Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Тема 8 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РИСУНОК В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА Литература 1. Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студентов ХГФ. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: АГАР, 1998. – 256 с. 2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999 Роль и значение педагогического рисунка в начальных классах, его виды. Особенности педагогического рисунка в 5-8 классах. Рисунок на классной доске и технические приемы его выполнения. Функции педагогического рисунка. Педагогический рисунок – это рисунок, выполненный учителем в целях иллюстрирования и дополнения устного объяснения учебного материала. Педагогический рисунок является одним из главных средств наглядного обучения в школе. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком на уроках изобразительного искусства, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. К педагогическому рисунку относятся: - рисование мелом на классной доске, планшете, листе бумаги; - поясняющая зарисовка учителя на полях рисунка ученика или на отдельном листке; - выправление работы ученика рукой педагога. В зависимости от назначения педагогические рисунки делятся на следующие виды: рисунок-инструкция; рисунок - графическая запись; рисунок - мультипликация; рисунок – иллюзия. Традиционным элементом в учительской работе является рисунок на классной доске. Это прекрасный метод наглядного обучения, который помогает понять увиденное, являясь азбукой графической грамоты, влияет на правильность суждений ребенка об окружающем мире, на его умственное развитие. Ценность педагогического рисунка надоске заключается в следующем: - на глазах ребенка изучаемый объект появляется по частям, сливаясь в понятное целое, после показа ребенку уже не так трудно выделить в предмете главное, характерное; - грамотный рисунок учителя на доске служит образцом для изобразительной деятельности детей, развивая их графическое мышление; - выполнение рисунка на доске доступно каждому учителю при сравнительно небольшой тренировке руки и глаза. Различают следующие типы рисунков: -линейный, выполненный непрерывной линией, имеющий везде одинаковую толщину, без светотени; -штриховой, выполненный штрихами, разнообразными как по длине, так и по силе нажима; - линейный с применением цветных мелков или аппликацией; - тоновой рисунок. Главной задачей учителя рисующего на доске является обеспечение одновременности рассказывания и рисования. Для того, чтобы педагогический рисунок мог дать наивысшие результаты, необходимо выполнять следующие несложные правила: - привлечь внимание всех детей к изображению в начале показа; - опираться на знания детей об изображаемом объекте; - рисовать, размышляя вслух; - опросить детей с целью проверки, насколько понятен и усвоен учащимися учебный материал; - убедить детей с первых рисунков в своем умении рисовать. Функции педагогического рисунка: - иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий; - демонстрация методической последовательности работы над изображением; - показ одной из стадий выполнения рисунка; - разъяснение сущности строения изображаемых объектов; - показ принципов композиционного решения рисунков; - демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании; - объяснение трудностей и особенностей выполнения рисунков на ту или иную тему. Техника рисования на классной доске предъявляет свои требования и к рисовальным принадлежностям: для рисования лучше пользоваться мягким мелом; цвет доски должен быть черным или темно-зеленым, рисовать следует только на чистой доске. Более удачно в педагогическом рисунке изображение на бумаге. Для этого надо иметь планшет с наклеенной на него бумагой. Созданные в процессе урока изображения на классной доске не могут стать самостоятельными произведениями искусства, так как основное их назначение - быть подсобным материалом при беседе, объяснении задания. Однако нельзя забывать, что эти рисунки должны быть выполнены на достаточно высоком художественном уровне. Это определяется главной задачей уроков изобразительного искусства - развивать творческое воображение и изобразительные навыки школьников. 1.Ростовцев Н.Н Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учеб.пособие для студ ХГФ. – 1998. – 311 с. 2.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб.пособие дл студ. педвузов. – М.: Академия, 1999 3.Терентьев А.В. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. – М., 1981
Общие требования к постановке целей и задач урока изобразительного искусства (образовательные, воспитывающие, развивающие). Структура урока и конспект урока. Урок является основной формой деятельности учителя. В обучающей деятельности учителя большое значение имеет правильно поставленные цель и задачи урока. Цель – это заранее запланированный результат, который учитель хочет получить в процессе осуществления обучающей деятельности. Цель определяет способ и характер деятельности и задачи, которыми руководствуется учитель в достижении цели. При постановке цели проводится анализ учебной ситуации (тема урока), учитываются содержание программы, потребности и интересы учащихся в воспитании и развитии, имеющиеся для этого ресурсы (содержание учебного материала, учебные пособия, формы и методы, подготовленность учащихся), выбираются из них наиболее эффективные. Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства ее достижения. На уроке учитель работает, как правило, с целеполаганием в трех его аспектах:, определяющем задачи урока: познавательную, воспитательную и развивающую. Познавательный аспект цели является основным и определяющим в работе учителя. Он складывается из следующих требований: 1. Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, развивать его познавательную активность. (Например, анализируя натурную постановку с учениками, мы учим их самостоятельно определять основные пропорции и конструкцию предметов, видеть цвет и тональные отношения, подбирать и смешивать краски). 2. Формировать умения и навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные до автоматизма в силу их многократного повторения. (Выбор формата, последовательность выполнения рисунка, работа с художественными материалами). 4. Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности. (Умение разместить изображение на листе бумаги с учетом приемов композиции) 5. Формировать ключевые, т. е. надпредметные компетенции, а именно: совокупность знаний, умений, навыков и опыта художественно-творческой деятельности учащихся по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности. (Изображение явлений окружающей действительности). По-настоящему развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно разрешать проблемы, учит работать в группе, то такое обучение является не только развивающим, но и воспитывающим. Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся средствами содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся. Урок должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, на формирование нравственных, трудовых, экологических, эстетических качеств личности школьника. В процессе урока складывается определенная линия воспитательного воздействия на личность учащегося через систему отношений на уроке. Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных учителем отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная линия урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношений не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть постоянным». Например, потребность в творческом самовыражении, общению с искусством, выбор художественных материалов в зависимости от замысла, выражение своего отношения к изображаемому. Развивающий аспект цели - наиболее трудный для учителя аспект, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. 1. Нередко учитель стремится формировать новый развивающий аспект цели на каждом новом уроке, забывая при этом, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития очень относительна и осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован к ряду уроков, порой к урокам целой темы или даже раздела. 2. В практике работы встречаются случаи недостаточного знания учителем тех областей педагогики и особенно психологии, которые связаны со структурой личности и тех ее сфер, которые нужно развивать. Чаще всего учитель изобразительного искусства сводит все развитие к развитию творческого мышления, непозволительно сужая тем самым сферу развивающей деятельности. Развивающий аспект состоит из нескольких блоков: развитие речи; развитие мышления; развитие сенсорной сферы; развитие двигательной сферы;
10.Виды изобразительной деятельности детей в школе и их влияние на творческое, умственное, эстетическое, физическое развитие школьников. Виды учебных занятий и разнообразие художественной деятельности на уроках изобразительного искусства.
Основные виды учебных занятийопределяются способами эстетического и научного освоения действительности и языка изобразительного и декоративно-прикладного искусств:
рисование с натуры:
рисование и лепка по памяти отдельных объектов и явлений действительности;
композиционное рисование по представлению и воображению (тематическое рисование);
декоративное рисование на плоскости на основе стилизации реальных форм и законов декоративной композиции;
декоративно-прикладная деятельность в объеме и пространстве;
эстетическое восприятие действительности;
художественное восприятие искусства (беседы об искусстве). Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 3149; Нарушение авторского права страницы