование сформировавшегося организма до самой его смерти. Причем, как замечает Санчжэй-Чжамцо, в теле умершего эти каналы не наблюдаются, со смертью они вместе с сознанием исчезают, подобно радуге осенью. Основных таких каналов три, и их, видимо, можно сравнить с силовыми линиями между полюсами магнита - они реальны, и «так же, как мы говорим о грубых механизмах (формирования тела), следует говорить и о тонких механизмах, как о двух сторонах одного и того же» [Там же, л. 336]. Во всяком случае, газета «Труд» от 24 июля 1986 года сообщила: «Специалисты парижского института Неккера с помощью электронной фотокамеры получили научные доказательства существования в организме человека точек и линий, которые используют врачи-игло-укалыватели».

Первый из этих каналов - Лалана - проходит по левой стороне тела, формирует мозг человека, аквизирует омраченность и слизь. Здесь омраченность - это подлежащая актуализации задача ориентирования в мире. Энергией Лаланы (махабхуты воды) формируется мозг, мозг преодолевает собственную омраченность (неориентированность) благодаря энергии слизи (земля+вода), возбуждаемой Лаланой. Таким образом, Лалана энергетически обеспечивает нашу способность рационалистического мышления.

Второй канал - Расана - проходит по правой стороне тела, формирует систему аорта - нижняя полая вена, активизирует гнев и желчь. Здесь гнев - это подлежащая актуализации задача созревания инидивидуального существования, энергия ма-хабхуты огонь. Энергией Расаны обеспечивается эмоциональное отношение к миру, защита «я» человека от всего, что представляет «не-я». И в то же время эта же энергия в виде системы желчи отвечает за жизнеобеспечение организма, его внешнюю активность в связи с внешним миром и, следовательно, преодоление гнева.

Третий канал - Авадхути - проходит по центру тела, это некий движитель ветра-мудрости. В нижней части тела он формирует половые органы и активизирует страсть и ветер. Здесь страсть - это подлежащая актуализации задача расширения и обеспечения длительности индивидуального существования. Но когда в результате йогической практики энергия Лаланы преобразует начальную омраченность в ясность ума, энергия Расаны преобразует эмоцию гнев в «меч, отсекающий заблуждения разума», т. е. в интуицию, и когда эти энергии соединяются в центральном канале Авадхути, ветер в силу своего свойства подвижности соединяет разум иинтуицию и преобразует страсть в Мудрость.

Когда равновесие в работе этих каналов нарушено, результатом будет заболевание. Так, причиной всех болезней слизи являются неразумные поступки и жадность. Эти эмоциональные состояния выводят из равновесия систему слизи. Причиной всех болезней желчи являются поступки, обусловленные гневом и недоброжелательностью. Причиной всех болезней ветра являются поступки, обусловленные страстью к приобретению, похотливостью, завистью. Точнее говоря, эти эмоции могут стать причинами заболеваний, если им сопутствуют условия неразумного образа жизни и питания, но если человек не раб своих страстей и контролирует их, помогая себе тем, что придерживается правильного питания и правильного образа жизни, из причин не вырастут результаты - болезни.

Активностью этих трех каналов формируется вся система каналов тела. Особое значение для тела и ума человека имеют первичные ответвления этих каналов, которые образуют систему пяти узлов на Авадхути. Эти узлы называются «чакрами». К этим чакрам привязаны пять основных ветров тела, т. е. ими энергетически обеспечиваются пять важнейших функциональных подсистем организма. Если учесть, что всем расстройствам желчи и слизи сопутствует ветер, не говоря уже о расстройствах самого ветра, то можно сказать, что главной причиной всех болезней является* ветер. Поэтому состоянию каналов ветра и образуемых ими чакр придается исключительное значение.

Вспомним также, что тибетское слово «рца» означает не только канал, но и пульсацию. Характеру пульсации различных каналов в теле человека в разное время суток; лунного месяца, года, цикла лет также придается очень большое значение, и к этой теме мы обратимся в пункте 2.2 Главы 2.

Огненная теплота

Интересно, что в Первой части «Четырех Тантр» - в Коренной Тантре, написанной для высокоодаренных людей, вообще не описываются сердце, легкие и другие внутренние органы. В этой Тантре особое внимание уделено организации тканей тела по семи уровням. Эти уровни называются «составляющими тела» - буквально, «тем, что взято», воспринято организмом из внешней среды.. В монгольских переводах это слово передано монгольским словом «тамир» - энергия. При таком подходе внутренние органы предстают как некие функциональные узлы, образовавшиеся из тех же тканей или «составляющих». О состоянии органов можно судить по состоянию тканей тела, на этом основана диагностика по пульсу и по моче. Лечение внутренних органов - это обязательно лечение всех тех тканей, с которыми связан данный орган и которые питают его.

Каким же образом формируются ткани тела? Вначале пища и напитки силою «жизнедержащего ветра» перемещаются по пищеводу в желудок, где они частично разлагаются и смягчаются. Затем «огнеподобным ветром» раздувается обладающая сущностью огня пищеварительная желчь. Этой пламенеющей энергией жара растапливается содержимое желудка. В процессе переваривания участвуют также три вида слизи. В результате все съеденное и выпитое разделяется на питательный сок и осадок.

Сок пищи по своим каналам доходит до печени и там подвергается воздействию функционирующих в печени ветра, желчи и слизи. Здесь он в свою очередь разделяется на сок и осадок. Образовавшиеся соки формируют кровь, соки крови формируют мясо, соки мяса формируют жир, из соков жира образуются кости, из соков костей образуется костный мозг, из соков костного мозга образуется семя в виде белой субстанции у мужчин и красной у женщин.

Осадки пищи и напитков образует кровь и мочу, осадок крови - желчь полых органов, осадок мяса - нечистоты, которые выходят из 9 отверстий: глаз, ушей и т. д. Осадок жира порождает выделяемые из пор кожи жир и пот; осадок костей - зубы, ногти, волоски не теле. Осадок костного мозга формирует кожу, частично кал, некоторые части выделяемого жира, полезные глазные выделения. Из осадка семени мужчины и женщины формируется зародыш в матке, сок же семени превращается в тонкое семя, придающее телу здоровый вид. Здесь следует подчеркнуть, что выше описана только принципиальная схема формирования тканей, тела и обмена веществ. В этом процессе определяющую роль играет «огненная теплота» тела. Огненная теплота - это не только огненная теплота желудка или пищеварительная желчь. Это все виды энергии, беспечивающие процесс обмена веществ на всех семи уровнях организации тканей тела. Если в теле недостает огненной теплоты, возникает болезнь, которую называют «несварением». Здесь несварение - это не обязательно болезнь желудка, это может быть также неспособность воспринимать питательные, вещества на любом уровне перехода соков и осадков из ткани в ткань. Это может быть болезнь крови, болезнь мяса и т. д. Вещества, которые организм не способен переварить, по своим свойствам «подобно древесине, подобны яду».

При болезни несварения наиболее общими признаками являются кислый привкус во. рту, распирание и боль в желудке или животе, отравление какими-либо обычными видами пищи, потеря аппетита, кишечные расстройства, частая отрыжка, рвота и понос с неприятный запахом, вздутие живота, боли в спине, задержка «очищающего вниз ветра» и как следствие газов кишечника, боли между ребрами в области сердца, увеличение «уравнивающей огонь слизи». Присоединение к несварению расстройств ветра вызывает головокружение, дрожь, потягивание конечностей. Присоединение расстройств желчи вызывает жар во внутренностях, кровавый понос, рвоту сухими большими комьями. Присоединение расстройств слизи вызывает выделение небольшими порциями сгущенной слюны и слизи. Лекарства назначаются с учетом преобладания в патологии того или иного «виновника» - ветра, или желчи, или слизи.

Хотелось бы отметить еще один момент. Как уже упоминалось во Введении, тибетский врач обучался под руководством Учителя 15-20 лет. И только после этого он мог принимать больных самостоятельно. Однако рецептурники в Тибете и затем в Бурятии были сравнительно доступны, и не у всех хватало ума ими не пользоваться. Поэтому в некоторые лекарства от наиболее распространенных болезней закладывалось то, что закладывается в лифты в современных высотных домах - система «защиты от дураков» (сообщение Н. Ц. Жамбалдагбаева). Такое лекарство при неправильном применении может не принести пользы, но не принесет и вреда.

Но вернемся к теме. Кроме семи тканей тела поражаемыми являются кал, моча и пот - подлежащие выделению, но еще не выведенные из организма; они также участвуют в формировании тканей тела.

Жизнь тела, состоящего из десяти поражаемых, обеспечивается энергетическим потенциалом и поддерживается функциями пятнадцати поражающих. Это пять видов ветра: держатель жизни, поднимающий вверх, всеохватывающий, огнеподобный, очищающий вниз - это те же пять пран хатха-йоги: прана, удана, вьяна, самана, апана; пять видов желчи: переваривающая, превращающая в тонкое семя, осуществляющая, обеспечивающая видение, проясняющая цвет; пять видов слизи: поддерживающая, разлагающая, осуществляющая вкушение, удовлетворяющая, соединяющая. Все они исполняют только им присущие специфические функции, по своим каналам циркулируют по органам и тканям тела, по органам чувств, обладают своими количественными и качественными характеристиками. И здоровье человека во многом зависит от их состояния.

С учетом вышеизложенного тибетская медицина предлагает следующие критерии здоровья и болезни: «Ствол (раздел медицины) тела без болезней составляет болезненные основы.(ветер, желчь, слизь), составляющие тела и (подлежащие выделению) нечистоты, находящиеся в неизмененном состоянии в отношении их собственной локализации и количественной характеристики. Ствол больного тела составляют эти же три, когда они увеличены, уменьшены, повреждены, когда природа какой-либо из них изменена и они соответственно причиняют телу болезнь и разрушение» [2, ч. 1, гл. 3, л. 306].

 

Три виновника

На основании четких критериев здоровья и болезни тибетская медицина предлагает свою классификацию болезней:

Основных классов или типов болезней насчитывают 101, и доктор Еши Донден пишет: «Этот 101 тип расстройств исходит из более широкой классификации, включающей 1616 расстройств, которая сама может рассматриваться как концентрированное выражение 84 000 типов расстройств, соответствующих 84 000 типов омраченного состояния ума. Другими словами, в соответствии с 84 000 негативных состояний ума существует 84 000 расстройств, которые могут быть сведены к 101 типу» [32, с. 55—56].

В основе своей болезни сводятся в три группы;

1. Болезни, причиняемые нарушением равновесия трех «виновников» - ветра, желчи, слизи, а также болезни, причиняемые «напастями» (тиб. «дон»). Тибетское слово «дон» обычно переводят как «злые духи», но буквально это слово означает «то, что подлежит устранению». Когда в уме человека остаются отпечатки неблагих мыслей, слов и поступков, они при определенных условиях приводят к болезням. Но человек обычно не воспринимает причины таких болезней как внутренние, абстрагирует их, считает нападением «злых духов». На самом же деле причины таких болезней внутри самого человека, но они проявляются как болезни благодаря внешним неблагоприятным условиям — психологическим, неврогенным, экологическим. Именно причины и условия этих болезней «подлежат устранению». Одним словом, в эту группу входят те болезни, причина которых нам подвластна, которую мы можем устранить настройкой на правильный образ жизни, правильным питанием, лекарствами и физической культурой.

2. Болезни кармического характера. Сюда относят все серьезные болезни, причина которых с виду незначительна - она скрыта, не поддается выявлению. Полагают, что подлинная причина таких болезней лежит глубоко, что эти болезни являются плодом деяний тела, речи и мысли в прошлых рождениях. Само слово «карма» означает «деяние». Всякое деяние рассматривается как одно из звеньев причинно-следственного ряда, внутри которого человек осознает собственную индивидуальность. Эти болезни считаются наиболее трудными для лечения, либо же вообще неизлечимыми: «Если ветер гасит светильник. Будда может своею рукою защитить его. Но если масло в светильнике выгорело, никакой Будда помочь не в силах» (Тартанг Тулку). Известны также слова Будды Шакьямуни: «Карма сильнее Будды», т. е. свою карму человек изменить может только сам. Кармические деяния могут быть благоприятными для совершенствования, и следовательно, для здоровья, неблагоприятными и нейтральными. Но в конечном счете карма, как считают, приводит к вступлению на путь совершенствования всех живых существ. И в этом смысле карма - это дхарма, всеобщий закон- совершенствования всех живых существ вплоть до Нирваны, определяемой как поток абсолютно чистых состояний сознания (Б. Д. Дандарон).

3. Третья группа болезней причиняется воздействием обоих факторов - нарушением равновесия ветра, желчи и слизи и подключением к этому процессу созревших плодов поступков, совершенных в прошлых существованиях. Считается, что основное заболевание уходит корнями в прошлое, и все серьезные болезни, явная причина которых незначительна, относят к этой группе.

Далее болезни подразделяются на мужские, женские, детские, старческие и общие.

Мужских болезней насчитывают 17 видов, женских 32 вида, детских болезней 24 вида, старческие болезни бывают только одного вида - истощение силы махабхут. Общие для всех возрастных групп болезни классифицируются по виновникам, по преимущественным проявлениям, по локализации и по группам. В каждый из этих разрядов общих недугов входит по 101 классу, что и составляет 404 класса болезней. Среди них рассматривают болезни общего характера, различающиеся по месту внедрения болезни, частные болезни, болезни истинного происхождения и производные, болезни ума и болезни тела, болезни внешние и внутренние, болезни жара и болезни холода, болезни поражения и разрозненные болезни. Всем же возможным сочетаниям расстройств, как утверждается в Пояснительной Тантре, «несть числа» (гл. 12). Но при этом врач должен твердо знать, что не бывает болезней, не являющихся следствием расстройства и нарушения равновесия трех виновников - ветра, желчи, слизи; что нет болезней, которые не гнездились бы в десяти поражаемых - питательном соке, крови, мясе, жире, костях, костном мозге, семени, кале, моче, поте; что болезни слизи и ветра - это болезни холода, а болезни крови и желчи - болезни жара; что болезни проявляются лишь при наличии соответствующих условий и обстоятельств; что всякая болезнь вначале имеет скрытый характер без явной патологии, затем наступает период ее проявления в виде признаков и симптомов заболевания, а затем - период вступления болезни в. силу и локализации ее в определенных местах; что для различения болезней существуют диагностические методы; что основными являются болезни истинного происхождения, а вторичными - производные; что сила болезни в период ее локализации зависит от климата, времени года, особенностей психофизиологического типа человека, его возвраста, основного виновника болезни, питания и образа жизни больного. Знанием всего вышеизложенного определяются методы и средства лечения больного.

 

 

ГЛАВА II ДИАГНОСТИКА

Нет дыма без огня

 

Шестым органом чувств в тибетской медицине признается ум как орган, воспринимающий идеальные объекты. И в своей совокупности диагностика тибетской медицины может быть названа сенситивной. Между пациентом и врачом здесь не стоят прибор или лаборатория.

Пояснительная Тантра говорит: «Как об огне узнают по дыму, так и о болезни узнают по ее проявлениям. Врач, не имеющий метода распознавания болезней, не видит симптомов заболевания и при их явном наличии подобно тому, как дым ошибочно принимают за пар. Есть и такие, кто, подобно утверждающим «собрались тучи, значит будет дождь», принимают предположительные симптомы за действительные» [гл. 24, л. 376].

В целях постановки правильного диагноза производится обследование пациента, направленное на:

1) выяснение причин возникноения болезни;

2) выявление признаков и симптомов заболевания;

Осмотр

«Смотри в оба, зри в три»

Ощупывание

Ощупывание — это прежде всего и в основном ощупывание пульса, постановка диагноза по исследованию пульсации.

Согласно определению дэсрида Санчжэй-Чжамцо, пульсация жизни, находясь в основе всех проявлений жизни, представляет собою принцип жизни как таковой. Как указывает великий тибетский врач Ютогба Йондан-Гомбо Младший, это тело порождено свойствами четырех или пяти махабхут, и причина возникновения пульсации изнутри него подобна семени-зародышу, каковым является сердце [4, с. 181].

В чем же сущность этой пульсации? Ютогба Яондан-Гомбо пишет: «Сущность пульсации — это движение крови, ветра и воды, а также полости, (по которым они движутся). Поэтому-то говорят, что корень сам не распространяется, а передача идет по каналам. (Так обычно говорят). Я же не утверждаю, что сущность пульсации — это движение крови, ветра и воды вместе с полостями. Это все равно, что утверждать, например, что поскольку масло белое и белизна ему внутренне присуща, то белизна и есть масло. Скорее, сущность пульсации — это движение крови, ветра и воды по полостям, обнаруживающее ее связь с внешними и внутренними частями тела и с особым каналом жизни» (там же).

К различным каналам жизни мы еще обратимся ниже, вода же в данном контексте означает т. н. «желтую воду», т. е. лимфу.

Важное значение для пульсодиагностики имеет классификация пульсаций, на которой мы остановимся подробней.

Классификация пульсаций троична: классификация с точки зрения происхождения, опоры и природы.

Классификация с точки зрения происхождения:

(I) Белая пульсация рождается в мозге, она сущностная,

(2) черная пульсация рождается в канале жизни — это пульсация крови,

(3) пульсация ветра — это пульсация смешанных ветра и крови» [4, с. 182].

Классификация с точки зрения опоры:

(1) Мужская пульсация,

(2) женская пульсация,

(3) бодхисаттвовская пульсация [4, с. 182].

 

Эти три типа пульсаций определяют психофизиологический тип человека: «Нет человека, чья пульсация не относилась бы к одному из этих трех типов. Пульсация, называемая мужской, вследствие преобладания ветра толстая, ее биение грубое. Женская из-за преобладания желчи тонкая и быстрая. Бодхисаттвовская из-за слизи медленная, тягучая, мягкая» [2, ч. IV, л. 21аб]. Так происходит потому, что «опорой» мужской, женской и бодхисаттвовской пульсаций являются соответственно основные каналы-пульсации тела Авадхути, Расана и Лалана. И прежде, чем приступить к дальнейшему обследованию пациента, врач определяет характер его врожденной пульсации, относя ее к одному из трех указанных типов. Четко определить врожденную пульсацию можно только у здорового человека. Тибетец обычно знал свою врожденную пульсацию, и врач перед обследованием мог о ней спросить, чтобы не принять врожденную пульсацию за болезненную — увеличение ветра, желчи или слизи.

Существует возможность определения типа личности и, соответственно, типа пульсации по объективным показателям. Так, «люди, обладающие природой ветра, по виду сутулы, сухощавы, бледны, многоречивы, не переносят холода и ветра, при ходьбе шумны. Достояние у них небольшое, жизнь короткая, сон поверхностный, тело маленькое. Радуются пению, смеху, ссорам. Любят сладкое, горькое, горячительное. Обла­дают признаками грифа, ворона и лисицы.

Обладающие природой желчи трудно переносят жажду и голод, волосы и тело (у них) желтого цвета, ум острый, гордость большая. Сильно потеют, пахнут, жизнь (у них) средней продолжительности. Обладают средним достоянием, телом средних размеров. Любят сладкую, горькую, терпкую и прохладительную пищу. Обладают признаками тигра, обезьяны...

Обладающие природой слизи (имеют) крупное телосложение с неявно выраженными костями и суставами, мясисты, цвет (тела) белый. Весельчаки, (легко) переносят голод, жажду, пороки (других), жару. Тело (у них) большое, жизнь долгая, богатств много, сон глубокий. В гневе сдержаны, обладают хорошими природными свойствами и качествами. Любят горячительную, терпкую и грубую пищу. Обладают признаками льва и вожака стаи» [1, ч. II, гл. 6, " л. 96—10а].

Человек может быть смешанной природы и, соответственно, обладать смешанными признаками: ветра-желчи, ветра-слизи, желчи-слизи и ветра-желчи-слизи.

Еши Донден, однако, замечает, что у людей, обладающих природой ветра, тип пульсации не обязательно будет мужским; то же самое относится и к другим типам людей. Поэтому определить тип врожденной- пульсации в самом начале обследо­вания крайне важно.

Место обследования,

Мера нажатия пальцев,

Техника обследования.

Место обследования определяется следующим образом. На I цунь (индивидуальная мера длины, равная длине последней фаланги большого пальца руки, от складки до конца подушечки пальца) ниже первой складки (морщины) запястья у выступающей косточки три пальца — указательный, средний и безымянный — ровно располагаются на лучевой артерии. Пальцы не должны касаться друг друга — так, чтобы между ними проходило рисовое зернышко. Зоны под пальцами называются цон, кан, чаг.

Мера нажатия пальцев. Указательным пальцем оказывается нажим на кожу, средним на мясо, безымянным на кость.

Техника обследования.

Пальцы врача должны быть мягкими, гладкими и теплыми, не должны быть со шрамами, грубыми и холодными. Когда врач правой рукой исследует пульс на левой руке пациента, то под верхней частью указательного пальца врача будет ощущаться пульсация еердца, а под нижней — тонкого кишечника; под верхней и нижней частями среднего пальца соответственно пульсация селезенки и желудка; под безымянным пальцем — пульсация левой почки и семенных пузырьков у мужчины или матки у женщины. Когда врач левой рукой исследует пульс на правой руке пациента, то под его указательным пальцем ощущается пульсация легких и толстого кишечника, под средним — пульсация печени и желчного пузыря, под безымянным — пульсация правой почки и мочевого пузыря. Но между исследованием пульсации у женщин и у мужчин имеется различие: у женщин пульсация сердца и тонкого кишечника исследуется на правой руке, а пульсация легких и толстого кишечника — на левой. Это различие объясняется тем, что у мужчин верхушка сердца повернута чуть влево, а у женщин чуть вправо. Кроме того, указательными пальцами врача определяется состояние верхней части тела, средними пальцами — средней части тела, безымянными — нижней части тела.

Определив, как это описано выше, врожденную пульсацию человека, врач определяет постоянную пульсацию. Под постоянной пульсацией понимают наиболее общую характеристику пульсации, по которой можно судить, есть ли у пациента болезнь жара или болезнь холода, или он здоров.

Сурхарба объясняет смысл определения постоянной пульсации следующим образом.

Обычно при выдохе и вдохе врача, за промежуток между началом одного выдоха f началом еле-; дующего, у пациента, если он здоров, происходит пять ударов пульса: два на выдохе, два на вдохе и один во время промежутка между выдохом и вдохом. Если же за это время пульс ударит шесть раз — это означает наличие болезни жара, если пульс ударит семь-восемь раз — это означает наличие сильного жара, если девять — это вышедший за верхний предел; жар. Таковы три пульса жара. Если же частота пульса меньше указанного, если он бьется четыре раза — это холод, три раза — сильный холод, два — вышедший за нижний предел-холод. Таковы три пульса холода. Однако если при повышенной частоте ударов полость пульсирующего канала пуста, то по признакам это жар, а по сути холод. Если при пониженной частоте ударов канал в глубине твердый, то по признакам; это холод, а по сути жар [6, л, 26].

Следует заметить, что для определения постоянной пульсации ее исследуют на протяжении 15 ударов пульса, а в сомнительных случаях — на протяжении 100 ударов. Если при этом пульсация постоянна, не присущая жару, не присущая холоду, пульсирует без остановки — это и есть пульс обычного здорового человека.

Далее следует обратить внимание на сезонную пульсацию, так как в связи со сменой времен года меняется характер:

пульсации и есть опасность принять сезонную особенность пульсации за болезненную пульсацию. Здесь учитывается соответствующая каждому определенному времени года проявляющаяся в теле человека пульсация элементов «дхату».

Дхату — это области проявления энергии махабхут в теле человека и в природе. Соответствие дхату махабхутам следующее:

Махабхуты: Дхату:

1. земля; земля;

2. вода; вода;

3. огонь; огонь;

4. ветер; железо;

5. пространство; дерево;

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 718; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь