Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как-будто вдруг на жизненной дороге
Тебя хватает ветер под бока, Хоть по земле вышагивают ночи, А кажется: летишь под облака. У всех влюбленных крылья вырастают: Не только люди, даже муравьи Крылатыми становятся, летают, Когда приходит к ним пора любви
* * * «ТОЛЬКО РАЗ…» (Рудаки, ок. 860—941) Только раз бывает праздник, раз в году его черед, — Взор твой, пери, праздник вечный, вечный праздник в сердце льет. Раз в году блистают pозы, расцветают раз в году, Для меня твой лик прекрасный вечно розами цветет. Только раз в году срываю я фиалки в цветнике, А твои лаская кудри, потерял фиалкам счет. Только раз в году нарциссы украшают грудь земли, А твоих очей нарциссы расцветают круглый год. Эти черные нарциссы, чуть проснулись—вновь цветут А простой нарцисс, увянув, новой жизнью не блеснет. Кипарис—красавец гордый, вечно строен, вечно свеж. Но в сравнении с тобою он — горбун, кривой урод. Есть в одних садах тюльпаны, розы, лилии — в других, Ты — цветник, в котором блещут все цветы земных широт. Ярче розы твой румянец, шея — лилии белей, Зубы — жемчуг многоценный, два рубина — алый рот, Вьется кругом безупречным мускус локонов твоих. В центре—киноварью губы, точно ярко-красный плод Ты в движеньи — перепелка, ты в покое — кипарис. Ты — луна, что затмевает всех созвездий хоровод. Ты — луна в кольчуге страсти и с колчаном нежных стрел Перепелка с кубком хмельным, кипарис, что песнь поет Нe цепями приковала ты влюбленные сердца — Каждым словом ты умеешь в них метать огонь и лед...
*** «Я ВЛЮБЛЕН В ЧИСТОТУ…» (Д.Мулдагалиев)
Я влюблен в чистоту, В голубую мечту, в голубой-голубой небосклон. Забытую печаль И кричу: слышишь даль? Слышишь мир? Я влюблен! Я влюблен!
БЕРЕЖЛИВОСТЬ
Если удача зависит в большой степени от наших внутренних предпосылок, то как нужно научиться следить за собою, чтобы не отравлять пространство. Такая заботливость приучит к истинной бережливости. Мы не имеем права покушаться на чужую энергию — самовольно потратить чужие ценности. Ведь это нельзя как в материальном, так и в духовном плане. Между тем из самых, казалось бы, добрых намерений нередко происходит растрата чужих сил. При этом люди думают, что взяли от одного, а между тем, самовольный заем произошел совсем от другого. Люди думают, что они оберегли что-то, а на самом деле — они усугубили и отяготили. Много раз приходилось видеть, как по незнанию, даже друзья, в самый напряженный момент посылали очень отравленные стрелы. Может быть, накануне очень ответственного действия именно дружеская стрела, опрометчиво пущенная, наносила опасную царапинку. Конечно, предполагалась посылка стрелы по другому направлению, но пославший не рассчитал все внутренние связи и невольно задел именно то, что предполагал оберечь. И чем больше сотрудничество уже спаивалось, тем опаснее могли быть эти нерассчитанные удары. Чувства любви и преданности должны бы достаточно предупреждать неосторожных лучников. Чувство доверия, как основа сотрудничества, должно бы напомнить об осторожности. Врожденное чувство доброжелательства должно бы создать осмотрительное благоволение. Но, очевидно, всех этих сочетаний недостаточно. Может быть, кроме сердечной заботливости, нужно развить в себе то, что называется бережливостью. В каждом опрометчивом действии непременно будет вред и для других, и для себя. Если человек еще не научился вполне заботливо относиться к другим, то пусть он хотя бы и для себя самого поостережется. Всякое покушение на чужие ценности будет уже похищением, и вред от него будет тем же вредом, как от каждого покушений на чужое достояние.
ПОТРЕБНОСТЬ В КРЕАТИВНЫХ ЛЮДЯХ Может возникнуть вопрос, кому нужна креативность? Я готов заявить – она нужна всем. Интерес к креативности не может оставаться далее прерогативой только психологов и психиатров. Креативность становится вопросом национальной и международной политики. Настала пора всем нам, а особенно военным, политикам, и мыслящим патриотам, наконец, осознать: мы оказались в военном тупике и, судя по всему, готовы остаться там навсегда. Сегодня в функции армии входит не ведение военных действие, а преимущественное предотвращение войны. Борьба между основными политическими системами будет продолжаться и дальше, и при отказе от военных способов разрешения противостояния можно ожидать усиления накала холодной войны. Преимущества в холодной войне получит та система, которая сможет завоевать симпатии других людей, пока не вовлеченных в борьбу. Пора задаться вопросом: какая из систем сможет произвести лучший тип человека, склонного к братской любви и миролюбию, бескорыстного, более симпатичного, более заслуживающего уважения? Какая из систем привлечет на свою сторону народы Африки и Азии и т.д. Таким образом психологически здоровая (или самоактуализированная) личность становится общественной реальностью и политической необходимостью. Нам нужен такой человек, который не вызвал бы ненависти, который смог бы поладить с любым другим человеком, был дружелюбен, искренне дружелюбен с представителем любого народа и любой расы, включая африканцев и азиатов, которые острее других чувствуют всякого рода снисходительность, предубеждение или ненависть. Не вызывает сомнений, что гражданин той страны, которой суждено определить своих противников по холодной войне или даже победить в этом противостоянии, должен необходимо и обязательно забывать про само существование расовых предубеждений. Он должен уметь испытывать братскую любовь, должен уметь помогать, должен вызывать доверие. Если же во внимание и более отдаленные перспективы, то он не должен быть авторитарным, жестоким и т.п.
Общая необходимость в творческой личности. Но, кроме описанной выше необходимости, есть и иная, возможность более насущная для любой жизнеспособности политической, общественной, экономической системы потребность; это естественная необходимость большего количества креативных людей. Для лучшего понимания ее можно использовать те же резоны, что так остро ощутимы в нашей промышленности, где в последнее время на первый план выходит проблема устаревания. Любой человек, посвятивший себя производству, прекрасно понимает, что, как бы ни был он богат и как бы ни процветало его дело, в одно несчастное утро он может проснуться и узнать, что изобретен некий новый продукт, который в одночасье сделал производимый им продукт ненужным. Представьте себе, что может произойти со всеми автомобильными гигантами, если завтра вдруг будет изобретен новый вид дешевой техники для персонального перемещения, который может стоить в два раза дешевле среднестатистического автомобиля? Именно поэтому каждая корпорация, как только у неё появляется такая возможность, тратит большую часть своей прибыли на разработку и внедрение новых продуктов, одновременно усовершенствуя производимые. Ровно то же самое происходит на международной арене, - я имею в виду гонку вооружений. Да, сейчас сложился определенный баланс в количествах разрушительного оружия, бомб, самолетов-бомбардировщиков и тому подобных вещей, имеющихся у противостоящих политических систем. Не может ли кто-нибудь дать гарантию, что в будущем году не произойдет качественного скачка, подобного изобретению американскими учеными атомной бомба? Именно опасаясь этого, все крупные страны проводят бесконечные исследования и разработки и военной сфере, расходуют огромные деньги на оборону и вооружение. Каждый участник этой технологической гонки стремится первым изобрести некое сверхоружие, которое сделало бы устаревшим все существующие сегодня. Мне кажется, руководители государств постепенно начинают осознавать, что люди, которые способны решить их проблемы, способны изобрести нечто новое, это именно те люди, которые их всегда невольно раздражали, которые вызывали у них резкое неприятие, а именно креативные люди. Поэтому на государственном уровне встала проблема управления творческими персоналам, проблема раннего отбора креативных людей, проблема воспитания и взращивания творческой личности и другие подобные проблемы. Именно, здесь откроются по моему мнению, истоки интереса к креативности. Историческая ситуация сложившаяся на сегодняшний день, что рост интереса к проблеме креативности неизбежен как в кругу интеллигенции, так и у социальных философов и у самого широкого круга общественности. Наше время более изменчиво, более текуче, более стремительно, чем любая эпоха во всей истории человечества. Предельно ускорилось все - темп сбора научных данных, изобретательская активность, скорость выработки новых технологических решений, трансформации психологической реальности, рост благосостояния: все ежедневно складывается в новую, прежде неведомую комбинацию и ставит человека перед необходимостью соответствовать ей. Раньше невозможно было представить подобную нестабильность, но сейчас она уже не позволяет человеку воспользоваться старым опытом, пусть многие еще не осознали этого до конца. Так, за несколько последних десятилетий подвергся кардинальным изменениям весь процесс обучения, особенно в части технических дисциплин и в сфере научения профессиональным навыкам. И это понятно. Что толку изучать механизмы – они слишком быстро устаревают. Что толку запоминать технические решения – они устаревают еще быстрее Профессор любой технической дисциплины, например, зря потратит время, если будет обучать своих студентов тем навыкам и техническим решениям, которое в свое время преподавали ему, - эти навыки и решения сейчас почти на сто процентов бесполезны. Практически в каждой области жизни мы сталкиваемся с молниеносным старением и смертью фактов теорий и методов. Каждый из нас и все мы вместе в любое утро можем почувствовать себя специалистами по изготовлению хомутов, чье мастерство уже никому не нужно.
*** «НИЧЕГО НЕ ОТКЛАДЫВАЙ…»
Ничего не откладывай – Жизнь коротка. Ты наивно считаешь, Что она – как река, А она, как ручей, После таянья льдов – Протечет, не оставив следов. Ничего не откладывай – Другу помочь поспеши, Не обкрадывай душу- Лишишься души, Пусть в расчете с мерзавцем Не дрогнет рука, Не откладывай – Жизнь коротка. Не успел, не сумел… Ну а вдруг – навсегда? Оглянулся – в потоке Другая вода. Жизнь, считал ты наивно, Продлится века, Ничего не откладывай – Жизнь коротка.
ХРУПКИЙ ЖЕМЧУГ ИССЫК-КУЛЯ
В истории человеческого общества издревле проявлялся некий внутренний конфликт: удовлетворение надобностей насущных и первоочередных зачастую противоречило потребностям высшего порядка, не носящим характер повседневности. И может быть, всего ощутимее это противоречие обнаруживалось в отношениях между человеком и природой. Людям, занятым решением актуальных задач, погруженным в эти дела и заботы, кажутся они самыми важными и неотложными. Но живем мы не в вакууме, мы обитаем и действуем в мире природы. И, увлеченные заботами повседневного бытия, гипотетически представляем порой, что черпать из него можно сколько угодно и когда угодно. Однако иллюзорность представлений о неиссякаемости ресурсов природы в последние десятилетия становится все более очевидной. Возьму самый близкий, а потому, быть может, самый болезненный для меня пример: озеро Иссык-Куль. Его называют голубой жемчужиной, имея в виду невиданную красоту. Что ж, так оно и есть. Заключенное в оправу из кольца снежных хребтов, отличается оно индиговым цветом воды и ее кристальной прозрачностью. Мне доводилось бывать на некоторых берегах Тихого и Атлантического океанов. Там зачастую мутный вал грозного прибоя, перемешанный с илом, песком, грязью, нефтяными пятнами, буквально выбрасывает человека, рискнувшего войти в воду. В такие минуты мне всегда вспоминалось наше высокогорное озеро, тоже, кстати, обладающее «морскими» качествами. Насколько же умиротвореннее и благожелательнее к человеку его воды, насколько полноценен и богат здесь отдых! Голубая жемчужина... Произнося традиционное это определение, мы имеем в виду, прежде всего внешние, видимые глазу качества. Но ведь есть у жемчуга и другая ипостась—он хрупок и, расколотый, раздавленный, уже не представляет никакой ценности. Хрупка, нежна и, как оказалось, уязвима жемчужина Иссык-Куля. Не у одного меня при мысли об озере рождается ощущение горечи и тревоги. Озеро, как шагреневая кожа, все сжимается и сжимается. Дальше и дальше отступает от берега его вода. Только за последнее десятилетие уровень его понизился почти на три метра. По расчетам ученых, уровень Иссык-Куля в ближайшие десятилетия при таком положении вещей уменьшится еще на три-четыре метра. При этом только поддающийся учету экономический ущерб, по данным Госплана республики, исчисляется сотнями миллионов рублей. А в какой валюте выразить экологический, социальный, нравственный урон?! Реестр возможных потерь, составленный учеными, довольно обширен. Береговая линия может отойти на пятьсот—тысячу метров. Температура воды понизится на две трети градуса. Почти на месяц короче станет купальный сезон, в пионерских лагерях в связи с этим будет не три, а две смены. Около двух миллионов тонн целебных грязей, образование которых длилось тысячи лет, обречено на гибель. Высохнет кольцо облепихи и эфедры, обрамляющее озеро. Исчезнут нерестилища. Ухудшится навигационная обстановка. Будут потеряны естественные пляжи. Утратят смысл функциональные и архитектурные решения уже воздвигнутых здравниц... Перечень этот можно продолжать. Но—достаточно. Годовой дефицит воды в озере достиг уже 400— 500 миллионов кубометров, а к двухтысячному году он обещает удвоиться. Возникновение этого дефицита объясняется просто: влага более чем сотни рек, речек и ручьев, искони впадавших в Иссык-Куль, в наше время не достигает естественного водоема—почти полностью расходуется на орошение. Площадь поливных земель в котловине озера превысила уже 150 тысяч гектаров. Короче говоря, интересы людей вступили в противоречие с нуждами озера. Парадокс? Ведь Иссык-Куль нам очень нужен! Собственно, возникшее противоречие можно сформулировать по-иному: человек не против озера, а против самого себя. Возникает дилемма: идти путем, которым влекут нас повседневные экономические требования, или отказаться от сегодняшних забот, поделиться с природой жизненно важной для ее существования влагой? Проще всего было бы сказать: давайте остановим рост производства сельскохозяйственной продукции в котловине озера, перераспределим задание по другим районам республики, а то и страны—ведь Иссык-Куль государственными документами утвержден в качестве всесоюзной здравницы. Резон в этом есть: ведь к 1990 году число отдыхающих здесь может достигнуть миллиона человек, и приезжать они будут со всех концов страны. Стало быть, и обеспечение их продуктами питания—дело общее. А в то же время мы должны отдавать себе отчет и в том, что земли, уже освоенные в Прииссыккулье, не могут быть вычеркнуты из севооборота. Назад хода нет. Другое дело, что ориентировать их необходимо на производство продукции, которую для отдыхающих издалека не привезешь, а если и привезешь, то у будет накладно: фрукты, овощи, горный мед и т. д. Словом, остановить потребление воды и отдать ее полностью озеру невозможно. Следовательно, надо искать другой выход Проектов и прожектов спасения Иссык-Куля в последние десятилетия было множество, но все они не шли дальше области теорий. И вот мы с огромным облегчением, с чувством искренней радости узнали: в Основных направлениях развития нашей страны, утвержденных XXVI съездом КПСС, предусматриваются работы по комплексному использованию минерально-сырьевых, земельных, водных и энергетических ресурсов Иссык-кульской области и районов Чуйской долины. Именно поэтому необходимо изначально предусмотреть и утвердить во всех документах долю пополнения озера как незыблемую и неприкосновенную величину. Сотни миллионов кубометров воды ежегодно нужные для сохранение озера и стабилизации его уровня, должны быть юридически оговорены и закреплены законодательным образом, чтобы никакое должностное лицо ни под каким «объективным» предлогом не посмело бы использовать долю Иссык-Куля в иных пусть даже и насущных целях. Сказать об этом считаю важным и потому, что за обмеление озера никто персонально не отвечает, никому за это не грозит ни выговор, ни снятие с работы. А вот за невыполнение планов спрашивают... Мы обязаны мужественно и прозорливо искать и находить разумный баланс будущих и повседневных нужд. Это, конечно, трудно, потому-то и необходимы серьезные, гарантированные сдерживающие факторы. Судьба озера Иссык-Куль должна стать своего рода образцом правильных отношений природы и человека общества развитого социализма, новым свидетельством того, что самое прогрессивное общество на планете способно найти возможности и ресурсы для сохранения разумного баланса в нерасторжимом звене человек—природа. Впрочем, заботы о сохранении Иссык-Куля в нашей стране вовсе не уникальны. Вспомним Байкал, Севан, Онегу, Беловежскую Пущу, множество других жемчужин природы, которые требуется сохранить для потомков. Сегодня мы достигли таких вершин цивилизации, когда человек должен быть не только «потребителем» природы, но и ее покровителем, её сотворцом. Сегодня уже не только мы зависим от природы, а и она от нас. Нашей волей и нашим разумом—этим величайшим даром Времени и Пространства, той же Природы и Истории — мы должны противостоять нарушению экологического равновесия. В борьбе за сохранение и возобновление природных богатств, за устойчивость экологических систем не должны быть преградой и государственные границы. Ибо возникновение дисбаланса в одном месте больно, а порой катастрофически «детонирует» в другой части земного шара. Иссык-Куль в этом отношении не исключение. Озеро находится на путях перелета птиц из Сибири в Индию. В этой связи Советский Союз принял на себя определенные обязательства перед международными организациями. Так что спасение редкостного водоема еще раз утвердит в умах всего человечества благородные и гуманные начала социалистического образа жизни. ...Грандиозен проект сохранения водного баланса Иссык-Куля. Реализация его займет не менее трех-четырех пятилеток. Перспектива эта внушает надежды, но и до той поры мы не можем жить в праздном ожидании. Иссык-Куль взывает—ему необходима лекарства «Скорой помощи»! И так же как в медицине, чем быстрее, тем лучше. Уже сейчас интенсивно разрабатываются проекты переброски части стока рек Каракара и Арабель-Су в бассейн Иссык-Куля. На это потребуется всего три-четыре года, и уровень озера начнет постепенно стабилизироваться. Причем затраты будут сравнительно невелики. Только бы не застопорилось это дело... Однако добавить воды в Иссык-Куль—только часть решения проблемы. Необходим целый комплекс мер, защищающих его от загрязнения ядохимикатами, а воздушного бассейна над ним—от загазованности. Необходимо, чтобы промышленность в прибрежных городах не разрасталась неумеренно. Словом, многое нужно продумать и предусмотреть... Уверенно, с оптимизмом смотрим мы в будущее, неуклонно готовим и строим его. Пусть же голубая жемчужина Иссык-Куля перейдет в ладони Грядущего нетронутой и сияющей, пусть станет драгоценным подарком тем, кто придет за нами... (1981 г.)
БИБЛИЯ И КОРАН: ИСТОКИ И ПАРАЛЛЕЛИ Библия Мф. 5: 1—20....Он (Иисус.—А. Н.) взошел на гору; ...приступили к Нему ученики Его. И Он... учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ... кроткие, ...алчущие и жаждущие правды, ...милостивые, ...чистые сердцем, ...миротворцы, изгнанные за правду, ...Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать... Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: ...Вы — соль земли... Вы — свет мира....Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить... Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Мф. 5: 21—22. Вы слышали, что Сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной. Мф. 5: 23—25. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним... Мф. 5: 27—28. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Мф. 5: 33—37. Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ...Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Мф. 5: 42. Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Мф. 6: 1—4. Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: ...когда творишь милостыню, не труби перед собою, ...и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Мф. 6: 5—8. И когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят... показаться пред людьми....Ты же, ...помолись Отцу твоему, Который втайне; ...А молясь, не говорите лишнего, как язычники... не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него Мф. 6: 14—15....если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать... то и Отец ваш не простит вам... Мф. 6: 16. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися... Мф. 6: 19—21, 24. Не собирайте себе сокровищ на земле, ...но собирайте себе сокровища на небе, ...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Никто не может служить двум господам: ибо... или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. Мф. 6: 25—33. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться... Взгляните на птиц небесных: они не сеют, не жнут... и Отец ваш Небесный питает их... Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут... Итак не заботьтесь... потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Мф. 7: 1—2. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. Мф. 7: 7—8, 11. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Итак... Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Мф. 7: 13—14. Входите тесными вратами, потому что широки врата... ведущие в погибель, и многие идут ими; ...тесны врата...ведущие в жизнь, и немногие находят их. Мф. 7: 15—16. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их... Мф. 7: 17, 19, 21. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Не всякий говорящий Мне: «Господи! Господи! » войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Мф. 7: 24—27. Итак всякого, кто слушает слова Мои спи и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто... не исполняет их, уподобится человеку... который построил дом свой на песке; ...и он упал...
Коран 2: 136, 194....Скажи: «Аллаху принадлежит и восток, и запад, Он ведет, кого хочет, к прямому пути! »...И поминайте Его, как Он вывел вас на прямой путь, хотя до этого вы были из заблуждающихся. 2: 160, 102. А среди людей есть такие, которые берут, помимо Аллаха, равных......если кто заменит неверием веру, тот сбился с ровной дороги. 2: 172. Не в том благочестие, чтобы вам обращать свои лица в сторону востока и запада, а благочестие — кто уверовал в Аллаха, и в последний день, и в ангелов, и в писание, и в пророков, и давал имущество, несмотря! на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и путникам, и просящим, и на рабов, и выстаивал молитву, и давал очищение... и терпеливые в несчастии и бедствии и во время беды, — это те, которые были правдивы... 2: 179—180....Предписан вам пост, так же как он предписан тем, кто был до вас, — может быть, вы будете богобоязненны! — на отсчитанные дни... 2: 193. Хадж — известные месяцы, и кто обязался в них на хадж, то нет приближения (к женщине), и распутства, и препирательства во время хаджа, а что вы сделаете хорошего, то знает Аллах. И запасайтесь, ибо лучший из запасов — благочестие. И бойтесь Meня, обладатели рассудков! 2: 224—225. И не делайте Аллаха предметом ваших клятв, что вы благочестивы и богобоязненны и упорядочиваете среди людей... Аллах не взыскивает с вас за пустословие в ваших клятвах, но взыскивает с вас за то, что приобрели ваши сердца... 2: 273....Если вы открыто делаете милостыню, то хорошо это; а если скроете ее, подавая бедным, то это — лучше для вас и покрывает для вас ваши злые деяния... 4: 46....Не приближайтесь к молитве, когда вы пьяны, пока не будете понимать, что вы говорите... 6: 102, 99, 143. Это для вас — Аллах, ваш Господь, — нет божества, кроме Него, — творец всякой вещи. Поклоняйтесь же Ему! Поистине, Он — поручитель над каждой вещью! Он — тот, который низвел с неба воду, и Мы произвели благодаря ей рост всякой вещи; Мы вывели из нее зелень, из которой выведем зерна... Вкушайте то, что даровал вам Аллах, и не следуйте по стопам сатаны! Ведь он для вас — явный враг! 7: 53, 204. Призывайте вашего Господа со смирением и в тайне... И вспоминай твоего Господа в душе с покорностью и страхом, говоря слова по утрам и по вечерам не громко, и не будь небрежным! 7: 198. Держись прощения, побуждай к добру и отстранись от невежд! 9: 110—111. Тот ли лучше, кто основал свою постройку на боязни Аллаха и Его благоволении, или тот, кто основал свою постройку на краю осыпающегося берега, и он сокрушился с ним в огонь геенны? ...Их постройка, которую они воздвигли, не перестает быть сомнением в их сердцах, если только не расколются их сердца. Аллах — сведущий, мудрый! 13: 28. Те, которые уверовали и сердца которых успокаиваются в поминании Аллаха, — о да! ведь поминанием Аллаха успокаиваются сердца, — те, которые уверовали и делали благое, — им благо и хорошее пристанище. 24: 22. И, пусть... они прощают и извиняют. Разве вы не хотите, чтобы Аллах простил вам?.. 24: 31. И скажи (женщинам) верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены... пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений... 31: 16—17....Выстаивай молитву, побуждай к благому, удерживай от запретного и терпи то, что тебя постигло, — ведь это из твердости в делах. Не криви свою щеку пред людьми и не ходи по земле горделиво... 49: 9—11....Если же один. будет несправедлив против другого, то сражайтесь с тем, который несправедлив, пока он не обратится к велению Аллаха....Верующие ведь братья. Примиряйте же обоих ваших братьев... ...Не позорьте самих себя, и не перекидывайтесь прозвищами... 49: 12....Берегитесь многих мыслей! Ведь некоторые мысли — грех; и не, и пусть одни из вас не поносят за глаза других. 42: 19, 21. Кто стремится к посеву для будущей жизни, тому Мы увеличим его посев, а кто желает посева для ближней, — Мы дадим ему его, но нет ему в последней никакого удела! Ты видишь, как несправедливые страшатся того, что они приобрели... А те, которые веровали и творили благое, — в цветниках рая... 63: 9—10....Не давайте своему имуществу и детям отвлекать вас от поминания Аллаха. Кто это делает, те — потерпевшие убыток. И расходуйте то, чем Мы вас наделили, раньше, чем к кому-нибудь из вас придет смерть... 64: 15. Ваше имущество и дети — только искушение, и у Аллаха великая награда. 93: 9—11. И вот сироту ты не притесняй, а просящего не отгоняй, а о милости твоего Господа возвещай. Электронные учебные пособия Планы (семинарских) практических занятий и методические указания по изучению дисциплины Упражнение. 1. Преподаватель предлагает поработать с конфликтом в особом состоянии. Преподаватель объясняет смысл упражнения примерно так: «Эмоциональное напряжение, возникающее в конфликте, тесно связано с мышечным напряжением. Представьте себе лицо человека, который чувствует себя в конфликте с кем-либо. Его скулы сведены и напряжены, губы стиснуты. Между бровями пролегли вертикальные складки. Как мы можем ожидать от него гибкого поведения, если он закован в жесткий каркас напряженных мышц? Человек – существо целостное. Эмоциональное напряжение вызывает напряжение мышечное и наоборот. Поэтому мы попробуем через расслабление мышц достичь снижения эмоциональной напряженности в конфликте. Для этого нужно сесть поудобнее, если есть желание, можно закрыть глаза и т.д...» 2. Далее преподаватель приводит ряд формул для релаксации. Когда группа погружается в расслабленное, комфортное состояние, он говорит следующий текст: «Представьте перед вашим внутренним взором расшитый узорами тяжелый театральный занавес. Он медленно раздвигается. Вы знаете, что эта пьеса о вашей жизни. На сцене вы видите знакомых людей в конфликтной ситуации. Вы смотрите эту пьесу из зрительного зала, а среди людей на сцене узнаете себя. Вы слышите голоса… О чем говорят эти люди? Вы разглядываете их одежду. Она вам не нравится, и вы решаете переодеть всех в костюмы другой эпохи. Это пьеса вашей жизни, и вы – режиссер, вы ее главный герой. Вы переносите эту сцену на экран телевизора. Попробуйте представить ее в черно-белом изображении… Теперь – в цветном изображении. Попробуйте выключить звук. Теперь участники вашей пьесы жестикулируют в полном безмолвии. Через некоторое время вы включаете звук, чтобы услышать слова главного героя – себя. Вы включаете звук и слышите эти слова. О чем вы говорите. Представьте экран в виде шахматной доски. Над ней поднимаются объемные фигуры. Вы видите на этой шахматной доске участников вашего конфликта и себя. Где ваше место на этой доске? Представьте, как вы переставляете фигурки с одной клетки на другую или выстраиваете их в один ряд. Сейчас вы убираете их с доски и укладываете в коробку. Коробка закрывается, вы набрасываете на нее крючочек и бережно ставите на место. Ваше поле внутреннего зрения начинает задвигаться тяжелым театральным занавесом. Вы вспоминаете, что все происходило на телевизионном экране, и поворачиваете выключатель. Экран тускнеет. Некоторое время на нем остается светящаяся точка. Затем гаснет и она». 3. После приведенного выше текста дается ряд формул выхода из аутогенного погружения и проводится обсуждение упражнения. 4. Рефлексия. Учащиеся делятся своими впечатлениями. Преподаватель спрашивает о том, что мешало выполнению упражнения. Особое внимание уделяется тому, как изменилось эмоциональное состояние после упражнения, как изменилось отношение к конфликту, человеку – стрессору, какие из предложенных приемов повлияли на это отношения. Ролевая игра: «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы » Каждому члену группы предлагают продемонстрировать в данной гипотетической ситуации неуверенный, агрессивный и уверенный ответы. Например, представьте, что друг «забыл» вернуть деньги, которые он занял у вас. Агрессивное поведение может выражаться следующим высказыванием: «Черт возьми! Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернешь деньги! Я хочу получить свои деньги! » Неуверенность, в поведении может выражаться высказыванием тина «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время? » Уверенный ответ может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал вернуть мне деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесешь деньги самое позднее к пятницу», Постарайтесь вовлечь всех членов группы, даже если при этом каждый участник предложит только один из трех ответов. Используйте одну ситуацию на каждого участника. Ролевое проигрывание ситуации, которые в свое время создали или могут создать определенные сложности, может помочь вам идентифицироваться с наиболее агрессивным, уверенным в себе или неуверенным человеком, которого вы знаете. Помните, что невербальное поведение говорит столько же о вашем состоянии, сколько вербальное. Старайтесь, чтобы тон голоса, позы, выражение лица соответствовали словам.
Преподаватель или участники группы могут создать дополнительные ситуации, подобные перечисленным ниже, или использовать эти ситуации. • Друг продолжает занимать вас разговором, а вы хотите уйти. Вы говорите... • В ресторане вам подается пережаренный бифштекс с кровью. Вы говорите официанту... • Счет за ремонт вашего автомобиля на 25 долларов больше начальной расценки. Вы обращаетесь к заведующему службой... • Вы ловите взгляд привлекательного мужчины (женщины). Знаете, что он (она), может быть, интересуется вами. Вы подходите и говорите... • Собака вашего соседа помяла траву на вашем газоне. Вы подходите к соседу и говорите ему... • Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Вы заявляете ему... • Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Вы обращаетесь к ним... • Вы пришли в модный ресторан, однако вам не нравится предложенный стол. Вы говорите хозяину или хозяйке … • Друг просит вас одолжить ему автомашину, а вы считаете его плохим водителем. Вы говорите ему... • Друг приводит вас в смущение, рассказывая в компании истории о вас. Вы заявляете ему...
По очереди просите обратной связи у группы относительно уверенного, неуверенного или агрессивного ответа участника. Помните, что правильных ответов не существует и что хорошее обсуждение может быть очень информативным. Необходимо получить обратную связь от всех участников игры.
Классификация увлечений молодежи. 1. Интеллектуально-эстетические увлечения связаны с глубоким интересом к любому делу (музыке, рисованию, радиотехнике, древней истории, или разведению цветов, певчих птиц и т.д.). К этой же группе относятся любители постоянно что-то изобретать или конструировать. Нередко подобные занятия для других, особенности старших кажется ненужными и странными. Однако для самого подростка они представляют чрезвычайно интересными и важными, ему в сущности, безразлично, как на это смотрят со стороны. Поглощенные увлекательным для них делом, подростки иногда запускают учебу и другие дела почти все время отдают избранному предмету. Этот вид увлечений наиболее присущ шизоидным подросткам. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 551; Нарушение авторского права страницы