Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сознание – высший уровень психического отражения и саморегуляции.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Интеллект – системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении объективной реальности, выражающееся в способности человека к использованию знаний и опыта в различных (чаще в проблемных) ситуациях.
Речь. Значение речи в жизни человека. Философы всегда интересовались развитием речи, связью речи и мышления. Философия представила первые научные изыскания относительно природы речи, эстафету приняли социология, психология, психолингвистика, семиотика, физиология речи и другие науки. Важнейшим достижением человека является речь, истоки формирования которой лежат в трудовой коллективной деятельности человека. Речь подразумевает наличие языка, непосредственно включенного в человеческое общение. Речь является исторически сложившейся формой общения людей, которая характеризуется наличием языковых конструкций, построенных по определенным правилам. Правила построения языковых конструктов варьируются в зависимости от географического проживания народов. Кроме того, языковая система каждого народа обладает рядом особенностей, которые проявляются в фонетике, лексике, грамматике, стилистике и правилах общения, принятых в данной культуре. Под речью понимается система кодов, структура которой включает слова, предложения, логические связки и правила построения предложений и словесных оборотов. Кроме того, речь есть форма общения людей, опосредованная языком. Каждое слово является продуктом многовековой деятельности человека по совершенствованию языка в целом. В каждом слове проявляется общественная природа языка. Слово, как символический знак, несет в себе не только информацию, но и отношение к этому предмету или явлению. Слово предполагает символическое отражение внешнего мира, и значение данного слова привязывается контекстом предложения к определенному элементу окружающей среды. Личностный смысл, которым человек наделяет определенные слова, в отличие от значения слова, отражает субъективное восприятие данного понятия (слова) и построение соответствующего ему ассоциативного ряда. Таким образом, если значение слова имеет общечеловеческий смысл, то личностный смысл слова отражает субъективные эмоциональные переживания, связанные с понятием, которое обозначает слово. Например, в понятии «дом» каждый человек рассматривает различные явления: строитель понимает это слово как жилое здание; россиянин, проживающий за границей, - Россию, моряк в открытом море – землю, обычный человек – определенную квартиру или частный дом, в котором он непосредственно проживает.
Речь выполняет три основные функции: 1) сигнификативную, т.е. функцию обозначения предметов и явлений едиными для всего человечества кодовыми знаками. Эта функция связана с сознанием, слово отражается в образах сознания, закрепляется в нем и формирует новые образы; 2) обобщения, под которой понимается включение словесных понятий в группы на основании какого-либо признака. Например, цветок, дерево, трава относятся к одной группе - растений. Эта функция связана с мыслительными процессами, поскольку речь является одной из форм существования мысли; 3) коммуникации, или передачи информации. Эта функция ориентирована на внешние контакты, речевое взаимодействие с другими людьми, обмен информацией. В функции передачи информации можно выделить несколько аспектов: 1) информационный аспект подразумевает передачу знаний максимально понятным и доступным способом, подбор понятий и обозначений определенного явления или предмета действительности, учет значения и смысла слов; 2) выразительный аспект позволяет человеку не просто транслировать информацию, но и эмоционально окрасить ее, отразить отношение человека к обсуждаемому вопросу; 3) волеизлиятельный аспект ориентирован на трансляцию собственных волевых качеств в словесных конструктах. Например, индивид доказывает собственную значимость и силу воли посредством определенных речевых формулировок (например, «иди сюда» или «сделай это»). Воображение Понятие о воображении. Воображение - это преобразование представлений и формирование на их основе образов, реализация которых приводит к созданию новых материальных и духовных ценностей; это создание образов существующих объектов, не встречавшихся в личном опыте человека. Воображать - это преображать. Люди не только созерцают и познают, но и изменяют мир, преобразуя его. Для того чтобы преобразовывать действительность на практике, нужно уметь преобразовывать ее и мысленно. Этой потребности и удовлетворяет воображение. Воображение неразрывно связано с нашей способностью изменять мир, действенно преобразовывать действительность и творить что-то новое. В своих высших творческих формах воображение совершает отлет от действительности, чтобы глубже проникнуть в нее. Воображение является в типологическом и индивидуально-дифференцирующем отношении чрезвычайно существенным проявлением личности. Функции воображения. Важнейшее назначение воображения как психического процесса заключается в том, что оно позволяет представлять результат труда до его начала, представлять не только конечный продукт труда, но и его промежуточные продукты. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении ожидаемого результата с помощью фантазии - коренное отличие человеческого труда от инстинктивной деятельности животных. Любой трудовой процесс с необходимостью включает в себя воображение. Можно выделить следующие функции воображения: 1) активизация наглядно-образного мышления; 2) управление эмоционально-потребностными состояниями; 3) произвольная регуляция познавательных процессов; 4) создание и реализация внутреннего плана действиями; 5) программирование поведения; 6) управление физиологическими состояниями.
Виды воображения: активное, пассивное, продуктивное, репродуктивное. Различается несколько видов воображения. Прежде всего, воображение характеризуется активностью, действенностью и пассивностью. Различие активности и пассивности является различием в степени намеренности и сознательности. В пассивном воображении смена образов происходит непроизвольно. В самых низших своих формах воображение проявляется в непроизвольной трансформации образов, которая совершается под воздействием мало осознаваемых потребностей, влечений независимо от какого-либо сознательного вмешательства субъекта. Образы воображения как бы самопроизвольно трансформируются, всплывая перед воображением, а не формируются им. Здесь еще нет собственно оперирования образами. В чистом виде такая форма воображения встречается лишь в предельных случаях на низших уровнях сознания, в дремотных состояниях, в сновидениях. В активном воображении образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека. Активное воображение может быть продуктивным, т.е. творческим, и репродуктивным, воссоздающим. Репродуктивное воображение имеет в своей основе создание системы образов, соответствующих описанию. Продуктивное воображение, в отличие от воссоздающего, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных материальных продуктах. Сновидения - один из видов пассивного воображения. Сновидения возникают непреднамеренно, при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, при временном бездействии человека. Галлюцинации - непреднамеренное пассивное воображение - возникают при патологических расстройствах сознания. Грезы - преднамеренно вызванное пассивное воображение, образы фантазии, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизнь. Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом, в грезах легко обнаруживается связь продуктов фантазии с потребностями. Но если в процессах воображения у человека преобладают грезы, то это свидетельствует о пассивности личности и является недостатком развития. Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Приемы воображения. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов. 1.Агглютинация - наиболее элементарная форма синтезирования образов - предполагает соединение различных, в повседневной жизни не соединяемых свойств, качеств, черт. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы, например русалка, сфинкс, избушка на курьих ножках, кентавр. Она используется и в техническом творчестве. С.Л. Рубинштейн считает агглютинацию частным случаем преобразования посредством комбинирования или новых сочетаний данных в опыте элементов. Агглютинация широко используется в искусстве. 2.Акцентирование - своеобразный способ создания образа воображения, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на передний план, усиленно подчеркивается. В результате создается специфический образ. Этот прием лежит в основе создания карикатур и дружеских шаржей. Акцентирование, чтобы быть значимым, должно выделять характерное, существенное, должно в наглядном образе, в частном и конкретном выявлять общезначимое. Разновидностью акцентирования являются преувеличение и преуменьшение (гипербола и литота). Этим приемом широко пользуются в фантастическом изображении действительности. Эти преувеличения и преуменьшения, сдвиги размеров и величин в фантастическом изображении действительности всегда мотивированы какой-то смысловой тенденцией. Внешность великана, грандиозные размеры, физическая сила, величественность внешнего облика могут служить для того, чтобы сделать наглядной, очевидной внутреннюю силу и значительность изображаемого т.о. героя. С другой стороны, сильно преуменьшенные по сравнению с действительностью, фантастически малые внешние размеры могут силой контраста особо подчеркнуть большие внутренние достоинства подобного персонажа. 3.Схематизация - представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на передний план. Примером схематизации будет создание художником орнамента из элементов, взятых из растительного мира. 4.Типизация - весьма распространенный прием создания литературного, скульптурного и живописного образа. Для этого приема характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-либо отношении фактах и воплощении их в конкретных образах. Это наиболее сложный путь формирования образа. 5.Гиперболизация - форма преобразования представления, близкая к агглютинации. Характеризуется не только увеличением или уменьшением предмета, но и изменением количества частей предмета или их смещением. Эмоции и чувства Понятие эмоций. Благодаря ощущениям, восприятию, мышлению и представлениям человек отражает качества и свойства многообразных предметов и явлений, всевозможные связи и отношения между ними, а отношение к содержанию познания проявляется в эмоциях и чувствах. Эмоции (от лат. emovere – волновать, колебать) – это особая форма психического отражения, но не самих феноменов, а их объективных отношений к нуждам организма. Эмоции свойственны не только человеку, но и животным и проявляются как в субъективных переживаниях, так и в физиологических реакциях (потоотделение, сужение и расширение зрачков, покраснение или побледнение кожи и т. п.). В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Человек унаследовал эмоции от своих животных предков. Страх, ярость, боль – это простейшие эмоции, связанные с удовлетворением физиологических потребностей. Самые ранние по происхождению, простейшие и наиболее распространенные среди живых существ формы эмоций – удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие. Источником эмоций являются объективно существующие в окружающем мире предметы и явления или изменения, происходящие в организме человека. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями и передаваться другим живым существам. Эмоции особенно четко проявляются в трудных, напряженных условиях: в ситуациях опасности, угрозы, утомления, голода, холода, жажды, потери моральных ценностей, в процессе выяснения отношений, в ситуациях риска, при изменении привычного образа жизни и т. п. В структуре личности человека эмоции связаны с темпераментом. Чувства – это особая форма психического отражения, свойственная только человеку, когда отражением являются объективные отношения феноменов к нуждам личности. Можно сказать, что чувства – это социальные переживания. В психологическую структуру чувств входят эмоции и понятия. Предметом интеллектуальных (познавательных) чувств является как сам процесс приобретения знаний, так и его результат. К таким чувствам относятся любознательность, любопытство, сомнение, удивление, недоумение, уверенность, чувство нового, чувство юмора, ирония и т. п. Моральные (этические, нравственные) чувства определяют отношение человека к себе, к людям, государству, обществу. Это патриотизм, интернационализм, чувства долга, чести, товарищества, сострадания, симпатии и антипатии, любви и ненависти, справедливости, ревность, сопричастность, чувство стыда и совести, привязанность, отчужденность, уважение, презрение, солидарность и т. п. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 771; Нарушение авторского права страницы