Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Упражнение 9. Смена перспектив
Межличностный интеллект проявляется также в способности представить себе, как другие нас видят, как они оценивают наши потребности и цели, каковы, по их мнению, наши сильные и слабые стороны, в чем мы уязвимы. В этом упражнении участники используют технику творческого сочинения, составляя небольшое описание собственного характера с точки зрения другого члена группы. Каждый выбирает какого-нибудь участника, мысленно ставит себя на его место и задается вопросами: «Какие мысли и чувства возникают у этого человека по отношению ко мне? Нравится ли другому мое общество и почему? Что ему нравится во мне? Что он во мне не понимает? Что ему чуждо, что трудно понять? » Особенно полезно выбрать участника, с которым у вас возникают трудности. Обсуждение происходит с глазу на глаз в течение 5-10 минут, другая возможность — каждый зачитывает в группе свой вариант «мнения со стороны», а другие участники дают обратную связь. Варианты. Иногда участники хотят подготовиться к ситуациям, в которых они хотели бы выглядеть определенным образом, например, при устройстве на работу, занятии новой должности, проведении тяжелых переговоров, преподавании в сложном классе и т. д. В этом случае письменное задание формулируется просто: сделайте описание самого себя с точки зрения определенного человека. Упражнение 10. Спасибо! Социальный интеллект проявляется и в том, что мы в состоянии благодарить других за поддержку, стимулирование или критику. Это также готовность сообщать другим, что мы ценим их и хорошо чувствуем себя в их обществе. Это упражнение можно провести во второй половине воркшопа. Оно развивает не только важные аспекты социального интеллекта, но и групповой климат. Участники выбирают кого-то из группы, кого они хотели бы поблагодарить за поддержку или кому просто хотели бы сообщить: «Я вас уважаю». Для этой цели они используют технику творческого сочинения — дают краткое описание характера этого человека. Делать это нужно, осознавая, что каждый человек уникален и полон загадок. Эти описания могут стать единственными в своем роде подарками, которые мы не часто получаем в нашей жизни. ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ Знаменитый теолог Мартин Бубер рассказывал следующую историю: «Один человек умер и оказался перед воротами рая, ожидая, что Святой Петр спросит его: " Почему ты вел себя в жизни не так, как Авраам, Моисей или Иосиф? " Но каково же было его удивление, когда Петр спросил: " Почему ты при жизни не был самим собой? " ». Все мы в определенной степени пытаемся найти ответ на вопрос «Кто я? ». Но собственное Я трудно описать. Для некоторых Я как большой вокзал, где координируются все наши действия — планы, надежды, желания, поступки и упущения, задачи и ответственность. Для других Я как большой склад, где хранится весь опыт, полученный нами в жизни, который мы можем использовать в случае возникновения трудностей. Для мистика Я — наше высшее сознание, способное к трансценденции через ограниченность нашего Эго. Если мы скажем трехлетнему ребенку: «Покажи, где ты», он, скорее всего, покажет пальчиком на свой живот. Если мы зададим этот же вопрос ребенку более старшего возраста или взрослому, то они, вероятно, укажут на грудь или на голову. Мы не можем точно сказать, где на самом деле находится наше Я или центр нашего сознания. Трудность заключается в том, что объект нашего поиска одновременно является субъектом, который его осуществляет. Легче описать, какими качествами обладает «внутреннее Я». Американский психолог Уильям Джеймс так характеризует представление о себе: «Я много размышлял над тем, как лучше всего описать характер человека. Правильнее всего сконцентрироваться на ситуации, в которой человек чувствует себя полностью активным и живым. В такой момент в нас просыпается внутренний голос, который говорит: «Вот это и есть мое настоящее Я». Психиатр Джеймс Мастерсон выделяет такие свойства «внутреннего Я»: - способность отчетливо, интенсивно и спонтанно переживать широкий спектр чувств; - способность к самоутверждению; - чувство собственного достоинства; - способность признавать и переживать тяжелые чувства; - готовность принимать на себя обязанности и выполнять их; - способность к творчеству и близости; - умение переносить одиночество. Мастерсон видит во «внутреннем Я» некую константу и центр, который остается неизменным, даже когда мы развиваемся и изменяемся. Раннее детство особенно важно для развития собственного Я. Если ребенок получает достаточно любви, ободрения, если его воспринимают и ценят, то развивается по- зитивный «образ Я». Если же он растет в окружении, вызывающем страх, депрессию или агрессию, у него может развиться негативный «образЯ», «ложноеЯ», он будет носить маску, чтобы защитить себя от внешнего мира или избежать ощущения «никчемности». Мы не всегда переживаем внутреннее Я как нечто единое. Мы слышим разные «внутренние голоса», а психологи и психотерапевты используют в своей работе идею существования различных составляющих нашего Я: гештальтисты говорят о «собаке сверху» и «собаке снизу», представители транзактного анализа разделяют Ребенка, Родителя и Взрослого, психоаналитики используют представление о «Я, Оно и Сверх-Я». Итальянский психиатр Роберто Ассаджиоли предполагает, что у нас наряду с центральным Я существует ряд «второстепенных личностей», которые часто скрыты и проявляются впервые, когда перед нами стоит серьезная проблема или мы испытываем стресс. Эти «второстепенные личности», как действующие лица в спектакле, разноплановы и многообразны. Можно попробовать дать им юмористические имена, например, Клоун, Вамп, Потерянный Ребенок и т. д. Долгое время считалось, что идеи о человеческом Я приходили в голову прежде всего психотерапевтам, философам и теологам. Но ситуация изменилась. Сегодня представителей многих дисциплин занимает вопрос: как научиться справляться со стремительными переменами в обществе и конструктивно воздействовать на эти изменения? Поэтому интерес к человеческому Я проявляется в теории менеджмента и в организационном развитии, в исследовании творчества, педагогике и образовании. Вероятно, причина такого внимания — высочайшие темпы развития общества. В ситуации быстрого устаревания знаний и навыков нужны люди, готовые к непрерывному обучению, самостоятельно решающие, чему конкретно они хотели бы научиться. Специалисты, работающие с учебными группами, знают, что не стоит пытаться контролировать учащихся. Необходимо восстановить уважение к автономии ученика: он сам решает, приносит ли обучение пользу или оно бесполезно, он сам мотивирует себя, помня о своих целях, и сам оценивает успех своего обучения. Именно в этом смысле Рут Кон говорила об автономии учащегося, формулируя мысль: «Будь своим собственным руководителем» (" Be your own chairman" ). Практические рекомендации: ▼ Дайте учащимся возможность самостоятельно определять ▼ Выделите время, чтобы учащиеся могли подробно проанализировать свои жизненные цели. В книге «Думать, как Леонардо да Винчи » (" How to think like Leonardo da Vinci" ) Майкл Гельб детально продемонстрировал, как это можно сделать: «Создайте главную " карту" своей жизни» (" Make a master mind map of your life" ). ▼ Дайте учащимся возможность самим оценивать свои ус ▼ Акцентируйте автономию учащихся при подготовке к теме (что мне уже известно об этом? ) и при переносе усвоенного в повседневную жизнь (как я могу использовать это в будущем? ). ▼ Организуйте работу над интересными темами в парах или в малых группах. ▼ Никогда не используйте ситуации конкуренции в качестве учебного стимула. ▼ Избегайте вознаграждений, премий и похвалы — этим вы ▼ Стремитесь к выяснению личных ценностей и установок. ▼ Применяйте учебные техники, стимулирующие интро ▼ Заботьтесь о развитии творческих способностей учащихся: используйте музыку, читайте литературные произведения, рассказывайте биографии известных людей, включайте в свою работу показ репродукций произведений искусства. ▼ Позволяйте участникам время от времени уединяться или «уходить в себя». ▼ Познакомьте участников с простыми формами медитации, ▼ Создайте атмосферу, в которой участники могут свободно выражать свои чувства. ▼ Побуждайте участников чаще выражать позитивные чувства и покажите им конструктивные возможности обращения с чувствами страха, уязвимости и гнева. ▼ Введите «правило работы с нарушениями», чтобы не возникало невыраженных чувств, которые оказывают отрицательное влияние на способность группы к сотрудничеству (см. главу 55). ▼ Принимайте во внимание духовные темы. Невыраженные различия в духовной ориентации — один из наиболее частых источников межличностных конфликтов. С точки зрения американского психолога Пола Пирзала, настоящее систематическое мышление возможно только тогда, когда мы размышляем о нашей связи с Вселенной, с Богом или с высшей силой, поддерживающей нас. Я предлагаю несколько упражнений, помогающих развивать «внутриличностный интеллект» участников. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы