Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Искусство раннего железного века.



Материализованная часть духовного мира скифской эпохи дошла до нашего времени как эстетический элемент известной археологической культуры.[60] На основании образов искусства, возникших в тот период, можно утверждать, что мировоззрению племен, занимавших степи и другие пространства Евразии в раннем железном веке, присущи общие черты. В частности, – единообразие представлений о солнечном божестве, о культах растительных сил, животных и предков. Эти культы сформировались еще в предыдущую эпоху палеометаллов и были связаны с процессами становления производящего хозяйства. Наиболее ранние образы животных относятся к киммерийскому времени и, возможно, связаны с кавказскими традициями (рис. 100. Бронзовые пряжки в виде скачущих коней. Кавказ, начало I тыс. до н.э.).

В обширном массиве близких проявлений творчества раннего железного века можно выделить локальное своеобразие искусства «звериного стиля» степной Евразии, лесной полосы, испытывавшей реальное влияние южных степных традиций, орнаментальное искусство Дальнего Востока, пластическое и орнаментальное искусство Средней Азии и Кавказа. Наряду с этим, можно обособить искусство скифской эпохи и искусство гунно-сарматского времени. В творчестве этих двух периодов есть общие черты, касающиеся некоторых образов, их трактовки, приемов изображения, но отмечены и существенные различия, связанные с изменениями в духовной культуре.

Общая и основная составляющая в искусстве раннего железного века – так называемый «звериный стиль». Для него характерны следующие черты. 1. Изображение животных определенного круга: травоядные (олень, горный баран, козел, лось, сайгак, кулан); хищники (кошачьи, псовые, медведи, фантастические грифоны). 2. Стилизация. 3. Традиционные позы животных.

Предметы и памятники искусства звериного стиля можно объединить в несколько групп. 1. Бронзовые, позолоченные и золотые, иногда инкрустированные вставками из полудрагоценного камня, нашивные бляшки. 2. Стилизованные изображения на рукоятях ножей, кинжалов, мечей, котлов, ножках ритуальных столиков. 3. Наскальные изображения. 4. Аппликативные и ковровые изображения, изделия из дерева и кожи.

История изучения скифо-сибирского искусства довольно продолжительна и составляет целое направление в российской археологии и искусствоведении. Еще в начале XVIII в. высочайшим указом Петра I предписывалось собирать предметы древнего искусства и пресекать грабительские раскопки курганов ватагами «бугровщиков». Коллекция золотых предметов из Петровской Кунсткамеры составлена из вещей скифской эпохи, но в ней различаются разные стили и региональные особенности изделий – собственно скифские, сако-массагетские, савроматские, гунно-сарматские (рис. 101. Золотая застежка в виде свернувшейся пантеры; рис. 102. Золотые поясные бляхи со сценой терзания лошади львиным грифоном; рис. 103. Золотые поясные бляхи – люди и лошади, отдыхающие под деревом; рис. 104. Золотая застежка со сценой схватки животных; рис. 105. Золотая рамчатая пряжка со сценой схватки волка и змеи; рис. 106. Золотая рамчатая пряжка, изображающая схватку тигра с фантастическими животными. Сибирская коллекция Петра I).

Первый этап исследований связан с накоплением археологических материалов, характеризующих «звериный стиль». Его можно назвать именно «историко-искусствоведческим». Основное внимание в ходе исследований уделялось типологической характеристике образов, их художественным особенностям, хронологии, ареалам распространения. Семантика этого своеобразного творчества исследовалась меньше, причем интерпретация отдельных сюжетов, как и раскрытие их содержания, давалась через сравнение с образами переднеазиатского, главным образом ассиро-вавилонского, искусства.

Второй, современный этап изучения можно охарактеризовать как семантический. Здесь художественные произведения скифского времени рассматриваются как символы, как отражение определенных мировоззренческих категорий и идеологии, или как своеобразная знаково-коммуникативная система. Так были открыты и новые возможности исследования памятников искусства, которые отражали идеологическое единство скифо-сибирского мира.

Различны мнения по-поводу истоков «звериного стиля». Г.О. Боровка объяснял его происхождение влиянием на варваров Северного Причерноморья греческой культуры. По мнению Д.Н. Эдинга это искусство формировалось на обширных пространствах Евразии, как квинтэссенция духовной культуры местных народов. М.И. Ростовцев выводил основные традиции скифского стиля из ближневосточных культур.

В основе искусства огромного скифо-сибирского мира присутствуют различные виды животных, реальных и фантастических. При всем сходстве исходных образов и стилистических форм, кристаллизация типов звериного стиля в разных регионах шла самостоятельно: в Причерноморье (скифский), испытывавший реальное влияние греческой культуры (рис. 107. Золотые нашивные бляшки в виде лежащих оленей из Чиликтинского кургана. VI в. до н.э.; рис. 108. Золотая нашивная пластина с изображением оленя из Ак-Мечети. V в. до н.э.; рис. 109. Серебряная амфора из Чертомлыкского кургана; рис. 110. Золотой гребень из кургана Солоха. V в. до н.э.; рис. 111. Золотая пектораль из кургана Толстая Могила; рис. 112. Серебряный сосуд из Частых курганов. IV в. до н.э.; рис. 113. Золотые серьги с территории Молдавии. VI в. до н.э.; рис. 114. Золотой горит со сценой сражения льва с крылатыми грифонами из Мелитопольского кургана), в Волго-Уралье (савромато-сарматский), [61] (рис. 115. Бронзовая бляха в виде свернувшегося зверя из Кулаковского кургана. V в. до н.э.; рис. 116. Пантера и голова льва – бронзовые нашивные бляшки из Журавских курганов. VI-V вв до н.э.; рис. 117. Клыки дикого кабана, украшенные гравировкой в виде изображений животных из Блюменфельда. Саратовская область) в Средней Азии (сакский), [62] на Алтае и в лесостепных районах Западной Сибири (пазырыкский), [63] в центральных областях Южной Сибири (тагарский), в Туве, Забайкалье, Монголии и Ордосе (центральноазиатский).

Исследователи выделяют два основных хронологических периода в развитии звериного стиля: предскифский (или раннескифский) – до V века до н.э.; период расцвета – V–III вв до н.э.

Один из основных образов звериного стиля – благородный олень (рис. 118. Золотая фигурка оленя из станицы Костромской) в определенных, строго выдержанных, позах появляется уже в VII веке до н.э. и исчезает на рубеже III–II вв до н.э. Изображения оленя различаются формой рогов, морды, пасти, глаз, хвоста, степенью рельефности. Стилистические особенности нашивных «оленьих» бляшек (рис. 107. Золотые нашивные бляшки в виде лежащих оленей из Чиликтинских курганов; рис. 119. Навершие с фигуркой оленя из станицы Макошевской. VI в. до н.э.) связаны с географическими районами и местной культурной спецификой (Причерноморье, Кубань, Минусинская котловина, Казахстан, лесостепь Южной Сибири). Везде особенности воплощения образа оленя реализовывались строго в местной манере.

В отличие от оленей, бараны и козлы очень редко представлены как самостоятельные изображения. Обычно они соединены попарно, или по четыре, в виде бараньих голов и украшают навершия ножей или ручки зеркал. Этот образ известен в сибирском, алтайском, среднеазиатском, широко распространен в сакском и тагарском искусстве. Его общие признаки даны в схематичной передаче туловища, в статично соединенных или близко поставленных друг к другу ногах, в массивном, в виде полукруга, роге. Объемные изображения известны только на колоколовидных навершиях в виде стоящих фигур с выпуклыми и круто завитыми рогами (рис. 120. Навершие с фигурой горного козла из Красноярского края. VI-V вв до н.э.).

Прочие изображения этого образа выполнены в условно-объемной манере, как например на тагарских чеканах, где ноги животного переходят непосредственно в обух (рис. 121. Бронзовый чекан с фигуркой козла из Минусинской степи), и на алтарях. Главное внимание уделяется рогам, на которых показаны даже годичные кольца. Очевидно, это очень важная деталь, связанная со смысловым значением образа и указывающая на главные боевые достоинства зверя.

Оленные камни (рис. 117, 1. Тип оленных камней Центральной Азии и Южной Сибири; рис. 122. Оленные камни в степи Укока.) встречаются широко в степях от Забайкалья до Северо-Восточных Балкан. Стилистически с ними смыкаются многочисленные петроглифы (рис 123. Бертекская писаница. Укок.) и орнаменты скифского времени. Хорошо изучены оленные камни Монголии, Забайкалья и Южной Сибири. Это стелообразные монолиты с изображениями людей и «летящих» оленей. Человеческие фигуры безлики, в них для художника более важны детали оснащения (бусы, предметы вооружения, пояса). Олени, как правило, показаны на обратной стороне стелы, в позе летящего бега, с вытянутыми вперед мордами, характерными ветвистыми рогами и маленькими ножками. В их фигурах и позах древний мастер непременно отмечает, в качестве основного, – принцип устремленности вперед.

Наскальные изображения скифского времени зафиксированы также на Памире в северо-восточном Узбекистане. На современной территории Киргизии они встречаются в Таласской долине, в урочище Ур-Марал, в Иссык-Кульской котловине. На Тянь-Шане их можно встретить в урочище Саймалы-Таш, в Казахстане – на отрогах Илийских гор, в урочище Тамгалы и в горах Каратау. Много изображений этого времени открыто на Алтае и в горной Туве (Улуг-Хем, Мугур-Саргол). Известны они в центральной и восточной Монголии. Основные сюжеты петроглифов – олени–маралы, кони, хищники, горные козлы и бараны, кабаны, птицы. Они переданы в характерных позах – в прыжке и лежащими с подогнутыми ногами, бегущими и в позе «внезапной остановки».

В скифском варианте подачи универсальных образов животных отмечены повествовательно-смысловые многофигурные сюжеты на металлических сосудах, на пекторали из Толстой Могилы (рис. 111. Золотая пектораль из кургана Толстая Могила), золотом гребне из кургана «Солоха» (рис. 110. Золотой гребень из кургана Солоха), серебряной амфоре из кургана «Чертомлык» (рис. 109. Серебряная амфора из Чертомлыкского кургана).

В савроматском искусстве фигуры стилизованных образов хищников и других зверей часто подчинены формам функциональных предметов (навершие меча, ножка алтаря, ручка сосуда или зеркала, пластина колчана) (рис. 124. Ручка меча с навершием в виде птичьих головок; рис. 125. Бронзовое зеркало с ручкой, украшенной фигуркой пантеры).

В сакском искусстве преобладают образы барана и горного козла, воплощаемые чаще всего в виде нашивных бляшек, иногда инкрустированных бирюзовыми вставками.

В тагарском творчестве наиболее распространены образы летящего оленя с ритмично повторяющимися завитками рогов.

По самым общим представлениям в искусстве скифо-сибирского мира можно выделить два основных территориальных пласта со своими оригинальными традициями: скифо-тагарский, где преобладают сюжеты с образами травоядных животных и летящих оленей с характерными рогами (степи Причерноморья, Северный Кавказ, Южная Сибирь и Центральная Азия); савромато-сакский, в котором наиболее показательны образы хищников и сцены их борьбы с травоядными животными, так называемые «сцены терзания» (от Приуралья до горного Алтая).

Особое место в искусстве раннего железного века занимают шедевры пазырыкских курганов, в которых, в связи с мерзлотными процессами горноалтайской местности, часто сохраняются предметы из органики. Погребенные в курганах люди покрыты татуировками, выполненными в том же зверином стиле (рис. 126. Мумия мужчины с татуировкой из кургана Верх-Кальджин; рис. 127. Татуировки на коже женщины из Ак-Алаха и мужчины из Верх-Кальджин). Сложной высокохудожественной резьбой в Пазырыке украшались массивные лиственничные саркофаги, деревянные детали конской сбруи, ритуальная мебель, навершия (рис. 128. Деревянное навершие в виде оленя с войлочными рогами из Пазырыка; рис. 129. Деревянное навершие в виде грифона, держащего в клюве голову оленя. Пазырык, V-IV вв до н.э.; рис. 130. Деревянные накладки из Башадара и Туэкты. Пазырыкская культура, V в до н.э.). Поражают воображение искусно изготовленные аппликативные изделия из войлока и красочные ворсовые ковры с мифологическими сценами (рис. 131. Войлочная покрышка седла с бахромой из скальпов. Пазырыкская культура, V-IV вв до н.э.; рис. 132. Войлочные лебеди из Пазырыка; рис. 133. Ковер с изображением богини и мирового дерева. Деталь; рис. 134. Ковер с изображением всадника. Деталь.).

Археологические предметы скифо-сибирских культур, которые мы рассматриваем как произведения искусства, безусловно, относятся к разряду полисемантических символов, выражавших духовную сущность позднеродового общества. Эти символы несли ту или иную мировоззренческую идею, отражали общественную иерархию, или процессы политических интеграций.

Это искусство было одним из показателей исторического единства народов степной Евразии, выражало идейно-эстетические основы их мировоззрения. Поэтому нет смысла искать некий единый центр формирования «звериного стиля». Влияние переднеазиатского, ассиро-вавилонского, хеттского, индийского искусства на степной мир Евразии проявлялось в той мере, в какой можно вообще говорить о вкладе древневосточной цивилизации в мировую культуру.

Изображения животных являлись мифологическими символами. В них, порой, нарочито подчеркивались отдельные, особо значимые, части (рога, сильные лапы, когти, острые копыта, клювы, быстрые крылья и гибкие хвосты). Иногда эти элементы соединялись в единый художественный образ, создавая фантастическое амбивалентное существо с туловищем кошачьего хищника, головой и крыльями хищной птицы, копытами травоядного животного, хвостом в виде змеи.

Хищники часто изображались терзающими добычу, или свернувшимися в кольцо. Такие мотивы украшали предметы вооружения, одежду, конскую збрую. Очень важна не только внешняя сторона этого искусства, но и его семантическая подоплека, то есть, что скрывается под символом звериного образа. Очевидно, символизм в искусстве соответствовал и символизму в мышлении.

Принципиально важна в этом смысле «солнечная» символика: отдельные солярные знаки (круги), знаки солнца (кресты, свастики), изображенные непосредственно на животных.

В скифо-сибирском мире существовали три символа культа природы: дерево, антропоморфное существо и образ животного – три основные ипостаси, охватывающие растительную, животную и человеческую части природы. Наиболее интересны и показательны варианты, где эти элементы даны в сюжетно-повествовательных формах. Хорошо известно изображение женского божества плодородия с древом жизни на войлочном полотнище шатра из кургана Пазырык–V, исследованного в горном Алтае (рис. 133. Богиня с мировым деревом). Особого внимания заслуживают сцены на скифских золотых и серебряных сосудах, которые фактически иллюстрируют скифскую мифологию (рис. 112. Серебряный сосуд из Частых курганов). Иногда удается выявить конкретные сюжеты и персонажи известных мифов, например этногонических (о происхождении скифов), зафиксированных в рассказах Геродота.

Уникальна золотая пектораль из Толстой Могилы (рис. 111. Золотая пектораль из кургана Толстая Могила). Её поле разделено на три яруса, в которых отчетливо различимы сферы вертикального космоса. На нижнем (хтоническом) уровне изображены фантастические грифоны, терзающие коня, здесь же представлена схватка кабана и оленя с леопардами и львами, показана погоня собак за зайцами. А верхний, основной, ярус представляет собой настоящий гимн реальной человеческой жизни в среднем мире, где в центре двое бородатых мужчин кроят баранью шкуру, по краям показаны домашние животные с детенышами, юноши, доящие овец, и летящие птицы. Идейно-мифологическая система скифо-сибирского мира была абсолютно самостоятельной. Направленная на этот мир, она породила многочисленные произведения искусства.

Искусство гунно-сарматского времени продолжало традиции скифского творчества. Но оно соответствовало уже другой эпохе, другому содержанию и иным духовным ценностям общества. Оно изначально синкретично, состоит как бы из двух компонентов, с одной стороны в нем ощущается стойкая скифская традиция, а с другой – новые образы, иная изобразительная стилистика (рис. 135. Золотой сосуд с ручкой в виде стоящего лося. Курган Хохлач, I в. н.э.; рис. 136. Костяная булавка с фигурками козлов из могильника Новая Черная-IV. I в. до н.э.; рис. 137. Золотой браслет с окончаниями в виде голов дракона из Керчи. IV-V вв н.э.; рис. 138. Золотые диадема и височные подвески из гуннского погребения у хутора Верхне-Яблочного. IV-V вв н.э.).

К примеру, известный образ «древа жизни» в виде золотой нашивной бляшки из «сибирской» коллекции Петра I передается в новом сюжетном построении, где в прозаической обстановке показаны люди и лошади, отдыхающие под деревом. Между тем, перед нами, возможно, мифологический сюжет из жизни братьев Пандавов – героев эпоса «Махабхараты» (рис. 103. Золотые поясные бляхи из Сибирской коллекции Петра I).

На декоративных пластинах с растительной символикой часто представлены сцены борьбы хищников и травоядных. Эти, также традиционные со скифского времени, сюжеты воплощаются в новой стилистике. Прежде свободные композиционно, теперь они заключены в ограниченные рамкой пространства. Эти сцены борьбы двух начал (рис. 105. Волк и змея) воспринимались одновременно и как символика весеннего возрождения, и как эмблема царской власти.

Именно на протяжении гунно-сарматского времени (II в до н.э. – IV в н.э.) наблюдается постепенное угасание классического скифского искусства. Появляются несвойственные прошлой традиции сюжеты и формы: четырехугольные ажурные бронзовые пластины с парами быков, со сценами борьбы коней или извивающимися змеями (рис. 117, 4. Бронзовые поясные пластины гунно-сарматского времени). В искусстве позднего звериного стиля начинают преобладать образы коня, птиц, антропоморфные фигуры.

Идеи и художественные образы не были изолированными. На юге они были связаны с Древней Индией и Ахеменидским Ираном, на севере – с лесным миром финно-угров и протославян, на западе – с солнечной символикой и культами плодородия западно-европейских народов.

Источники и литература к разделу 2.2.:

Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. М., 2004.

Берге ван ден Л. Древности страны луров. С.-Пб., 1992.

Бозунова И.В. Искусство доклассового общества. Учебное пособие. Л., 1975.

Брей У., Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.

Ильинская В.А., Тереножкин А.И. Скифия VII-IV вв до н.э. Киев, 1983.

Мартынов А.И. Археология. М., 2005.

Мозолевський Б.М. Товста Могила. Киiв, 1973.

Раевский Д.С. Модель мира скифской культуры. М., 1985.

Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. М.-Л., 1960.

Сарианиди В.И. Бактрийский центр златоделия // СА. 1987. № 1.

Феномен алтайских мумий / под ред. А.П. Деревянко и В.И. Молодина. Новосибирск, 2000.

 

Контрольные вопросы к разделу 2.2.:

 

1. Искусство раннего железного века. Скифо-сибирский звериный стиль (общая характеристика).

2. Основные жанры «звериного стиля».

3. Особенности скифского искусства Причерноморья.

4. Особенности сако-массагетского искусства Средней Азии.

5. Особенности савромато-сарматского искусства Дона, Поволжья и Приуралья.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 2523; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь