Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Методика проведения подвижных игр с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения
При подготовке к проведению подвижных игр с детьми младшего школьного возраста с нарушениями зрения педагог должен учитывать следующие моменты: 1. Содержание игр (сюжет, правила, двигательные действия, физическая нагрузка) должно быть доступным и соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей, эмоциональному состоянию и личностным интересам детей. 2. Подвижные игры предполагают варианты усложнения, но процесс насыщения моторными действиями должен осуществляться постепенно по мере овладения простыми формами движений. 3. Содержание игр должно предусматривать комплексный характер воздействия - коррекцию двигательных нарушений, физических качеств, координационных способностей, укрепление и оздоровление всего организма в целом. Руководитель игры должен быть организатором игры и воспитателем детей в процессе ее проведения. Используя игру, он обязан стремиться: 1. Укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию. 2. Содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умением и совершенствованием их. 3. Воспитывать у детей необходимые морально-волевые и физические качества. 4. Прививать учащимся организаторские навыки и привычку систематически самостоятельно заниматься играми [24, c.300]. Занятия играми должны способствовать воспитанию дружбы, честности, коллективизма, патриотизма, сознательной дисциплины. Занятия подвижными играми должны быть воспитывающими по характеру. Используя содержание игры (сюжет, двигательные действия, входящие в нее, правила), педагог определенным образом организует поведение играющих. Для этого он должен хорошо знать коллектив играющих, изучить содержание игры и обладать педагогическим мастерством [27, c.65]. Перед детьми с нарушениями зрения ставятся конкретные, сравнительно легко и быстро решаемые задачи. Например, не попасть в «плен», разыскать противников, выручить товарища, добиться победы над соперником. Иногда руководитель предлагает им более трудные задачи, связанные с закреплением элементов отдельных спортивных игр, как например, овладеть передачами и ведением мяча, броском в корзину и т.д. Ведущим в обучении является принцип сознательности и активности. Проводя игру, руководитель должен логично и доходчиво объяснить детям ее содержание и задачи, а также правила поведения. Это позволит детям понять игру; ее содержание и правила, и сознательно участвовать в ней. Сознательное поведение играющих позволяет совершенствовать игру, творчески обогащать ее, при этом значительно возрастает заинтересованность участников, увеличивается воспитательное воздействие игры [33, c.245]. Выбор игры, прежде всего, зависит от задачи, поставленной перед уроком, перед занятиями на площадке. Определяя игру, руководитель учитывает возрастные особенности детей, их развитие, физическую подготовленность, количество детей, место для игры и другие условия (время года, наличие инвентаря, состав играющих по полу и др.). При выборе игр надо учитывать форму занятий (урок, перемена, праздник, прогулка и др.). На уроке планируются игры, соответствующие задачам, поставленным учителем перед уроком; на перемене проводятся игры кратковременные по содержанию, доступные учащимся разного возраста и пола, где правила позволяют в любой момент войти и выйти из игры; на празднике используются главным образом массовые игры и аттракционы, в которых могут принимать участие дети разного возраста и разной подготовленности. Выбор игры непосредственно зависит от места ее проведения. В небольшом узком зале или коридоре проводятся игры с линейным построением, в которых играющие участвуют поочередно. В большом зале или на площадке можно проводить игры с бегом врассыпную, с метанием больших и малых мячей, с элементами спортивных игр. Во время прогулок и экскурсий за город используются игры на местности. Зимой на площадках проводятся зимние игры на санях, на лыжах, на коньках, игры с постройками из снега [16, c.244]. При проведении игр на открытом воздухе необходимо учитывать состояние погоды (особенно зимой). Если температура воздуха до +10° С, то все участники должны действовать в игре активно. Поэтому и подбирать игры надо такие, в которых не приходится долго стоять и дожидаться своей очереди (например, эстафеты). В холодную ветреную погоду проводить подвижные игры на воздухе можно только с большими ребятами кратковременно и с большой насыщенностью движениями. С младшими школьниками проводить подвижные игры в холодную и ветреную погоду нельзя. В жаркую погоду лучше использовать игры малоподвижные, в которых участники выполняют задание поочередно. Выбор игры зависит также от наличия пособий инвентаря. Из-за отсутствия соответствующего инвентаря и неудачной его замены игра может расстроиться. Преподаватель физического воспитания в школе использует игры из программы по физической культуре, сборников, хорошие игры, бытующие среди детей, новые варианты игр самостоятельного или коллективного творчества детей и руководителя. На практике наблюдается, как постепенно перерабатываются отдельные игры и создаются новые. В связи с большим интересом детей к спорту было создано как самими детьми, так и руководителями, много игр с элементами спортивных игр и других видов спорта. Это позволило школьникам младшего возраста в доступной для них форме приобщиться к различным видам спорта: хоккею («Шайбу в круг»), баскетболу («Борьба за мяч», «Мяч капитану»), волейболу («Пионербол», «Летучий мяч») и др. [2, c.333]. Прежде чем объяснять игру, необходимо так расставить участников, чтобы они хорошо видели руководителя и слышали его рассказ. Лучше всего построить играющих в исходное положение, из которого они начинают игру. Если для начала игры участники становятся в круг, руководитель для объяснения игры находится между играющими по кругу. В массовых играх при большом количестве играющих он делает 1—2 шага к середине круга. Нельзя становиться в центр круга ни при малом, ни при большом количестве играющих, так как тогда половина играющих окажется за спиной руководителя и они могут быть невнимательны к его рассказу. Если играющие разделены на две команды и построены одна против другой на большом расстоянии («Пятнашки маршем», «Два лагеря», «Вызов»), то для объяснения надо сблизить команды, а затем отвести на их границы «домов». В этом случае руководитель, объясняя игру, становится между играющими в середину площадки у боковой границы и обращается то к одной, то к другой команде. Если игра начинается с движения врассыпную (типа «Салок»), то можно построить играющих в шеренгу, когда их немного, или сгруппировать их вокруг себя, но так, чтобы все хорошо видели и слышали руководителя. При объяснении игры нельзя ставить детей лицом к солнцу (они будут плохо видеть руководителя) или к окнам (они могут смотреть в окно и отвлекаться от объяснения игры). Руководитель должен стоять на видном месте боком или в крайнем случае лицом к свету, но так, чтобы видеть всех участников и контролировать их поведение. Успех игры в значительной мере зависит от ее объяснения. Рассказ должен быть кратким: длительное объяснение может отрицательно сказаться на восприятии игры. Рекомендуется придерживаться следующего плана изложения: название игры; расположение игроков и их роли; цель игры; правила игры; ход игры. Содержание игры подробно объясняется только тогда, когда учащиеся играют в данную игру впервые. При повторениях игры следует только напомнить основное содержание и пояснить дополнительные правила и приемы. Для восстановления игры в памяти лучше всего привлекать самих учащихся. Выбор водящих. Выполнение обязанности водящего оказывает большое воспитательное воздействие на играющих. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Выбрать водящего можно разными способами, например, по назначению руководителя. Необходимо начать игру организованно и своевременно. Задержка снижает предигровое состояние участников, уменьшает готовность детей к игре. Задержать начало игры можно лишь в том случае, когда участникам нужно обсудить план действия в командах. Игра начинается по условному сигналу (команда, свисток, хлопок в ладоши, взмах рукой или флажком). Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту двигательной реакции на различные приказания. Руководитель заранее сообщает детям о намеченном сигнале. Сигнал подается только после того, как руководитель убедиться в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли соответствующие места [11, c.44]. Далее руководитель внимательно следит за ходом игры, за поведением отдельных игроков и направляет их действия соответственно той задаче, которая поставлена руководителем перед проведением игры (добиваться согласованных действий, честно отстаивать интересы своей команды, проявлять смелость в игре, выручать товарища, попавшего в «плен», и др.). Обучая детей играм, надо в первую очередь приучать их сознательно соблюдать правила игры. Участники узнают правила во время объяснения игры, но часто в процессе игры нужно напоминать им о них и дополнять, если предыдущие правила хорошо усвоены. Руководитель делает поправки и замечания, не останавливая общего хода игры. Но если большинство участников допускают одинаковую ошибку, он останавливает игру и вносит поправку. Не следует останавливать игру криком, резкой командой, надо приучать детей останавливаться по условному сигналу «Внимание», по свистку. В случае опасного поведения участников в игре, необходима резкая остановка игры. Руководителю необходимо учитывать наиболее опасные моменты в игре детей с нарушениями зрения (перепрыгивание через сложное препятствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, стены или других предметов, которые в игре могут помешать бегающим и увертывающимся игрокам), быть готовыми к страховке. К этому можно привлекать и детей, не участвующих в игре. Между играющими должны быть здоровые товарищеские отношения. Нельзя допускать зазнайства победителей и ослабления интереса к игре у побежденных. А.С. Макаренко говорил, что «...нужно вызывать у мальчика или у девочки гордость успехом своей команды или организации. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде, Нужно, наконец, добиться спокойного отношения к удачам и неудачам» [17, c.76]. Определение результатов игры имеет большое воспитательное значение. По окончании игры руководитель должен, построив игроков в исходное положение, объявить ее результаты. Для этого он создает спокойную обстановку, если нужно, собирает сведения у судей-помощников, счетчиков очков и громко объявляет результаты. Ни в коем случае нельзя допускать пререканий игроков с судьей. Решение судьи обязательно для всех. При определении результатов игры надо учитывать не только быстроту, но и качество выполнения того или другого задания, о чем участники должны быть предупреждены заранее. Объявлять надо результат лаконично, никому не делая скидок, чтобы приучать детей к правильной оценке их действий и поступков [33, c.76]. Разбор игры. После объявления результатов необходимо разобрать игру, указав на ошибки, допущенные участниками в выполнении технических приемов и в тактике. Детям младшего школьного возраста при разборе сюжетной игры полезно указать на положительные и отрицательные моменты в развитии сюжета игры, отметить участников, хорошо исполнявших отдельные роли. Необходимо отмечать учащихся, которые хорошо соблюдали правила игры и проявляли творческую инициативу. При разборе лучше усваиваются правила, уточняются детали игры, улаживаются конфликты. Разбор помогает руководителю уяснить, насколько усвоена игра, что игравшим понравилось и над чем надо работать в дальнейшем. В заключение следует отметить, что сам процесс проведения игры очень сложен: он зависит не только от возможных особенностей детей, условий работы, но и от подготовленности детей к коллективным играм, от их настроения, от мастерства самого руководителя игры. Проведение игры — педагогический процесс, не всегда поддающийся прогнозированию. Практический опыт работы с детьми, умение наблюдать и анализировать действия играющих в процессе игры, умение правильно анализировать и оценивать свое поведение как организатора игры способствуют совершенствованию мастерства руководства играми. Если проанализировать задачи, которые способна решать та или иная игра, становится ясна их многоплановость. Например, игра «Наступление», применяемая не только на уроке, но часто и в спортивной практике, способствует развитию физических способностей (скоростные качества), помогает целенаправленно воспитывать решительность и выдержку (волевые качества), прививает чувство коллективизма (моральные качества), воспитывает внимательность и дисциплинированность (личностные качества) и т.д. Существует ли возможность одновременного воздействия на весь этот спектр качеств, свойств и способностей? Да и нужно ли это? Здесь следует отметить коренную разницу двух понятий: «Что может игра» и «Что может преподаватель». В процессе той же игры «Наступление», если дети участвуют в ней без преподавателя, многие перечисленные выше и некоторые другие способности школьников так или иначе будут развиваться. Однако вряд ли движение будет быстрым и качественным. Возможны и негативные варианты, например с позиции воспитания решительности. Для этого достаточно не акцентировать внимание наступающих игроков на обязательность движения на встречу ожидающей команде до сигнала (свистка). Стоит наступающим почувствовать возможность торможения, преждевременного расцепления рук и т.п. — игра сразу станет важным средством воспитания трусости, индивидуализма. Поэтому «игра может» то, что способен найти в не сложной структуре, потенциальным ее содержании знающий преподаватель [26, c.3]. Во-первых, он выбирает те направления педагогического воздействия, на которые способен повлиять в данном конкретном случае, во-вторых, — классифицирует их на главные и сопутствующие, в-третьих — проводит игру, уделяя основное внимание этим объектам. В игре «Наступление» главным объектом педагогического воздействия может основным быть развитие у занимающихся скоростных качеств, а вспомогательным — воспитание выдержки. Сам игровой сюжет способствует скоростным проявлениям. Однако, полезно акцентировать внимание играющих на тех моментах, которые могли бы способствовать оптимальному развитию скоростных качеств. С той целью можно поставить команду преследователей в положение низкого старта, объявить, например, о том, что будут отмечены самые быстрые стартовые рывки. Можно кратко напомнить о закономерностях набора максимальной скорости (наклон туловища, частота шагов и др.). Чтобы решать вторую задачу — воспитание выдержки (что важно не только в жизни, но и в спорте), необходимо мотивировать занимающихся на ее проявление. Лучший результат в таких случаях обычно достигается способом одновременного предостережения и поощрения. Таким образом, в процессе организации и проведения подвижных игр с младшими школьниками, имеющими нарушения зрения, важная роль отводится педагогу- организатору игр. От того, насколько правильно организованы участники игры, как им объяснены правила игры зависит то, насколько активно дети с нарушениями зрения в нее включаются. Важно следить за тем, чтобы во время игры младшие школьники с нарушениями зрения не получали травм, чрезмерную физическую нагрузку, не были исключены из игры другими участниками, не допускать насмешек над детьми с нарушениями зрения из-за неудач. Необходимым условием является всяческое поощрение и поддержка успехов у детей с нарушениями зрения. Соблюдение обозначенных методических требований к организации и проведению подвижных игр с участием детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения будет способствовать тому, что такие дети будут активно включаться в игру. Активизация игровой деятельности, в свою очередь, приведет к развитию основных физических качеств - быстроты, силы, выносливости, гибкости, ловкости.
Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-13; Просмотров: 1737; Нарушение авторского права страницы