Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству в школе
Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству. Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства). Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей). Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству. Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.
Методика - совокупность приемов обучения и воспитания. Приемы обучения-моменты, из кот. складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения объединенных общим направлением складывается система обучения. Правильно организованное, методически грамотное использование дидактических принципов и методов обучения на уроках изо. искусства способствует повыш. эффективности учебно-воспитат. процесса: Повышает активность, заинтересованность, Развитие любви к изоискусству, Развивает воспр., внимание, вообр-е, мышление, память, речь, и д. р. Усваив. знаний, перерастающ. в умения и навыки. Формирует умения применять знания на практике. Важные дидактические принципы в связи с методикой препод. основ изо. искусства в школе: 1-принцип научности: связь науки и учебного предмета 2-принцип наглядности: подкреплено зрительным восприятием. 3 -принцип сознательности и активности учащихся 4-принцип связи теории с практикой 5-принцип прочности усвоения знаний 6-принцип систематичности и последовательности 7-принцип воспитат-го обучения Формирует личность нравственной, правовой, эстетической, физ. культуры и жизнедеят-ти, общения. Воспитывает интеллект-е развитие и, индивид. Познавательные способности с учетом интересов обучаемых. Принцип системат. и последоват. обучения: непрерывность и связь нового материала с пройденным, расширение и углубление знаний. Новый уч. материал вызывает в памяти ранее воспринятое уточняет его и дополняет, требует строго правила не переходить к новому учебному материалу пока не усвоен и не закреплен предыдущий Суть принципа сознательности и активности состоит в умелом использовании разнообразных приемов, способствующих возбуждению потребности и интереса к овладению знаниями, придание учебному процессу проблемного характера. Для сознательного и активного овладения знаниями необходимо: приучать школьников к постановке вопросов, как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения; выработать у учащихся самостоятельный подход к изучаемому материалу, глубоко продумывать те теоретические выводы и понятия, мировоззренческие и морально - эстетические идеи, которые имеются в его содержании. Решить эту задачу нельзя, если педагог не сумеет возбудить и поддерживать познавательную активность и сознательность учащихся в процессе обучения. Суть принципа систематичности и последовательности заключается в обеспечении последовательного усвоения учащимися определенной системы знаний в разных областях науки, систематическое прохождение школьного обучения. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении. Принцип прочности отражает ту особенность обучения, в соответствии с которой овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой - хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти. Прочность обучения достигается, прежде всего, тогда, когда учащиеся совершают в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали определенную работу по его запоминанию, применению усвоенных знаний на практике, а также по их повторению и систематизации. Для прочного усвоения знаний большое значение имеет систематически осуществляемая проверка и оценка знаний учащихся. Суть принципа научности состоит в том, что содержание образования в школе должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность. Для его реализации учителю необходимо: глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений; показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий и их соответствия интересам и стремлениям народа. Суть принципа доступности заключается в необходимости учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сделать обучение доступным - значит: правильно, с учетом познавательных возрастных возможностей учащихся определить его содержание, тот объем знаний, практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть школьникам каждого класса по каждому учебному предмету. Правильно определить степень теоретической сложности и глубины изучения программного материала. Правильно определить количество учебного времени, отводимого для изучения каждого учебного предмета с учетом его важности и сложности и обеспечения его глубокого и прочного усвоения. Необходимо совершенствовать учебные программы и учебники. Учитель должен использовать в процессе обучения яркий фактический материал, компактно и доходчиво его излагать, связывать с жизнью и умело подводить учащихся к теоретическим выводам и обобщениям. Учитывать индивидуальные особенности мыслительной деятельности и памяти учащихся, а также уровня их подготовки и развития. Принцип связи теории с практикой предусматривает, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать полученные знания в решении поставленных задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность вырабатывая собственные взгляды. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни. Одним из направлений реализации данного принципа является активное подключение учащихся к общественно полезной деятельности в школе и за ее пределами.
7.Роль принципа наглядности в обучении изобразительному искусству. Виды наглядных пособий. Требования к наглядным пособиям.
Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания. Психол-ие основы наглядности заключ. в том, что в сознании чел-а решающ роль играют ощущения, т. е. если чел-к не видел, не слышал, не ощущал, у него нет необходимых данных для суждения. Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание предмета у чел-а глубже и вернее. Педагогу необходимо чаще обращаться к чувствам ребенка, т.к первая его реакция на окружающее бывает почти всегда в основе своей правильна.Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он ни проводил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематич-ое рисование, беседы об искус-ве-ему всегда нужен наглядный материал.Рисование с натуры яв-ся методом наглядного обучения. Процесс рисования с натуры нач-я с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета, с живого эмоц-го наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному. Постановка натуры заключ. не только в том, чтобы ее хорошо и красиво установить перед рисующими, но и в том, чтобы натура наглядно раскрывала характерные особенности строения формы, показывала себя. Это активизирует внимание ученика, помогает ему самостоятельно прийти к выводам. Педагог продумывает, на какой высоте и в каком повороте установить натуру, смотрит, как она выглядит при верхнем, боковом и прямом освещении: не распадается ли форма на части, помогает ли свет выделить главное и смягчить второстепенное. Даже незначительные изменения в освещении резко меняют пластическую выразительность формы, а вместе с тем и учебные задачи, в одном случае облегчая их, в другом — усложняя. Наглядность тесно связана с правильной организацией наблюдения и анализа натуры, что существенным образом влияет на правильность суждения о предметах и явлениях, а следовательно, и на качество построения изображения. Особенно больш знач-е наглядность имеет на первоначальной ступени обучения. Н-р, мы знакомим детей с основными положениями наблюдательной перспективы. Учителю надо раскрыть понятие горизонта. Линия горизонта в рисунке — это определение уровня глаз рисующего по отношению к натуре. Иначе говоря, линия горизонта в рисунке показывает, на каком уровне находились глаза художника, когда он рисовал с натуры. Это м-о продемонстрировать детям на примере. Пусть они посмотрят в окно, затем привстанут, присядут-и увидят, как вместе с ними опускается и поднимается вид за окном по отношению к оконной раме. Здесь же надо показать детям явления перспективы на примере изменения положения в пространстве квадрата и круга, затем перейти к примерам из окружающей действительности: закрытая и полуоткрытая дверь, то же с рамой окна. Когда дети увидят явления перспективы в реальной действительности, им можно показать плакат или рисунок с изображением, н-р, вида на железнодорожные пути или пейзажа, где будут видны и явления воздушной перспективы. После этого знакомим детей с основными законами перспективы, которые нужно соблюдать при рисовании с натуры: Величина предметов изменяется по мере удаления их от глаз рисующего: чем дальше предмет от рисующего, тем он кажется меньше. (Обращаем внимание детей на телеграфные столбы, деревья, ширину рельсов на 1 плане и на втором.) Все прямые, уходящие в глубину картины, стремятся в одну точку, которая находится на линии горизонта. Обращаем внимание детей на телеграфные провода, рельсы и т. д. Все они сходятся в одной точке, поэтому эта точка в перспективе наз-ся точкой схода. Точка схода указывает место, куда устремлен взор рисующего, поэтому она всегда нах-ся на линии горизонта, т. е. на уровне глаз рисующего. Н-р, на таблице дано линейно-конструктивное изображение вазы. Это означает, что ученик, наметив общий хар-р формы и пропорции, должен приступить к конструктивному анализу формы предмета. Он должен мысленно разложить сложную форму вазы на простейшие (цилиндры, шар, усеченный конус и т.д.) и понять конструктивную взаимосвязь этих форм. Должен определить, как образуется объемная форма предмета и как ее правильно изобразить в перспективе, т. е. продемонстрировать усвоение законов перспективы. Каждый этап р-ы над рисунком следует рассматривать как определен комплекс учебных задач. Виды наглядных пособий: натурные наглядные пособия, изобразительно-наглядные пособия: репродукции с картин, методическ.таблицы, детские рисунки, аппликационный материал для р-ы над композицией, наборы открыток с репродукциями, изделия ДПИ, слайды, диафильмы. Требования к наглядным пособиям: При изготовлении методических таблиц, наглядно раскрывающих последовательность работы над рисунком, педагогу необходимо иметь в виду следующее: 1. Каждая таблица наглядно показывает ученику, что он должен сделать на данном этапе, каков объем работы. Она не только графически выражает последовательность и степень выполнения рисунка, но, прежде всего, указывает на узловые учебные задачи. Таблица наглядно показывает те особенности строения натуры, которые будут разъяснены педагогом. 2. Каждый этап р-ы охватывает сравнительно небольш объем учебного материала, чтобы ученик имел возможность хорошо усвоить его. Таблица предельно лаконична, но в то же время полностью раскрывает данный этап р-ы над рисунком. 3. Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-1х, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-2х, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком. Каждая таблица дает предпосылки для следующей, а каждая последующая логически вытекает из предыдущей. 4. Рисунки выполняются очень четко и ясно. В методических таблицах не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться " сухости" рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать ее более наглядной 5. Таблицы могут быть снабжены небольшим текстом, объясняющим, как ими пользоваться. Методические пояснения могут быть краткими, но они должны давать ясные указания ученику, как вести р-у, на чт в первую очередь обратить внимание. 6. На таблицах желательно иметь заголовки, раскрывающие целевую установку - основн цель р-ы над рисунком на данном этапе. Демонстрируемые на уроке плакаты должны быть выполнены на высоком художественном уровне; нельзя забывать, что они показываются как образцы. Оч важно проверить читаемость любого графического элемента с задних столов класса; отсюда определенные требования к размерам этих элементов. Хорошего качества должны быть репродукции и слайды для уроков-бесед по искусству: часто ученик впервые знакомится по ним с художественным произведением и впечатление не должно быть искаженным. Одним из эффективных приемов наглядного обучения яв-ся рисунок педагога. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, метод выражения формы средствами рисунка и живописи, педагог добивается особенно большого эффекта, когда наглядно перед глазами ученика проделывает все это своей рукой. Однако процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова. К педагог рисунку относятся: рисунок мелом на классной доске, поясняющую зарисовку учителя на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги. Сюда же можно отнестивыправление работы ученика рукой педагога. Первый вид рисунка- работа на классной доске- яв-ся прекрасным методом наглядного обучения. Он помогает понять увиденное, влияет на умственное развитие ребенка, на правильность его суждений. Указывая на " золотое правило обучения", Я. А. Коменский писал: " Следовательно, о том, что надо знать, надо не только рассказать, чтобы это было воспринято слухом, но это же следует зарисовать, чтобы через зрение предмет запечатлелся в воображении". А для этой цели, говорит Коменский, полезно все, что обыкновенно изучается в каждом классе, будь то теоремы, или правила, или образы предметов, изображать наглядно на доске. К сожалению, учителя недостаточно используют возможности рисования на классной доске. Главн качество педагог рисунка-это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Напр, когда осваивается изобр-ие чела в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры чел-а при объяснении особенностей строения и хар-ра форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. На такие рисунки учитель затрачивает не более 1- 2минут. Некоторые учителя стараются дать по возможности закончен рисунок, в результате они затрачивают на него по 10-15 минут, отнимая у детей ограничен учебное время. Чтобы овладеть пед рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка. Это надо иметь в виду всем обучающимся в пед вузах. При должной настойчивости рисунки будут становиться все более лаконичными и простыми. 3-й вид пед рисования — это исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя. Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса и потом уже сам старается делать так, как показал педагог. Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем. В практике иногда учитель рисования выступает перед учеником в роли " маэстро", перестает обучать, увлеченный своим искусством. Наглядный показ приемов работы, способов передачи объема предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, а для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности. Совершенствуя методику работы в общеобраз шк, где к изобраз-ой деятель-и приобщаются все учащиеся, а не особо одаренные, учителю рисования необходимо строить свои занятия так, чтобы каждый ученик встречал их с чувством радости.
8. Типы уроков и форма организации учебного процесса по изобразительному искусству в школе. Структура урока ИЗО. Типы уроков ИЗО. Особенности их организации.
В зависимости от цели, темы и содержания урока изобразительного искусства определяется его тип. Учеными выделены типы уроков изобразительного искусства:
1.Урок сообщения нового материала.
2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их
проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.
4.Урок смешанного типа.
Потребность в классификации уроков у ученых – педагогов возникла давно. К. Д. Ушинский дал следующую классификацию уроков:
1.Уроки смешанные, имеющие целью повторение пройденного и
сообщение нового материала,
2.Уроки устных и практических упражнений, на которых
осуществляется повторение и закрепление знаний, умений и навыков.
3.Уроки письменных упражнений,
4.Уроки оценки знаний, которые проводятся после определенного
периода обучения и в конце года(47, с.97)
Основные типы уроков изобразительного искусства с точки зрения Кузина В.С.:
1.Урок сообщения нового материала,
2.Урок повторения и закрепления знаний, умений и навыков.
3.Урок выявления знаний, умений и навыков учащихся путем их
проверки и оценки этих знаний, умений и навыков.
4.Урок смешанного типа.
Использование данных типов уроков в преподавании изобразительного искусства обуславливается, прежде всего, особенностями каждого вида занятий по этому предмету.
Для того чтобы осуществлять процесс планирования уроков ИЗО в начальной школе, необходимо опираться на программы по предмету «Изобразительное искусство», рекомендуемые Министерством Образования в госстандарте. В настоящее время это:
1.Программа В.С.Кузина «Изобразительное искусство»(35, с.233)
2.Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (35, с.258)
3.Программа Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд».(35, с.290)
4.Программа Полуянова «Изобразительное искусство».
Мы остановимся на программе В.С.Кузина «Изобразительное искусство», максимально приближенной к стандартной.
В.С.Кузин рекомендует четыре вида занятий: рисование с натуры, на темы, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве. Понятно, что каждому из этих видов занятий соответствует определенный тип урока.
Наиболее широко используется урок смешанного типа. Для каждого типа урока изобразительного искусства характерна определенная структура. Для урока рисования характерны те же структурные элементы, но они насыщены своеобразием данного урока.
Основными элементами урока являются:
1.Организационный момент. Учащиеся готовят инструменты и принадлежности для рисования. Учителю рекомендуется систематически проверять готовность к уроку. Затем в классном журнале отмечаются отсутствующие ученики, записывается тема урока. В организационный момент входит и постановка натуральных композиций, но можно это сделать и до урока.
2.Объяснение нового материала. В объяснение нового материала входит постановка целей и задач урока, вида материала, в котором следует выполнить задание, требования к рисункам. Проводится анализ натурной постановки с целью выяснения особенностей пространственного расположения композиции на рисунке. Демонстрируются наглядные пособия.
3.Объяснение последовательности работы.
4.Самостоятельная работа учащихся. В процессе самостоятельной работы учащихся закрепляются знания, графические и живописные умения и навыки, получаемые школьниками во время объяснения учителя. В это время педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки. На практических занятиях (рисование по замыслу или с натуры) этому отводится основное время урока до 30 минут.
5.Организация выставки. После завершения работы учитель организует выставку рисунков, их коллективное обсуждение, чтобы дети могли полюбоваться своими работами, убедиться, что и они могут показать красоту окружающего или сказочного мира. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить кто лучше отобразил события в рисунке и какими средствами этого удалось добиться.
6. Итог урока. Подведение итогов урока на уроках рисования с натуры или декоративного рисования анализ проводится на нескольких специально отобранных рисунках. Как правило, отбираются лучшие работы, но иногда стоит проанализировать работы с типичными для многих ошибками. После анализа рисунков оценки выставляются в журнал и в дневник. На уроках – беседах закрепление нового материала производят при помощи нескольких вопросов по пройденной теме.
Необходимо отметить, что данная структура не является обязательной, а лишь только подчеркивает необходимость поэтапности урока. Опытный учитель строит урок исходя из материала, подготовленности класса, оборудования урока и других возможностей. Но благодаря структуре не будет выпущена ни одна из частей урока.
Широкое применение наглядных пособий на уроках изобразительного искусства, использование различных приемов работы карандашом или кистью, обязывают педагога заранее организовать оборудование класса.
Во время рисования с натуры в классе должно быть три – четыре натуральные постановки. Обязательное условие при этом - постановки должны находиться ниже уровня глаз, только в этом случае можно научить отображать перспективу. Нужно иметь несколько видов драпировки, специальные подставки для регулировки уровня натуральной постановки. Иногда для искусственного освещения применяют специальные светильники.
Очень важна правильная организация рабочего места школьника. Учитель в начале урока должен проверять готовность к уроку. Рабочее место ученика не должно загромождаться лишними предметами. Стол должен быть оборудован наклоном или приспособлением для удобства при рисовании.
В настоящее время широкое распространение получили мультимедийные средства обучения, способствующие совершенствованию учебного процесса: различные проекторы, кинопроекторы, компьютеры. Очень много информации содержится на компьютерных дисках, где не только можно увидеть, но и подетально рассмотреть произведения искусства, прослушать рассказ чтеца о данном авторе и его произведениях. Существует множество видео продукции на данную тему. В оборудование урока входят и другие наглядные пособия: модели, таблицы, репродукции.
Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала не возможно без планирования и предварительной подготовки учителя к уроку.
Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы.
Обычно планирование урока осуществляется в виде плана – конспекта. В нем учитель, руководствуясь поурочным планированием на четверть, четко указывает тему, цель и задачи каждого урока с определением их основного содержания и времени, отводимого на каждую часть. В плане – конспекте указывается наглядный материал, который должен быть использован на уроке, оборудование урока, отдельные методические приемы учителя.
Планирование каждого конкретного урока не возможно без планирования материала на четверть, полугодие, год. Как правило, годовой тематический план предусматривает и планирование материала на четверть. В практике используют и иллюстрированное планирование, на котором видны не только части урока, но и выполнение учебного задания, техники работы, дается наглядное пособие того, что будут рисовать на уроке.
Для годового планирования учитель должен руководствоваться программой по изобразительному искусству.
В подготовку учителя к уроку обязательно входит написание конспекта урока. Практикуют различные подходы к этому виду деятельности, однако есть обязательные моменты для всех. Как правило, надо назвать класс, тему урока, цель, задачи, оборудование (для учителя и учащихся), написать план урока с распределением времени по минутам и ход урока с указанием содержания бесед, используемых материалов, методических рекомендаций для каждого этапа урока. Желательно также составлять план размещения материалов на доске, прикладывать к конспекту урока эскизы наглядных пособий.
Цель содержит общие развивающие, воспитательные и обучающие моменты, а задачи показывают, что нужно для этого сделать. Важно отметить, что при подведении урока, оценке работ учащихся, прежде всего, нужно обращать внимание на выполнение поставленных целей. Мастерство написания конспекта приходит с опытом работы, но совершенствовать его можно всю жизнь.
Вывод. Самым эффективным делением на виды уроков изобразительной деятельности является градация В.С.Кузина. Основные типы уроков ИЗО:
1. Урок сообщения нового материала.
2. Урок повторения и закрепления.
3. Урок выявления ЗУН учащихся путем их проверки и оценки этих
знаний, умений и навыков.
4. Урок смешанного типа.
Структуризация уроков рассматривается у всех вышеперечисленных педагогов, и только соответствие структуры урока поставленной цели позволит добиться наилучших результатов изодеятельности младших школьников
Систематическое и последовательное, прочное усвоение знаний учебного материала невозможно без планирования и подготовки учителя к уроку.
Совершенно необходимо планировать как тематические, так и поурочные планы. К этому обязывают и дидактические принципы.
Итак, при планирования образовательного процесса, в частности, уроков изобразительного искусства, необходимо учитывать следующие звенья:
1)подходы к планированию учебной деятельности, разработанные
учеными-дидактиками;
2)требования к планированию, структуру планов, их формы;
3)этапы составления планов и стадии самого этапа планирования;
4)нормативные документы, регламентирующие содержание предмета
9.Учебно-воспитательные задачи урока изобразительного искусства. Современные требования к подготовке и проведению уроков изобразительного искусства. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Согласно исследований ученых, можно выделить следующие общедидактические методы: · объяснительно-иллюстративный; · репродуктивный; · исследовательский. Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который включает в себя различные формы: сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств. Учитель наглядно и доходчиво преподносит информацию, которую дети осмысливают для дальнейшего применения. Объяснительно-иллюстративный метод направлен на усвоение знаний, а для формирования навыков и умений необходимо использовать репродуктивный метод (многократное воспроизведение действия). Его формы многообразны: упражнения, решение стереотипных задач, беседа, повторение описания наглядного изображения объекта. Предполагается как самостоятельная работа школьников, так и совместная деятельность с учителем. Для того чтобы достичь определенного уровня развития творческих возможностей и способностей учащихся, необходим исследовательский метод обучения, направленный на самостоятельное решение школьниками творческих задач. В ходе решения каждой задачи он предполагает проявление творчества. При этом нужно обеспечить доступность творческих заданий исходя из уровня подготовки каждого ребенка. Как показывает опыт практической работы, для успешной организации уроков изобразительного искусства необходимо создание специальной системы педагогических условий: · развитие интереса к изучению изобразительного искусства; сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью школьников с педагогически целесообразной помощью им; воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности; · последовательное усложнение изобразительной деятельности; - обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств; - целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость; - отбор произведений изобразительного искусства для изучения; - активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей: введение в урок творческих, импровизированных и проблемных задач; - применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими; - смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.); · сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учениками; введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования; · интегрированное обучение искусству. Как известно, в младшем школьном возрасте ведущая деятельность— учение, соединяемое с игрой и трудом, приносит успех. Младшего школьника интересует уже не только сам процесс деятельности, что характерно для дошкольника, но и ее результат. Однако овладение новыми формами деятельности требует больших усилий. У самых маленьких детей восприятие изображений еще крайне не совершенно. Они плохо ориентируются в пространственных соотношениях нарисованных предметов. не умеют «читать» перспективу, затрудняются в узнавании вещей при изменении ракурса, не всегда схватывают изображенное на рисунке движение. Даже 7-8-летние дети могут ошибаться в масштабе изображений, при восприятии перспективных рисунков, особенно схематических. Новые теоретические понятия лучше усваиваются, если они представлены наглядно. Нельзя забывать, что в таком возрасте, речь является внешним средством, которое организует мышление. Это доказывает важность такого метода как словесное рисование. В младшем школьном возрасте большое значение имеет способность ребенка к подражанию. Важно то, что ребенок использует в рисунке, кроме наблюдений за ок-ружающей действительностью средства художественной выразительности, которые он изучил, рассматривая иллюстрации и картины художников. От класса к классу, наряду с усложнением изображения, меняются и эстетические требования ребенка к своему рисунку. Он все больше стремится к правдоподобности изображения, а значит, к передачи объема, перспективы, конструктивных особенностей предмета. В начальной школе освоение каждого вида художественной деятельности заключается в следующем: учащихся знакомят с разнообразными материалами и техниками, а затем через систему творческих заданий у детей формируется умение самостоятельно выбирать наиболее подходящий художественный материал или технику для воплощения замысла. Ребенок, создавая художественно-творческую работу, выбирает сюжет, решает композиционные и другие изобразительные задачи, добивается образной выразительности работы. Рассмотрим основные этапы учебной деятельности и методические приемы работы с детьми. Как правило, учащимся надо выполнить графические, живописные, скульптурные, декоративные и дизайнерские работы за один-два урока. Структура урока ИЗО. 1. Вводная беседа (5-15 мин.). 2. * Игровая ситуация (5-8 мни.). 3.* Анализ произведений художников, творческих работ детей (5-8 мин.). 4.* Словесное рисование (5 мни.). 5.* Объяснение последовательности выполнения работы (5-7 мин.). 6.* Анализ характерных ошибок в работах учащихся (3-5 мин.). 7. Выбор сюжета, формирование замысла композиции. (3-5 мин.). 8. Самостоятельная работа учащихся (15-20 мин.): — выполнение эскиза (только в 3-4 кл.); - выполнение рисунка композиции: 9. Подведение итогов урока. Анализ и оценка выполненных работ (5 мин.). I.Вводная беседа. Обычно урок начинается с беседы, эмоционально настраивающих учеников на работу. Учитель сообщает детям о теме урока. Ставит перед детьми цели и задачи над которыми они совместно будут работать на протяжении 1-2 уроков. Беседа помогает восстановить в памяти учащихся или сформировать у них представления об объектах, которые необходимо будет рисовать. Игровая ситуация. Для детей-шестилеток очень характерна взаимосвязь игры и изобразительной деятельности, поэтому особенностью проведения урока ИЗО является связь с игрой, сказкой, импровизацией. Дидактические игры па уроке призваны: - развивать глазомер, координацию рук и глаз, мелкую моторику руки; - совершенствовать восприятие, внимание, зрительную память; - накапливать сенсорный опыт, знания о форме, величине, строении, цвете предметов; - стимулировать детское творчество. Дидактическая игра может занимал, как небольшую часть урока, так и полностью все занятие (урок-сказка) - это зависит от темы и задач урока. Так, на уроках знакомства с орнаментом, аппликацией можно провести игры-упражнения: Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 7475; Нарушение авторского права страницы