Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Критерии качества декомпозиции
Проекта Со слолсностъю приложения трудно что-либо сделать — она определяется целью создания программы. А вот сложность реализации можно попытаться контролировать. Первый вопрос, возникающий при декомпозиции: на какие компоненты (модули, функции, классы) нужно разбить программу? Очевидно, что с ростом числа компонентов сложность программы растет, поскольку необходима кооперация, координация и коммуникация между компонентами. Особенно негативны последствия неоправданного разбиения на компоненты, когда оказываются разделенными действия, по сути тесно связанные между собой. Вторая проблема связана с организацией взаимодействия между компонентами. Взаимодействрте упрощается и его легче взять под контроль, если каждый компонент рассматривается как некий «черный ящик», внутреннее устройство которого неизвестно, но известны выполняемые им функции, а также «входы» и «выходы» этого ящика. Вход компонента позволяет ввести в него значение некоторой входной переменной, а выход — получить значение некоторой выход? юй переменной. В программировании совокупность входов и выходов черного ящика определяет интерфейс компонента. Интерфейс реализуется как набор некоторых функций (или запросов к компоненту), вызывая которые клиент либо получает какую-то информацию, либо меняет состояние компонента. Модное нынче словечко «клиент» означает просто-напросто компонент, которому понадобились услуги другого компонента, исполняющего в этом случае роль сервера. Взаимоотношение клиент/сервер на самом деле очень старо и использовалось уже в рамках структурного программирования, когда функция-клиент пользовалась услугами функции-сервера путем ее вызова. Синонимами являются термины структурная, процедурная и алгоритмически-ориентированная декомпозиция. 1 4 Семинар 1. Классы Подытожим сказанное о проблемах разбиения программы на компоненты и организации их взаимодействия. Для оценки качества программного проекта нужно учитывать, кроме всех прочих, следующие два показателя: • Сцепление {cohesion) внутри компонента — показатель, характеризующий степень взаимосвязи отдельных его частей. Простой пример: если внутри компонента решаются две подзадачи, которые легко можно разделить, то компонент обладает слабым (плохим) сцеплением. • Связанность {coupling) между компонентами — показатель, описывающий интерфейс между компонентом-клиентом и компонентом-сервером. Общее число входов и выходов сервера есть мера связанности. Чем меньше связанность между двумя компонентами, тем проще понять и отслеживать в будущем их взаимодействие. А так как в больших проектах эти компоненты часто разрабатываются разными людьми, то очень важно уменьшать связанность между компонентами. Заметим, что описанные показатели, конечно, имеют относительный характер, и пользоваться ими следует благоразумно. Например, фанатичное следование первому показателю (сильное сцепление) может привести к дроблению проекта на очень большое количество мелких функций, и сопровождающий программист вряд ли помянет вас добрым словом. Почему в случае функциональной декомпозиции трудно достичь слабой связанности между компонентами? Дело в том, что интерфейс между компонентами в таком проекте реализуется либо через глобальные переменные, либо через механизм формальных/фактических параметров. В сложной программной системе, реализованной в рамках структурной парадигмы, практически невозможно обойтись без связи через глобальные структуры данных, а это означает, что фактически любая функция в случае ошибки может испортить эти данные. Подобные ошибки очень трудно локализуются в процессе отладки. Добавьте к этому головную боль для сопровождающего программиста, который должен помнить десятки (если не сотни) обращений к общим данным из разных частей проекта. Соответственно, модификация существующего проекта в связи с новыми требованиями заказчика также потребует очень большой работы, так как возникнет необходимость проверить влияние внесенных изменений практически на все компоненты проекта. Другой проблемой в проектах с функциональной декомпозицией было «проклятие » общего глобального пространства имен. Члены команды, работающей над проектом, должны были тратить немалые усилия по согласованию применяемых имен для своих функций, чтобы они были уникальными в рамках всего проекта. Что принесло с собой ООП Первым бросающимся в глаза отличием ООП от структурного программирования является использование классов. Класс — это тип, определяемый программистом, в котором объединяются структуры данных и функции их обработки. Что принесло с собой ООП 1 5 Конкретные переменные типа данных «класс» называются экземплярами класса, или объектами. Программы, разрабатываемые на основе концепций ООП, реализуют алгоритмы, описывающие взаимодействие между объектами. Класс содержит константы и переменные, называемые полями, а также выполняемые над ними операции и функции. Функции класса называются методами^ Предполагается, что доступ к полям класса возможен только через вызов соответствующих методов. Поля PI методы являются элементами, или членами класса. Эффективным механизмом ослабления связанности между компонентами в случае объектно-ориентированной декомпозиции является так называемая инкапсуляция. Инкапсуляция — это ограничение доступа к данным и их объединение с методами, обрабатывающими эти данные. Доступ к отдельным частям класса регулируется с помощью специальных ключевых слов: public (открытая часть), private (закрытая часть) и protected (защищенная часть)1 Методы, расположенные в открытой части, формируют интерфейс класса и могут свободно вызываться клиентом через соответствующий объект класса. Доступ к закрытой секции класса возможен только из его собственных методов, а к защищенной — из его собственных методов, а также из методов классов-потомков'^ Инкапсуляция повышает надежность программ, предотвращая непреднамеренный ошибочный доступ к полям объекта. Кроме этого, программу легче модифицировать, поскольку при сохранении интерфейса класса можно менять его реализацию, и это не затронет внешний программный код (код клиента). С понятием инкапсуляции тесно связано понятие сокрытия информации. С другой стороны, понятие сокрытия информации соприкасается с понятием разделения ответственности между клиентом и сервером. Клиент не обязан знать, как реализованы те или иные методы в сервере. Для него достаточно знать, что делает данный метод и как к нему обратиться. При хорошем проектировании имена методов обычно отражают суть выполняемой ими работы, поэтому чтение кода клиента для сопровождающего программиста превращается просто в удовольствие, если не сказать — в наслаждение. Заметим, что класс одаривает своего программиста-разработчика надежным «укрытием », обеспечивая локальную (в пределах класса) область видимости имен. Теперь можно сократить штат бригады программистов: специалист, отвечающий за согласование имен функций и имен глобальных структур данных между членами бригады, стал не нужен. В разных классах методы, реализующие схожие подзадачи, могут преспокойно иметь одинаковые имена. То же относится и к полям разных классов. С ООП связаны еще два инструмента, грамотное использование которых повышает качество проектов: наследование классов и полиморфизм. ^ Широко используется и другое название — функции-члены, возникшее при подстрочном переводе англоязычной литературы. ^ Последний вид доступа имеет значение при наследовагши классов и будет рассмотрен на втором семинаре. ^ Подробнее об этом — на втором семинаре. 1 6 Семинар 1. Классы Наследование •— механизм получения нового класса из существующего. Производный класс создается путем дополнения или изменения существующего класса. Благодаря этому реализуется концепция повторного использования кода. С помощью наследования может быть создана иерархия родственных типов, которые совместно используют код и интерфейсы. Полиморфизм дает возможность создавать множественные определения для операций и функций. Какое именно определение будет использоваться, зависит от контекста программы. Вы уже знакомы с одной из разновидностей полиморфизма в языке C++ — перефузкой функций. Программирование с ютассами предоставляет еще две возможности: перегрузку операций и использование так называемых виртуальных методов. Перегрузка операций позволяет применять для собственных классов те же операции, которые используются для встроенных типов C++. Виртуальные методы обеспечивают возможность выбрать на этапе выполнения нужный метод среди одноименных методов базового и производного классов.__
От структуры — к классу Прообразом класса в C++ является структура в С. В то же время в C++ структура обрела новые свойства и теперь является частным видом класса, все элементы которого по умолчанию являются открытыми. Со структурой struct в C++ можно делать все, что можно делать с классом. Тем не хменее в C++ структуры обычно используют лишь для удобства работы с небольшими наборами данных без какого-либо собственного поведения. Новые понятия легче изучать, отталкиваясь от уже освоенного материала. Давайте возьмем задачу 6.1 из первой книги практикума и посмотрим, что можно с ней сделать, применяя средства ООП. Популярное:
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; Просмотров: 660; Нарушение авторского права страницы