Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Упражнение 7. Отражение под музыку



Это упражнение демонстрирует, что музыка — прекрасный способ объединения людей и развития их способности к взаимо­пониманию. Его можно использовать в начале встречи.

Участники разбиваются на пары и встают напротив друг дру­га. Ведущий включает спокойную музыку. Один из партнеров на­чинает медленные движения под музыку, другой отражает их. При этом оба остаются на своих местах.

Через две минуты ведущий выключает музыку, а инициатива переходит к другому партнеру. Он импровизирует собственным голосом какую-нибудь мелодию, двигается под нее, а партнер повторяет звуки и движения.

Затем участники находят других партнеров и повторяют весь процесс.

КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ ИНТЕЛЛЕКТ

У Джеймса Джойса есть сборник коротких историй, ге­рои которых — жители ирландского города Дублина. Среди них банковский кассир, некий мистер Джеймс Даффи. Этот робкий господин познакомился с женщиной. Он с удовольствием вел с ней интеллектуальные беседы, но прекратил отношения, когда


она попыталась дотронуться до его лица. Автор так объясняет его удивительное поведение: «Он жил на некотором расстоянии от собственного тела» (" Не lived a little distance from his body" ). В не­котором смысле мистер Даффи, живой пример отделенности тела и души, — это каждый из нас. Правда, так происходит не во всех культурах.

Древние греки и римляне придавали большое значение взаи­модействию тела и души, что выразилось в известном изречении: «В здоровом теле — здоровый дух». Восточные культуры поощ­ряли интеллектуальное и духовное развитие с помощью телесных упражнений — йоги, тай чи, айкидо, но в наших школах, уни­верситетах, институтах доминирует тренировка лингвистическо­го и логико-математического интеллекта. Как будто мы все еще находимся на позиции французского философа Рене Декарта, которой исполнилось уже 400 лет: «Я мыслю, следовательно, су­ществую». Однако во многих областях общественной жизни осоз­нание собственного тела и кинестетический интеллект высоко ценятся. Это спорт, в котором выражается наше стремление к фи­зическому совершенству, телевидение, постоянно демонстриру­ющее нам тело, и т. п. Молодое, красивое и привлекательное тело — одна из главных ценностей нашей культуры. Сотни ты­сяч молодых женщин (а теперь и мужчин) отказываются от нор­мальной еды, чтобы не потерять привлекательность. Многие люди интересуются фитнесом, напрямую связывая работоспособность со здоровым, подвижным телом.

Все мы стараемся правильно питаться, заниматься спортом, расслабляться, чтобы не стать жертвой стресса и не «сгореть на работе». Медицина затрачивает огромные усилия на то, чтобы проникнуть в тайны тела и понять сложную взаимосвязь мозга, сердца и тела. Угроза таких тяжелых заболеваний, как рак, СПИД, болезни сердечно-сосудистой системы, усиливает наше стремление к здоровью. Однако в классических институтах обу­чения еще не уделяют достаточного внимания телесным факто­рам.

Воркшопы и тренинги в этом отношении идут немного впере­ди. На них издавна проводилось больше экспериментов, чем в школах и университетах.

Со времени появления «групп встреч» на семинарах, тренин­гах и воркшопах существует традиция телесных упражнений —


«активизирующих» (energizers) и «разогревающих» (icebrea­kers), которые вовлекают участников в физический контакт. Многие ведущие используют в своей работе классические упраж­нения телесно-ориентированной терапии. Однако часто эти уп­ражнения применяются изолированно, чтобы вдохнуть в сугубо когнитивный учебный процесс немного жизни. Это неправиль­но, так как не приводит к изменению установки преподавателей и учащихся по отношению к собственному телу.

Заслуга Говарда Гарднера в том, что он выделил кинестетичес­кий интеллект в отдельную форму. Это был важный вклад в со­временную теорию обучения.

Центральный компонент телесно-кинестетического интел­лекта — способность четко управлять движениями своего тела. Атлеты и танцоры, музыканты и актеры — пример высших до­стижений в этой области. Сюда же относится способность умело обращаться с различными предметами. Кинестетическим интел­лектом должны обладать художники и скульпторы, большин­ство ремесленников и квалифицированных рабочих. Но не сле­дует забывать, что этот вид интеллекта играет важнейшую роль и в нашей личной жизни. Почти все мы знаем людей, которые жалуются, что родители мало прикасались к ним в детстве, не умели так обнять, чтобы дети почувствовали уверенность, при­нятие и любовь. И каждый взрослый знает, как важна способ­ность к дифференцированному телесному выражению в любов­ных отношениях.

И наконец, я хотел бы отметить, что телесно-кинестетичес­кий интеллект имеет особое значение для тех, чья профессия предполагает постоянное общение: руководителей и продавцов, профессиональных ораторов и сотрудников пресс-служб, веду­щих и тренеров, социальных работников, врачей и психотера­певтов. Все они должны уметь выражать себя невербально таким образом, чтобы их клиенты и аудитория, сотрудники и подопеч­ные доверяли им, чувствовали, что их принимают и уважают. Способность использовать собственное тело в качестве средства коммуникации играет важную роль во всех этих видах деятель­ности.

Практические рекомендации. Во время обучения недостаточ­но установить разумный ритм перерывов и регулировать уровень


энергии посредством возбуждения и успокоения. Участники так­же должны учиться обращать внимание на потребности и ресур­сы своего тела.

Следите за тем, чтобы участники научились различать по­верхностное и глубокое дыхание и понимали основополагаю­щее значение правильного дыхания для обучения и работы без напряжения.

Позаботьтесь о том, чтобы во время перерывов комната хо­рошо проветривалась.

Проанализируйте вместе с участниками, как часто во вре­мя интенсивной работы наступает перенапряжение мышц. Покажите простые способы расслабления.

Помогите участникам (особенно мужчинам) научиться различать и замечать свои чувства: о них нам говорит наше тело, а мозг должен расшифровать эти послания, чтобы мы могли сказать: я взволнован; я печален; я раздражен.

Введите следующее правило: «Обращай внимание на те­лесные сигналы! » Это означает: если ты заметил, что хочешь подвигаться или что тебе нужен свежий воздух, сообщи об этом группе.

▼ Учитывайте потребность участников в движении. Обуче­
ние проходит более успешно, когда мы не сидим на одном мес­
те. Переместите учебный процесс на свежий воздух, на
природу; используйте различные помещения в здании, где про­
ходит воркшоп. Новое окружение повышает вероятность ус­
воения новых идей и навыков.

Чаще используйте телесные упражнения в учебном про­цессе. Классическая возможность — ролевые игры.

▼ Переводите на «физический язык» цели, препятствия,
концепции. Дана Маркова в книге «Неиспользованный интел­
лект» (" An unused intelligence" ) показывает, как можно раци­
онально применять «физическое мышление» на тренинге
руководящего состава. Например, если вы переводите на «фи­
зический язык» доверие, то вам нужно просто предложить уча­
стникам закрыть глаза и пройти по комнате. Внезапно вопрос
доверия становится не теорией, а сильным актуальным пере­
живанием.

Если вы работаете с ролевыми играми, пантомимой, ша­радами, дайте шанс тем участникам, кто не имеет особых вер-


бальных талантов, но прекрасно устанавливает межличност­ный контакт с помощью тела.

Принесите на воркшоп набор игр, мячей, платков и про­чих предметов, которые участники смогут использовать в пе­рерывах или во время занятий, чтобы ощутить особую радость от движения и игры. Исследователь творчества Тони Бьюзен регулярно предлагает своим ученикам жонглировать тремя мя­чами и использует эту необычную ситуацию, чтобы поговорить о препятствиях в обучении.

Далее вы найдете несколько интересных упражнений для те­лесно-кинестетического интеллекта.


Поделиться:



Популярное:

  1. B. Падение АД наступает позже, но труднее поддается коррекции
  2. Complex Subject Сложное подлежащее
  3. I WORK UNDER MANY DIFFICULTIES (я работаю в трудных условиях: «под многими сложностями»)
  4. I. Господин Нуартье де Вильфор
  5. I. Перепишите следующие предложения. Определите, является ли подчеркнутая форма инфинитивом, причастием или герундием. Переведите письменно предложения на русский язык.
  6. II. Девиантологический или релятивно-конвенциональный подход (Я.И. Гилинский)
  7. III. Перепишите и переведите следующие предложения, подчеркните в каждом из них модальный глагол или его эквивалент.
  8. III. Перепишите следующие предложения, подчеркните в каждом из них модальный глагол или его эквивалент. Переведите предложения.
  9. III. По изменению генетического материала мутации подразделяют на следующие: генные, хромосомные перестройки, геномные.
  10. III. Поддержание адекватного сердечного выброса, баланса электролитов
  11. IV. Как узнать волю Господню.
  12. IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь