Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Авторитарная модель СМИ (истоки и развитие в XX-XXI вв.).Стр 1 из 9Следующая ⇒
Авторитарная модель СМИ (истоки и развитие в XX-XXI вв.). Авторитарная модель – ответственность прессы перед государством в лице императора или другого властителя. Истоки: Николо Макиавелли – «Государь». Главная цель – безопасность государства, обеспеченная политикой властей. Вообще с народом можно не церемониться, люди тупые и неблагодарные, а для достижения и сохранения власти все средства хороши. Но при этом нельзя забывать и про самопиар. Нужно обезопасить себя от врагов, приобрести друзей, побеждать силой или хитростью, внушать страх и любовь народу, а солдатам — послушание. Георг Гегель. Государство есть разум сам по себе. Гегель считает точку зрения самостоятельности властей и их взаимного ограничения ложной, поскольку при таком подходе как бы уже предполагается враждебность каждой из властей к другим, их взаимные опасения и противодействия. Выступал за конституционную монархию, но без конфликта между парламентом и королем. Томас Гоббс – «Левиафан». Свобода слова – это болезнь государства, государство создано для того, чтобы поддерживать порядок, пресса – инструмент для поддержания порядка. Далее вспоминаем про детище Теофраста Ренодо и Ришелье – Ля Газетт, инструмент абсолютной монархии. Ришелье лично отбирал статьи для публикации и фактически был соредактором. Сотрудником Ренодо был не только Ришелье, но и сам король. Людовик XIII регулярно инкогнито писал в газету, причём не только политические статьи, но и заметки о своих военных походах и был, по сути, первым военным журналистом. «La Gazette» являлась важным инструментом общественно-политической жизни Франции. В общем, где авторитаризм, там и авторитарная модель, которая существует до сих пор и неплохо держится, несмотря на свой возраст. А теперь немного про современное состояние дел от «Ведомостей». Но в последние десятилетия возник новый тип авторитаризма, лучше приспособленный к миру прозрачных границ, глобальных медиа и экономике знаний. Новые автократии часто даже притворяются демократиями, проводят выборы (на них почти всегда побеждают нужные люди); подкупают и цензурируют частные СМИ, а не уничтожают их; полноценную политическую идеологию им заменяет аморфная ненависть к Западу. Их лидеры часто пользуются невероятной популярностью – как минимум, благодаря ликвидации всех соперников. Госпропаганда в таких странах работает не как «инженер человеческих душ», а как средство повысить рейтинг диктатора. Политических оппонентов преследуют и порочат с помощью сфабрикованных обвинений, их подталкивают к эмиграции, но убивают редко. Наша модель предсказывает, что режимы, сосредотачивающиеся на цензуре и пропаганде, могут увеличивать их относительное финансирование в условиях экономического спада. Когда рост турецкой экономики замедлился с 7, 8% в 2010 г. до 0, 8% в 2012 г., число журналистов, находящихся в заключении, увеличилось с 4 до 49. Ограничение свободы СМИ после глобального экономического кризиса отмечается в Венгрии и России. И наоборот, в последние десятилетия быстрого роста экономики в Сингапуре и Китае власть перешла от открытого подавления свободы информации к экономическим стимулам для самоцензуры. Короче сегодня возник новый вид диктатуры – информационный, без репрессий, но с цензурой. А теперь кусочек монолога бывшего НТВэшника Гольденцвайга о том, как работает цезура в России: «Иногда ЦУ приходят из Администрации президента на общеизвестных таких листочках-справочках. Хотя это нигде не подписано, и никогда ничего не докажешь. Это такие «настоятельные рекомендации», которые, среди прочего, регулярно рассылают итоговым программам — и по основным, и по неудобным, щекотливым темам. На что обратить внимание, какой скандал заострить, какие тезисы имеет смысл дать и так далее. В особо экстренных случаях присылают сканы этих листочков — на моей практике так было, может быть, один или два раза, и сам я, к счастью, не видел даже малой части всего механизма». Философия Томаса Гоббса и авторитарная концепция прессы. Томас Гоббс – автор трактата «Левиафан» и знаменитой фразы «человек человеку волк». Чтобы волки друг друга не перегрызли, существует государство, только оно обладает монополией на принуждение и насилие. Нормальное состояние людей – война всех против всех. Люди, в связи с неминуемым истреблением при нахождении в таком состоянии продолжительное время для сохранения своих жизней и общего мира отказываются от части своих естественных прав и по негласно заключаемому общественному договору наделяют ими того, кто обязуется сохранить свободное пользование оставшимися правами — государство. Представитель верховной власти, как источник законов, стоит выше их, ибо он сам определяет понятие справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, моего и твоего. Граждане могут восстать против государства лишь в случае, если оно неспособно охранять мир – и только для того, чтобы заменить рыхлый деспотизм дееспособным и вновь отказаться затем в его пользу от всех своих прав. Верховная власть должна всецело главенствовать не только в светских делах, но определять религиозные догматы и культ. Церковь и государство нельзя разделять друг от друга, они должны составлять неразрывное целое. В учении о главенстве государства над церковью Гоббс следует главному принципу англиканизма. Демократия – это плохо, уверен Гоббс. Для стабильности государства нет ничего хуже недостаточно абсолютной власти. К болезням государства Гоббс также отнес «свободу высказываний против верховной власти», а тех, кто себе такое позволяет вообще сравнил с глистами (этакие паразиты на теле общества, подтачивающие его изнутри). Про журналистов в его трактате нет ни слова, по причине отсутствия таковых во времена Гоббса. Зато с натяжкой к ним можно отнести работников образования, про которых он пишет следующее: «Служителями верховной власти являются также те, кто имеет полномочия учить или делать других способными учить людей их обязанностям по отношению к верховной власти и наставлять их в отношении того, что справедливо и что несправедливо, дабы сделать их склонными жить в благочестии и мире между собой и противостоять врагу государства». Получается, что журналисты и учителя у Гоббса = пропагандистам на государевой службе.
Либертарианская модель СМИ Либертарианская теория (или теория свободной прессы) связана с идеями Просвещения, подрывавшими устои авторитаризма и поощрявшего поиски истины в качестве естественного права всех граждан на знание, свободу и счастье. «Пресса понималась как партнер в этих поисках», и ей отводилась роль «четвертого сословия» (по книге «четыре теории прессы» Шрамма, Сиберта и Патерсона). Либертарианские идеи соответствовали «Биллю о правах» и в течение двух веков занимали ведущее место в журналистике США, Англии и ряда других стран. Принципы этой теории нашли отражение в первой поправке к Конституции США и во французской Декларации прав человека. Согласно этой теории все СМИ должны находиться в частной собственности и конкурировать между собой на Свободном рынке. Принцип - чем меньше участвует государство в деятельности СМИ, тем лучше. Теория фиксирует шесть задач прессы (по книге «четыре теории прессы»): 1.Обслуживание политической системы посредством обеспечения информации, обсуждения и полемики по социальным вопросам; 2.Просвещение публики с тем, чтобы она была способна к самоуправлению; 3.Обеспечение прав личности, при котором пресса осуществляет критику правительства; 4.Обсуждение экономической системы, сведение вместе покупателей и продавцов, товаров и услуг посредством рекламы; 5.Развлечение публики; 6.Самофинансирование в целях обеспечения защиты от подавления отдельными политическими или экономическими группами.
Основные положения этой модели (другие источники): 1. Публикация должна быть свободна от предварительной цензуры какой-либо третьей стороной; 2. Процесс публикации и распространения должен быть открыт для индивида или группы без какого-либо разрешения или лицензирования; 3. Нападки на правительство, официальные или политические партии (в отличие от частных индивидов) не должны быть наказуемы, даже после факта их осуществления; 4. Не должно быть запрещения на публикацию чего бы то ни было; 5. Публикация «неправды» защищается равно как и публикация «правды», по причине равных условий для различных мнений и убеждений; 6. Не должно налагаться ограничений на сбор информации законным путем; 7. Не должно быть ограничений экспорта и импорта, пересылки или получения сообщений через национальные границы; 8. Журналисты должны иметь значительную степень автономность внутри организации медиа. Особенность этой модели - в обеспечении прессе таких возможностей контроля над правительством, какой ни один другой институт не мог дать. Именно в рамках этой теории складывается представление о прессе как «сторожевом псе демократии». На практике применение теории свободной прессы было далеко не таким простым. Эта теория не выдержала напора массовой прессы, так как была ориентирована на престижную буржуазную прессу, рассчитанную на «просвещенную прессу». Основные недостатки данной теории, из-за которых современные Западные страны перешли к другой модели функционирования СМИ: 1.В данной теории уделяется большое внимание защите мнений и убеждений, но гораздо меньше сказано об информации, особенно в отношении проблем доступа, конфиденциальности публикаций. 2.Теория наиболее часто защищала интересы собственников медиа. Права издателей, журналистов и аудитории («жертвы» свободы выражения) не получили в данной теории достаточной разработки. 3.Теоретический контроль за деятельностью медиа запрещен, но не указано, каким образом можно избежать экономического и политического давления, которому все-таки подвергается медиа. Вещание Несколько общенациональных, 26 – региональных SVT Общенациональные лучше развиваются, не хватает аудитории коммерческим, чтобы все окупить TV3 Радио – коммерческое, в основном музыкальные Интернет и мобильный телефон – почти у 100% населения Средиземноморская · сильное влияние государтсва · в приоритете политическое освещение · медиа субсидируются государством (самые высокие уровни субсидирования – Португалия) · слабый профессионализм журналистов · ориентация на элиту общества · отсутствие мониторинга СМИ · журналистика мнений, а не фактов · ориентация на мужскую аудиторию · ТВ-основное СМИ · плохо развиты коммерческие СМИ · поздняя демократизация общества · организационный плюрализм (интересы групп) · слабо развита национально-легальная власть
Североевропейская · политический плюрализм · свобода прессы – обусловлена исторически · вмешательство государства регулируется законом · высокий профессионализм · высокие тиражи печатных изданий · м и ж аудитория 50/50 · исторически сильное влияние партий · высокий профессионализм · ориентация не на элиту · ранняя демократизация общества · страны объединены протестантской реформацией · разделение по языкам · рационально-легальная власть
Североатлантическая · коммерческая ориентация прессы · средние тиражи газет · журналистика новостей, а не мнений · высокий профессионализм журналистов, не институциональное регулирование · низкая степень вмешательства государства · СМИ зависят от рекламы · нет субсидий государства · массовость, ориентация на средний класс аудитории · политическая нейтральность · пресса – не национальное СМИ · ранняя демократизация общества · умеренный плюрализм во власти · важны интересы личности (индивидуальный плюрализм) · либерализм власти · нет острой борьбы государства и оппозиции, поэтому СМИ не политически ориентированы
(это то что я смогла разобрать по фото с ее презентации. доп. к файлу скидываю фото, может вам повезет больше)
Третья часть книги Халлина и Манчини затрагивает проблемы не только настоящего, но и будущего трех моделей медийных систем, избранных для системного анализа. В главе «Триумф либеральной модели» отмечается, что она находится в центре внимания тех исследователей, которые связывают перспективы дальнейшего развития информационных средств связи с процессами их коммерциализации и конвергенции, полагая, что с этими тенденциями сопрягаются отстранение медиа от конкретных связей с политическими институтами и сближение с либеральной моделью, развивающейся под влиянием идеологии неолиберализма. Свое воздействие в этом направлении могут также оказывать интеграционные процессы в европейских странах, способствующие развитию «глобальной экономики»12 и «глобальной коммерциализированной газетной индустрии»13, связанной с «либеральной идеологией, рассматривающей роль газет как институт рынка в большей степени, нежели мир политики»14. Немалую лепту вносит в эти тенденции и новая медийная технология, модернизирующая работу новостных агентств, СМИ и журналистов и оказывающая наиболее сильное влияние на представителей молодого поколения. Газеты Основной особенностью швейцарской системы печати является её децентрализация, причины которой кроются в неоднородности общества. Исторически оно разделено не только на культурные, но и языковые регионы. Каждый кантон состоит из нескольких общин, и швейцарец идентифицирует себя в первую очередь с общиной, к которой он принадлежит, и только затем ощущает себя гражданином Швейцарии. Выделяют следующие сосредоточения центров прессы: в Романдии (франкоязычной части Швейцарии) к ним относятся Женева и Лозанна, в немецкоязычных кантонах – Цюрих, Берн и Базель. Раздробленность общества породила феномен увлечения швейцарцами политикой. Высокий уровень участия общества в политической жизни предполагает интерес швейцарцев к СМИ: в Швейцарии издаётся 436 общеполитических изданий и 2333 наименования, относящиеся к деловой, экономической, специализированной и профессиональной прессе, издания общего интереса. Неслучайно в научном обороте за Швейцарией закрепилось определение «страна прессы» (Presseland) Швейцарский медиарынок предлагает своему читателю широкий ассортимент периодических изданий: платных и бесплатных, регионального и локального масштаба, рассчитанных на разные целевые группы. По количеству периодических печатных изданий на душу населения Швейцария занимает одно из первых мест в мире. Тем не менее, подавляющее большинство из почти 200 основных ежедневных швейцарских газет (их общий тираж — около 3, 5 млн экз.) отличаются сосредоточенностью преимущественно на локальных событиях. Из немецкоязычных ведущими на сегодняшний день в Швейцарии являются бульварная газета «Блик» (275 тыс. экз.), выходящие в Цюрихе хорошо информированная «Тагес Анцайгер» (259 тыс. экз., есть корреспондент в Москве) и «Нойе Цюрхер Цайтунг» (139 тыс. экз. - образец качественной журналистики). Среди франкоязычных лидируют бульварная «Матэн» (187 тыс. экз.), «Ле Тан» (97 тыс. экз.), «Ван-катр-эр» (97 тыс. экз.), «Трибюн де Женев» (65 тыс. экз.), среди италоязычных — «Коррьере дель Тичино» (24 тыс. экз.). Относительно заметный сегмент рынка занимают бульварные бесплатные «транспортные газеты» (распространяются в основном на остановках общественного транспорта) «20 минут» (около 100 тыс. экз.) и «Метрополь» (130 тыс. экз.), а также рекламно-корпоративные издания «КООП-Цайтунг» (почти 1, 5 млн экз.) и «Вир Брюккенбауэр» (1, 3 млн экз.). Информационные и аналитические разделы в этих газетах отсутствуют. Большинство крупных швейцарских газет федерального значения неуклонно сокращают свои официальные тиражи. Например, крупнейшая швейцарская бульварная газета «Blick». В 2004 году её тираж составил ориентировочно 275 тыс. экземпляров. Информированная газета «Дер Бунд», выходящая в бернской агломерации и в некоторых соседних городах, продает в настоящее время в день чуть больше 60 тыс. экз. Подверженный глобальной тенденции развития Интернета, а также усилению концентрации, швейцарский медиарынок склонен к постепенному сосредоточению газет во владении пятёрки крупных медиаконцернов. Небольшим региональным и локальным изданиям с каждым годом всё сложнее становится оставаться рентабельными. Финансовый кризис, негативно повлиявший на состояние рекламной индустрии, актуализирует необходимость поиска для газет новых источников доходов. Как следствие, большинство швейцарских изданий повысили стоимость подписки, а также тарифы на размещение рекламы. Следующей актуальной тенденцией выступает стремление к объединению различных этапов производства и распространения контента: появляются общие ньюсрумы для издания нескольких СМИ, объединяются корпункты, службы доставки и отделы рекламы газет и журналов, принадлежащих крупным концернам. Не менее интересным явлением швейцарского медиарынка является создание новых медиапродуктов изданиями из разных языковых регионов. Телевидение Телевизионный рынок Швейцарии контролируется созданным в 1931 году «Швейцарским обществом радиовещания и телевидения». Радио- и телевещание ведется на немецком (в действительности практически 80 % «немецкоязычного» телевидения производится на диалектах, очень сильно отличающихся от «литературного» немецкого языка), французском и итальянском (в кантоне Граубюнден — также на романшском) языках. Являясь по форме акционерным обществом, «ШОРТ», тем не менее, как и многие швейцарские акционерные образования в других отраслях экономики, по сути, является государственной структурой, получающей дотации от государства. Такого рода дотирование официально обосновывается необходимостью поддерживать «заведомо убыточную систему „четырёхъязычного“ национального телевещания», особенно с учетом того, что на территории Швейцарии свободно принимаются телеканалы соседних с ней стран, прежде всего Германии, а также Франции и Италии. Швейцарские телеканалы «СФ-1» и «СФ-2» (выпускаются входящей в «ШОРТ» государственной ТРК «СФ-ДРС») уделяют «прайм-тайм» в основном передачам спортивного и общественно-политического характера, поэтому свои «развлекательные потребности» швейцарский телезритель удовлетворяет, как правило, при помощи зарубежных телевещателей. Что касается частного телевещания, то оно, в отличие от частного радиовещания, так пока и не смогло закрепиться в Швейцарии в качестве реальной альтернативы государственному телевидению. Частные телеканалы «ТВ-3» и «Теле-24», завоевавшие было почти 3 % швейцарской телеаудитории, не сумели выйти на уровень рыночной самоокупаемости и их работа было в 2002 году прекращена. В начале ноября 2003 года в Швейцарии стартовала ещё одна попытка наладить частное телевидение. Федеральный совет (правительство страны) выдал соответствующую лицензию телеканалу «У-1». Лицензия выдана на 10 лет и даёт право на общенациональную трансляцию «немецкоязычных» программ. Причина того, что Швейцария до сих пор остаётся очень сложным для частных телевещателей рынком, заключается, прежде всего, в неблагоприятных рамочных законодательных условиях. Другой причиной является относительно небольшой процент рекламы, размещаемой на телевидении Швейцарии. Если в Германии на ТВ размещается почти 45 % всей рекламы в стране, то в Швейцарии эта цифра составляет всего 18, 1 % (на газеты приходится 43 % от всего объёма рекламы в Конфедерации). Печать Можно выделить две основные особенности французского газетного рынка: 1) большая доходность и более высокие тиражи региональной прессы по сравнению с центральной; 2) преобладание интереса читателей к журнальной периодике и, как следствие, высокая доходность этого рынка. Французский рынок журнальной периодики является самым высокодоходным. Основные газетные издания во Франции — это: Quest France — крупнейшая по тиражу (783 017 экз.) ежедневная региональная газета, издающаяся на всем западном побережье от Ла-Манша до границы с Испанией; Le Parisien-Aujourd'hui en France — крупная массовая парижская газета (508 345 экз.); Le Monde — одна из крупнейших качественных общенациональных газет (380 592 экз.); Le Figaro — одна из крупнейших качественных общенациональных газет (346 507 экз.); Le Sud-Ouest — самая крупная региональная ежедневная газета (325 700 экз.). Качественные - " Монд", " Либерасьон", " Фигаро", " Круа". Массовые - " Франс суар", " Паризьен либере", " Орор", " Пари жур". Экономические - " Эко", " Трибьюнз". Спортивная - " Экип". Бесплатные - " Метроньюс", " 20 минют", " Директ матэн". Еженедельники - " Экспресс", " Нувель Обсерватер", " Пуэн", " Марианн". Журнальная периодика - " Пари-матч", " Элль", " Мари-Клер". 9 национальных газет.
Аудиовизуальные СМИ 1980-е – разрушение государственной монополии на эфиирное вещание. Общественное телевещание во Франции базируется на остатках государственной монополии, и изначально слово «общественное» во Франции приравнивалось к слову «государственный», если речь шла о телевидении. Однако принцип управления общественным телевидением и его финансирования в целом схоже традиционным для западных стран (таких, как Великобритания и Германия). Директоров общественных каналов телевидения и радио назначает специальный орган — Высший совет по аудиовизуальным СМИ. Система финансирования общественного телевидения в стране смешанная, т.е. общественное телевидение финансируется частично за счет абонентской платы, частично — за счет рекламы. В целом для общественных телеканалов действует серьезная система ограничений на рекламу. Абонентская плата финансирует, помимо телевидения, общественное радиовешание и ряд институтов, связанных с аудиовизуальным сектором. Французское общественное телерадиовещание состоит из следующих подразделений: ♦ Groupe France Televisions, куда входит общественный общенациональный канал France2'и канал регионального программирования France3, образовательный и публицистический канал France 5, а также радиостанция Radio France Outre-Мег, вещающая во французских заморских департаментах; ♦ совместный франко-немецкий телеканал ARTE, специализирующийся на культурных и публицистических передачах; ♦ международная радиостанция Radio France Internationale, вещающая во всем мире на нескольких десятках языков; ♦ холдинг Radio France, куда входят общественно-политическая радиостанция France Inter, информационная France Info, сеть региональных радиостанций France Bleue, музыкальная France Musique и культурная France Culture; ♦ Institut National de I'Audiovisuel (Национальный аудиовизуальный институт), основной миссией которого является исследовательская и архивная деятельность в сфере телерадиовещания. Коммерческое телевешание представлено во Франции двумя общедоступными метровыми телеканалами — TF-1 и М6 и одним платным метровым — Canal+. Самым успешным является канал TF-I — некогда первый телевизионный канал, приватизированный в ходе ликвидации государственной монополии, принадлежащий сегодня строительному концерну Bouygues. С кабельным ТВ все плохо, со спутниковым – так-сяк. 2006г – переход на цифровое вещание. Сектор радиовещания в настоящий момент включает 1200 радиостанций, примерно половину из которых составляют радиостанции ассоциаций, общественных организаций, объединений и предприятий.
РАДИО Существует с 1924г., 35 млн. слушателей 1. Radio 1 2. Radio 2 3. Radio Deejay 4. Radio Italia 5. Radio Radicale 6. Radio Maria ТЕЛЕВИДЕНИЕ Закон №103 о реформе государственного телевидения (1975): установил гос. Монополию на национальное радио- и телевещание и предписал плюрализма в осуществлении информ. Деятельности. Декрет 1984г. – официальное признание государственного и частного тв. Каналы: 1. Rai – radiotelevisione (государственный) 2. Mediaset C (коммерческий) – принадлежит Берслускони 3. La 7 4. Sky Italia (Р.Мердок) Информационные агентства Государственное информационное агентство Синьхуа находится в Пекине, Синьхуа — одно из ведущих мировых информационных агентств, в АТР, на Среднем Востоке, в Латинской Америке, Африке и других регионах работают более 100 его корпунктов. В 2003 г. подчиненная агентству Синьхуа одноименная финансово-экономическая компания с ограниченной ответственностью заключила с финансово-экономической компанией агентства Франс Пресс (АФП) международный союз и полностью скупила агентства азиатского филиала финансово-экономической компании АФП в Сянгане, Японии, Южной Корее, Сингапуре и других 8 странах и регионах Азии. Таким образом, расширилась зона охвата агентства Синьхуа в мировых сетях. Штаб-квартира информационного агентства Чжунго также находится в Пекине, его информационные сообщения в основном ориентированы на китайцев, проживающих за границей, китайских эмигрантов, соотечественников в ОАР Сянган и Аомэнь и в провинции Тайвань. Концерны: Более 40 крупных газетно-издательских концернов, в их числе Шэньчжэнская издательская группа, «Гуанчжоу жибао», «Женьмин жибао», «Бэйцзин жибао», «Вэньхуй синьминь», «Наньфан жибао», «Синьхуа жибао». Газеты Реорганизация газетных издательств — заметная тенденция развития этой сферы в последние годы, к настоящему времени в стране созданы 39 крупных газетно-издательских концернов, в их числе «Бэйцзин жибао», «Вэньхой синьминь» и «Гуанчжоу жибао». В 2003 г. новым бумом стало межрегиональное сотрудничество бумажных СМИ. Газета «Синьцзин бао», выпуск которой спонсируют газетные корпорации «Гуанмин жибао» и «Наньфан жибао», является первой в Китае межрегиональной газетой, официально утвержденной правительством. В конце 2003 г. в Шанхае вышла в свет еженедельник «Ляован дунфан», его самым большим акционером является агентство Синьхуа.
Радио Государственная радиостанция — Центральная народная радиостанция имеет восемь программ, ежедневно это в общей сложности 156 часов спутникового вещания. Все провинции, автономные районы, города центрального подчинения, местные административные единицы имеют свои радиостанции. Международное радио Китая — единственное в Китае радио для зарубежной аудитории, ведет передачи на 38 языках, а также на общепринятом китайском языке и четырех местных диалектах, ежедневно проводит 290 часов спутникового вещания. В программу радио входят новости, обозрения, развлекательные передачи, а также специальные тематические рубрики по вопросам политики, экономики, культуры, науки и техники. По продолжительности вещания и числу языков Международное радио Китая вышло на третье место в мире среди радиостанций, ведущих вещание на зарубежную аудиторию. Телевидение Центральное телевидение (ЦТК) — самое крупное и самое мощное в стране, оно поддерживает деловые связи с более чем 250 телевизионными организациями свыше 130 стран и районов мира. В стране сейчас насчитывается около 300 миллионов телеприемников. Миллионы семей имеют два телевизора. Первую программу, сигнал которой распространяется через спутник и наземную сеть, имеют возможность принимать около 85% населения, а число ее постоянных зрителей превышает 900 миллионов человек. В настоящее время основой телесистемы Китая являются каналы Центрального телевидения (ЦТК), осуществляющие вещание общим объемом более 170 часов. - Первая программа – универсальный канал, выделяющийся прежде всего информационными и общественно-политическими передачами. - Передачи на темы экономики и социального воспитания – приоритеты Второй программы. - Третья программа – театрально-музыкальная. - Четвертая – международный канал круглосуточного вещания. Предназначена для живущих за рубежом китайцев, сочетает выпуски новостей с сюжетами универсального содержания. - Пятая – спортивная. - Шестая – рассчитана на любителей кино. - Седьмая – универсальная. Включает в себя передачи: для детей, на сельскохозяйственные (3/4 китайцев – крестьяне) и научно-технические темы, а также адресованные военным. - Восьмая в основном состоит из передач по литературе, искусству и развлекательных программ. - Недавно ЦТК запустило специализированный канал – теледрамы, где зрители могут ежедневно смотреть до шести телепостановок. Благодаря спутниковой связи программы Центрального телевидения передаются не только на всю страну, но и на весь мир. Начато вещание на английском языке. Эти программы в основном предназначены для распространения по сетям гостиниц для иностранных туристов, а также за пределами страны. Основная часть программ Центрального телевидения финансируется за счет бюджетных ассигнований. Быстро растут доходы и от рекламы. Рекламный рынок КНР входит в пятерку крупнейших рынков в мире, после США, Японии, Великобритании, Германии. Крупнейшими рекламодателями на китайском рынке являются фармацевтические компании, производители средств по уходу и косметики, товаров повседневного спроса и сектор услуг. Идет развитие и системы платных каналов. Таковыми являются III, V, VI, VIII программы ЦТК, сигналы которых распространяются в закодированном виде. Программы кабельных сетей тоже, как правило, платные. Немалые деньги приносят также журнал, газета, типография, магазин телетехники, экскурсии на телебашню «Жемчужина Востока», обслуживание иностранных тележурналистов, организация концертов, выставок, выпуск массовым тиражом всевозможных сувениров с телевизионной тематикой. Китайские телестудии, в том числе телекомпании провинций, получившие в последние годы возможность самостоятельно приобретать зарубежные программы, испытывают большой интерес к иностранной телепродукции: образовательным, научным, детским, игровым, культурным передачам, художественным фильмам и, конечно же, телесериалам. Но существует ограниченный импорт, кроме того запрещена демонстрация логотипов иностранных компаний (реклама). Прямое вещание иностранных телевещательных компаний на территории Китая запрещено. Периодически проводятся масштабные международные телеярмарки — Дни телевидения в Шанхае, международная Неделя телевидения в Пекине, Всекитайская ярмарка радиовещания и телевизионной аппаратуры, Сычуаньский телефестиваль, устраиваются различные конкурсы и объявляются их лауреаты, ведутся научный телеобмен и купля-продажа телепрограмм. Шанхай стал самым крупным в Азии рынком по обмену телепрограммами. Нормы для интернет-сми В КНР законодательство о СМИ состоит из норм по ограничению СМИ, лицензированию вещания, аккредитации журналистов, цензуры или иной формы контроля над содержанием информации. Рядовой гражданин КНР не имеет полного доступа ко всей информации относительно событий внешней и внутренней политики. Контролирующие меры в отношении Интернета не дают гражданам страны следить за развитием событий в мире. В контексте мирового права, в Китае нарушаются законы о распространении информации и права на ее получение и изучение. Медиапорядок в КНР сводится к подчинению всех СМИ партийно-государственному идеологическому контролю при значительной независимости редакций в политически нейтральных вопросах; наличию централизованной (нерыночной) медиаэкономики, где коммерческая реклама играет небольшую роль. Китай активно использует Интернет для реализации политических целей. Важными направлениями политики Китая являются внедрение «электронного правительства» и осуществление пропаганды. Административное Бюро по пропаганде в Интернете, созданное при Информационном Агентстве Государственного Совета, направляет и координирует государственную пропаганду в Сети. Одним из удачных средств такой пропаганды является Интернет-версия газеты «Жэнминь Жибао», которая пользуется большей популярностью, чем его печатное издание. Однако вместе с эффективным использованием Интернета китайское правительство активно борется за предотвращение негативных для власти последствий от распросранения Интернета. Начиная с 1994 года, было принято как минимум 60 различных нормативных актов, напрямую связанных с функционированием Сети. Они весьма жесткие. Для запуска сайта или чата требуется государственное разрешение. Принятые меры регулирования дают правительству право нейтрализовать любой неугодный ресурс. К примеру, ответственность предусмотрена за публикацию " материалов, вредящих репутации Государства". Однако китайский пользователь Интернета не имеет никаких методов определения, вреден материал или нет (в сводах законов данное понятие никак не расшифровывается). Блогеры выражают более широкий круг мнений о происходящем в КНР и за ее пределами по сравнению с журналистами традиционных СМИ. Более того, блогерство стало эффективным средством разоблачения правонарушений чиновников, вскрытия фактов коррупции. Интересно, что ряд кампаний, развернутых в Интернете, побудил властные органы стимулировать развитие законодательства в стране.
Нарушение правил влечёт серьёзное наказание. У провайдеров могут отобрать лицензию на предоставление услуг связи, а частные лица могут быть приговорены к смертной казни за публикацию материалов, которые неугодны правительству. Персонал Интернет-кафе периодически проверяет экраны мониторов систем, установленных в залах, и смотрит, чем занимаются их клиенты из-за их спин. На каждый монитор прикреплена записка «Интернет-кафе предупреждает клиентов: запрещается просматривать страницы с нелегальным или реакционным содержимым». В настоящее время на китайский Интернет-траффик наложена сложная система файрволлов (system of firewalls), которая ограничивает доступ к проблемным, по мнению государства, внешним ресурсам. " Великий китайский файрволл" - это специальный сервер или система серверов, которые устанавливаются на интернет-канале между пользователями и поставщиком Интернет-соединения и фильтруют информацию, передающуюся по каналу. Это относится не только к " антикоммунистическим" сайтам (а к ним относят большинство мировых ресурсов, например, народную энциклопедию Wikipedia). Фильтруются также порносайты и сайты, предлагающие азартные игр. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 4143; Нарушение авторского права страницы