Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Метод как специальный прием, путь ведения исследования, средство добывания психологических фактов, их осмысление и анализ.



Метод как специальный прием, путь ведения исследования, средство добывания психологических фактов, их осмысление и анализ.

Совокупность методов, применяемых в конкретном исследовании (в нашем случае – в психологическом) и определяемых соответствующей им методологией, называется методикой.

Методы психологического исследования. Основными методами психологического исследования являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – планомерное и целенаправленное восприятие явлений окружающей среды с целью сбора данных определенного рода.

Эксперимент – установление причинно-следственных связей между исследуемыми переменными. (зависимая и независимая переменные).

Наблюдение и эксперимент – основные объективные методы изучения психологических особенностей личности в онтогенезе. Дополнительными (вспомогательными) методами являются изучение продуктов деятельности, методы опроса, тестирование и социометрия

Тестирование – стандартизированное испытание, предназначенное для сопоставления данных индивидуального развития с нормативными.

Интервью – это метод получения социально-психологической информации с помощью целенаправленного устного опроса. Интервью чаще используется в социальной психологии. Виды интервью: свободное, не регламентированное темой и формой беседы, и стандартизированное, близкое к анкете с закрытыми вопросами.

Анкетирование – это метод сбора данных, основанный на опросе с помощью анкет. Анкета представляет собой систему вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования, которые дают испытуемым для письменного ответа. По своей функции вопросы могут быть основными, или наводящими, и контрольными, или уточняющими. Главный компонент анкеты – не вопрос, а серия вопросов, отвечающая общему плану исследования

Психика –системное свойство высокоорганизованной материи, заключающаяся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на основе этого отражения своего поведения и деятельности.

Отражение –всеобщее свойство материи, заключающееся в способности одних объектов воспроизводить с различной степенью точности те или иные моменты, качества и отношения других объектов. (реагировать на предметы и явления окружающего мира).

для того, чтобы понять природу психики вообще или специфику психики человека, необходимо дать ответы на такие вопросы, как, например: когда и почему в ходе биологической эволюции возникла психика? - или: как развивалась и усложнялась психика?

Углубление в филогенетическую историю психики неизбежно подводит к вопросу о ее объективном критерии.

Очевидно, что, обсуждая психику животных, нельзя пользоваться субъективным критерием: мы не знаем и, наверное, никогда не узнаем, что чувствует (переживает, ощущает) дождевой червь или муравей. Тем более немыслимо ставить такой вопрос в отношении каких-то существ, которые жили в далеком биологическом прошлом. Единственный путь здесь - найтиобъективный критерий психики, т. е. такой внешне наблюдаемый и регистрируемый признак, который позволяет утверждать, что у данного организма есть психика.

 

В истории естествознания существовали различные попытки " локализовать" психику в природе. Среди них можно назвать теорию " панпсихизма", согласно которой душой наделена вся природа, в том числе и неживая (например, камни). Теория " биопсихизма" приписывала психику всему живому, включая растения. Напротив, сильно сужала круг обладателей психики теория " антро-попсихизма": согласно ей психика существует только у человека, а животные, как и растения, только " живые автоматы". Концепция " нейропсихизма" относила психику только к существам, обладающим нервной системой и т. п. Другую группу теорий составляют те, которые исходят из внутренних, функциональных, критериев. Это более современные теории, и все они не опускаются в поисках психики ниже животного мира. Однако критерии, которые они выдвигают, приводят и здесь к разной локализации " порога" психического. Вот некоторые из них: способность к поисковому поведению, способность к " гибкому" (в отличие от жестко запрограммированного) приспособлению к среде, т. е. к индивидуальному обучению, способность к " проигрыванию" действия во внутреннем плане и др.

Однако среди таких гипотез есть одна, которая получила наибольшее развитие и признание. Она принадлежит А. Н. Леонтьеву. Рассмотрим ее несколько более подробно.

В качестве объективного критерия психики А. Н. Леонтьев [56] предлагает рассматривать способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия. Биологически нейтральные (другой термин " абиотические" ) воздействия - это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют непосредственно в обмене веществ. Сами по себе эти воздействия не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм. Почему же оказывается полезным их отражать, или на них реагировать? Потому что они находятся в объективно устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, следовательно, являются их потенциальными сигналами. Если живой организм приобретает способность как отражать биологически нейтральные свойства, так и устанавливать их связь с биологически существенными свойствами, то возможности его выживания оказываются несравненно более широкими. Рассмотрим пример. Звуком не питается ни одно животное, равно как от звука обычной интенсивности животные не погибают. Но звуки в природе - важнейшие сигналы живой пищи или приближающейся опасности. Услышать их - значит иметь возможность пойти на сближение с пищей или избежать смертельного нападения.

Представьте себе на минуту, что такой активностью обладали бы растения. Тогда они должны были бы, например, разбегаться при приближающихся звуках шагов или едущей машины или перебираться к реке в засушливую погоду, а затем возвращаться на места с более плодородной почвой. Поскольку растения не " ведут" себя таким образом, мы говорим, что у них нет психики. Напротив, практически все животные обнаруживают сигнальное поведение, и на основании этого мы считаем, что у них есть психика*.

Теперь нужно ввести два фундаментальных понятия, которые связаны с предложенным критерием: это понятия " раздражимость" и " чувствительность".

Раздражимость - это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. Корни растения раздражимы по отношению к питательным веществам, которые содержатся в почве: при соприкосновении с раствором этих веществ они начинают их всасывать.

Чувствительность - это способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

Перейду к вопросу об адаптивном значении психики.

Все сказанное выше подготовило ответ на вопрос, почему в ходе биологической эволюции возникла психика? Материалистическое естествознание отвечает на него так: потому что психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде.

По существу, такой ответ означает, что возникновение и развитие психики в животном мире подчинялось действию общего закона эволюции, согласно которому закреплялось то, что было биологически полезно.

: как возникла психика? И здесь мы снова попадаем в область только гипотез.

Согласно предположению А. Н. Леонтьева, толчком к появлению психического отражения (чувствительности) мог послужить переход от жизни в однородной, гомогенной среде к среде дискретных, вещно-оформленных объектов. Вот как он описывает главные события этого процесса.

Вполне вероятно, что простейшие живые организмы существовали в гомогенном растворе питательных веществ, с которыми они были в непосредственном контакте. Для усвоения этих веществ им достаточно было простой раздражимости.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость и т.д.).

3) дифференциальный порог — наименьшее изменение в силе и ха­рактере действующего раздражителя, замечаемое человеком.

Понятие о восприятии. Восприятие – психический познавательный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений в совокупности свойств при непосредственном воздействии раздражителей на органы чувств. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей. В отличии от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Внимание

Понятие о внимании. Внимание – направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Выражаются они в сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание – это психический познавательный процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой. Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно включено в другие психические процессы. Внимание включено в практические, в двигательные и в поведенческие акты.

Память

 

Понятие памяти. Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

Память есть у всех живых существ. Появились данные о способности к запоминанию даже у растений. В самом широком смысле память можно определить как механизм фиксации информации, приобретенной и используемой живым организмом. Человеческая память – это, прежде всего накопление, закрепление, сохранение и последующее воспроизведение человеком своего опыта, то есть всего, что с ним произошло. Память – это способ существования психики во времени, удержание прошлого, то есть того, чего уже нет в настоящем. Поэтому память – необходимое условие единства человеческой психики, нашей психологической идентичности.

Функции памяти: - координационная работа всех элементов психики путем запоминания и последующего воспроизведения необходимой информации;
- связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, создавая единую линию его жизни; - является высшей психической функцией, лежащий в основе обучения и развития личности; - обеспечивает целостность личности, сохраняя информацию о прежних поступках, тем самым, помогая сделать выбор в новой ситуации;
- без памяти человек не способен был бы накопить опыт человечества, и оставался бы на одном уровне развития.

Процессы памяти. Существует три главных процесса памяти, синтез которых и образует память как целостное функциональное образование психики. Во время первого из них – запоминания, происходит, прежде всего, анализ и идентификация различных характеристик поступающей информации, ее кодирование. Второй процесс памяти – хранение информации, связанный, в основном, с ее организацией и удержанием. Третий – воспроизведение, непроизвольное или произвольное (последнее называется так же припоминанием). Воспроизведение информации справедливо можно считать основной функцией, основным назначением памяти – дать человеку возможность использовать данные своего опыта.

Мышление

Понятие о мышлении. Мышление – психический познавательный процесс опосредованного и обобщенного отражения, установления существенных связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Под мышлением обычно понимается психический процесс поиска и открытия существенно нового, который обусловлен социальными интеракциями и неразрывно связан с речью. Понятие мышления включает также процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности посредством анализа и синтеза потока информации. Помимо этого, мышление можно охарактеризо­вать как процесс познавательной деятельности индивида.

Познавательная деятельность складывается на основе ощущений и восприятий, а затем переходит к мышлению.. Мышление получает свой материал только из одного источника - из чувственного познания. Мышление находит непосредственную связь с внешним миром через ощущения и восприятия окружающей действительности и является его отражением. Соответствие мышления объективной действительности постоянно проверяется человеком в ходе его практической деятельности. Однако опыт исключительно чувственного познания не дает возможности в полной мере оценить все детали и тонкости взаимодействия человека с познаваемым объектом.Таким образом, становится очевидной необходимость перехода от ощущений и восприятий к мышлению. Мышление позволяет человеку осуществить дальнейшее, более глубокое познание внешнего мира, в результате которого ему удается выделить, осознать и интернализировать сложнейшие взаимосвязи и взаимодействия между предметами, событиями, явлениями. Таким образом, человек, используя данные ощущений, восприятий и представлений в процессе мышления, вместе с тем выходит за пределы чувственного изучения внешнего мира, т.е. начинает познавать такие его явления, свойства и отношения, которые непосредственно не могут быть восприняты человеком и потому не наблюдаемы им (например, создание теории элементарных частиц, теории относительности и др.).

Неразрывная взаимосвязь мышления с языком ярко демонстрирует социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание, которое осуществляется в процессе мышления, предполагает накопление, трансляцию и преемственность всех знаний, которые приобретает человечество в ходе своего исторического раз­вития. Передача всего багажа человеческих знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению. Объем информации, накопленной человечеством, передается последующим поколениям в виде артефактов, вещественного материала (книги, электронные носители, видеопленки) и нематериальных явлений - традиций, установок, обычаев, которые закрепляются в устных преданиях, сказаниях, уличном сленге и пр. Во всем этом очень наглядна социальная сущность человеческого мышления и сознания. Багаж знаний человечества позволяет совершенствовать развитие человека, его умственное развитие. Процесс познания мира человеком обусловлен и опосредован развитием научного знания на протяжении всей истории человеческого рода, и результаты этого развития могут быть усвоены человеком в ходе его обучения и воспитания.

Формы мышления Можно выделить основные формы мышления, которые являются предметом изучения формальной логики и включают в себя:

1) Понятия - определения, в которых отражаются общие, существенные и специфические признаки предметов и явлений действительности. Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые представлены в словесной форме и могут быть устными или письменными, вербализированными или невербализированными;

2) Суждения - система логических мыслей, представленных в словесной форме, в которой отражаются связи между предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Суждения могут утверждать или отрицать связи между предметами, событиями, явлениями действительности, устанавливая т.о. взаимосвязь между понятиями. Суждения всегда направлены и обладают предметом. Выделяются следующие виды суждений:

3) Умозаключения я вляются основой для формирования новых знаний и представляют собой последовательность логически связанных суждений. Умозаключения обеспечивают познание действительности в опосредованной форме. Совокупность выводов в ходе умозаключения называется заключением.

Виды мышления. Выделяют следующие виды мышления:

1) по степени развернутости:

а) дискурсивное мышление - представляет собой поэтапно развернутый процесс мышления;

б) интуитивное мышление - характеризуется быстротой протекания процесса мышления, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью;

2) с точки зрения новизны и оригинальности:

а) творческое (продуктивное) мышление, направленное на создание новых идей, результатом которого является создание нового или усовершенствование чего-либо;

б) воспроизводящее (репродуктивное) мышление — представляет собой применение готовых знаний и умений;

в) критическое мышление - представляет собой процесс применения знаний, в результате которого осуществляется их проверка, выявление недостатков и дефектов;

3) по характеру решаемой задачи:

а) теоретическое мышление - направлено на открытие законов, свойств объекта, постановку гипотез, осмысление связи объектов и явлений и включает следующие виды:

- словесно-логическое (понятийное ), мышление - опирается на языковые средства и является высшим этапом онтогенетического вектора развития человека. Этот процесс построен на использовании человеком при решении различных задач определенных понятий, на выполнении действий в уме, на использовании логических конструкций;

-образное мышление - при решении задач опирается в первую очередь на образы, которые хранятся и при необходимости извлекаются из долговременной памяти или конструируются человеком при помощи воображения;

б) практическое мышление - связано с постановкой цели, выработкой плана, созданием проектов и включает следующие виды:

-наглядно-образное мышление - связано с оперированием образами, с представлением ситуаций и изменений в них. Человек, решая задачу, анализирует, сравнивает, обобщает различные образы, представления о явлениях и предметах. При наглядно-образном мышлении человек в первую очередь использует образы, хранящиеся в его кратковременной и оперативной памяти. Наглядно-образное мышление позволяет наиболее полно представлять все многообразие различных объективных характеристик предмета. Образ представляет собой синтез нескольких точек зрения видения предмета с различных позиций. Кроме того, наглядно-образное мышление позволяет человеку представлять непривычные сочетания предметов и их свойств, что делает его сходным с воображением. Наглядно-образное мышление является одним из этапов онтогенетического развития мышления;

- предметно-действенное мышление - проявляется в том, что задачи решаются с помощью реальных физических предметов, с помощью преобразования ситуации, опро­бования свойств объектов. Основным условием решения задачи являются правильные действия с соответствующи­ми предметами (например, игра с конструктором, складывание пирамидки и т.д.). Предметно-действенное мышление является первой ступенью онтогенетического развития мышления. У взрослого человека предметно-действенное мышление неразрывно сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением;

4) по степени произвольности:

а) произвольное мышление - это мышление, которое осуществляется и направляется посредством волевых усилий человека, как, например, при решении математических задач;

б) непроизвольное мышление - мышление, которое не контролируется волей и сознанием человека, как в случае с инсайдом;

Мыслительные операции. В процессе мыслительной деятельности человек познает мир с помощью особых умственных операций, таких как:

1) Анализ - это мысленное разложение целого на части; мысленное выделение из целого различных его сторон, действий и отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. В ходе анализа какого-либо предмета те или иные его свойства, являющиеся наиболее важными, значимыми, существенными, интересными, оказываются особенно сильными раздражителями и потому выступают на передний план. Такие раздражители вызывают активный процесс возбуждения (прежде всего в коре головного мозга) и по физиологическому закону индукции тормозят дифференциацию других свойств того же предмета, являющихся слабыми раздражителями. Таким образом, физиологической основой психического процесса анализа является определенное соотношение возбуждения и торможения в высших отделах головного мозга;

2) Синтез - это мысленное объединение частей, свойств и действий в единое целое. В процессе синтеза происходит соединение, соотнесение тех элементов, на которые был расчленен познаваемый объект, а также происходит установление связей
и взаимоотношений между различными элементами. Физиологическая основа синтеза заключается в замыкании временных нервных связей в коре головного мозга. Анализ и синтез протекают всегда в единстве;

3) С равнение - это установление сходства или различия между предметами или явлениями, их отдельными признаками. На начальных этапах ознакомления человека с окружающим миром различные объекты познаются им, прежде всего путем сравнения. Всякое сравнение двух или нескольких предметов начинается с сопоставления или соотнесения их друг с другом, т.е. с синтеза. В ходе этого синтетического акта происходит анализ сравниваемых явлений, предметов, событий и т.д. - выделение в них общего и различного. Так, сравнение ведет к обобщению;

4) Обобщение - это мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Общие признаки не выражают действительно существенных свойств обобщаемых предметов. Так, например, по общему признаку цвета можно обобщить в одну группу вишню, пион, сырое мясо, помидор, вареного рака и т.д. Однако в данном случае сходство основано на чисто внешних, лишь очень поверхностных, несущественных признаках объекта. Обобщение, которое делается в результате такого поверхностного, неглубокого анализа объектов, не имеет большой ценности и приводит к ошибкам. Существенные признаки объектов выделяются в ходе углубленного анализа и синтеза свойств этих объектов. Таким образом, всякое существенное свойство является вместе с тем и общим для данной группы однородных предметов, однако не всякое общее свойство является существенным для данной группы объектов.

Абстракция (отвлечение ) состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства или признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных.

В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета и становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в процессе синтеза.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Человек обращается к конкретизации в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.

Классификация - это распределение множественных предметов, вещей и явлений по группам на основе какого-либо признака, который оказывается присущим каждому предмету данной группы. Признак, по которому производится классификация, называется основанием классификации.

Систематизация выражается в расположении отдельных предметов, фактов, явлений и мыслей в определенном порядке - пространственном, временном или логическом. Отсюда различается систематизация пространственная, хронологическая и логическая. Систематизация обычно происходит на основе классификации и является как бы ее завершением.

Все указанные операции (закономерности) мышления не могут проявляться изолированно, вне связи друг с другом. Только на основе совокупности всех операций человек может объяснить все внешние проявления мыслительной деятельности.

Мышление(кратко)

Мышление высший познавательный процесс.

Мышление – обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Обобщение –мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Слово делает человеческое мышление опосредованным.

Начальным моментом мышления является проблемная ситуация

Виды мышления:

Мышление наглядно-действенное характеризуется тем, что решение задачи осуществляется путем реального, физического преобразования ситуации.

Мышление наглядно-образное связано с представлением ситуаций и изменений в ней.

Мышление словесно-логическое характеризуется использованием понятий, словесно логических конструкций. Функционирует на базе языковых средств и представляет собой самый поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления.

Мышление теоретическое – направлено на открытие законов, свойств объектов и т.д.

Формы мышления:

Понятие –форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженное словом или группой слов. (житейские понятия и научные понятия).

Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе некоторых суждений делается некоторый вывод.

Интеллект – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективной реальности, выражающееся в способности человека к использованию знаний и опыта в различных (чаще в проблемных) ситуациях.

 

Речь.

Значение речи в жизни человека. Философы всегда интересовались развитием речи, связью речи и мышления. Философия представила первые научные изыскания относительно природы речи, эстафету приняли социология, психология, психолингвистика, семиотика, физиология речи и другие науки.

Важнейшим достижением человека является речь, истоки формирования которой лежат в трудовой коллективной деятельности человека. Речь подразумевает наличие языка, непосредственно включенного в человеческое общение. Речь является исторически сложившейся формой общения людей, которая характеризуется наличием языковых конструкций, построенных по определенным правилам. Правила построения языковых конструктов варьируются в зависимости от географического проживания народов. Кроме того, языковая система каждого народа обладает рядом особенностей, которые проявляются в фонетике, лексике, грамматике, стилистике и правилах общения, принятых в данной культуре.

Под речью понимается система кодов, структура которой включает слова, предложения, логические связки и правила построения предложений и словесных оборотов. Кроме того, речь есть форма общения людей, опосредованная языком. Каждое слово является продуктом многовековой деятельности человека по совершенствованию языка в целом. В каждом слове проявляется общественная природа языка. Слово, как символический знак, несет в себе не только информацию, но и отношение к этому предмету или явлению.

Слово предполагает символическое отражение внешнего мира, и значение данного слова привязывается контекстом предложения к определенному элементу окружающей среды. Личностный смысл, которым человек наделяет определенные слова, в отличие от значения слова, отражает субъективное восприятие данного понятия (слова) и построение соответствующего ему ассоциативного ряда. Таким образом, если значение слова имеет общечеловеческий смысл, то личностный смысл слова отражает субъективные эмоциональные переживания, связанные с понятием, которое обозначает слово.

Например, в понятии «дом» каждый человек рассматривает различные явления: строитель понимает это слово как жилое здание; россиянин, проживающий за границей, - Россию, моряк в открытом море – землю, обычный человек – определенную квартиру или частный дом, в котором он непосредственно проживает.

 

Речь выполняет три основные функции:

1) сигнификативную, т.е. функцию обозначения предметов и явлений едиными для всего человечества кодовыми знаками. Эта функция связана с сознанием, слово отражается в образах сознания, закрепляется в нем и формирует новые образы;

2) обобщения, под которой понимается включение словесных понятий в группы на основании какого-либо признака. Например, цветок, дерево, трава относятся к одной группе - растений. Эта функция связана с мыслительными процессами, поскольку речь является одной из форм существования мысли;

3) коммуникации, или передачи информации. Эта функция ориентирована на внешние контакты, речевое взаимодействие с другими людьми, обмен информацией.

В функции передачи информации можно выделить несколько аспектов:

1) информационный аспект подразумевает передачу знаний максимально понятным и доступным способом, подбор понятий и обозначений определенного явления или предмета действительности, учет значения и смысла слов;

2) выразительный аспект позволяет человеку не просто транслировать информацию, но и эмоционально окрасить ее, отразить отношение человека к обсуждаемому вопросу;

3) волеизлиятельный аспект ориентирован на трансляцию собственных волевых качеств в словесных конструктах. Например, индивид доказывает собственную значимость и силу воли посредством определенных речевых формулировок (например, «иди сюда» или «сделай это»).

Воображение

Понятие о воображении. Воображение - это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей; это создание образов существующих объектов, не встречавшихся в личном опыте человека.

Воображать - это преображать. Люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуя его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение.

Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое.

В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее.

Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности.

Функции воображения. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивной деятельности животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение.

Можно выделить следующие функции воображения:

1) активизация наглядно-образного мышления;

2) управление эмоционально-потребностными состояниями;

3) произвольная регуляция познавательных процессов;

4) создание и реализация внутреннего плана действиями;

5) программирование поведения;

6) управление физиологическими состояниями.

 

Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Различается несколько видов воображения. Прежде всего, воображение характеризуется активностью, действенностью и пассивностью. Различие активности и пассивности является различием в степени намеренности и сознательности. В пассивном воображении смена образов происходит непроизвольно. В самых низших своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием мало осознаваемых потребностей, влечений независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им. Здесь еще нет собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях.

В активном воображении образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. Активное воображение может быть продуктивным, т.е. творческим, и репродуктивным, воссоздающим. Репродуктивное воображение имеет в своей основе создание системы образов, соответствующих описанию. Продуктивное воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных материальных продуктах.

Сновидения - один из видов пассивного воображения. Сновидения возникают непреднамеренно, при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека.

Галлюцинации - непреднамеренное пассивное воображение - возникают при патологических расстройствах сознания.

Грезы - преднамеренно вызванное пассивное воображение, образы фантазии, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом, в грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это свидетельствует о пассивности личности и является недостатком развития.

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности.

Приемы воображения. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов.

1.Агглютинация - наиболее элементарная форма синтезирования образов - предполагает соединение различных, в повседневной жизни не соединяемых свойств, качеств, черт. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы, например русалка, сфинкс, избушка на курьих ножках, кентавр. Она используется и в техническом творчестве. С.Л. Рубинштейн считает агглютинацию частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов. Агглютинация широко используется в искусстве.

2.Акцентирование - своеобразный способ создания образа воображения, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на передний план, усиленно подчеркивается. В результате создается специфический образ. Этот прием лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей. Акцентирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 705; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.082 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь